Упражнения для релаксации
УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
дети ложатся на коврике на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены,
слегка раздвинуты.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями её крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз аромат … и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись спокойной музыки.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинает мягко подниматься навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
УПРАЖНЕНИЕ «ОТДЫХ НА МОРЕ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
ЦЕЛЬ: релаксация, развитие дыхания, воображения.
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ: дети сидят на стульчиках.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ, КОГДА СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
ЦЕЛЬ: релаксация, развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Запись отрывка из музыкального произведения (например, Э. Григ «Рассвет», балет «Пер Гюнт»).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЕ: дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).
Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях
УПРАЖНЕНИЕ «ОТДОХНЕМ»
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись спокойной музыки, коврики (по количеству детей).
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «лягте на коврики, на
спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.
Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться. Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».
Используемые ресурсы:
https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-dlia-rielaksatsii.html
ttps://educontest.net/ru/20931 /релаксационные-упражнения/
Релаксационные техники для дошкольников
Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку.
При регулярном выполнении этих упражнений ребёнок становится более уравновешенным, спокойным и лучше понимает свои чувства. В результате этого он овладевает навыками саморегуляции, контролируя свои действия и эмоции.
Дети до пяти лет
Эта возрастная категория воспринимает практически любые методы релаксации. Избавиться от стресса помогают чередование дыхательных и физических упражнений, аутотренинг под звуки леса или рисование под музыку.
Блок упражнений для детей постарше может выглядеть следующим образом. Ребёнку нужно представить ссору, напугав соперника устрашающей позой: кулаки, напряжённые ноги и оскал. Через минуту нужно улыбнуться сопернику, помахав ему рукой. Повторить несколько раз, после чего отдохнуть.
Другой сценарий релаксации выглядит так: в положение лёжа ребёнок должен представить, к примеру, костёр и жарящиеся шашлыки. Глаза при этом необходимо закрыть и глубоко дышать носом, представляя аромат вкусной пищи и лесные запахи. Это упражнение особенно актуально перед обедом.
Старший дошкольный возраст
Перед поступлением в школу каждому ребёнку следует научиться держать под контролем своё психоэмоциональное состояние, чтобы самостоятельно уметь успокаиваться после перемены.
Наиболее простыми и эффективными способами являются аутотренинг и дыхательные упражнения.
Общие советы и рекомендации
Чтобы сохранить душевное равновесие, достаточно соблюдать несколько простых правил:
- Нужно регулярно высыпаться.
- Попробуйте медленнее ходить и говорить.
- Старайтесь больше гулять на свежем воздухе.
- На каждый день составляйте список дел, которые необходимо выполнить.
- Поставленные цели должны быть реальными.
- Хотя бы час в день выделяйте только для себя.
- Смотрясь в зеркало, говорите себе комплименты и улыбайтесь.
- Поделитесь своими проблемами с близким человеком.
- Про себя сосчитайте до десяти.
- Выпейте чашку травяного чая и примите душ или тёплую ванну.
- Не обещайте того, чего не сможете наверняка сделать.
- Живите сегодняшним днём и не требуйте для себя слишком многого.
- Вспоминайте свои приятные ощущения, когда вам было очень хорошо.
- Не старайтесь угождать всем, так как это нереально.
- Вы не одиноки, помните об этом.
- Старайтесь быть оптимистом и наслаждаться каждой прожитой минутой.
- Успокойтесь, прежде чем принять какое-либо решение.
- Не пасуйте перед неудачами и не отчаивайтесь. Белая жизненная полоса будет следующей.
- Любимое занятие является отличным лекарством от стресса.
Релаксация помогает погрузиться в тонкие энергии и раскрыть природные возможности человеческого организма. Для ускорения этого процесса часто бывают необходимы определённые звуки, обладающие гипнотическим расслабляющим действием: шелест листвы, журчание ручья, крики чаек, голоса дельфинов и т. п. Природа сама создаёт гениальные и неповторимые композиции, которые снимают усталость, нервозность и способствуют здоровому образу жизни.
Originally posted 2018-03-29 05:52:04.
Расслабление перед сном
Нормальное функционирование организма во время бодрствования невозможно без полноценного ночного отдыха. Только качественный сон делает ум яснее и позволяет зарядиться новой энергией на следующий день.
Наша повседневная жизнь наполнена заботами и проблемами, которые пытаются «достать» нас даже ночью, поэтому многие не могут спокойно уснуть, что приводит к раздражительности, головным болям и прочим недугам. В таких случаях на помощь приходит релаксация для сна. Применив перед сном один из следующих методов расслабления, можно легко успокоиться и избежать бессонницы:
- Глубоко дышите, заполняя воздухом все лёгкие.
- Для борьбы с бессонницей зачастую используют мышечную релаксацию. Эта техника предусматривает переменное напряжение и расслабление всех мышц начиная с лица и заканчивая ногами.
- Спокойный сон обеспечивает приятная визуализация любимого места отдыха.