Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО статья на тему


Кейс «Проектирование современного урока в аспекте реализации ФГОС ОО»

Кейс подготовлен для работы учителей на методическом семинаре-практикуме

«Проектирование современного урока в аспекте реализации ФГОС ОО».

2017

Введение.

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ОО? В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Краткое описание проблемы:

— формирование и развитие информационной компетентности учителей;

— развитие у учителей навыков упорядоченного, структурированного мышления;

— воспитание культуры общения, обмена мнениями;

— формирование самоконтроля для достижения позитивного результата.

Цель семинара:

Подготовка и построение урока в соответствии с системно-деятельностным подходом.

План семинара:

«Мозговой штурм»: Результаты освоения образовательных программ.

Работа в группах «Как подготовить современный урок?»

Методические рекомендации «Требования к уроку».

Работа в парах «Проектирование урока».

Дидактический материал «Методические основы построения урока».

Ход семинара:

1. «Мозговой штурм»: Результаты освоения образовательных программ

(участники: учителя)

Наш район уже в течение нескольких лет работает над внедрением новых федеральных образовательных стандартов как на начальном, так и на основном уровнях образования. Мы прекрасно знаем. Что за последние годы существенно изменились

приоритеты образования. Мы знаем, что с позиции нового стандарта освоение образовательной программы оценивается по трем группам результатов.

?

Какие это группы результатов? (предметные, метапредметные, личностные)

?

Как можно охарактеризовать данные группы результатов?

Предметные результаты

— освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

Метапредметные результаты

— освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО статья на тему

Особенности современного урока

в условиях реализации ФГОС НОО

Одна из отличительных черт нового ФГОС — смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое раньше должно было излагаться на уроках ученикам, главным становятся результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы учебных занятий. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, современный ,стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире .

Во всех образовательных системах и УМК на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не, только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Какие же происходят изменения в структуре уроков?Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

Здесь помощь окажет «Технология проблемно диалогического обучения» -автор Мельникова Е.Л.Каковы же особенности современного урока?

1).Современный урок – это личностно-ориентированный,

деятельностный , компетентностный,то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность). Учителю важно понять, какими должны бытьосновные тенденции развитиясовременного урока.

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)

Главная методическая цель урока при системно — деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими путями.

· Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

· Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

· Интенсивная самостоятельная деятельностьобучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью со стороны учителя или других учеников в парной или коллективной деятельности. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

· Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы ,пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

· Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

· Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)Уроки «открытия» нового знания 2)Уроки отработки умений ирефлексии3)Уроки общеметодологической направленности

4)Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностнаяцель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательнаяцель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

2. Урок рефлексии.

Деятельностнаяцель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательнаяцель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностнаяцель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока

открытия нового знания (ОНЗ).

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания. 3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8.Составить самостоятельную работу и эталон.9.Определить приемы организации и проведения закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11.Провести анализ урока по конспекту12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания:

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2).Этапактуализация и фиксирование затруднения

3).Этап выявления места и причины затруднения.

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.

5).Этап реализации построенного проекта.

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8).Этап включения в систему знаний и повторения.

9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Как формировать выполнение цели на этапе мотивации ?

1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельностиявляется выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности каждого учащегося к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); — установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

На этом этапе урока помогут настрои, стихи.

В первую очередь, мы должны понимать, что обучать деятельности — значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале — находить свои собственные, не встречавшиеся способы действий

Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе теме Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» — обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся подошли к самостоятельному формулированию темы и цели урока.Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что она описывает деятельность не учителя, а учащихся, а во-вторых, переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, предусмотренных ФГОС второго поколения.

На уроках ТДМ создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД. Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть форма, алгоритм, то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.

Но тогда встают вопросы . Где найти место и время в учебном процессе для знакомства с ними учащихся? Каким способом это сделать?

Неоценимую помощь в этом окажут поурочные сценарии «Мира деятельности» под редакцией Л. Г. Петерсон. Этот надпредметный курс, разработанный научным коллективом центра

Системно- деятельностной педагогики. Основной целью «Мира деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Иными словами это энциклопедия построения этапов урока, это образцы диалога учителя с учениками. На каждом уроке присутствует Смайлик. Это образцовый идеальный ученик Маленькой страны (начальной школы). Доброжелательный, улыбчивый, похожий на Колобка из русской народной сказки. Благодаря этому герою первоклассники чувствуют себя комфортно, легче включаются в деятельность на уроке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]