Занятия по ФЭМП. Младшая группа. Сентябрь
Занятие 1
Программное содержание
• Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.
Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.
Методические указания
I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»
Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»
Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)
Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить.)
II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую —куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.
III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы — в зеленую.
В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)
Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.
Занятие 2
Программное содержание
• Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разной величины; 3 — 4 больших кубика.
Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3 — 4 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.
Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по величине? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную «Спят усталые игрушки»».
II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».
Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики,
предлагает детям сравнить их по величине, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.
Занятия по ФЭМП. Младшая группа. Ноябрь
Занятие 1
Программное содержание
• Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.
• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, две корзины с большими и маленькими мячами.
Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи (для каждого ребенка по одному мячу).
Методические указания
Игровая ситуация «Мы — веселые ребята».
Занятие проводится в спортивном зале.
I часть. На полу две картонные дорожки разной длины.
Воспитатель спрашивает детей, что можно сказать о длине дорожек. Показывает, как это можно узнать с помощью наложения и приложения дорожек. Затем просит детей показать длинную (короткую) дорожку, пройти по длинной (короткой) дорожке. Уточняет длину дорожек.
II часть. Воспитатель обращает внимание детей на корзины с мячами: «Что можно сказать о величине мячей? Сколько больших мячей? (Много.) Возьмите по одному большому мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? (Один.) Сколько сейчас больших мячей в корзине? (Ни одного.) Давайте попробуем прокатить мячи по длинной дорожке. Как сделать так, чтобы в корзине опять стало много мячей?» (Ответы детей.)
Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель уточняет, по сколько мячей каждый ребенок положил в корзину и сколько их стало.
Аналогичное упражнение дети выполняют с маленькими мячами. Дети прокатывают их по короткой дорожке, складывают в корзину с большими мячами и отвечают на вопросы воспитателя: «Сколько маленьких мячей? (Много.) Сколько больших мячей? (Много.) Сколько больших и маленьких мячей вместе?» (Еще больше, очень много.)
Ill часть. Подвижная игра «Догони мяч».
Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям догнать и взять по одному мячу. («Сколько мячей ты догнал?») Собранные мячи дети складывают обратно в корзину, а воспитатель выясняет: «Сколько мячей ты положил в корзину? Сколько мячей стало в корзине?»
Игра повторяется несколько раз.
Занятие 2
Программное содержание
• Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
• Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разной величины, 2 ленты одного цвета разной длины.
Раздаточный материал. Ленточки одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
Игровая ситуация «Магазин игрушек».
I часть. Воспитатель приглашает детей посетить магазин игрушек. На стульчиках и столах разложены игрушки: по одной и по несколько штук. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их. По указанию воспитателя дети «покупают» одну или много игрушек. Взрослый выясняет: «Какие игрушки ты купил? Сколько игрушек ты купил?»
II часть. Воспитатель предлагает детям подобрать ленточки к коробкам для игрушек.
Дети рассматривают коробки, а воспитатель выясняет: «Чем отличаются коробки? Коробки одинаковые по величине? Покажите большую (маленькую) коробку. Чем мы сможем перевязать коробки?»
Воспитатель просит сравнить ленточки: «Что можно сказать о длине ленточек? Как это можно узнать? Как сравнить ленточки по длине?» (Наложением или приложением.)
Дети сравнивают ленточки способами наложения или приложения, показывают длинную (короткую) ленточку, результаты сравнения обозначают словами длинная — короткая, длиннее —короче.
Дети раскладывают ленточки в коробки: длинные в большую, короткие в маленькую.
III часть. Игровое упражнение «Завяжем коробки ленточками».
Воспитатель вместе с детьми выясняет, ленточкой какой длины можно перевязать большую (маленькую) коробку. Предварительно они сравнивают ленточки по длине, находят длинную (короткую) ленту и перевязывают коробки.
Занятие 3
Программное содержание
• Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
• Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга — 14 см).
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга — 8 см).
Методические указания
Игровая ситуация «Почтальон принес посылку».
I часть. Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес им посылку. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же им прислали. Он поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов: «Сколько пирамидок нам прислали? Сколько машин (матрешек, мячей) в посылке? Каких игрушек нам прислали много? А каких игрушек по одной?»
II часть. Воспитатель достает из посылки круг и выкладывает на фланелеграф: «Какая это фигура? (Круг.) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру.
Затем достает квадрат, кладет рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?»
Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
III часть. Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.
Аналогичные действия выполняются с квадратом.
Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?» (Углы.)
Занятие 4
Программное содержание
• Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
• Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Используется обстановка группы — игровой уголок (куклы, стулья, чашки и т. д.; стол, мишка, чайник и т. д.), природный уголок (растения, аквариум, лейка, клетка и т.д.), книжный уголок (книги, картинки; полка, подставка для книг и т.д.); гараж (несколько маленьких машин, одна большая машина); силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см; по одному для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Дети путешествуют по группе под музыку «Голубой вагон» (музыка и слова В. Я. Шаинского). Первая остановка в кукольном уголке.
Воспитатель. Что есть в кукольном уголке? Каких игрушек много? Каких игрушек только по одной?
Затем дети останавливаются в книжном уголке, уголке природы, гараже и отвечают на аналогичные вопросы воспитателя.
II часть. Дидактическая игра «Почини поезд».
На столе разложены круги и квадраты. Воспитатель просит детей найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать?» (Катать.)
Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Воспитатель напоминает, что квадрату мешают углы, и просит детей показать их.
В конце занятия дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты — вместо окошек.
Краткое содержание книги И. Помораевой и В. Позиной
Книга представляет собой конспект и учебный план для педагогов у детей 3-4 лет, распределенный на весь учебный год, который подразумевает 1 занятие в неделю. Авторы учли неизбежный период адаптации каждого ребенка после поступления в детский сад, поэтому первое занятие, согласно плану, проводят после 15 сентября.
ФЭМП во 2 младшей группе
План на осенний период
Основные направления занятий в I квартале образовательного года, согласно книге в соавторстве с Позиной ориентированы на:
- Ознакомление с двумя геометрическими фигурами: круг и квадрат. На первом занятии дети изучают круг, его особенности формы, после чего переходят к объемному аналогу — шару. Позже добавляется фигура квадрат с переходом к кубу. Итогом изучения становится безошибочный выбор круга и квадрата среди прочих фигур, а также их сравнение по основным параметрам.
- Разъяснение количественных представлений о предметах, таких как «один», «ни одного», «много». В самом начале дети учатся определять две величины: «один» и «много»; после чего добавляется величина «ни одного», которым дети должны уметь пользоваться, когда воспитатель задает вопрос «сколько предметов?».
- Закрепление сравнительных умений, ограничивающихся сначала такими понятиями, как «большой» и «маленький», после чего вводятся дополнительные элементы парного сравнения, отвечающих на вопросы о том, какой предмет больше, а какой меньше. А также закрепляется понятие длины, начиная с констатации «длинный» и «короткий», и заканчивая сравнениями — «длиннее», «короче».
Определение квадрата среди других фигур
План на зимний период
Во II квартале согласно конспектам по ФЭМП Помораевой, 2-ая младшая группа должна изучать:
- Значения слов «по ровну» и «по многу» в отношении сравниваемых групп предметов. К концу второго квартала дети должны оперировать дополнительными значениями «мало» — «много».
- Ориентацию по своему телу, в отношении правой и левой стороны. Начинают изучение с рук и продолжают другими парными частями тела.
- На занятиях по сравнению предметов добавляются такие понятия, как «широкий», «узкий», а также «шире» — «уже», «одинаковые по ширине».
- Новую геометрическую фигуру — треугольник. После разбора ее особенностей дети учатся сравнивать ее с квадратом, называть отличительные черты.
- Пространственные расположения предметов, используя значения «вверху» и «внизу». После освоения этих понятий добавляется анализ размеров фигур по критерию «выше», «ниже», «высокий», «низкий».
Где больше морковок, а где меньше
План на весенний период
Конспект продолжает описание занятий ФЭМП, 2 младшая группа — Помораева рекомендует:
- Вводить понятие времени суток. Начинают формирование занятий со знакомства с контрастными понятиями «деть» — «ночь», позже водят «утро» и «вечер».
- Сравнивать не только визуальное количество предметов, но и определять количество звуков на слух, ограничиваясь двумя понятиями «один» и «много». После закрепления этого навыка приступают к воспроизведению услышанного количества звуков, но числительное не называется, дети только слышат последовательность звуков, после чего стараются повторить комбинацию.
- Совершенствовать пространственные навыки, к которым добавляются определения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «вверху» и «внизу».
Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада
Важно! Каждое последующее задание не просто вносит новизну и знакомит с терминами. Математические занятия рекомендовано строить на основе закрепления предыдущего материала. Поэтому, прежде чем вводить новые понятия, воспитатель должен закреплять ранее пройденный материал на каждом уроке.