Книги о мусоре? Разве это может быть интересно? Еще как! Благодаря мусору мы знаем историю наших предков — до нашего времени дошли только закопанные глубоко в землю отходы. Мусор помогал человечеству развиваться — многие инженерные сооружения были придуманы именно из-за него. Благодаря переработке мусора космонавты на МКС получают чистую воду. Мусор — это такая же часть экосистемы, как солнце, вода и растения. Начать изучение этой увлекательной темы лучше всего с книги итальянского автора Мирко Мазелли «История мусора», вышедшей совсем недавно в Издательском Доме Мещерякова.
Иллюстрация из книги «История мусора»
История мусора. От древних отходов до переработки пластика
Вместе с автором мы отправимся в историческое путешествие — на первую городскую свалку (остров Крит, 3000 лет до н.э.), в пещеры к первобытным людям, в Древнюю Грецию и Римскую империю, где можно увидеть первые в истории человечества коммунальные службы. «Работы бывают разные — одни более высокого, другие более насущного характера» — возможно Аристотель так говорил о рабах, занимающихся сбором навоза.
Иллюстрация из книги «История мусора»
В Средние века ситуация с мусором ухудшилась. Вокруг была сплошная грязь и антисанитария, жители городов справляли нужду прямо на улицах, животные спали в одной комнате с людьми. Хроники тех времен рассказывают о столь высоких кучах органики за городскими воротами, что во время войны захватчики легко взбирались по ним на стены. Правила гигиены были совершенно чужды средневековому населению. Воду для мытья и питья черпали из тех же рек, куда сливали помои. Некоторые проповедники даже заявляли, что мыться — грех! Неудивительно, что мир захватила чума.
Только после того, как от чумы погибла треть населения земли, люди поняли, что с мусором надо что-то решать. Правда, довольно странным образом. Богатые люди окружали себя искусством и красотой, тешась иллюзией, что внешний лоск и красота заслонят повсеместную грязь. Появилась мода переселяться в загородные резиденции вместе со всем аристократическим двором, оставляя таким образом город с его населением и со всем мусором на произвол судьбы. Мазелли рассказывает о созданных в то время миланских «навацце», парижских «томбро» и римских «спурго» — городских службах уборки.
Иллюстрация из книги «История мусора»
Промышленная революция добавила еще больше отходов. От мусоросжигательных заводов вреда было намного больше, чем пользы. После того, как пластмасса стала распространяться по земле, свалки выросли в десятки раз, так как мусор перестал быть биоразлагаемым. В наше время время проблема мусора как никогда актуальна — нам необходимо научиться его сортировать, сокращать и перерабатывать. В последней главе автор говорит о важности бережного отношения к окружающей среде. Каждый из нас может отказаться от полиэтиленовых пакетов и ходить в магазин с эко-сумкой. И задуматься о раздельном сборе мусора, хотя в России для этого меньше возможностей, чем в Европе. Но об экологических проблемах в настоящем времени лучше расскажет другая книга.
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет «Юный эколог»
Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет «Юный эколог»
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы
заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается
в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает
развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Н
апример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Основная цель работы кружка
— формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы
:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления
.:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление — изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов
проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Перспективный план работы проекта 2020 – 2020 учебный год
Дата
тема
задачи
содержание
Сентябрь 1 неделя
«Цветы на участке осенью»
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра
2 неделя
«Осень- кладовая урожая»
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..» Дид.игра «Узнай на вкус»
3неделя.
Что нас лечит от простуды
Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.
Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.
4неделя
«Доброе, хорошее солнце»
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.
Экспериментирование: «Ладошки» Наст. Игра « Времена года»
Октябрь 1 неделя
«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок
Игра «Найди растение», физкуль, дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».
2 неделя
«Осеннее дерево»
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
Нетрадиционная техника рисования: кляксография. Дид.игра «.Найди листок какой покажу»
3неделя
«Домашние животные»
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»
4неделя
«Дождик, дождик..
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.
пальчиковая игра «Дождик»
Ноябрь 1 неделя
«Воробьишка»
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Подвижная игра «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика «Грачи»; Речевая игра «Кто же это?»
2 неделя
«Синичкин праздник – 12 ноября»
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»
3 неделя
«Дикие звери зимой»
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.
4 неделя.
«Снежинка»
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»
Декабрь 1 неделя
Ёлочка-зелёная иголочка
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а.
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»
2неделя
«Плыли по небу тучки»
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности.
Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»
3 неделя
«Снежный хоровод»
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»
4 неделя
«Зимняя красавица – ель и сосна»
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,
Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели и сосне с опорой на план,
игра — имитация «Собери шишки,
Январь 1неделя
Краткосрочный проект «Кто летает белой стаей и звездой прохладной тает?»
Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Познакомить со свойствами снега
Экспериментирование «Таяние снега», «Превращение воды в лед», «Можно ли есть снег» использование художественного слова. Чтение Е. Благина «Снег-Снежок, «Я и снег» Дружинина и т.д.
2 неделя
«Жизнь птиц зимой»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц
3 неделя
«Мороз – удивительный художник»
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа
Февраль 1 неделя
«Выращиваем лук на окошке»
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
Беседа с элементами труда, экспериментирование
2 неделя
«Дикие животные в лесу зимой»
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»
3 неделя
«Лаборатория добрых дел»
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей
Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.
4 неделя
«Наблюдение за сезонными изменениями»
формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра
Март 1 неделя
«Земелюшка зима»
Способствовать нравственному развитию, гуманному отношению к природе.
Хоровод «Земелюшка-чернозем»; просмотр презентации «Как раньше ухаживали за землей»; игра «О чем говорят животные и растения»; продуктивная деятельность «Посадка гороха»
2 неделя
«Посадка лука»
Формировать основы исследовательской деятельности; уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого может вырасти зеленый лук. Закрепить знания о потребности растений в земле, воде и свете.
Игровой персонаж- кукла дед Лукьян, рассматривание иллюстраций «Этапы роста лука»; посадка лука.
3 неделя
Методическая разработка по экологии
С/р игра «Пикник»
Познакомить детей с сюжетно ролевой игрой «Пикник»; рассказать о правилах поведения в лесу
Рассматривание плаката «Береги природу»; полоса препятствий; дыхательная гимнастика; слушание звуков природы; пикник на природе
4 неделя
«Опыты с водой»
Продолжать выявлять свойства воды, формировать представления о ее свойствах, через исследовательскую деятельность
Д/и «Что может случиться?», экспериментальная деятельность « Свойства воды», «Впитывает или не впитывает», « Смешивание воды с жидким мылом»; игра «Мыльные пузыри»
Апрель 1 неделя
«Божья коровка»
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.
Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.
2 неделя
«Жучки»
Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.
Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»
3 неделя
«Пернатые гости»
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»
4 неделя
«Волшебница весна»
Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»
Май 1 неделя
НОД «Природные явления весной»
2 неделя
«Что такое облака, дождь, гроза?»
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение.
3 неделя
«Песочные фантазии»
Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей
Пальчиковая гимнастика , игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».
4 неделя
Экологическая тропа
Развивать умение наблюдать,
Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.юдва,три к дереву беги»
Воспитанник должен
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений 2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира. 3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе 6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении 7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития: 1 балл – не называет или называет 1 признак, вид 2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства 3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. — М.: ООО « — 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
Мусорная революция. Свалка о двух концах
Книга «Мусорная революция», вышедшая в издательстве «Пешком в историю» в 2020 году и ставшая бестселлером, рассказывает о том, из каких компонентов состоят наши вещи. Что происходит с мусором, который мы ежедневно выбрасываем? И как съесть на обед свою ложку?
Двадцатый век стал веком потребления. Мы покупаем ненужные вещи, затем их выбрасываем, все больше и больше загрязняя окружающую природу. Но иногда мир можно изменить к лучшему, просто изменив свои привычки. Автор книги Эрика Файви рассказывает, как именно устроен мир вещей вокруг нас, откуда мы получаем воду, одежду, продукты, книги и мобильные телефоны. В книге приводятся простые советы, как можно улучшить экологию. Например, использовать многоразовые контейнеры для обеда, не покупать воду в пластиковой бутылке, отказаться от одноразовой посуды, правильно утилизировать электронику. А еще обратить внимание на количество покупаемых вещей — так ли все они нам необходимы?
Иллюстрация из книги «Мусорная революция»
Ознакомление детей с природой в детском саду в игровой форме
Все дети любят весело проводить время. Воспитатель должен сделать так, чтобы это было еще полезно и познавательно, ведь в играх порой больше закладывается развития, чем в умных книжках и тренингах. Если на территории детского сада есть различные деревья, то можно попросить ребят по листочку определить дерево, с которого он упал.
Для детей обычно подбирают тематические игры и в группе. Например, лото из разрезанных картинок, где предстоит выделить предметы (листья, фрукты, животных), которые относятся к одной систематической группе. Или вы можете обозначить для ребят 4 времени года и познакомить их с погодными условиями, присущими каждому из времен: капли дождя, снег, радуга, холодный ветер. Конечно, стоит добавить к этой игре картинки насекомых и животных – пусть детки знают, что букашечки зимой не летают, потому что спят.
Чтобы ознакомиться с явлениями природы, ее творениями, можно проводить словесные викторины. Например, по определению назвать животное или сказать, когда бывает снег, радуга, гром. Ребята могут подражать голосам зверей: пищать, как мыши; лаять, как собаки; мычать, как коровы, а воспитатель должен угадать, кто перед ним. Игра получится еще более познавательной, если малыши начнут поддерживать свои звуки жестами или показывать ими тех животных, которые не издают типичных звуков.