Конспект на тему ягоды подготовительная группа. Тема «Сад-огород. Ягоды». Старшая группа. Задачи обучения рисованию в подготовительной группе


Подготовка

От того, насколько тщательно готов воспитатель к занятию, зависит результат достижения поставленных целей и задач — это не секрет. И немаловажную роль в этом процессе занимает учёт всех тонкостей подготовительного процесса.

Материалы

В подготовительной группе дети уже знакомы с основными видами материалов для рисования. То есть могут использовать

  • карандаши;
  • гуашь;
  • акварель;
  • восковые мелки;
  • фломастеры.

Это интересно. Многие методисты категорически отрицают возможность использования фломастеров на занятиях рисованием в детском саду, так как дети не могут с их помощью передавать оттенки и элементарные тени в изображении.

Основа

В качестве основы для рисования можно использовать:

  • бумагу разной плотности (цветную или бумагу для принтера);
  • картон (толстый и тонкий).

Единственное условие — формат рисунка не должен быть больше А4, если речь идёт об индивидуальной работе. Для групповых заданий можно использовать листы формата А3 и даже А1.

Это интересно. Изображения на ватмане допускаются, если воспитатель принимает активное участие в создании общей композиции работы.

Техники и приёмы в подготовительной группе

Предполагается, что в подготовительной группе дети уже владеют рядом нетрадиционных техник выполнения рисунка (например, кляксография, когда на беспорядочные пятна краски наносится контур, или рисование ладошками, когда различные изображения создаются на основе контура ладоней). Однако классические техники всё равно остаются в приоритете. Среди них

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка композиции на готовый фон (например, подложка-лес дополняется рисунком ёжика, белочки, грибов-ягод и т.д.);
  • срисовывание (эта техника активно осваивается в старшей группе и отрабатывается в подготовительной);
  • обведение и раскрашивание трафаретов (в группе идёт усложнение изображаемых фигур, появляются животные с прорисованными контурами шерсти, мелкие объекты композиции и пр.);
  • рисование с натуры (в качестве натуры выступают природные материалы — ветки, пеньки, жёлуди, каштаны и т.д).

Для изображения грибов и ягод актуально будет использовать дорисовку, срисовывание и рисование с натуры.

Приёмы рисования определяются тем, что малыши уже имеют чёткие представления о точках-границах изображения, определённых задумкой рисунка. Для ребят 6–7 лет доступны

  • любые формы закрашивания (мелкие, крупные детали, а также элементарные тени);
  • прорисовка тонких и широких линий в любом направлении;
  • вертикальное положение кисточки при прорисовке тонких линий и наклонное положение кисточки для широких линий (при использовании красок);
  • примакивание, когда кисть, смоченная в краске, прикладывается к бумаге всем ворсом, чтобы получился отпечаток;
  • смешивание акварельной палитры для получения различных оттенков;
  • приёмы закрашивания в разном положении карандаша по отношению к листу.

На занятии на тему грибов и ягод можно скомбинировать все эти приёмы, в зависимости от того, какие материалы будут использоваться.

Фотогалерея рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках

Использование манки, окрашенной в разные цвета с помощью акварели или гуаши, позволяет быстро заполнить изображение цветом Рисунок ватными палочками — это одна из разновидностей кляксографии, когда объект приобретает форму из пятна краски Для создания этого рисунка использовалась техника отпечатывания краски с пальцев

Как индивидуализировать работу?

Реализация индивидуального подхода — одна из основных целей образовательного процесса в детском саду. На занятиях рисованием это сделать проще, чем на других, так как конечный продукт априори уникален. И тем не менее воспитатель может уже на этапе постановке задачи осуществить поставленную цель. Для этого взрослый может дать такие варианты выполнения рисунка:

  • представить композицию в разное время суток (днём, ночью, утром) или разное время года, что подразумевает использование разной цветовой гаммы;
  • изобразить картину с натуры в разном приближении (например, с близкого расстояния, если у малыша проблемы со зрением);
  • добавить один элемент в данную композицию на своё усмотрение и доказать обоснованность этой детали.

Это интересно. Для индивидуализации рисунка можно предложить малышам дополнить элементами других видов изобразительной деятельности, например, аппликацией из природных материалов, ткани или объёмными деталями из пластилина.

Варианты композиции

Рисунок, как уже было сказано, может выполняться индивидуально и коллективно. В последнем случае лучше, если это будут элементы (например, сосна, белка, грибы и пр.), выполненные на отдельных листах, а затем расположенные на общем фоне . Как вариант, дети могут раскрашивать отдельные блоки общей композиции. Что касается тематического разнообразия использования в качестве задания изображения грибов и ягод, то это традиционно «осенне-зимний» тематический блок, когда малыши изучают природные явления, жизнь животных, связанную с изменениями сезонов. Можно предложить такие идеи формулировки темы:

  • «Запасы для ёжика»;
  • «Ветка рябины»;
  • «Грибная поляна»;
  • «Мухомор»;
  • «Снегири на ветке рябины»;
  • «Кто там спрятался под деревом?»;
  • «Подарки для белочки» и т.д.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку — письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

  1. Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
  2. Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
  3. Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
  4. Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
  5. Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.

Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования

и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:

  1. Предметное рисование.
    Ребята учатся реалистично передавать в рисунке характерную форму предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. У детей 6–7 лет активно развивается аналитическое мышление, они учатся выделять общие признаки у предметов и особенности, по которым они отличаются один от другого. Срисовывание на занятиях в старшей и подготовительной группе не проводится. Возможно рассматривание образцов готовых работ на заданную тему, обсуждение техник исполнения, приёмов рисования. Прямой показ действий не проводится. Рекомендуется во время изучения технокарт и наглядных инструкций совместно с воспитанниками строить устный план выполнения действий. Большое значение отводится рисованию предметов с натуры: ребята учатся передавать характерные особенности строения и формы на конкретных примерах. В подготовительной группе ребята рисуют предметы и по представлению, оперируя образами зрительной памяти и следуя за воображением.
  2. Сюжетное рисование.
    Дошкольники учатся передавать свои впечатления и ощущения, рисуя предметы и отображая своё понимание связи между ними, взаимодействия. В подготовительной группе детям даётся возможность самостоятельно придумать сюжет (небольшую сценку) по теме занятия. Развиваются композиционные способности юных художников: они располагают рисунок по всей площади листа, учатся определять положение объектов — передний и задний план. В выпускной группе детского сада дети осваивают умение передавать характерные движения объектов, преодолевают условность и статичность изображения.
  3. Декоративное рисование.
    Обучение украшению бумажной заготовки или фигурки из папье-маше выполняет требование развития эстетического вкуса на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольники знакомятся с народными промыслами нашей страны, учатся видеть красоту в изделиях мастеров из народа. Полученные знания об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписей ребята применяют в создании собственных узоров по мотивам народной живописи.

Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.

Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

Техники и приёмы рисования

Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:

Чем создаётся рисунокТехника и приёмы рисования
Карандаши, фломастерыСоздание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета. Регулирование нажима карандаша. Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения. Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов.
Краски: акварель, гуашьСмешивание красок на палитре. Размывание краски на большой поверхности. Накладывание штрихов и мазков по форме предмета. Примакивание (наложение вертикальных мазков). Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков). Рисование по влажному фону.
Сухая пастельОсвоение графической техники рисования (пастелью одного цвета). Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти. Рисование плавных линий. Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку.

По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках

Рисование отпечатками Граттаж Кляксография Пальчиковая живопись Монотипия Кляксография Пальчиковая живопись Рисование воском и акварелью Точечное рисование Рисование мелками на наждачной бумаге Метод «тычка»

В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).

Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.

Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения — предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

Тема занятияФорма организации занятияОбучающие и развивающие задачиТехника и приёмы рисования
«Ветка рябины»Индивидуальная.Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности. Развитие композиционных навыков.Рисование акварелью. Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком).
«Грибной ёжик»Индивидуальная.Формирование художественного мышления, развитие воображения.Создание предварительного наброска простым карандашом. Создание фона. Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки).
«Грибная поляна»Коллективная.Развитие композиционных навыков. Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план). Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов.Рисование на общем листе ватмана подгруппами. Приём примакивания кистью (грибы). Способ рисования мятой бумагой (трава).
Индивидуальная.Закрепление навыка предметного рисования. Развитие зрительного восприятия.Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи: Рисование вертикальных линий — длинных и коротких. Рисование точек.
«Грибы в лесу»Коллективная.Активизация процессов памяти и внимания. Закрепление навыка предметного рисования.Рисование в подгруппах. Рисование карандашами: Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима. Создание контуров цветными фломастерами.
«Кто спрятался под грибком»Индивидуальная.Активизация памяти, воображения.Рисование в смешанной технике — акварелью и гуашью. Заготовка фона. Рисование по влажному фону. Рисование мазками разной направленности. Проработка мелких деталей тонкой кисточкой.
«Снегири на ветке рябины»Индивидуальная.Развитие навыка сюжетного рисования. Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать.Рисование гуашью: Заготовка фона. Рисование мазками. Прорисовка деталей тонкой кисточкой.
«Сказочный гриб»Индивидуальная.Развитие навыка рисования по представлению. Активизация воображения.Рисование цветными карандашами: Создание наброска. Продумывание фона. Штриховка с различной степенью нажима. Прорисовка деталей (возможно, фломастером).

Мотивация

Включённость малышей в работу зависит от того, насколько воспитателю удастся заинтересовать их темой. Для этого можно использовать целый арсенал приёмов, комбинируя их в зависимости от темы и временных рамок этого этапа занятия.

Песни

Музыкальное оформление занятий позволяет не только создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, но и в ненавязчивой форме представить нужную информацию, например, о том, как выглядят съедобные грибочки. Более того, можно подобрать видеоролики, чтобы малыши не только слушали и подпевали, но также выполняли определённые ритмические движения. В этом случае мотивация может быть совмещена с физкультминуткой.

Видео: Пример видеоклипа для детей «Грибы-Ягоды»

Стихотворения

Рифмованные строки легко и точно укладываются в памяти детей, вот почему в дошкольном образовании заучивание стихотворений наизусть является чуть ли не основным приёмом закрепления полученных знаний. Для занятия по рисованию стихотворения можно подобрать отдельно по видам грибов-ягод, или в целом про дары осени, например.

  • По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
  • Золотистые лисички — Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
  • По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве — рябинка, В травке — земляничка, Под горой — черничка, Клюковка — на кочке… — Пусто в кузовочке!
  • — Осень! Расскажи скорей, Припасла что для зверей? — Я медведю, глухарю Много ягод подарю. И морошку, и малину, И румяную рябину. — А для белочки лесной У меня сюрприз другой: Дам я рыженькой малышке Жёлуди, грибы и шишки.

Загадки

Это быстрый и очень продуктивный способ настроить детей на работу, так как отгадывание загадок не требует много времени, а малыши с удовольствием слушают и стараются как можно быстрее дать ответ.

  • Этот грибок — берёзы сынок. Кто его найдёт, всяк в лукошко кладёт(Подберёзовик).
  • Гриб красен — для здоровья опасен (Мухомор).
  • Жёлто-рыжие лисички — величают нас сестрички (Лисички).
  • Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята).

Сказки

Одним из беспроигрышных вариантов настроить малышей на работу можно назвать сказки. В качестве мотивации для занятия по рисованию на тему ягоды и грибы можно предложить не просто прослушивание готовых историй, а придумывание собственных (из 2–4 предложений) на заданную тему. Например,

  • Жила-была дружная семья весёлых опят. Однажды случилось несчастье: самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…
  • Родилась у грибного царя Подберёзовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей: Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…
  • Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Беседа и наглядность

Без картинок занятие рисование сложно себе представить. Дети должны видеть разные варианты интерпретации образа, который им предстоит воспроизводить. То есть если речь идёт о ягодах, изображения должны быть выполнены с разных ракурсов, обязательно с укрупнением (например, отдельные ягоды рябины, а не только гроздья). И, конечно, рассматривание картинок должно происходить под беседу на тему.

  • Как часто вы ходите в лес?
  • Что растёт в лесу?
  • Зачем нужны грибы и лесные ягоды?
  • Что можно сделать с грибами или ягодами дома? и пр.

Схема составления конспекта занятия

Подробный план работы с детьми в конкретный отрезок времени — это та часть методической работы, которая определяет профессионализм воспитателя . И начинать подготовку занятия следует с формулирования целей:

  • обучить детей изображать грибы и ягоды на бумаге разными приёмами;
  • закреплять знания ребят о строении флоры леса, формах и цветовых оттенках растений;
  • тренировать навык изображения нескольких объектов на одной линии;
  • расширять представления малышей о явлениях природы;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать уважение к окружающему миру;
  • прививать положительное отношение к творчеству и общению друг с другом.

Задачи могут быть следующие:

  • закрепить знания о съедобных/ядовитых грибах/ягодах;
  • развивать память, познавательную сферу;
  • автоматизировать умение различать грибы/ягоды по картинкам или по загадкам/песням/стихотворениям;
  • воспитывать терпение в работе.

Очень важно соблюдать хронометраж каждого этапа работы.

  • Вводная часть — 5 минут (повторение того, чем занимались в прошлый раз, мотивационные приёмы).
  • Основной этап работы — 20 минут (формулирование задания, выполнение работы с обязательным включением в хронометраж физкультминутки и пальчиковой гимнастики).
  • Заключительный этап — 5 минут (составление групповой композиции или оформление индивидуальных работ на одном стенде, слова поощрения от учителя и рефлексия ребёнка, например, в виде вопросов — Понравилось тебе занятие? Чем? или Чем не понравилось? Всё ли задуманное тебе удалось нарисовать? Как ты оценишь свою картинку? Какая картинка, на твой взгляд, самая красивая? Почему? и т.д.).

Пример конспекта занятия

Васильева Светлана «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)» (фрагмент)

Воспитатель: Вот осенний лес (показываю рисунок) . Тут у меня изображена травка (показываю на рисунке) . Я возьму кисточку и окуну её в белую краску и сразу примакиванием нарисую много ножек грибов. Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приёмы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге). А теперь я хорошо промою кисточку, (показываю как) окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки. Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок). Воспитатель: Ребята приступаем к работе. А белочка будет нам помогать. Дети: Рисуют (воспитатель помогает). Белочка: хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят. Белочка зовёт несколько детей помочь им найти крепкие белые грибы. Белочка вместе с детьми помещает рисунки на стенд (обсуждения рисунков). Рефлексия: Ребята как мы помогли белочке? Что рисовали? Куда ходили? Что понравилось больше всего?>

Подготовка к занятию

Умение планировать — одно из важных качеств педагога. Именно планирование занятия, тщательная подготовка всех необходимых материалов, постановка цели и задач первоочерёдно влияет на то, насколько успешно воспитанники справятся с темой.

Материалы

Рисование способствует развитию мелкой моторики у дошкольника, подготавливает его руку к освоению важнейшего навыка — письма. Для рисования грибов и ягод в традиционных техниках можно использовать следующие материалы:

  • гуашевые и акварельные краски;
  • фломастеры;
  • гелевые ручки для обведения контуров и прорисовки деталей;
  • цветные и чернографитные карандаши;
  • восковые мелки.

Восковыми мелками можно выполнить как всю работу, так и часть её в сочетании с красками

Для основы рисунка следует использовать бумагу разных форматов (ватман и А3 для коллективных работ, А4 для индивидуальных). Можно использовать картон в зависимости от задач занятия.

Дополнительно на занятиях стоит использовать:

  • палитры для смешивания цветов;
  • клеёнку для стола;
  • кисти;
  • стирательные резинки;
  • баночки-непроливайки;

Рабочее пространство можно организовать так, чтобы по 4–6 детей сидели лицом друг к другу, а в центре стола стояли баночки с красками, непроливайки, наборы карандашей и другие материалы

Техники и приёмы рисования

Для старших дошкольников приоритетными являются традиционные техники рисования:

  • заполнение цветом и прорисовывание деталей внутри контура-шаблона;
  • рисование объектов и персонажей на заранее заготовленном фоне;
  • срисовывание с картинок;
  • рисование с натуры, что особенно хорошо отрабатывать на природных материалах (веточки, листья, грибы и ягоды);
  • рисование по трафарету.

Вместе с этим предполагается, что воспитанники к 6–7 годам уже владеют некоторыми нетрадиционными приёмами, такими как прорисовка деталей объекта фломастером поверх акварельной кляксы.

Рисование также можно сочетать с лепкой и аппликацией. Например, вылепленный из солёного теста гриб можно раскрасить в разные цвета. А плоский рисунок можно дополнить аппликативными деталями из цветной бумаги, пластилина, пайток, сухих листьев и др.

В этой работе сочетаются гуашь для фона и основных объектов, фломастер для прорисовки мордочки и лап ёжика, гелевые ручки для прожилок на ножках грибов и травинок; облака из бумаги прикреплены клеем-карандашом

Рисование фломастерами занимает меньше времени, чем красками, поскольку не требует дополнительной подготовки рабочего места, смешения цветов в палитре, не заставляет ждать, пока часть рисунка подсохнет. Поэтому на рисунке фломастерами дети могут разместить больше декоративных элементов вокруг грибов и ягод: бабочек, солнце и облака, мелкие травинки и др.

Групповая работа и индивидуальный подход

Дошкольники 6–7 лет уже довольно самостоятельны, чтобы продумывать композицию своего рисунка, подбирать цвета, определять пропорции предметов. В рамках темы занятия смышлёным и быстро работающим детям стоит дать возможность выбора сюжета или объектов для рисования, предоставить им самим продумать детали. Вместе с этим воспитателю заранее стоит продумать несколько альтернативных вариантов, разнообразных сюжетов, из которых воспитанники будут выбирать, чтобы этот процесс не занял на занятии больше пары минут. Если по плану за занятие нужно успеть нарисовать один предмет, например, ёжика с грибочком, то детям можно разрешить нарисовать что-то ещё (например, ягоды), если они успевают сделать основное задание. Для медлительных и отстающих детей можно заготовить трафареты и шаблоны.

Галерея: шаблоны и схемы на тему «Грибы и ягоды»


По такой схеме дети научатся рисовать рябину


По такому шаблону дети могут выполнить ёжика в качестве аппликации из цветной бумаги, а грибы сверху нарисовать фломастерами или гуашью


Предложите детям поэтапно нарисовать мухомор


По шаблону дети могут рисовать с грибами не только ёжика, но и белочку По такому шаблону легко объяснить детям, как рисовать мухомор; также его можно распечатать, вырезать из цветной бумаги и прикрепить как аппликацию на гуашевый или акварельный фон


Чтобы пробудить фантазию ребёнка, предложите ему нарисовать гриб-домик, и придумать историю про его обитателей


По такому шаблону дети смогут научиться рисовать грибы-лисички


По такой схеме можно заранее на занятиях по конструированию смастерить снегирей, а затем прикрепить их с помощью клея ПВА или клея-карандаша на рисунок с гроздьями рябины; такая работа может быть групповой

Коллективная работа также хороша для развития у детей навыков распределения ролей, планирования, умения договариваться. Для этого хорошо подойдёт рисование сказочных сюжетов с несколькими персонажами, лесной поляны с грибами, ягодами и животными, или композиции, где часть объектов выполняется в аппликативной технике или технике оригами.

Этапы работы над рисунком

«Корзина с грибами для ёжика»

Для выполнения этого рисунка можно использовать и акварель, и гуашь. Сначала дети делают карандашный набросок грибов, а затем дорисовывают (без карандашного контура) корзинку.

Инструкция:

  1. «Рисуем карандашом овалы шляпок и ножки грибов».
  2. «Раскрашиваем их в жёлто-бежево-коричневой гамме».
  3. «Бежевой краской делаем овал, в который вписываем грибы».
  4. «Дорисовываем корзинку, раскрашиваем её жёлтым».
  5. «Даём 1–2 минуты просохнуть фону и наносим коричневой краской рисунок клеточек».
  6. «На ручке корзинки также делаем коричневым цветом имитацию плетения».

Это интересно. Если в палитре нет бежевого цвета краски, то сделать её можно смешав белую с жёлтой, добавив немного коричневого.

«Гроздь рябины»

Инструкция:

  1. «Окунаем кисть в коричневую краску и рисуем веточку».
  2. «Зелёным цветом наносим тонкие короткие мазки-веточки».
  3. «На каждой веточке прорисовываем ягодки, делая точки краской оранжевого или красного цвета».
  4. «Снова окунаем кисть в зелёную краску, прорисовываем веточки для листьев, делая их тонкими, но длинными».
  5. «Теперь примакиваем листочки, прикладывая ворс кисти в одном направлении к длинным зелёным веткам».

«Мухомор»

Этот рисунок может быть иллюстрацией к прослушанному стихотворению или сказке, а поскольку выполняется он фломастерами, то времени на его создание требуется чуть меньше. Вот почему такие картинки можно дополнять сопутствующими элементами (в этом случае бабочками, облаками и т.д.).

Инструкция:

  1. «Начинаем с нанесения контурами дерева».
  2. «Показываем ветки и прорисовываем отметины на стволе берёзы».
  3. «Рисуем шляпки и ножки мухоморов».
  4. «Раскрашиваем их, не забывая оставлять белые пятна». Можно для раскрашивания использовать не только фломастеры, но и карандаши.
  5. «Рисуем бабочек. Наносим контур овала для туловища, дорисовываем крылышки в виде цифры 3, дополняем кружком-головкой, не забываем про усики».
  6. «Раскрашиваем бабочек».
  7. «Замыкаем волнообразные линии в форму, похожую на круг — это облака».
  8. «Раскрашиваем облака, дорисовываем солнце».

Ксения Сабирьянова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель : познакомить детей понятием
«ягода
»
, классифицировать их на садовые и лесные
, учить их различать.

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод

.

Обучать умению классифицировать ягоды

по месту произрастания
(садовые
,
лесные
)
.
Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: