возрастные особенности детей 4-5 лет статья (средняя группа) на тему


Физическое развитие

У детей четырех-, пятилетнего возраста заметно улучшается координация движений. Они более ловкие и умелые по сравнению с двухлетками или трехлетками. В этот период активно укрепляются мышцы.

Физическая активность очень важна. Но нагрузку нужно дозировать, так как мускулатура развивается неравномерно.

Четырехлетнего ребенка уже можно записать в спортивную секцию (гимнастика, плавание, футбол).

Тренировки не должны превышать 45-60 минут. Оптимальны 2 занятия в неделю. Они помогают дисциплинировать ребенка, позволяют выплескивать накопившуюся энергию.

На пятом году жизни ребенок вырастает на 5-7 сантиметров. Вес в среднем увеличивается на 1,5 – 2,5 килограмма.

Психологическое развитие

Четырехлетний возраст – период затишья, кризис трех лет миновал. Дети более спокойные, с ними проще договориться. Истерики случаются нечасто. Их вызывает переутомление или стрессовые ситуации.

В этом возрасте ребенку важно общение со сверстниками. У малышей появляется потребность в друзьях. Существенно возрастает интерес к окружающему миру.

В этот период психические процессы (память, внимание и прочие) становятся более осознанными. Развиваются воля и стремление добиться результата.

Тип мышления четырехлетних малышей – наглядно-образный. Их действия направлены на получение опыта.

Память ребенка становится все лучше. Четырехлетка способен выучить длинное стихотворение. Дети уверенно пересказывают любимые сказки и рассказы.

Средние дошкольники хорошо удерживают внимание. Они способны, не отвлекаясь прозаниматься 15-20 минут одним видом деятельности (рисование, лепка, работа с тестами).

В возрасте 4-5 лет ребенок проявляет:

  1. Самостоятельность. Дети способны неплохо себя обслуживать, все меньше нуждаются в опеке родителей. Они настойчиво заявляют о своих правах, пытаются устанавливать свои правила. Но при этом они готовы к диалогу, идут на компромиссы.
  2. Страхи. Развитое воображение делает игры детей все сложнее. Обратная сторона медали страхи. Они нормальны для этого возраста, составляют часть развития психики. Отчасти страхи – следствие ощущения незащищенности в большом и не до конца понятном мире.
  3. Представления об этике. У ребенка формируются представление об этике, нормах поведения. Но они основываются не на словах взрослых, а на их действиях. Родителям важно следить, чтобы поступки не противоречили словам.
  4. Творческие способности. Развитое воображение позволяет малышам создавать собственные миры на бумаги. Занятия рисованием на свободную тему для детей четырехлетнего возраста очень важны.
  5. Активное познание мира. Детям интересно все, они постоянно задают вопросы, требуют разъяснений. Готовы сами предлагать свои ответы, способны к логическим рассуждениям. Они любят обсуждать события дня, сюжеты мультфильмов.

возрастные особенности детей 4-5 лет статья (средняя группа) на тему

Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Дети нуждаются в общении, они ищут его. Игры со сверстниками становятся все сложнее. Дети разыгрывают различные сюжеты: бытовые (больница, урок в школе, дочки-матери), сказочные. Идеи для последних черпаются из любимых произведений, мультфильмов, но они преобразуются фантазией ребенка.

Общение малышей все больше походит на взрослые отношения. Детишки обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Один четырехлетний ребенок может поддержать и успокоить другого.

В этом возрасте у малыша появляется потребность в одобрение и уважение сверстников. Иногда их мнение становится на один уровень с родительским.

В 4-5 лет можно смело говорить, что у ребенка появились друзья, а не «соседи» по игре.

Важно, чтобы ребенок находился в обществе сверстников: посещал сад, секцию, играл на детской площадке с другими малышами. Постарайтесь удовлетворить его потребность в общении.

Советы родителям

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

  1. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
  2. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
  3. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
  4. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
  5. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
  6. Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
  7. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
  8. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
  9. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
  10. Играйте с ним дома.
  11. Читайте книги.
  12. Закрепляйте любые полученные знания.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.

Физические навыки четырехлетки

Физические показатели лишь частично зависят от родителей, дети многому учатся друг у друга.

Итак, что должен уметь ребенок в 4-5 лет:

  • сохранять равновесие при быстром беге, с легкостью менять траекторию движения;
  • прыгать на одной ноге;
  • стоять в позе цапли до 10 секунд;
  • передвигаться, вперед прыгая на двух ногах;
  • кататься на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • прыгать в высоту и в длину.

Умственные навыки ребенка в 4-5 лет

Показатели умственного развития во многом зависят от того, чему уже научили малыша родители. Нормы лишь показывают потенциальные возможности, задают вектор обучения.

Не расстраивайтесь, если что-то упустили, сейчас самое благодатное время, чтобы все наверстать.

Представления о математике

Ребенок должен хорошо определять местоположение предметов: слева, справа, вверху, внизу, сзади, спереди. Он знает основные геометрические фигуры. Малыш уверенно считает до 10. Знает цифры от 1 до 5, находит их на картинке.

Дети имеют представления о понятиях «один – много», «больше – меньше». Способны располагать предметы от самого маленького к самому большому и наоборот.

Малыш с легкостью сравнивает два, три предмета. Он способен описать их форму, размер.

Пробелы в знаниях проще всего заполнять с помощью познавательных игр, творческих занятий. Счет можно подтянуть, играя в магазин. Пусть малыш платит за игрушки, продукты или играет роль продавца, отсчитывает сдачу.

Для закрепления понятий о размерах, о геометрических формах, используйте наглядный материал. Играйте в школу, где сначала ребенок учитель и дает вам задание, а потом ученик. Для этой цели подойдут и мини-соревнования, кто быстрее разложит от большого к меньшему, и тому подобное.

Логика

Дети в возрасте 4-5 лет хорошо умеют обобщать. Они называют одним словом группы предметов: мебель (кровать, диван, шкаф и прочее), игрушки, посуда. Они понимают понятия домашние, дикие животные, растения деревья.

Малыши имеют представление о временах года. Они способны описать, чем одно отличается от другого. Ребенок может рассказать, во что играют, например, зимой, как одеваются. Он способен объяснить, почему летом нельзя кататься на коньках, а зимой нельзя загорать и купаться.

Дети охотно складывают крупные пазлы из 8-10 деталей. Могут собрать из конструктора или мозаики изображенную на инструкции к ним картинку.

Ребенок может объединять слова в пары по признаку. Например, тарелка – суп, ромашка – луг. Он может найти на картинке «ошибки художника», различия между двумя почти похожими изображениями.

Для развития логики, внимания, памяти используют задания для дошкольников из специальных обучающих тетрадей, карточек для подготовки к школе.

Родители могут поиграть с малышом, предложив по очереди называть деревья, домашних животных или птиц, цветы. Вдобавок это разовьет представления об окружающем мире.

Логические задания для детей 4 -5 лет могут быть такими:

  1. Давай представим, что сейчас зима. Что ты оденешь на прогулку? Во что мы поиграем на улице?
  2. Предложите ребенку составить рассказ об его утре. Что он делает сначала (просыпается, умывается), что потом (зарядка, завтрак, поход в сад).
  3. По тематическим картинкам предложите ребенку определить порядок действий. Например, птичка свила гнездо, отложила яйца, высидела их, вылупились птенцы. Перед занятием картинки перемешивают.

Речевые навыки

Речь ребенка должна быть четкой и понятной посторонним, а не только ближнему кругу. Не считается отклонением, если малыш не выговаривает шипящие или сонорные звуки.

Дети четырехлетнего возраста правильно используют в речи предлоги, падежи, склонения. Они могут делить простые слова на слоги. Некоторые в этом возрасте способны запомнить весь алфавит, находить и называть буквы на картинке.

Дети хорошо поддерживают беседу, дают полные ответы на вопросы, сами задают их.

Обучающие игры для детей по развитию речи направлены на обогащение словарного запаса, развитию навыков пересказа. Предложите ребенку составить рассказ по картинке, описать происходящее.

Обсуждайте с малышом прочитанную сказку или просмотренный мультфильм. Стимулируйте его высказывать свое мнение, строя сложные предложения.

Поможет в развитие речи и подготовка руки к письму. Графомоторные картинки, штрихование и рисование простых элементов по клеточкам способны увлечь ребенка на 5-15 минут.

Логика, математические способности

Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером. Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы. Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.

Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления. Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет:

  • ориентируется в расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу);
  • знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник);
  • считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой;
  • может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности;
  • при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно»), «больше»;
  • может найти сходства и различия на изображении;
  • складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей;
  • собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора);
  • вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла);
  • находит пары предметов, лишний предмет в цепочке, может объяснить свое решение;
  • подбирает противоположные слова, понимая их значение;
  • может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали;
  • в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]