картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков» картотека (младшая группа) на тему


Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене

Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.

Показ с подробным объяснением

Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.

Каждое действие педагог показывает и подробно объясняет

Не нужно часто использовать запреты, например, «Нельзя брызгать водой!», «Нельзя кидать одежду на стул!». Ведь многим младшим дошкольникам свойственно упрямство и своеволие (проявления пресловутого кризиса трёх лет). У ребёнка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его интересным действиям. А действовать детям просто необходимо: задача воспитателя — только переключить ненужные манипуляции на полезные.

Упражнение и контроль

Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.

В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.

На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.

Личный пример взрослого

Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания). Так, во время приёма пищи педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, не обсуждает свои проблемы с помощником.

Вообще, совместный приём пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают педагога как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.

Аналогично после возвращения с прогулки воспитатель аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Можно прямо акцентировать внимание малышей.

Обязательная похвала

Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Например, «Какой же у нас Ваня умница! Не брызгался водой, а вымыл ручки аккуратно, быстро. И мыло положил на своё место». Другой пример: «Как же красиво и аккуратно Катя повесила свою курточку в шкафчик! Я надеюсь, что и остальные наши ребята смогут так же сделать». Подобное ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.

Сопровождение гигиенических процедур художественным словом

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки «Водичка, водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.

Наглядность

При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.

Фотогалерея: плакаты гигиенического содержания для маленьких дошколят


Плакат-алгоритм всегда должен быть перед глазами малышей


Алгоритм научит детей последовательности действий при чистке зубов и мытье ног


На плакате малыши смогут увидеть как знакомые предметы, так и ищё неизвестные для них


Яркие картинки с изображением таких же детей точно привлекут внимание дошкольников

Важное значение имеет и эстетическое оформление зоны для умывания. Видя перед собой красивых и любимых персонажей, детям захочется проводить в этом месте больше времени.

Привлечь интерес к мытью рук и умыванию помогут тематические картинки (рыбки, русалочка и пр.)

К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-Цокотуха» и пр.

Видео: Винни-Пух идёт в гости (мультфильм, 1971 год)

Видео: Мойдодыр (мультфильм по сказке К. Чуковского, 1954 год)

Видео: Зачем нужно умываться (мультфильм для малышей про трёх поросят)

https://youtube.com/watch?v=6z7-Orsw8Js

Моделирование игровых ситуаций

Специальные игры и упражнения — очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Они помогают педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.

Игровые ситуации могут быть примерно следующими:

  1. Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
  2. Навыки умывания, мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
  3. Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».

Культурно-гигиенические незаметно закрепляются в процессе игровых ситуаций

Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (чтобы ребёнок мог справляться с пуговичками, шнурками, молнией). В этом плане незаменимы пособия типа «Застегни пуговички на рубашке», тренажёры-шнуровки, различные мозаики, манипуляции со счётными палочками. Самое простое — дать малышу разноцветные пуговицы и попросить рассортировать их по баночкам соответствующего цвета. Как вариант это может быть крупа разных сортов.

Манипуляции с мелкими предметами хорошо развивают мелкую моторику рук

При формировании КГН активно стоит использовать пальчиковую гимнастику. Она также хорошо тренирует мелкую моторику пальцев. В качестве примера воспитатель может обратить внимание на такие подходящие по теме варианты:

Таблица: варианты пальчиковой гимнастики

«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять –Дети последовательно соединяют пальцы рук одной руки с пальцами другой руки.
Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем.Кулачки имитируют стирку.
«Вот водичка капает»
Вот водичка капает: кап, кап, кап.дети ударяют указательным пальцем по левой ладони
Ручки моем мы вот так: так, так, так.«намыливают» руки
Вот водичка капает: кап, кап, кап.ударяют указательным пальцем по правой ладони
Мы водичку наберём: так, так, так.делают из ладоней «чашечку»
И умоем личико чистенькой водицей«умываются»
Вот как хорошо!разводят руки и улыбаются

Развивающая среда

При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки, пособия: набор «Парикмахерская», игрушечные банные принадлежности, большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажных).

Предметно-развивающая среда должна обязательно включать игрушки и предметы для закрепления культурно-гигиенических навыков

Индивидуальная работа

Во второй младшей группе очень большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро (особенно девочки), другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям педагог должен дополнительно уделять внимание, ещё раз многократно повторить каждое действие для формирования определённого навыка.

Взаимодействие с семьёй

Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания — контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки, первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к самостоятельности, а не делать всё сама.

Родители обязателньо должны закреплять дома с детьми полученные в детском саду навыки

В отношении КГН можно выделить следующие формы работы педагога с семьёй:

  1. Анкетирование: например, «Насколько мой ребёнок самостоятельный».
  2. Тематические родительские собрания.
  3. Папки-передвижки, консультации и памятки: «Как научить сына или дочь правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких», «Бережно относимся к одежде».
  4. Индивидуальные консультации.

Картотека культурно-гигиенических навыков во 2 младшей группе по нормативам ФГОС

Для облегчения и структурирования работы воспитателей по формированию КГН во 2 младшей группе, создается картотека с целями. Это набор карточек, где прописана тема занятия, его цель, основные упражнения и игры. Вся работа основана на индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностях детей группы.

Воспитание культуры поведения

Навыки приема пищи

Для картотеки по формированию навыков приема пищи используются игры и упражнения по правилам поведения за столом: не крошить хлеб, пользованию столовыми приборами и салфеткой, тщательному пережевыванию пищи. Перед едой дети уже самостоятельно умеют мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Темами картотеки для навыков приема пищи станут «Сухие рукава», «Когда я кушаю, я никого не слушаю», «Поведение за столом».

Учимся есть ложкой

К навыкам приема пищи относится умение есть ложкой. Для детей 2 младшего дошкольного возраста еще не положены вилки за столом, поэтому важно приучить детей пользоваться ложкой, помогая себе кусочком хлеба. Для развития этого навыка отлично подойдут стишки и потешки о животных, которые принимают пищу. Интересными и запоминающимися станут иллюстрации, на которых изображены девочки и мальчики, правильно и аккуратно принимающие пищу. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, для чего нужны чашка, ложка, тарелка и другие приборы, после демонстрации на собственном примере или при помощи мультфильмов. Показ должен сопровождаться подробным объяснением. Также в картотеке могут быть сюжетно-ролевые игры «Накорми куклу», «Угощаем мишку» и другие.

Важно! В процессе игры дети сами показывают своим персонажам, как правильно пользоваться столовыми приборами, из какой посуды едят первое и второе. Воспитатель в это время контролирует и помогает, сам участвуя при этом в игре.

Едят первое и второе

Привыкаем к аккуратности

Для развития навыка аккуратности также допускается личный пример взрослого. Особенно эффективным станет совместный прием пищи. Воспитатель становится примером для подражания у детей: он не кладет локти на стол, не обсуждает личные проблемы с другими членами коллектива, не смеется и не бросается едой. После приема пищи вытирает руки и лицо салфеткой и говорит «Спасибо». При этом можно различными способами привлекать внимание детей: прямыми (повторяйте за мной) или косвенными (пожалуй, я воспользуюсь салфеткой, ведь мои руки немного испачкались).

В картотеке могут присутствовать стихотворения и сказки про героев, которые хорошо или плохо вели себя за столом.

Обратите внимание! Хорошим дополнением станет настольная дидактическая игра на выбор культурного и некультурного поведения за столом.

Культура еды

Для картотеки по теме «Культура еды» отлично подойдут сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Игра «Сервировка стола» предполагает практику детей в правильном накрывании стола: куда кладется ложка, куда ставится тарелка и сколько салфеток нужно положить на стол. Можно попросить ребят накрыть стол для кукол или зверей.

Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада

Игра «Что можно есть сырым». Для наглядного материала используются пластиковые овощи и фрукты, можно подобрать рисунки или вырезанные картинки. Дети должны справиться с сортировкой: часть овощей и фруктов можно съесть сырыми, а другие нужно предварительно приготовить. Эти задания нужно проводить с активным участием воспитателя, так как дети еще не знают, из чего готовятся блюда и почему нельзя есть некоторые овощи сырыми.

Навыки опрятности. Следим за одеждой

3 года является возрастом первого проявления самостоятельности. К этому возрасту дети с удовольствием выполняют поручения взрослых и подражают им, получают первые навыки самообслуживания. Дошкольники любят пользоваться предметами поддержания чистоты и в этом не нужно им препятствовать. В индивидуальном шкафчике ребенка могут находиться ложечка для обуви, расческа, ролик для одежды, влажные салфетки и прочие предметы, которые помогают поддерживать чистоту и порядок своих вещей.

Очень актуальными для картотеки станут следующие игры:

  • «Уложим зайку спать». Перед сном зайка раздевается и аккуратно складывает свои вещи на стульчик;
  • «Малыши идут гулять». Перед прогулкой дети переодеваются в верхнюю одежду, а по приходу надевают вторую сменную обувь, чистят свои ботинки, моют руки и причесываются. Особенно интересными становятся игровые моменты ухода за собственной одеждой: когда наступает весна или осень, такие дождливые и слякотные месяцы, как апрель и октябрь, дети с удовольствием пользуются щетками и губками для одежды. Для развития КГН очень важными становятся прогулки именно в сезонную погоду.

Важно! Ребенок скорее будет так относиться к своим вещам, как это делают у него дома. То, как мама складывает вещи, помогает ребенку чистить обувь и причесываться, отразится на его аккуратности.

Аккуратность ребенка

Чистим нос

Для развития навыков поддержания носа в чистоте, используются наглядные пособия в виде одноразовых или тканевых платочков. Дети учатся держать свои платки в чистоте или менять их по мере загрязнения. Для платочка всегда есть свое место в кармане.

Взрослый показывает процедуру ухода за носом, приговаривая интересную потешку.

Учимся обращаться с расческой

Умением владеть расческой должны не только девочки, но и мальчики. Для этого у каждого ребенка должна быть своя расческа. Дети отлично справляются с причесыванием, когда им предложен объект, на котором можно упражняться. Кукла с длинными волосами, лошадка с длинной гривой и хвостом.

Учимся умываться и мыть руки

Игра «Мыло душистое» научит ребенка брать и класть мыло в мыльницу, «Сухие рукава» поможет приучиться подготавливать одежду перед мытьем рук и умыванием, «Чье полотенце» побуждает самостоятельно находить свое полотенце и вешать его на место.

Важно! Плюсы всех этих игр в том, что эти упражнения повторяются не один раз в день и дети достаточно быстро и легко дисциплинируются и помогают друг другу.

Картотека бесед в подготовительной группе в утреннее время

Навыки самостоятельного одевания и раздевания

Хорошими объектами станут куклы и игрушечные звери, также интересным занятием станет «Модный театр», где можно подобрать одежду для вырезанных из бумаги девочек и мальчиков.

Используя стихотворения и потешки, можно стимулировать интерес детей к самостоятельному одеванию. В этом возрасте еще не рекомендуется использовать соревновательный момент, так как одевание и раздевание пока вызывают затруднения у детей в связи с физиологическим развитием мелкой и крупной моторики.

Виды занятий по развитию КГН

Культурно-гигиенические навыки необходимо отрабатывать не только в ходе режимных моментов, в процессе игровых ситуаций, но также во время непосредственно образовательной деятельности. В основном это занятия по познанию окружающего мира. Тема их может звучать, как «Этикет за столом», «Зачем нужно умываться», «Бережное отношение к одежде», «Посуда».

Также закреплению КГН помогают занятия по развитию речи, чтению художественной литературы. Так очень полезно и эффективно рассматривание тематических картинок, беседа по ним, например, «Мама моет дочку» либо «Дошкольники моют руки». Художественная же литература — это вообще замечательное средство воспитания дошкольников. Ведь она очень близка к жизненному опыту малышей: повествует о поступках персонажей, которые ребёнок самостоятельно много раз совершал. Кроме того, в коротком произведении создаётся конкретная ситуация. И это приближает её к детскому мышлению, носящему наглядно-образный характер. У дошкольника возникает яркий эмоциональный отклик на содержание, например, стихотворения. В итоге возникает обобщение — отрыв от конкретной ситуации.

Занятие для младших дошкольников можно выстроить вокруг следующих произведений:

  1. Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
  2. Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».
  3. Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».

КГН можно также связывать с продуктивной деятельностью. Например, предложить дошкольникам занятие «Раскрась блюдце и чашку» (готовые шаблоны), «Мыло» (самостоятельное рисование и раскрашивание).

Составляем карточки по КГН для младшего возраста

Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.

Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте

С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Формирование пространственного мышления у дошкольников

Важно! Полученные навыки способствуют социализации, принятию малыша обществом.

Как научить ребенка мыть руки

Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса мытья рук.

Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.

Оборудование: игрушка — резиновый заяц.

Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.

Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.

Как научить ребенка аккуратно есть

Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.

НОД «Чаепитие у Маши»

Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:

  • Формировать умение правильно держать ложку;
  • научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
  • формировать навык пользоваться салфеткой.

Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку. Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.

Как привить малышу навыки самообслуживания

Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»

Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей.

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Таблица: фрагменты занятий по формированию КГН в младшей группе

Автор и название занятияХод занятия
Казьмина Е. «Уроки Мойдодыра»Дети приглашают гостей пройти в игровую комнату, присесть и отдохнуть. (раздаётся стук в дверь). Воспитатель: Ой, ребята, кто-то ещё к нам в гости пришёл. Интересно, кто это? Хотите узнать? Дети: Хотим! Воспитатель: Пойду, открою дверь. Кто там? Почтальон: Это я, почтальон, принёс посылку для ваших ребят. (Воспитатель открывает дверь, почтальон здоровается с детьми, отдаёт посылку воспитателю и уходит, говоря «до свидания»). Воспитатель: Странно, кто бы это мог прислать нам посылку, хотите узнать? Да тут письмо, сейчас я вам его прочту. (воспитатель читает письмо от Мойдодыра). «Дорогие ребята! Вчера на прогулке, я встретил девочку, которая мне рассказала, что у вас есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок мыло душистое и полотенце пушистое. До свидания! Ваш друг Мойдодыр» Воспитатель: Спасибо, Мойдодыр, за твои подарки. (достаёт мыло). Воспитатель: Какое душистое мыло. Хотите понюхать? (предлагает понюхать, какое душистое мыло). Воспитатель: А посмотрите, какое оно гладкое, наверное, хорошо пенится. Ребята, а про какую куклу написал нам Мойдодыр? Давайте её поищем. (дети ищут куклу, которая сидит в уголке, перед ней блюдце с вареньем). Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные руки и щёки. Подвела ты нас, лакомка. Как же нам быть? Дети: Куклу надо помыть. Воспитатель: Ребята, а что нам для этого надо? Дети: Вода, мыло, тазик, полотенце. Воспитатель: Кто хочет показать кукле, как надо мыть руки? (выходит ребёнок и показывает, как правильно надо мыть руки). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода очень любит, когда про неё потешку рассказывают. Водичка журчит веселее. Моет чище. Давайте попробуем. (чтение потешки «Водичка, водичка…»). Воспитатель: Сейчас мы намочим руки водой, возьмём мыло. И сделаем кукле «мыльные перчатки, затем смоем пену водой. Вот руки и чистые. Затем умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Помоги мне Саша, вытри куклу полотенцем! Воспитатель: Ну, вот кукла наша стала чистая и опрятная. Посиди теперь вот здесь. А мы на тебя полюбуемся. Воспитатель: Почему мы умывали куклу? Дети: Кукла испачкалась. Воспитатель: А ещё когда мы моем руки и умываемся? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, по утрам и вечерам, после посещения туалета, после прогулки, перед едой, после игр, по мере загрязнения. А зачем мы моем руки и умываемся? (ответы детей: чтобы не болеть и всегда быть чистыми) Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отдохнём. Поиграем с вами в игру. (проводится физкуль) Воспитатель: Ребята, у нас есть волшебные картинки, и я вам их сейчас хочу показать. Что изображено на этих картинках? Дети: Правила мытья рук, ног, умывания и чистки зубов. Воспитатель: Ребята, а вы можете подсказать кукле, какой картинки не хватает? (Проводится дидактическая игра «Чего не стало») Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, Мойдодыр был бы вами доволен. Ой, ребята, а в посылке ещё что-то лежит, попробуем угадать? (Воспитатель загадывает детям загадки: дети отгадывают- мочалка, расчёска, ванна) . Воспитатель: Ребята, какие вы у нас умные, чистоплотные. Мойдодыр знает, что вы такие, и прислал вам подарки, чтобы вы и дальше продолжали заботиться о своём здоровье. Посмотрите, какие красивые зубные щётки подарил вам Мойдодыр. (воспитатель раздаёт детям зубные щётки). Воспитатель: Идите, поставьте их в ваши стаканчики. Воспитатель: Дорогие гости, вам понравились наши ребятки? Большое спасибо, что вы к нам в гости пришли. Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-vo-2-mladshei-grupe-tema-uroki-moidodyra.html
Беленко Т. Е. «Правила поведения за толом»(Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга). Мы весёлые ребята! Озорные дошколята, Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!». (Дети садятся на стульчики. Стук в дверь). Воспитатель: Пойду посмотрю, кто к нам пришёл. В группу входит Вини-пух. Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Вини-пух. Давайте с ним поздороваемся. Дети: Здравствуй, Вини-пух. Вини-пух: Здравствуйте, ребята. Я долго до вас добирался, я очень устал и проголодался. Я собой принёс горшочек с мёдом. Можно я у вас отдохну и перекушу? Дети: Можно (Вини-пух садится за стол и начинает руками есть мёд) Воспитатель: Ребята посмотрите, Вини-пух правильно кушает? Дети: Нет. Нужно кушать ложкой, а не руками. (Когда Вини-пух все съел, то вытер рот рукавом). Воспитатель: Скажите пожалуйста, Вини-пух, а вы всегда так некрасиво себя ведёте за столом? Кушаете грязными руками? Вини-пух: Конечно. А что в этом плохого? Воспитатель: Ребята, разве так можно себя вести? Дети: Нет, нельзя. Перед едой надо обязательно мыть руки. Кушать надо ложкой, аккуратно. За столом не разговаривать. После еды руки и рот надо вытирать салфеткой. Воспитатель: Вини-пух совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим? Расскажем Вини-пуху правила поведения за столом. 1. Перед тем как сесть за стол, моем руки. 2. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка 3. Разговаривать во время еды нельзя 4. После еды нужно пользоваться салфеткой. Воспитатель: Ребята, а почему нельзя садится с немытыми руками за стол? Дети: Потому что может заболеть живот. Воспитатель: А почему нельзя разговаривать во время приёма пищи? Дети: Потому что, можно подавится. Воспитатель: Вини-пух, ты всё запомнил? Вини-пух: Всё запомнил. Простите меня, теперь я буду себя красиво вести за столом. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я вам и Вини-пуху буду показывать картинки поведение за столом, а вы будите отвечать: правильно это или неправильно» (Воспитатель показывает картинки, дети отвечают). Рефлексия: Ребята, Вини-пух благодарит вас за то, чему вы его научили и обещает всегда правильно вести себя в гостях. Понравилось вам занятие? Кто к нам сегодня приходил в гости?

Карточки по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.

Оксана Серкова

Карточки по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.

Карточка № 1

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей держать ложку в правой руке.

Методические приемы.Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать»

.

2.Режимный процесс: Одевание — раздевание.

Содержание навыков: Учить доставать уличную обувь. При-учать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились»

.

3.Режимный процесс: Умывание.

Содержание навыков: Учить брать мыло из мыльницы, с по-мощью взрослых намыливать руки.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

.

Карточка № 2

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить брать пищу губами.

Методические приемы.Чтение потешки: «Ладушки, ладуш-ки»

.

2.Режимный процесс: Одевание-Раздевание.

Содержание навыков: Побуждать надевать носки, кофту или свитер, куртку, шапку.

Методические приемы. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

3.Режимный процесс: Умывание.

Содержание навыков: Учить детей, тереть ладони друг о друга, класть мыло на место.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Дети моют руки»

. Беседа по ним.

Карточка №3

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать учить держать ложку в правой руке.

Методические приемы.Чтение потешки: «Ладушки, ладуш-ки»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Учить детей снимать колготки с верх-ней части туловища. Продолжать приучать словесно, выра-жать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в разде-вальной комнате.

Методические приемы.Чтение потешки: «Наша Маша ма-ленька»

.

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей смывать мыло, знать ме-стонахождение своего полотенца.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку»

. Беседа по ним.Чтение потешки:
«Гуси лебеди летели»
.

Карточка №4

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать учить детей брать пищу губами, есть с помощью взрослых.

Методические приемы.Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать»

.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Разденем куклу после прогулки»

. Чтение потешки З. Александрова
«Катя в яслях»
.

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей с помощью взрослого вы-тирать руки.

Методические приемы. Рассматривание картинок: Дети моют руки».Чтение потешки: «Водичка-водичка…»

.

Карточка №5

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: «Закреплять умение держать ложку в правой руке.

Методические приемы.Чтение потешки: «Пошел котик на торжок»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Побуждать детей перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Чтение З. Александрова «Мой Миш-ка»

, Н. Павлова
«Чьи башмачки»
3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»

и беседа по ней.

Карточка №6

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Закреплять умение детей брать пищу губами.

Методические приемы.Чтение потешки: «Идет коза рогатая»

.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Учить детей правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы. Чтение Н. Павлова «Чьи Башмачки»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить отжимать руки после мытья.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Карточка №7

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей откусывать пищу неболь-шими кусочками.

Методические приемы.Чтение потешек: «Пошел котик на торжок….»

,
«Кисонька — мурлысонька»
2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Учить застегивать липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы.Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей»

.

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями.

Методические приемы.Чтение потешки: «Водичка, водич-ка…»

Карточка №8

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Закреплять умение детей жевать коренными, а не передними зубами»

Методические приемы. Чтение потешки З. Александрова», «Вкусная каша»

.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Учить надевать обувь, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Про-должать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем»

.

Карточка №9

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Совершенствовать умение есть само-стоятельно, доедая все до конца. Формировать навыки акку-ратности.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Расска-жем Винни-Пуху, как правильно вести себя за столом.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Продолжать учить детей застегивать пуговицы. Учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке. Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей засучивать рукава перед умыванием. Закреплять умение пользоваться носовым плат-ком.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу)

правильно умываться»

Карточка №10

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Совершенствовать умение проглаты-вать пищу, не оставляя ее за щекой.

Методические приемы.Чтение потешки: «Уж я Танюшке пи-рог испеку…»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Учить детей надевать носки, гольфы, начиная с носка. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку»

.

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей мыть лицо, не разбрызгивая воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Методические приемы. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»

, Е. Благинина
«Аленушка»
.

Карточка №11

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать умение самостоятельно доедать все до конца. Учить пользоваться салфеткой

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать учить детей засучивать рукава перед умыванием. Учит детей расчесывать короткие волосы.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»

и беседа по ней. Чтение потешек.

Карточка №12

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать умение детей проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Продолжать учить пользоваться салфеткой.

Методические приемы. Игровая ситуация «Как зайка учился кушать»

Чтение потешки Е. Благининой
«Аленушка»
.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: При раздевании побуждать детей класть колготки, шорты на сидение. Продолжать учить, веж-ливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей во время умывания не мочить одежду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»

и беседа по ней. Чтение Потешек.

Карточка №13

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Расска-жем Хрюше, как надо правильно кушать»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как, нужно складывать одежду перед сном.

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение детей отжимать руки после мытья.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Карточка №14

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Продолжать формировать навыки аккуратности.

Методические приемы. Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьет, «Маша обедает»

.

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Закреплять умение детей размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Методические приемы.Дидактическое упражнение: «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять детей во время умывания не мочить одежду.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Девочка чумазая»

,
«Девочка аккуратная»
.

Карточка №15

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами. Продолжать учить пользоваться салфеткой.

Методические приемы. Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Продолжать учить детей пользоваться разными видами застежек.

Методические приемы.Чтение: И Муравейка «Я сама»

.Ди-дактическое упражнение:
«Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку»

Карточка №16

1.Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: закреплять умение есть аккуратно, со-вершенствовать навыки культуры еды.

Методические приемы.Чтение: С Капутикян «Кто скорее допьет»

,
«Маша обедает»
2.Режимный процесс: «Одевание-Раздевание»

.

Содержание навыков: Продолжать закреплять умение пра-вильно одеваться и раздеваться.

Методические приемы. Чтение И. Муравейка «Я сама»

, Н. Павлова
«Чьи башмачки»
3.Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать закреплять навыки мытья рук и умывания. Продолжать расчесывать короткие волосы.

Методические приемы. Чтение знакомых потешек («Водичка-водичка…»

и т. д.)

Планирование КГН во второй младшей группе: темы, задачи и формы работы

Перед началом учебного года воспитатель обязательно планирует заранее деятельность по формированию у дошкольников КГН. В качестве примера можно рассмотреть перспективное планирование для второй младшей группы воспитателя Е. Ю. Мосиенко (МКДОУ № 16, г. Новосибирск).

Таблица: фрагмент перспективного плана формирования КГН в младшей группе воспитателя Е. Ю. Мосиенко

МесяцНОДСовместная деятельность воспитателя с детьмиСамостоятельная деятельность детейРабота с родителями
СентябрьТема «Наша группа». Задачи: – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; – побуждать детей бережно относиться к своей одежде; – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.— Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. — Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. — Празднование дней рождения в группе.Игровая ситуация для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуация для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.Анкетирование родителей
ОктябрьТема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно).Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник).Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
НоябрьТема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом.Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

С полной версией перспективного плана можно ознакомиться по ссылке https://detstvogid.ru/formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navyikov-mladshih-doshkolnikov/.html

Методы и приемы формирования КГН у детей 2-3 лет

Начальные представления о КГН малыш получает в семье. Развивая культурно-гигиенические навыки в ясельной группе, педагог формирует в представлении воспитанников основы здорового образа жизни. Формирование КГН в ДОУ реализуется в соответствии с ФГОС, имея как конечный результат охрану здоровья. Единство требований в ДОУ и в семье приводит к закреплению полезных привычек.

Формирование культурно-гигиенических навыков в ДОУ

Самым главным приемом образования был и остается пример взрослого. В раннем возрасте дети часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с папой по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать.

Можно использовать объяснение. В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие».

Взрослый показывает, как мыть руки

Чтобы формировать навыки самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили — были ножки, бегали они по дорожке, испачкались. Прибежали ножки к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным ножкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок с удовольствием пойдет купаться перед сном.

Стимулирование дошкольника на объяснение и закрепление знаний — хороший метод. Такое упражнение как «Научим Зайку вытирать ротик салфеткой», закрепит навыки поведения за столом. Если взрослые заметили, что малыш сам разделся, сложил одежду в нужное место, его нужно похвалить. Поощрение — мощный двигатель воспитательной деятельности.

Ненавязчивый контроль на первых порах необходим. «Чья-то кофточка плачет. Наверное, она упала со стульчика». Дети еще ко всему относятся, как к сказке, и склонны поддерживать игру взрослого.

Проектная деятельность

Формирование КГН осуществляют, реализуя в младшей группе игровой проект «Мойдодыр». Благодаря мероприятиям, включенным в план работы, воспитанники получат начальные понятия о чистоте, красоте и здоровье. Совместные действия педагогов и родителей приведут к тому, что малыши научатся следить за своим внешним видом. Одним из продуктов реализации станет презентация, рассказывающая о прошедших мероприятиях и результатах совместной деятельности.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей ясельного возраста и 1-ой младшей группы

Люди во все времена заботились о своем здоровье, бережное отношение содержится в пословицах и поговорках: «Сон дороже лекаря», «Чистая вода для хвори беда».

Обратите внимание! Дети ясельного возраста лучше понимают, что такое болезнь, чем здоровье.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста начинается с соблюдения режима дня. Наблюдения показывают, что дети, соблюдающие режим дня, более жизнерадостные, работоспособные и развитые. Организм ребенка, привыкшего в одно время есть, спать, играть, через определенный период времени сам начинает готовиться к предстоящей деятельности.

Занятия по рисованию на тему «Танк» в средних группах ДОУ

В плане работы 1-ой младшей группы должно много времени уделяться формированию навыков гигиены и самообслуживания, это мало знакомые для них действия. Среди используемых методов и приемов наиболее применительными к этому возрасту являются показ, игровая ситуация, поощрение.

Особенности организации образовательной работы

Обучение дошкольников происходит в ходе специально организованной игровой деятельности. Образовательная работа строится с учетом особенностей развития.

Обратите внимание! Длительность занятия КГН для малышей не превышает 10 минут и зависит от эмоционального состояния детей.

В ДОУ наблюдение за уровнем формирования навыков отдельных воспитанников и группы в целом осуществляется педагогами, медсестрой и заведующим. Воспитатели ведут индивидуальные карты, позволяющие обнаружить отклонения и скорректировать педагогические действия.

Культурно-гигиенические навыки в 1 младшей группе отрабатываются путем многократного повторения одной темы. Научили куклу Дашу, что нужно вытирать нос платочком, потом пусть научат Мишку, потом Чебурашку. Можно пробовать парные формы обучения. Дети рассказывают и показывают друг другу, как мыть руки.

Работа с родителями

Работа с родителями начинается до прихода ребенка в детский сад. Педагоги приглашают родителей для знакомства или сами посещают семью, чтобы посмотреть, в каких условиях растет малыш. Формирование КГН в ясельной группе невозможно без педагогического просвещения. Участие родителей в развлечениях, родительские собрания учат их новым формам занятий с малышами.

Родителям рекомендуется использовать период «я сам» для обучения полезным навыкам. Необходимо поощрять самостоятельность, не делать все за малыша, готовить его к взрослой жизни. Если малыш проявил инициативу и сам натянул шапку, лучше его похвалить, даже когда она одета задом наперед. Нельзя говорить, что он неправильно оделся, надо придумать причину перевернуть головной убор: прицепить брошку, значок на переднюю часть, чтобы малыш лучше ориентировался.

Как составить проект по КГН в младшей группе

Формирование КГН — интересная и многограная тема для проектной деятельности. Как пример можно рассмотреть проект воспитателя Зеленковой Д. Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей».

Проект краткосрочный (рассчитан на два месяца).

Таблица: фрагмент планирования и организации деятельности в рамках проекта Д. Ю. Зеленковой «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей»

Сроки проведенияМероприятияОбразовательные области
1.10. 2020 – 4.10.2016Сбор литературы по данной теме. Диагностика детей по данной теме. Составление плана работы. Разработка содержания проекта.
1.10. 2020 -4.10.2016Оформление дежурного уголка. Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
7.10. 2020 – 11.10.2016Познание «посылка для кукол» Дидактическая игра «Посуда бывает разная» Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Занятие-игра «Мыльные перчатки» Лепка: «К нам гости пришли, дорогие пришли…» Занятие по речевому развитию: «Накормим куклу Катю» Подготовка анкеты для родителей.Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

С полной версией планирования проектной деятельности можно ознакомиться по ссылке https://zelenkova-ppds44.edumsko.ru/articles/proekt_vo_vtoroj_mladshej_gruppe_na_temu_formirovanie_kul_turno-gigienicheskih_navykov_priema_piwi_u_detej

Культурно-гигиенические навыки — важнейшее условие гармоничного развития дошкольника. Чем раньше они сформируются у ребёнка, тем лучше для становления его личности. Работая с ребятами в данном направлении, воспитатель второй младшей группы должен проявить максимум терпения и чуткости, подключить всю свою фантазию, использовать больше игровых приёмов. И тогда соблюдение несложных правил войдёт у ребят в привычку, а пребывание в детском саду станет более комфортным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: