Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте картотека по обучению грамоте (старшая группа) на тему


Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

Ирина МАЛИНОВСКАЯ

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте»

в старшей группе.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

Программойопределена цель работы: формирование первоначальных лингвистических представлений, воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.

В процессе работы со старшими дошкольниками мы формируем у ребят представления о слове, о строении слов, учим их делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, составлять предложения с заданным количеством слов.

Содержание деятельности с детьми определено в разделах «Слово, его значение»

,
«Словесный анализ предложения»
,
«Слоговой анализ слова»
,
«Звуковой анализ слова»
.

Представляю Вашему вниманию игры по обучению грамоте, которые помогут Вам организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями программы.

«Кто? Что?»

— систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.)

.Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают
«Кто это?»
, а если объект неживой –
«Что это?»
за правильный ответ – фишка.

«Слово или звук»

— систематизировать знания о понятиях
«слово, звук»
.

Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…»

Дети должны подумать,что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

«Сколько слов услышал?»

— развивать слуховое восприятие, память.

Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.

«Отгадай слово»

— формировать умение обозначать словом предмет по описанию.

Воспитатель загадывает слово.Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.

«Магнитофон»

— закрепить представления о звучащем слове.

Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.

«Назови действие»

— формировать представления о словах – действиях.

Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай)

и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает
«Что ещё можно делать?»
. Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

«Подбери пару»

— упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено
(читает – читал)
.

Играть можно с мячом.

«Какой? Какая? Какое?»

— формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.

Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?»

.

«Отвечай быстро»

— упражнять в определении предмета по его признакам.

Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.

«Одно слово – много предметов»

— формировать представления о многозначности слов.

Воспитатель показывает предмет (авторучка)

и спрашивает
«Что это?»
, берёт куколку за ручку – Что это?
(ручка)
. У двери что?
(ручка)
. У каких предметов ещё есть ручка?
(чемодан, сумка)
.Итог: предметов много, а слово одно.Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.

«Длинное – короткое слово»

— упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.

«Скажи ласково»

— формировать понятие об уменьшительно — ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.

«Назови два (три)

слова» — упражнять в назывании заданного количества слов.

«Подбери похожее слово»

— упражнять в подборе созвучных слов, рифм.

Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка»

. Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову
(книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.)
.

«Кто ушёл вперёд»

— упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.

Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

«Слова – родственники»

— формировать представления о родственных словах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.)

.Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое
«зимовье»
? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть
«зим»
. Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово
«зима»
. Дети подбирают слова –
«родственники»
к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.

«Составь предложение»

— формировать понятие
«предложение»
, упражнять в составлении предложений по сюжетной
картинке, по схеме.
«Угадай звук»

— формировать понятие
«звук»
.

Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.)

. Воспитатель спрашивает
«Что вы услышали? Как догадались?»
.

«Слова – приятели»

— формировать представления о синонимах
(словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение)
.

Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»

?
(огромный)
Быстрый?
(скорый)
и т. д.

«Пропой звук»

— формировать понятие
«гласный звук»
,
«согласныйзвук»
.

Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?»

звуки, которые можно петь, называют
«гласные»
. Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.

«Наоборот»

— формировать представления о словах – антонимах
(слова с противоположным значением)
.

Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное»

, бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.

«Назови звук или слово»

— закрепить понятия
«звук»
,
«слово»
.

Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

«Кто в домике живёт?»

— формировать представление о звуковом составе слова.

Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.

«Сколько звуков?»

— упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков
(первый, второй и т. д.)
.

«Подбери слово»

— упражнять в подборе слов на заданный звук.

За правильный ответ – фишка.

«Волшебное эхо»

— упражнять в определении первого звука в слове.

Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.

«Догадайся сам»

— формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове.

Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.

«Придумай предложение»

— закрепить понятия
«слово»
и
«предложение»
, упражнять в умении расширять предложением.

Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

«Где спрятались зверушки?»

— формировать навыки звукового анализа.

Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске)

. Отгадайте, за какими? Название животного и название
картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.)
.

«Подбери слово по смыслу»

— упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.

Воспитатель начинает предложение,дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)

» и т. д.

«Живые звуки»

— упражнять в звуковом анализе слов.

Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают»

это слово. Можно соревноваться командами.

«Чемодан»

— упражнять в подборе слов с заданным звуком, класситфицировать предметы.

У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»

чемодан. Темы слов могут быть разными
(например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.)
.

«Звуки заблудились»

— развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков.

Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.

«Сравни слово»

— упражнять в сравнительном звуковом анализе слов
(дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.)
.

«Какое слово услышал?»

— упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.

«Цепочка слов»

— упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.

Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки)

– расположить
картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр)
.

«Гласный – согласный»

— упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.

«Сосчитай слоги»

— формировать понятие
«слог»
, упражнять в делении слов на слоги.

«Кто в избушке живёт?»

— упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.

Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?

«Наоборотки»

— упражнять в изменении порядка звуков в слоге.

Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток»

и говорит
«Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки»
. За правильный ответ – фишка
(СА – АС и т. п.)
.

«Разделилки»

— упражнять в делении слов на слоги.

Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор?»

. Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова?
(слоги)
Возьмите свои
«топорики»
в руки (дети складывают пальцы рук в
«замок»
— это
«топорик»
, им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д.

«Звуковое лото»

— упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги.

У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.

«Фокусники»

— упражнять детей в преобразовании слов.

Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.)

.

«Найди своё место»

— упражнять в определении количества слогов в именах.

Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.

«Молоточек»

— формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.

Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.

«Испорченный микрофон»

— развивать слуховое восприятие.

Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА)

и показывает
картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.
«Выставка»

— упражнять в определении количества слогов в слове.

Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.

«Составь предложение»

— упражнять в составлении предложений по сюжетным
картинкам.
«Вкусные слова»

— упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов.

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3)

слогов.

«Выбери подарок»

— упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.

Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.

Картотека дидактических игр по подготовке детей к обучению грамоте

2-й вариант:

нож (нос),сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание.

Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант:

ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант:

п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание.

Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант:

город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант:

солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

5

«Красный и синий мячи»

Цель

: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

6

«Пишущая машинка»

Цель

: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Описание:

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

7

«Корова и слово»

Цель

: развивать фонематический слух, реакцию.

Описание:

Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: