Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы


Классификация видов игровой деятельности

Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

Дидактические

Это забавы, в которых есть

  • чёткие рамки деятельности каждого из участников,
  • строгие правила,
  • цель и непременный конечный результат.

Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы — это слагаемые или сумма).

Виды дидактических игр

Дидактические игры группируется по нескольким принципам.

По содержанию

  1. Математические (в некоторых источниках они называются логическими). Эти забавы в подготовительной группе применяются, например, для закрепления представлений о времени, простых арифметических действий, количестве, пространственном расположении объектов и т.д. К ним относятся игры со счётными палочками, с геометрическими фигурами.
  2. Сенсорные. В работе с детьми 6–7 лет такие дидактические игры применяются нечасто, так как основное своё назначение — знакомство с цветами, формами, величиной — они уже выполнили на более ранних возрастных этапах. Поэтому в основном сенсорные игры используются при освоении палитры оттенков цветов, а также для рассмотрения тем по ознакомлению с окружающим миром, связанных с изучением физических явлений.
  3. Речевые. Используются для формирования и закрепления представлений о слове и предложении, грамматическом строе языка и обогащения словарного запаса.
  4. Музыкальные. Используются для развития слуха, чувства ри src=»https://rucheyok.ru/wp-content/uploads/2019/01/mc15zjb5.jpg» class=»aligncenter» width=»600″ height=»380″[/img]
    В музыкальные игры часто включают элементы хореографии
  5. Природоведческие, часто имеющие характер опытов. Применяются при знакомстве с объектами живой и неживой природы. Например, с водой в разных агрегатных состояниях.
  6. Для ознакомления с окружающим миром. В подготовительной группе это в основном связано с освоением основных особенностей разных профессий.
  7. Деловые игры. Многие методисты не выделяют этот вид, так как относят деловые игры к формам организации учебной деятельности. И действительно, даже по времени такие забавы длятся не 15 минут, а 30. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра — не часть занятия, а форма его организации.

По дидактическому материалу

Этот принцип позволяет разделить игры на:

  • забавы с игрушками и предметами (например, сюжетные игры о диких животных, в роли которых выступают природные материалы — каштаны, жёлуди),
  • настольно-печатные (лото, домино, пазлы),
  • интерактивные, использующие технические средства обучения (такие игры возможны в группах, в которых есть интерактивная доска, а также при наличии у педагога дидактических материалов для проведения),
  • словесные (например, в игре «Звуковые шапочки» дети учатся составлять прямые и обратные слоги, когда передвигаясь в шапочке с прикреплённой к ней гласной, останавливаются по сигналу около лежащей на полу согласной и составляют слог с ней).

    Цветы из цветной бумаги с большими карточками с гласными буквами и Ы

    Звуковые шапочки можно заменить поляной цветов

Это интересно. В ряде методической литературы игры с предметами и игрушками относят в группу сюжетно-ролевых игр, которые, в свою очередь, входят в состав театрализованных забав. Однако исходя из целей и задачи этих игр всё же правильнее будет придерживаться классификации на основании акцентного содержательного компонента, то есть обучающего в играх с предметами и развивающего в сюжетно-ролевых.

Видео: дидактическая речевая игра «Пятнышки»

Сюжетно-ролевые

В 6–7 лет этот вид игр представлен не простыми действиями с игрушками, а забавами-манипуляциями, требующими от ребёнка приложения имеющегося игрового и социального опыта (например, межличностных отношений в семье). Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе разделены на подгруппы:

  • бытовые (помогают детям закрепить представления о статусных ролях в семье),
  • профессиональные (позволяют проявить инициативность у ребят, принимающих на себя роли доктора, учителя, продавца),

    Ребёнок в роли менеджера Сбербанка

    Профессиональные игры пробуждают у малышей интерес к разным специальностям

  • игры на патриотические темы (в основном игры с героическим смыслом, в которые, как правило, играют мальчики, к примеру, войнушка),
  • игры на воплощение художественных сюжетов (например, дети с удовольствием повторяют истории из мультфильмов, перекраивая повороты сюжета по своему усмотрению).

Это интересно. В подготовительной группе сюжетно-ролевые игры обычно являются основой самостоятельной деятельности ребят.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Поезд» в подготовительной группе

Подвижные

Игры этого вида являются одними из самых любимых у старших дошкольников, отличающихся повышенной активностью. Подвижные игры помогают укреплять здоровье, развивают ловкость, внимательность и являются отличным способом сменить вид деятельности с пассивного на активный или наоборот. Могут быть:

  • подражательными (когда детям нужно двигаться «как утка», бегать «как заяц» и пр.),
  • сюжетными (созданные на основе историй из сказок, легенд, например, «Гуси-лебеди»),
  • с правилами («Салки», «Прятки» и пр., то есть игры без сюжета, но с правилами),
  • соревновательными (в некоторых источниках их называют спортивными, так как к ним относятся соревнования в беге, в том числе и на лыжах, прыжках),
  • хороводными (к этому типу относится большинство народных забав),
  • с определёнными заданиями, то есть для выполнения условий игры необходимо выполнить целый ряд игровых действий (эти игры вводятся в старшем возрасте как один из подготовительных к школе приёмов работы, в детском саду такие забавы проводятся в форме семейных соревнований — с мамами, папами).

Дети прыгают паровозиком в парах

Подвижные игры очень эффективно переключают внимание ребят с одного вида деятельности на другой

Видео: подвижная игра «Лев»

Театрализованные

Эти игры можно разделить на две большие группы:

  • драматизации (когда ребёнок выступает «артистом», создавая образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности),
  • режиссёрские (когда малыш выступает в роли организатора «артистов» то есть плоских или объёмных игрушек, кукол).

Драматизации

Видами драматизации являются:

  • имитации (людей, животных, персонажей сказок),
  • ролевые сценки (дети разыгрывают диалоги на основе какого-то текста),

    Дети в костюмах лисички, медведя и зайца во дворе рядом с домиком-бесед

    В подготовительной группе ролевые сценки не должны быть прописаны полностью, необходимо оставлять детям возможность допридумать

  • инсценировки (такие забавы проводятся обычно после изучения литературных произведений, дети театрализовано представляют отрывки сюжета),
  • импровизации (когда ребята получают роль и ситуацию, в которой оказывается герой, но без указаний относительно слов и действий персонажа).

Режиссёрские

Такие игры делятся на несколько видов, опираясь на разнообразие типов театра, с которыми знакомятся ребята:

  • настольный (когда «артисты», например, каштаны или жёлуди),
  • кукольный (пальчиковые игрушки, марионетки, бибабо),
  • кулачковый (когда дети показывают сюжеты, используя свои разрисованные или одетые в ткань кулачки),
  • баночный, из стаканчиков (персонажи сделаны из бросового материала).

Это интересно. Ряд методистов выделяет ещё один вид игр в ДОУ: досуговые, то есть те, которые организуются в процессе проведения развлечений, прогулок. К ним относят народные игры, а также некоторые подвижные.

Настольный театр из стаканчиков

С настольным театром дети знакомы с первой младшей группы

Пальчиковые игры-упражнения

Пальчиковую гимнастику нередко называют пальчиковыми играми. Поэтому уместно выделить эту игровую деятельности в отдельный вид. Основная цель проведения пальчиковых упражнений — тренировка мелкой моторики, в контексте работы со старшими дошколятами, это имеет непосредственное отношение к подготовке руки к письму.

Картотека игр в подготовительной группе

Для удобства составления конспекта занятия или досуговой деятельности, игры вносятся в отдельные для каждого вида забав календарные планы. Педагог, владея полным перечнем забав, подбирает их под отрабатываемый навык, умение, этап занятия или тему. Последний критерий является самым продуктивным.

Таблица: пример планирования игровой деятельности в подготовительной группе

Тема (или этап работы на занятии)Вид игрыНазваниеЦелиХод игры
Любая (преимущественно лексическая, то есть связанная с пополнением словарного запаса)Дидактическая«Поле чудес»
  • расширять кругозор,
  • пополнять словарный запас,
  • развивать память,
  • быстроту реакции,
  • сообразительность,
  • находчивость,
  • логическое мышление,
  • умение слышать воспитателя,
  • воспитывать толерантное отношение к соперникам.
Дети на скорость отвечают на вопросы отборочного тура. Так в игру приглашается первая тройка, которая по буквам, после оборота барабана, угадывает слово. По итогам игры трёх троек проводится финал, а затем суперфинал с победителем.
Обобщение материалаДидактическая«Что? Где? Когда?»Детям, объединённым в команду из шести человек, задают вопросы, на которые они за 1–2 минуты должны ответить. Игра идёт до шести очков.
«Осадки» (или в качестве физкультпаузы)Подвижная«Дождик»
  • формировать навыки выразительного пения, передавая характер музыки,
  • совершенствовать выполнение хороводного шага и хороводных перестроений,
  • развивать песенно-игровое творчество,
  • продолжать развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,
  • развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых движений.
Дети-«тучки» становятся в круг, в с султанчиками в руках. Под музыку ребята разбегаются, «дождик» старается их намочить. По сигналу ведущего снова собираются в хоровод, «дождик» во время звучания одного музыкального отрывка старается дотронуться султанчиком дотрагивается до «тучек», после окончания музыкального отрывка, все вместе считают, сколько «тучек» зацепил «дождик».
Развлечения, закрепление изученного материала, открытое занятие.Разные виды игровой деятельности«Путешествие по станциям»
  • тренировать детей в разных видах игровой деятельности,
  • расширять кругозор,
  • развивать физические и интеллектуальные качества,
  • воспитывать терпение в работе.
В ходе игры ребята попадают на разные «станции» и играют в предложенные на ней игры.
«Хлеб — всему голова»Дидактическая«Хлеб»
  • дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол,
  • расширить знания у детей о содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе,
  • воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Дети индивидуально или в командах раскладывают последовательность карточек с изображением процесса выращивания хлеба, комментируя каждый этап.
«Птицы нашего края»Подвижная«Вороны и воробьи»
  • тренировать бег в разных направлениях,
  • развивать координацию, воспитывать дух здорового соперничества.
Команда «воробьёв» спокойно летает по площадке. По сигналу «ворона» пернатые должны быстро сесть на свои места иначе «ворона» и засалит.
«Словообразовательные суффиксы»Дидактическая«Взгляд в будущее»
  • отрабатывать навык образования отчества от имени с помощью суффикса,
  • пополнять словарный запас,
  • развивать языковую интуицию,
  • воспитывать уважение к родному языку.
Педагог даёт детям перечень имён, от которых ребята образуют отчества.
Описание расположения предметов в пространствеПальчиковая«Мебель»
  • тренировать мелкую моторику, быстроту реакции,
  • развивать чувство ритма,
  • воспитывать терпение и настойчивость при отработке движений.
Это стул — на нём сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх). Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху). Вот кровать — на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой). В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей). На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).
«Правила этикета»Сюжетно-ролевая«Урок вежливости»
  • объяснить правила поведения в общественных местах,
  • показать важность уступать место,
  • развивать исполнительские способности,
  • воспитывать культуру поведения.
Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой её внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжёлыми и большими сумками нужно уступать дорогу. Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно.

Здесь здание здоровья

Большинство дошкольников уже знакомо с работой поликлиники, у многих уже сформировано личное отношение к ней. Гамма детских эмоций широка – от страха до любопытства, в зависимости от личного опыта. С уверенностью можно сказать, что профессии доктора и медицинской сестры интересует всех учеников подготовительной группы. На этом можно построить сюжетно-ролевую игру «Больница».

Страшно интересно

В данном случае посещение медицинского учреждения не планируется: достаточно завести воспитанников в кабинет медицинской сестры в самом детском саду. Многие из них уже были там на осмотре.

Обратите внимание дошкольников на врачебную атрибутику: белый халат сестры, стерильные приборы для осмотра пациентов, рабочий стол, календарь. Объясните важность профессии врача, однако, постарайтесь при этом сделать акцент на идее поддержания здоровья вместо лечения уже имеющихся заболеваний. Так атмосфера лекарского кабинета будет выглядеть не устрашающе, а дружелюбно.

Основная идея занятия заключается в воспитании терпеливого и внимательного отношения к вопросам здоровья. Детям необходимо дать понять, что забота о своём здоровье – часть ежедневной рутины.

Скажите «а-а-а», больной!

Сама сценка может представлять собой, например, диспансеризацию. Группа детей проходит осмотр у ряда врачей для поступления в школу. Роли для врачей: терапевт, стоматолог, хирург и офтальмолог. Не забудьте о присутствии медицинской сестры или медицинского брата. Помощник может записывать в карточку пациента важную информацию и ассистировать при осмотре.

Другой вариант сюжета – с куклой, поскольку роль больного лучше отвести неодушевленному предмету. Так группа детей может перевоплотиться в консилиум докторов, специализирующихся на конкретной проблеме, скажем, кашле. Участники могут предлагать пути избавления от неприятного недуга: полный покой, регулярное питье отвара из трав, приём сосательных таблеток и пр. Можете ввести в использование слова «пациент», «жалобы», «болит».

Играем в «Театр»

Новая тема для занятий – театральная жизнь – знакомит детей с профессией актёра, режиссера, сценариста, а также закрепляет основные представления о ходе спектаклей. Сюжетно-ролевая игра «театр» может быть знакома большинству воспитанников подготовительной группы детского сада: начиная с 2-3 лет, малыши уже посещают первые кукольные постановки, созданные для самых юных зрителей. Так дети получают основные знания о том, что есть сцена, билет и антракт.

Тем не менее важно рассказать участникам занятий о правилах поведения в театре: о приобретении билета, о соблюдении тишины во время просмотра постановки и о возможных действиях во время антракта. Среди новых для детей профессий – гардеробщик, буфетчик, организатор порядка в зале. По ту сторону кулис выбор ремёсел ещё более широкий. Для организации спектакля необходимо осветить сцену, провести звук, подготовить костюмы. Важна и роль ведущего, представляющего артистов и пьесу.

Подготовьте театральную атрибутику: занавес, одну сильную лампу, микрофон, шикарные костюмы для актёров. Гости в зале должны быть одеты подобающе: для антуража можно предложить вееры, перья, бинокли и программки.

Распределение ролей произойдет естественным образом: дети, склонные к публичным выступлениям, выберут профессию артиста, а более стеснительные мальчики и девочки – место «за кулисами» или в зрительном зале. При этом важна не сама постановка на вымышленной сцене, а слаженная работа всех участников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: