Эссе учителя математики на тему «Я- учитель»


Эссе учителя математики материал на тему

Эссе «Я-учитель»

«Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится»

Вечер. Я сижу за письменным столом у окна, рядом лежит стопка непроверенных тетрадей по математике. На улице, кружась, падают пушистые снежинки. Тишина. Ловлю себя на мысли, я самый счастливый человек, у меня есть все: дом, семья и моя любимая работа. Работа, без которой я не мыслю свою жизнь. Благодарю тебя, Господи! Вспоминаю своё детство. Сколько помню себя, всегда любила играть в «учителя»: у меня был свой «класс», дети — «игрушки», дверь и шкаф служили мне доской. В нашем доме собирались соседские ребятишки, и я была их учителем, от роду которому было лет 5-6. Эти воспоминания я храню в своем сердце до сих пор. После окончания школы у меня не было «трёх дорог», я твёрдо знала, что я буду учителем! Профессия учителя — нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно её. В этой работе много трудностей, но сумеешь преодолеть, сразу увидишь результаты своего труда, что доставляет мне радость.

Перед учителем чистый лист бумаги. Я как математик пытаюсь составить уравнение. От меня зависит, будет ли там линейное или квадратное уравнение. Можно ли это решить графически, методом подбора и т.д. но я думаю, самое главное это найти корни. Это задача жизненная, а в ней не всегда все просто. Это может быть сложная степенная функция. А что если мы найдем корень уравнения? Однако, в математике найденное решение не всегда единственное. И этим, не останавливаясь, ставлю запятую и продолжаю поиски. Этим я хочу сказать, что в руках учителя – сила, которая может изменить человека, а значит – целый мир.

Быть учителем — это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Учитель остаётся для нас учителем до тех пор, пока мы проявляем интерес к его личности, знаниям и советам. Хочется остаться для своих учеников именно таким человеком.

Я люблю свою профессию и стараюсь делать учебный материал доступным учащимся. А особенно сейчас, в связи с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе.

Поэтому, моей задачей, как учителя является — научить учащихся проявлять свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

С внедрением стандартов второго поколения, можно широко использовать свои педагогические способности. Поэтому основными профессиональными качествами учителя я считаю:

  • знание предмета;
  • владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс;
  • понимание между учителем и учеником;
  • творчество в работе;
  • способность организовать детский коллектив;
  • интерес к детям;
  • способность связывать учебный материал с жизнью; наблюдательность;
  • педагогическая требовательность, стремление к самосовершенствованию.

В связи с тем, что в нашей стране поставлена задача об усилении математического образования в школах, моя цель, как учителя математики — раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи.

От уровня математического образования в жизни каждого человека зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой или математическими вычислениями, а всем без исключения. Достижение необходимого результата в обучении математике возможно только при реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

Важным фактором повышения мотивации к изучению математики я считаю внеурочную деятельность по предмету: предметные декады, олимпиады, КВНы, конкурсы. На своих уроках и внеурочных занятиях я с учениками стараюсь с помощью инновационных технологий и разнообразных видов работы организовать деятельность по поиску и сбору информации. Это способствует развитию мотивации к изучению математики, активности учащихся, а значит личностному развитию, что является одной из главных целей образования в соответствии с ФГОС.

Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и мобильным. Он должен стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребенка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с удовольствием».

В моем представлении учитель – прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы. Учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.

Выбрать профессию учителя, по моему мнению, – это поступок. Ведь именно благодаря моей профессии, которую подарила мне жизнь, я каждое первое сентября встречаю десятки учеников. Я вижу детские настороженные и любопытные глаза. Я веду своих воспитанников в мир удивительных открытий, а они учат меня детской мудрости, общительности, учат смотреть на мир их глазами.

Для меня УЧИТЕЛЬ – почет. С большим уважением я вспоминаю своих учителей, они всегда старались создать такую атмосферу в классе, чтобы мы, ее ученики, постоянно впитывали доброту, чуткость и внимание. Моя первая учительница, учитель высшей категории Слепцова Екатерина Афанасьевна, всегда могла найти ответ на любой вопрос и найти правильное решение в любой ситуации. Может быть, именно они, мои учителя, помогли мне выбрать профессию учителя, чему я безмерно рада. А теперь мои учителя – мои коллеги.

Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня – значит быть счастливой. Я уверена, надежды своих родителей я оправдала: я счастлива сама и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим ученикам.

И завтра меня снова меня в школе ждут дети…

Эссе учителя физики

Учитель – это. Что я несу с собой: добро иль вред? Лишь знают небеса, не мне судить. Но только хочется оставить в жизни след, И не дай Бог, хоть как-то наследить…

Я — педагог. Учитель физики. Вот уже в течение нескольких лет каждое утро я тороплюсь на работу, потому что знаю: меня там ждут, меня там рады видеть. Каждый день на уроках физики ребята открывают для себя мир. И каким они его увидят, зависит во многом от меня. Понимаю, что объяснить и научить, помочь поверить в себя, сопереживать успехам и неудачам — это моя задача. Осознаю всю ее ответственность и сложность. Ребенок, действительно, «не пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Два основных вопроса всегда стоят перед образованием: чему учить и как учить? Первая часть этой фразы понятна многим учителям благодаря государственным образовательным стандартам. Но главное – как?

Для меня гораздо важнее является связь с жизнью и практическая направленность образования. Что это значит? Знание может возникнуть и, как правило, возникает в результате практической деятельности. Опыт познавательной и исследовательской деятельности – главное содержание образования. Тогда всё сразу же становится на свои места – центральным звеном педагогики является самостоятельная работа учащегося; только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, можно только научиться. Ученье – это процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли; это процесс саморазвития, приобретения опыта, умения действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать.

Мое кредо как учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Вырастить ученика нового поколения, способного реализовать приоритетные направления, заявленные президентом Российской Федерации. Учитель физики был, есть и останется главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. Немало людей считают нашу науку бездушной и холодной. Возможно, им не повезло с учителем. И я решила, что нужно в первую очередь заинтересовать учеников предметом.

Хорошо помню свой первый урок. Я пришла в школу в ноябре, на замену учителю, который вынужден был уехать из города навсегда. Пришла устраиваться на работу, а меня вот так сразу, без подготовки отправили в класс, в 9 «Б» класс! Слова давались с трудом, потому что тридцать пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривали меня. Голос звучал напряженно и неестественно, и вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, когда я подошла к столу, показала опыт, продемонстрированный мне как ученице много лет тому назад моей учительницей физики, записала тему. Ученики смотрели и слушали как завороженные! Мои усилия не прошли даром.

Я часто думаю, каким должен быть современный учитель? И отвечаю: профессионалом своего дела, шагающим в ногу со временем, находящимся в постоянном творческом поиске! Должен изучать, пробовать, осваивать, искать свою формулу успеха, никогда не останавливаться на достигнутом, просто – жить!

Завтра новый день. Снова за собой вести ребят! Нет, не маршировать во главе колонны и указывать проторенный путь к познанию! Помогать найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу, используя весь арсенал педагогических методик! Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине! Помочь преодолеть её, идти рядом, вовремя подставить надежное учительское плечо. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «учитель» – это жизнь. Я не работаю учителем, я этим живу!

Учитель — прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не просто профессия, это настоящее призвание. Учителя — особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую они несут на своих плечах! Почему большинство педагогов так преданы своей работе и убеждены, хотя и не всегда сознаются в этом открыто, что они служат не только своей Родине, но и всему человечеству? Что их работа — одна из самых важных на свете? Ведь такая профессия не всем по плечу. Каждый день приходится сталкиваться с неординарными ситуациями, каждый день тебе бросают вызов юные таланты, а порой и гении! Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик — это личность, индивидуальность, неповторимая и уникальная!

Конечно, я понимаю, что впереди будут ошибки, разочарования, но я готова к любой ситуации, готова учиться, стремиться к новому и неизученному. Я буду доброжелательной и спокойной по отношению к ребенку, буду формировать в нем интерес к окружающему миру, к процессу его познания, уверенность в себе. А потом… отпущу. Отпущу в дальнейшее плавание по не всегда спокойным волнам взрослой жизни.

Мы, учителя, работаем на «будущее», мы уверены в том, что наши ученики смогут решить проблемы, поставленные временем, и способствовать улучшению жизни россиян.

Моё педагогическое кредо: Любить детей, ценить коллег. И главное в моей работе – Я – педагог! Я – человек!

Эссе «Я — педагог» (эссе учителя математики)

Успешно справиться с этой ситуацией было бы возможно, если бы все учащиеся были внимательны на уроке, качественно выполняли домашние задания и демонстрировали полное усвоение того, что объяснял учитель на уроке. Это в идеале. К сожалению, современные школьники часто пассивно относятся к учебе, имеют низкую мотивацию и чем старше ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учится. Мы говорим о повышении мотивации к учебе, предлагаем различные методики, инновационные технологии, большое количество визуальных, анимационных материалов, в прямом смысле «развлекаем» учащихся, а дети все больше сопротивляются нашему желанию их научить.

Существует ряд объективных причин, которые мешают дать качественную фундаментальную подготовку. Одна из них — это перегруженность, главной проблемой является даже не сложность изучаемого материала, а его объем, в погоне за выполнением программы учителя вынуждены лишь знакомить учащихся с основными понятиями предлагаемых тем. Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп усвоения изучаемого материала, а времени на отработку прочных знаний, умений и навыков не хватает, все это ведет к потере интереса к обучению.

Нам частично решить проблему помогают ИКТ, это конечно не панацея, а только инструмент, который сам по себе ничего сделать не может. У школьников интерес к компьютерным технологиям огромный, а использование сети Интернет дает возможность найти практически все необходимые материалы. Словом, обучаем «развлекая».

Но основная трудность, с которой я столкнулась при работе с детьми — это неумение использовать интернет в образовательных целях, большая часть детей использует веб-сервисы и социальные сети для общения и развлечений. Поэтому возникла необходимость привлечь учащихся и родителей к использованию Интернета в образовательных целях. Наиболее полезным и удобным способом осуществления контакта с учениками и их родителями для меня стало ведение предметного блога.

Во-первых, появилась возможность повторного использования уже готового материала. Можно разместить на страницах блога презентацию или опорный конспект, которые рассматривались на уроке, дать ссылку на необходимый образовательный ресурс, разработать и предложить для выполнения тест и дополнительные задания. Имеются функции для организации дистанционного обучения математике и веб-консультаций для учащихся и родителей. Конечно, все это не решает проблему мотивации учащихся, но потенциальная возможность для хорошей подготовки есть, а уж воспользуется ли ей ученик — зависит только от него.

Во-вторых, размещение на страницах сайта домашнего задания позволяет решить проблему с типичными объяснениями вида «я не знал», «пропустил по болезни», «не успел записать».

В-третьих, блог можно использовать для организации подготовки учащихся к итоговой аттестации. Размещение справочного материала, рекомендаций и заданий по подготовке к ЕГЭ и ГИА, способствует активизации самостоятельной работы учащихся и улучшает качество подготовки.

В-четвертых, создается хорошая предпосылка для участия родителей в процессе обучения. Известно, что многие родители, желающие помочь свои детям, испытывают трудности в подборе необходимой методической поддержки. Наличие на страницах сайта необходимой информации (методический материал, ссылки на образовательные ресурсы, задания для подготовки к контрольным работам) помогает родителям в организации помощи ребенку.

В-пятых, на страницах сайта достаточно легко организовать онлайн-тестирование, которое я использую, как одну и форм домашних заданий. Опыт показывает, что данная форма домашних заданий вызывает интерес со стороны учащихся. Выполняя задание дома, ребенок может воспользоваться учебником, справочными материалами, получить консультацию у учителя. Кроме того проверка такого домашнего задания занимает мало времени.

Но знакомство с образовательными ресурсами интернета не должно ограничиваться для учащихся только страницами сайта. Так как на сегодняшний день интернет является наиболее развивающейся областью образования, то на его многочисленных сайтах можно найти разнообразные интерактивные средства обучения. В своей работе я активно использую возможности нескольких сайтов, которые в частности дают хорошую возможность для организации подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Но вся эта работа невозможна без фундаментальной подготовки учащихся и поэтому нельзя разрушать старую систему образования до основания, необходимо использовать в своей работе традиционное обучение, которое и сегодня дает высокие результаты, особенно для достижения таких целей, как усвоение фактической информации и формировании практических умений, без которых невозможно сформировать навыки самообразования.

Об авторе: Перешивкина Анна Юрьевна, учитель математики, ГБОУ школа №494 г. Санкт-Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Комментировать
ПоделитьсяРазместить на своем сайте
Есть мнение? Оставьте комментарий

Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи

Копировать анонс статьи

Копировать ссылку

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Эссе учителя математики на тему «Я- учитель»

Эссе «Я — учитель»

Мудрые слова Конфуция: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придется работать ни дня в своей жизни» выражают мое отношение к своей профессии — учителя математики.

Особое отношение к этому предмету я впитала еще в раннем детстве в своей семье. Я из многодетной семьи (у меня три старших брата) с замечательными и очень трудолюбивыми родителями. В детстве я наблюдала, как братья готовят уроки. Иногда у них не получалось решить задачу. И тогда на помощь приходил папа. Он с таким захватывающим азартом принимался за трудное задание, мог провести немало времени в поисках правильного решения и сильно радовался, найдя его, а вместе с ним радовались и мы. Итак, с детства я росла в атмосфере любви и уважения к математике как к увлекательной науке.

В школе я училась хорошо, математика давалась легко, и поэтому учителя закрепляли за мной слабоуспевающих ребят. Я занималась с ними долго и упорно. Меня удивляло, почему эти дети не понимают таких простых, на мой взгляд, вещей. И уже тогда я искала различные способы объяснения учебного материала. Мой труд не проходил даром: все мои «подопечные» имели твердую «тройку», и я гордилась ими и радовалась тому, что смогла помочь им. Таким образом, мой выбор профессии был очевидным.

В школе я работаю более двадцати лет. Главная задача моей работы — научить детей рассуждать, мыслить, анализировать.

Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, — личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий — способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

По моему мнению, смысл обучения математике в школе состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка немного математиком — развивать способность логически, доказательно мыслить. От уровня математического образования зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой профессионально, а всем без исключения. Это мой главный инструмент для изучения предмета математики, для воспитания интереса к предмету. Я стараюсь доказать, что математика — это жизнь, математика — наука всех наук. Новые темы стараюсь начать с проблемного вопроса, ставлю их на основе жизненных примеров.

Нельзя утверждать, что необходимо делать то и то, чтобы добиться определенного результата: к такому же, а может и лучшему результату можно прийти, организуя усвоение материала совсем иначе. При этом каждой «порции знаний» соответствует строго определенная работа. Моя задача — правильно организовать эту работу, т. е. сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся. Необходимо учить ребенка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.

Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснения нового материала, не могут решить простейших примеров по новой теме. Поэтому я на уроках большое внимание уделяю дифференцированным заданиям, применяю методику педагогики сотрудничества, в результате которой все, без исключения, ученики активны на уроке, и их труд не бывает бесплодным.

Через разные виды деятельности приобретается личный жизненный опыт, и чем он богаче, тем легче ему строить взаимоотношения между собой и людьми, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.

Я убеждена, что процесс развития личности ребенка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда огонек души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников!

Педагогическое эссе учителя математики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №94 города Донецка»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

учителя математики

Литвяк Светланы Анатольевны

Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет

Аристотель

Многие из нынешнего поколения учеников часто не могут определиться в выборе профессии, поэтому задают одни и те же вопросы: «Почему Вы стали учителем?», «Почему стали именно учителем математики?» Вспоминаю себя в далекие 90-е годы, тогда очень сложно было определиться с выбором профессии в 17 лет, да и времена тяжелые: тоже было становление независимого государства, ломались связи политические и экономические, тяжелое финансовое положение семьи внесло свои коррективы. Но отдавая себе отчет, что нужно было выбрать то направление, в котором ты можешь больше всего раскрыться или, по крайней мере, чем больше всего нравилось заниматься и к чему были способности. Мне нравилась математика. Ведь это так просто: все четко по правилам, законам, ничего лишнего не нужно выдумывать, все поддается логическим рассуждениям, доказательствам, выводам. Очень верно подметил Альберт Шамиссо:

Пребудет вечной истина, как скоро Всё познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век.

Но ведь это можно сказать о математике в целом: на нее не могут повлиять смена политического строя, экономические кризисы и тому подобное так, как это может повлиять на изложение и интерпретацию истории, языков, литературы, как новые открытия могут сделать переворот в биологии, физике. Математика – «величина» постоянная во все времена. Меняются только подходы, методика преподавания – не всегда в лучшую сторону. И тогда вспоминаешь своего первого учителя математики, который смог пробудить любовь к этому предмету, именно он первый оставил представление о методах преподавания, именно еще очень часто пользуешься его методами и подходами в обучении, совершенствуешься, используешь новое. Проработав в школе семнадцать лет, прихожу к выводу в который раз: ты – не только учитель-предметник, ты и наставник, друг и психолог, воспитатель и воспитываемый. И все это ради детей, чтобы помочь им найти себя в жизни, разобраться в себе. В своей работе стремлюсь развивать творческую личность через систему учебной и воспитательной работы. Но во многом помогает математика, ведь на своих уроках я стараюсь научить детей думать, рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы, а не бездумно заучивать множество формул, теорем.

На уроках математики развивается логика и сообразительность, глазомер и фантазия, умение отстаивать свою точку зрения и находить противоречия и ошибки в рассуждениях других, что так необходимо в любой профессии.

И ради этого ты должен совершенствоваться, чтобы быть достойным примером, так как «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика». (Ж. Жубер)

Каждому педагогу известен афоризм: «Уча других, мы учимся сами». К урокам математики это имеет самое прямое отношение: самому не так интересно разгадывать тайны науки, управлять магией цифр. Особенно приятно, когда это делают твои ученики, используя знания, полученные с твоей помощью. Это преломление знаний, умений и навыков особенно дорого каждому учителю.

Занимаюсь проблемой: «Организация самообразовательной деятельности учащихся по математике»

Основной целью является: — гармоничное развитие личности; — развитие логического мышления и творческих способностей, информационной культуры; — формирования умений владения различными языками математики (словесной, символической, графической); — практическое использование математических знаний.

Темп современного научно-технического прогресса подталкивает человека в течении всей своей жизни к необходимости самообразования.

Непосредственной задачей школы является развитие у учеников универсальных учебных знаний, составляющие умения учиться, формирование у учащихся основам самоорганизации учебной и познавательной своей деятельности, а также психологической и практической подготовки к самообразовательной деятельности.

Одним из необходимых условий качественного обучения учащихся является их активное участие в процессе познания, устойчивый интерес к предмету, который изучается, желание познавать новое. Поскольку математическая подготовка учащихся ориентируется на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, а математические умения и навыки находят непосредственное применение в производственной и научной деятельности, поэтому одной из основных задач современной школы является развитие математических способностей и творческого потенциала школьника. Урок – это творчество учителя, активным сотрудником которого в достижении цели является интерес учеников к предмету. Интерес, как стимул к действию, к преодолению трудностей, положительно влияет на внимание, память, мышление. Он повышает работоспособность, активизирует способности, способствует воспитанию настойчивости, воли, залог к желанию ученика самообразовываться. Заинтересовать весь класс и каждого ученика в частности, пробудить фантазию, мысль, развивать желание исследовать, доказывать, открывать, находить – непосредственная задача учителя.

Современный урок – это урок демократический, что проводится не для учеников, а вместе с учениками, глубоко продуманный, организованный и управляемый, с учетом детских возможностей, потребностей и интересов.

Использую в своей практике личностно-ориентированный подход в обучении в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.

Для достижения этих целей использую методику схем, алгоритмов, опорных рисунков и конспектов при преподавании математики. Данный подход имеет большое значение для усвоения материала, развития жизненной, социальной, информационной, предметной компетентностей ученика. Методика позволяет:

• обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения, приобретении жизненного опыта;

• развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;

• осуществлять организованную поисковую, исследовательскую деятельность на основе совместного и индивидуального труда учащихся;

• научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой;

• учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;

• повышать интерес учащихся к изучению математики;

• воспитывать уважение, умение работать в коллективе;

• формировать собственную жизненную позицию.

Эффективными результатами является то, что мои ученики активные участники математических конкурсов «Кенгуру», «Золотой сундучок», различных интернет-олимпиад, математических игр, они подбирают интересный и содержательный материал во время проведения недель математики; растет качество обучения учащихся.

Думаю, что я состоялась как личность. Школа стала родной, коллеги математики – действительно неординарные личности, с которыми устоялись дружеские отношения, старательные ученики, благодарные родители, любимая работа – это составляющие вдохновения, саморазвития, успеха, творчества и педагогического мастерства.

Педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться».

Эссе учителя математики

Эссе «Учитель новой школы»

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель, я употребляю это слово в широком смысле, может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Н. Рерих

Я – учитель новой школы, и горжусь этим. Все мы были учениками, и наверняка у каждого был учитель, которого мы любили, уважали, больше остальных. Он был не просто педагогом, а и мамой, и сестрой, а часто и старшим другом. Именно такой учитель и повлиял на мой выбор профессии. С детства я проявляла интерес к математике, но в какой сфере деятельности её лучше применить я не знала. В старших классах наш классный руководитель беседовал с нами о выборе профессии, рассказывал о плюсах и минусах разных профессии. И именно тогда я поняла смысл высказывания: «Учитель – это звучит гордо». Поэтому, выбрав профессию учителя, я с одной стороны, буду заниматься любимым предметом, а с другой, смогу передавать свои знания будущим поколениям. 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию сформулировал требования к современной школе в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», задавая вопрос: «Какую роль играет в ней педагог, какие новые цели обучения появляются?» Учитель ведет по ступенькам взросления будущего инженера и врача, юриста и строителя. Формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день. «Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком», — считал В. Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми. А каким же должен быть современный учитель? Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и отчаянным. Стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Уметь сочетать традиционную методику, направленную на формирование знаний, умений, навыков и современные средства обучения. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребенка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с удовольствием». Я считаю, что основное отличие нашей «новой» школы, состоит в том, что появилось большое количество информационных, сетевых технологий, которые просто необходимо применять в образовательном процессе. Моя методика основана на личностно-ориентированной парадигме в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Я использую интерактивные модели процессов и явлений, компьютерные эксперименты, презентации, обработку информации, полученную на образовательных сайтах, в виде таблиц, диаграмм. В своей работе я постоянно применяю электронные образовательные ресурсы, что позволяет повысить учебную мотивацию школьников и расширить их образовательное пространство. Традиционная система обучения должна быть модернизирована, и в будущем, я считаю, необходимо создавать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий создает новые перспективы индивидуального подхода к каждому ребенку, помогает раскрыть его внутренний потенциал. В нашей школе регулярно проводятся мониторинги отношения учащихся к предмету, которые показывают, что математика у моих учеников вызывает большой интерес. Чтобы применять новейшие технологии на уроке, учителю надо самому все время совершенствоваться, развиваться. Поэтому, окончив университет, я решила продолжить обучение в аспирантуре, по специальности «Математическое обеспечение», что с одной стороны помогает мне развиваться в научном плане, а с другой, позволяет новые навыки применять на практике. Конечно, в потоке научной информации не стоит забывать о нравственном и патриотическом воспитании учеников. Использовать палитру цветов человеколюбия, доброты и гордости за свое культурное наследие, за свою малую Родину, за своё Отечество. Для развития этих оттенков человеческого характера нередко у современных учеников недостаточно необходимой информации, и задача учителя помочь найти её и осмыслить. Сколько угодно можно противопоставлять «вчера» и «сегодня». Но для одного и самого главного, пожалуй, нельзя найти противопоставления – для главной черты учительского характера. Это – любовь к детям, которая привела меня в эту благородную профессию. Можно прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, повелевать компьютером, как самый «продвинутый» пользователь, но, имея одно лишь стремление – утвердиться в звании умного специалиста, никогда не стать Учителем с большой буквы. В заключение хотелось бы привести слова Конфуция: «Кто постигнет новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Рекомендуем посмотреть:

Помогите! Конкурс Образ идеального учителя Эссе педагога дополнительного образования Платное образование

Похожие статьи:

Эссе о школе, 6 класс

Эссе «Мое любимое занятие», 6 класс

Эссе «У памятника воинам», 7 класс

Эссе учителя физики статья по физике

Эссе «Я обучаю физике»

Я – учитель! Почему я стала учителем? Многие бы ответили на этот вопрос просто – из-за любви к детям. Но это простая аксиома, как обязательное дополнение к профессии. Мой субъективный критерий профессии определяется теми принципами, которые я считаю основными для учителя: — принцип сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

— принцип учения на основе открывания нового мира – науки физики;

— принцип максимальной помощи и поддержки ученику в познании и самоутверждении,

— принцип личного учительского примера.

Но ведь я учитель физики!

Почему именно физика? Будучи ученицей младших классов, я не могла понять, почему самолеты летают и не падают, почему большие круизные лайнеры ходят по морю и не тонут, почему небо голубое, и так далее. Все это казалось каким-то волшебством. Вопросов было очень много, и не на все вопросы находились ответы. Когда в 7 классе началось преподавание физики, ответов постепенно становилось больше. Учитель физики казался человеком, который знает абсолютно все секреты происходящего вокруг, и я и мои одноклассники смотрели на него с восторгом. Переходя из класса в класс физика становилась все интереснее, нагляднее и ярче. Несмотря на не самые простые задачи, которые приходилось решать, интерес к предмету не был потерян.

Когда в 11 классе встал вопрос о выборе профессии, сомнений не было – однозначно учитель, и учитель физики! Как же хотелось быть своеобразным волшебником для учеников, объяснять им то, что не могут объяснить другие.

Свою задачу как учителя физики я вижу в том, чтобы стимулировать поиск учащимися объяснения загадок природы на каждом уроке. Физика — наука экспериментальная. Поэтому мои ученики постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют домашние эксперименты, лабораторные и практические работы. Приводят примеры по изученной теме, не выходя из кабинета, в котором находятся, или с домашней кухни, где больше всего они любят пребывать в домашней обстановке, и только потом мысленно выходим на улицу, поднимаемся выше или наоборот, углубляемся в землю. Необходимо помнить, что каждый ребёнок по своей сути, — исследователь, поэтому моя задача как учителя – не навязывать ему истины, а содействовать ему в их открытии. В преподавании физики я считаю это актуальным.

Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, ее гармонию. Любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной, стараюсь детям раскрыть как необходимую, увлекательную и интересную. В этом очень помогают виртуальные практикумы, тренажеры, на которых дети учатся собирать электрические цепи, строить различные модели.

Мое педагогическое кредо – «Учиться и саморазвиваться всегда и везде!». Меняется время, меняется общество, меняются ученики. Нам, учителям, приходится меняться чуть быстрее, чтобы научить современных детишек. Порой приходится учиться и у детей, чтобы не отставать от жизни. Да, у детей. Не верю тем педагогам, которые говорят, что у детей нечему поучиться. Порой такие неожиданные идеи предложат ученики на уроке, что сами не сразу осознают их креативности. Очевидно, это тоже некий результат нашей педагогической деятельности. Ради таких эпизодов и стоит работать еще с большей энергией, хочется иди на урок.

Конечно, не все дети, которых я учу станут физиками или свяжут свою будущую профессию с ней, но выпустить из стен школы ученика, который знает принципы, по которым строится жизнь в ближайшем будущем и некоторые перспективы – вот с чем я должна иди на каждый урок, будь это урок изучения новых знаний, лабораторная работа или урок закрепления знаний. Я должна создать условия, когда ученик сам сможет себя научить.

Конечно, мне очень далеко до настоящего педагога профессионала, ведь физику я веду всего второй год. Я понимаю, что впереди будут ошибки, разочарования. Я готова к любой ситуации, готова учиться, я буду всегда доброжелательной и спокойной по отношению к ребенку. Хочется выполнить главную задачу – научить ребенка азам наук, сформировать в нем интерес к окружающему миру, к процессу его познания, уверенность в себе и отпустить. Отпустить в дальнейшее плавание по не всегда спокойным волнам школьной жизни.

Я — учитель! Много это или мало? Это не много и не мало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю — никем другим я не стала бы работать! Завтра будет новый школьный день, и вот уже завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.

«Я иду на урок» — эссе учителя математики

Урок математики может быть больше, чем сама математика, если это человек формирующий урок.

Было время, когда рассуждала: главное — обучать! Воспитание будет, оно вытекает из знаний, которые даем. И давала. Все больше и больше. А вытекало все меньше и меньше. Затем поняла: обучение и воспитание должны протекать одновременно. А за основной критерий работы надо брать не методическую установку, а отношение ученика к предмету. На каком-то этапе оно важнее самого предмета.

Сегодня мой главный ориентир — ученик. Не к математике иду, а к нему с математикой, уверовав, что нет таких проблем, которые я не смогу решить на уроке.

Есть дети, которые хотят и могут учиться, другие хотят и не могут или могут, но не хотят, а есть и такие, которые не хотят и не могут учиться. Но как бы ни было, для каждого из этих детей урок должен быть открытием.

  • Я желаю каждому ученику удачи на уроке.
  • Я хочу, чтобы каждый ученик был заинтересованным путешественником мира математики.
  • Я хочу, чтобы урок для каждого ученика был открытием.
  • Я хочу, чтобы каждый ученик завтра пришел на урок с желанием, а не, потому что надо.

Теорема, которую доказывала и доказываю, состоит в следующем: всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую пользу и ценность того, чем занимается.

Тут-то и рождается нечто большее, чем знание, — отношение к нему. Никакие концепции, структуры, методы не могут быть реализованы, если нет деятельности самого ученика, нет его отношения к предмету. Сегодня я строю уроки с применением деятельностного метода в технологии личностно ориентированного обучения.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

  1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя — мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
  2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки — тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
  3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
  4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
  5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
  6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные и межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.

Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение.

  • Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий;
  • Если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний.
  • На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач.
  • На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • •повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Дидактические требования к современному уроку.

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся.

Требования к построению урока

  1. Соответствие урока программе по месту и времени.
  2. Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.
  3. Идейность и научность.
  4. Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.
  5. Подача нового материала.
  6. Соблюдение принципов развивающего обучения.
  7. Связь с жизнью.
  8. Наглядность обучения, использование ТСО.
  9. Работа с книгой.
  10. Зарождение новых понятий, радость познания.
  11. Организация тренировочных упражнений.
  12. Самостоятельность в работе учащихся.
  13. Активность и инициатива учащихся.
  14. Охват учащихся разнообразными формами работы.
  15. Охват устной и речевой практикой.
  16. Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).
  17. Организация проверки знаний учащихся.
  18. Глубина и прочность знаний учащихся.
  19. Соответствие оценок и аннотации к ним.
  20. Организация домашнего задания.
  21. Темпы проведения урока.
  22. Педагогический такт учителя.
  23. Речь учителя, его субъективные достоинства.
  24. Работа над произношением.
  25. Словарно-фразеологическая и стилистическая работа.
  26. Развитие связной речи, практическая направленность.
  27. Изучение грамматики, лексики.
  28. Техника чтения.
  29. Культура речи и письма.
  30. Изучение литературных произведений.
  31. Система письменных работ.

Определение цели урока.

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Образовательная цель предполагает систему терминов и правил, понятий или законов которые нужно запомнить всем учащимся. Это выработка учебных навыков и умений по предмету и правил организации учебной работы.

Её необходимо конкретизировать, например:

  • обеспечить усвоение учащимися закона…., понятий…., признаков, свойств, особенностей;
  • обобщить и систематизировать знания о..;
  • отработать навыки (какие?);
  • устранить пробелы в знаниях (каких?)
  • добиться усвоения учащимися новых понятий (вопросов).

Развивающие задачи – это комплекс творческих (сравнение, определение причин и следствий, планирование и анализ деятельности, определение взаимосвязей между структурными элементами и функциями и др.) и общеинтеллектуальных умений (правила запоминания, речи, внимания, воображения).

Цель развития предполагает в основном развитие психических качеств учащихся (логики мышления, познавательные, общетрудовые умения), воли и самостоятельности:

  • развитие мышления: формировать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, развитие умения классифицировать факты, делать обобщения и выводы;
  • развитие познавательных умений: формировать умение планировать деятельность, составлять тезисы, наблюдать; развивать практические навыки, умения частично –поисковой познавательной деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы и её решение)
  • развитие общетрудовых и политехнических умений: развитие умений нешаблонно, творчески подходить к решению самых различных задач, развитие умения пользоваться приборами и инструментами, умение планировать и оценивать результаты труда;
  • развитие умений учебного труда: работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, развитие приёма наблюдений и его последовательности.

Воспитательная цель – это правила нравственности и культуры поведения, которые формируются и развиваются на материале темы. Цель воспитания предполагает формирование у человека комплексного воспитания и определённых свойств личности и черт характера. Это:

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда;
  • воспитание мотивов учения;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • воспитание работы в коллективе;
  • воспитание воли и самостоятельности: инициативы, уверенности в своих силах, развитие находчивости, настойчивости, умения преодолевать трудности, развитие способностей владеть собой, самостоятельности.

Валеологическая цель предполагает соблюдения гигиенических требований к уроку:

  • температурного режима;
  • физико-химических свойств воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомление и переутомления;
  • чередование видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физминуток, валеологических пауз;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащихся;
  • соответствие классной мебели росту школьников;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Для реализации здоровьесохранного подхода в обучении необходимо учесть гигиенические требования к организации учебных занятий и дать оценку:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу)
  • числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответов на вопросы, рассмотрение примеров)
  • длительности каждого вида учебной деятельности
  • частоты чередования видов учебной деятельности
  • числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения) продолжительности выполнения самостоятельной работы
  • места, длительности и условий применения ТСО
  • частоты чередования преподавания
  • наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

Матрица современных методов обучения в образовательном процессе

Рассказ – монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном практический материал – вступление, повествование, заключение.

Беседа – диалог учителя с учениками, побуждающий вспоминать уже известные факты, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений.

Виды бесед:

  • вводная;
  • беседа-сообщение;
  • закрепляющая беседа;
  • беседа – размышление;
  • ситуативная беседа;
  • эвристическая беседа.

Лекция – монолог учителя, характеризующийся более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения, аргументированностью выводов и примеров. Четко определить тему, цель лекции, составить план–конспект, подобрать аргументы и факты. Логически стройное и последовательное изложение теоретического материала, обобщение. Составление конспекта лекции учителя. Использование «живого» языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео). Умело выбранные условия: время, место, неперегруженность фактами, культура и эмоциональность речи, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности, сочетание лекции с семинарскими, практическими занятиями.

Учебная дискуссия – обмен взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить изученный материал, приобрести новые знания. Дискуссия развивает умения отстаивать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, приобрести коммуникативные навыки. Учить учеников аргументировать свои высказывания, тактично вести диалог, ясно и точно излагать свои мысли, четко формулировать вопросы, слушать собеседника.

Работа с книгой – возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию, получать информацию, работать со справочной литературой. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная.

Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами. Использование аудио-видео-теле-компьютерной техники, макетов, муляжей, схем и плакатов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: