Урок окружающего мира «Кто такие насекомые?» 1 класс «Школа России»


Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Наталья Беляева

Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Актуальность исследования

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить.

Цель проекта:

Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.

Проектсоздавали и принимали участие:

Воспитанники и родители старшей группы;

Руководители проекта – Яркова Т. И. и Беляева Н. И.

Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка»

.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: Групповой, долгосрочный.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Проблема исследования: Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения.Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Удивительный мир насекомых»

.

Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения)

: если больше узнаем о
насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.

В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с воспитателем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.

2. Создать мини проекты «Мое любимое насекомое»

.

3. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Объект исследования: насекомые.

Предмет исследования: насекомые, обитающие на участке детского сада.

Результаты исследования:

1. Создание и защита индивидуальных мини проектов.

2. Оформление выставки «Удивительный мир насекомых»

.

3. Оформление презентации.

Методы: беседа с родителями; наблюдения; изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в Интернете совместно с родителями; экскурсия в библиотеку, музей, эксперимент.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта

1. Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым:

подбор литературы о насекомых,поиск информации в Интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;

Обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная белянка»

, В. Бианки
«Муравейник зашевелился»
,Г. Ганейзер
«Кузнечик – невидимка»
, Н. Сладков
«Крапивница и лимонница»
,
«Муравей и сороконожка»
,
«Сказка о мухе и шмеле»
(Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурникой. Почемучка., Л. Н. Толстой
«О муравьях»
, И. Соколов-Микитов
«Муравьи»
, И. А. Крылов
«Стрекоза и муравей»
,

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

;

разучивание стихов о насекомых;

наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

экскурсия в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые»

;

экскурсия в музей – тема выставки «Удивительный мир насекомых»

просмотр и обсуждение мультфильмов «Путешествие муравья»

,
«Пчёлка Майя»
;

Выполнение домашнего задания с родителями: мини-проект «Мое любимое насекомое»

.

2.Творческая познавательная деятельность детей:

Расширение знаний о насекомыхс помощью дидактических игр:

«Кто, где живет»

,
«Танец насекомых»
,
«Пчелки»
,
«Четвёртый лишний»
,
«Игра в слова»
,
«Построй логическую цепочку из жуков»
.

Рисование, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, изготовление поделок насекомых вместе с родителями;

3.Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт 1: Чем бабочка похожа на слона?

Опыт 2: Муравьиная дорожка.

В ходе исследования мы беседовали с родителями; наблюдали; изучили литературу, искали информацию в библиотеке, в Интернете вместе с родителями; ходили на экскурсию в библиотеку и музей, провели эксперименты.

Насекомые – это чудо нашей природы. Эти маленькие существа живут практически везде. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. В этом мы убедились, когда на прогулке наблюдали за насекомыми.Мы увидели: прыгающего по травинкам кузнечика, порхающих с цветка на цветок разноцветных бабочек. Мы узнали, чем насекомые питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, как люди относятся к насекомым. Научились сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают; кузнечик прыгает, определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их (пчела, муха, жук жужжат; кузнечик стрекочет)

.

Чем же бабочка похожа на слона? Об этом мы узнали, когда проводили опыты с насекомыми. У бабочки есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом. Или опыт «муравьиная дорожка»

. Нашли на участке детского сада муравейник.Рядом с муравейником насыпали 2 дорожки: одна – песок, вторая – сахарный песок. Скоро мы увидели, что несколько муравьев ползают около дорожек. Примерно через час мы увидели длинную муравьиную цепочку, движущуюся к угощению и обратно. На вечерней прогулке мы обнаружили, что осталась только дорожка из песка, а дорожка из сахарного песка исчезла. Мы выяснили, что стоит одному муравью найти пищу, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи.

В музее экскурсовод нам рассказал очень много удивительного о насекомых, мы с интересом разглядывали экспонаты.

Нас пригласили в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые»

, в музей на выставку
«Удивительны мир насекомых»
. Об этих
удивительных существах много написано рассказов, стихов, сказок, загадок и песен. Мы рассматривали книги, иллюстрации, знакомились с авторами, а затем участвовали в викторине.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности

1. Участие в выставке «Удивительный мир насекомых»

.

2. Презентация индивидуального мини проекта «Бабочка»

3. Участие в интеллектуальной игре «Звездный час»

.

4. Презентация проекта «Удивительный мир насекомых»

.

Вместе с родителями мы получили домашнее задание: выполнить мини проект «Мое любимое насекомое»

, сделать поделку этого
насекомого. Свои проекты мы защищали в группе.
Мое любимое насекомое – это бабочка. Я узнала,как появляется бабочка: она откладывает яички, из яичек вылупляются гусеницы, гусеница превращаются в куколку, а из куколки вылупляется бабочка. Бабочки — лучшие опылители растений. А некоторые цветы вообще опыляются только бабочками.

Вместе с родителями приняли участие в интеллектуальной игре «Звездный час»

. Мы выполняли разные задания, а жюри определяли, кто больше всех из нас знает о жизни
насекомых. У каждого участника была группа поддержки, которая болела за него и помогала получать звезды. Наши родители тоже не остались в стороне, для них тоже были испытания. Игра прошла интересно, весело, было много музыки, песен.

Выводы: Мы узнали очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы сделали вывод,который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо изучать природу, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда интерес к познавательно-исследовательской деятельности, который появился в процессе работы, останется на всю жизнь, с любовью будет относиться к природе и братьям нашим меньшим.

Использованная литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия.М: «Махаон»

, 2003.

2. Глен Веччионе «Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов«.

3.Источник интернет: vsezagadki.ru

4.Источник интернет: domnagorke.ru

5. Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.

6. Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?

7. Хоффман Г. Кто живёт на лугу / Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. –М: ООО ТД «Издательство Мир книги»

, 2008.

8. Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. — сост. П. Р. Ляхов.- АСТ:Астрель: Хранитель, 2007.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]