Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе на тему: «Сказочная птица». план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему


Конкретные варианты в рамках темы «Птицы»

Согласно программе по изобразительному искусству Т. Комаровой в подготовительной группе рисованию птиц уделяется два занятия: это рисование иллюстрации к произведению Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и «Волшебная птица». Однако тема птиц настолько интересна и многогранна, что педагогу явно не стоит ограничиваться только этим. Так, варианты темы пернатых могут быть следующими:

  1. Совушка-сова (очень яркий образ, который можно изображать в разных техниках).
  2. Стая перелётных птиц (тема предлагается осенью или весной).
  3. Петушок — золотой гребешок (можно связать с какой-нибудь сказкой, например, «Петушок и бобовое зёрнышко» или «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина).
  4. Синичка (можно рисовать 12 ноября или недалеко от этой даты, когда в народе отмечают Синичкин день).
  5. Снегири на ветке (конечно же, такая тема предлагается зимой).
  6. Ласточка (хорошо связать образ со сказкой «Дюймовочка»).
  7. Домашние птицы (как вариант птичий двор). Ребёнок может одновременно изобразить курицу, петуха, утку, гуся, индюка или же кого-то одного.
  8. Сорока-белобока.
  9. Лебедь на озере (как вариант царевна-лебедь А. С. Пушкина до её превращения в девушку или иллюстрация к сказке Андерсена «Дикие лебеди»).
  10. Каргопольские птички (рисование по мотивам народной игрушки).
  11. Сказочная птица (Жар-птица).

У старших дошкольников всегда интересными получаются коллективные композиции. Популярной является работа «Волшебная птица», когда каждый ребёнок раскрашивает на свой вкус перо, а затем из них собирается шикарный хвост (воспитатель заранее готовит основу — туловище птицы).

Каждый ребёнок расписывает перо по своему желанию, а вместе они составляют оригинальный хвост сказочной птицы

Здесь опять-таки можно применить индивидуальный подход и предложить некоторым ребятам раскрасить два пера.

Ещё один вариант для совместного творчества – «Птицы у кормушки». Воспитатель рисует дерево с ветками и кормушкой, а дошкольники дополняют композицию пернатыми.

Тема «Птицы» располагает к созданию коллективных композиций

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию — два занятия каждую неделю.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами — пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра — по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки — ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

Передача в изображении этих движений в простых действиях — основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние — выше).

Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.


Пример предметного рисования


Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни


Пример рисования по представлению


Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи


Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи


Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.

Карандашный рисунок воспитанницы подготовительной группы

При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.

Рисунок акварелью воспитанника подготовительной группы

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

Рисунок гуашью воспитанницы подготовительной группы

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.


Примеры работ в технике пальчиковой живописи


Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж


Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы)


Рисунок в технике печатания Пример кляксографии


Пример монотипии в детском рисунке


Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности — аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии — нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.


Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов


Рисунок дополнен пластилиновыми элементами


Сочетание техник рисования и аппликации


Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа)


Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами


Смешанная техника (рисование и аппликация)

Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то — у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

Тема занятияФорма организационной деятельностиОбучающие и развивающие задачиИспользуемые приёмы
«Перелётные птицы»Индивидуальная.Обучение предметному рисованию по представлению (рисование отдельных видов птиц, изображение характерных особенностей формы туловища, головы, клюва птицы, оперения).Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы. Раскрашивание туловища и головы птицы без выхода за контуры наброска. Рисование отдельными мазками оперения. Рисование кончиком кисти отдельных деталей изображения (лапки птицы, клюв, глаза, хвост, хохолок).
«Летят перелётные птицы», «Птицы улетают на юг»Индивидуальная/коллективная.Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных движений птиц (движения в полёте).Развитие навыка создания предварительного наброска. Создание фона (небо; возможно, с прорисовкой линии горизонта). Развитие навыков композиции и простой перспективы (чем дальше птица по замыслу, тем выше её изображение располагается на листе бумаги). Закрепление приёмов рисования красками. Развитие умения работать в подгруппе.
«Иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка”»Индивидуальная.Формирование умение выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения.Создание предварительных набросков при рисовании сложных фигур (утка, лиса, охотник). Рисование красками, закрашивание контуров наброска, проработка мелких деталей кончиком кисти по замыслу.
«Домашние птицы»Индивидуальная.Развитие способности к рисованию по представлению (изображение различных видов домашних птиц с их характерными особенностями).Штриховка цветными карандашами с различной степенью нажима. Создание контуров фломастерами.
«Птичий двор»Коллективная.Развитие интереса к коллективной деятельности. Формирование умения рисовать сюжетные сценки.Развитие навыков рисования карандашами или красками. Развитие умения работать в группе: совместное продумывание сюжета для изображения и фона для рисунка, обсуждение и выбор техники рисования (возможно, с привлечением аппликации или оформления природным материалом), анализирование готовой работы.
«Волшебная птица»Индивидуальная.Формирование умения рисовать сказочные образы.Закрепление навыка рисования цветными карандашами/Развитие навыка рисования пастелью или сангиной. Развитие композиционных способностей.
«Лебедь»Индивидуальная.Развитие рисования по представлению. Развитие умения создавать образы художественного произведения (для варианта темы «Царевна-лебедь»).Создание не однотонного фона. Рисование гуашью по влажному фону. Проработка мелких деталей кончиком кисти.
«Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди”»Индивидуальная.Развитие умения создавать в рисунке сказочные образы.Закрепление навыка рисования цветными карандашами. Создание детально продуманного фона.
«Сорока-белобока»Индивидуальная.Развитие умения рисовать птицу в определённой позе по представлению (птица, сидящая на ветке).Рисование цветными карандашами по предварительному наброску. Упражнение в произвольном нажатии на карандаш для получения нужной интенсивности цвета.
«Совушка-сова»Индивидуальная.Формирования умения работать в смешанной технике.Рисование акварелью по предварительному карандашному наброску. Рисование контурной линии отдельных деталей чёрной капиллярной ручкой.
«Гусь», «Синички», «Ласточки», «Снегири на ветке», «Воробышек»Индивидуальная.Развитие умения рисовать фигуру птицы конструктивным способом (при помощи простых геометрических фигур).Создание наброска простым карандашом конструктивным способом. Закрепление навыка рисования карандашами/акварелью/гуашью/пастелью. В темах по рисованию отдельных видов птиц рекомендуется обучать рисованию в смешанной технике.
«Стайка воробьёв»Коллективная.Развитие умения рисовать птицу в определённой позе (клюёт крошки/зёрна).Рисование цветными карандашами с разной степенью нажима, разнохарактерной штриховкой (имитация оперения). Развитие умения слаженно работать в подгруппе. Активизация фантазии в продумывании деталей рисунка (что клюют воробьи и как это изобразить).
«Золотой петушок»Индивидуальная.Развитие умения рисовать образ по мотивам художественного произведения.Создание карандашного наброска конструктивным способом. Рисование гуашью. Закрепление навыка получения различных оттенков путём смешивания красок.
«Каргопольские птички»Индивидуальная.Развитие умения предметного рисования с натуры (рисование каргопольской игрушки «птичка»). Развитие умения декоративного рисования.Рисование простым карандашом с натуры (фигурка птицы). Создание гуашью декоративного узора по мотивам каргопольской росписи.

Фотогалерея: примеры детских работ по теме «Птицы»


Образ Жар-птицы передан очень изящно — сочетанием жёлтого и оранжевого цвета


Метод тычка позволяет передать пушистость лебедя


Очень красиво оформлен фон — небо


Разноцветный образ петушка перекликается с пестрыми цветами с лепестками таких же тонов


Яркие цвета в сочетании с нетрадиционной техникой дают оригинальный результат


Сюжетная композиция имеет множество персонажей


Карандашом получаются нежные пастельные тона


Сюжетные композиции часто легче изображать карандашами


Чёрно-жёлтая синичка красиво смотрится на фоне голубого снега


Сказочная птица скорее похожа на маленького птенчика, спрятавшегося в сосновой ветке


Ладошкой можно необычно передать распущенный хвостик почти любой птички


Будущие школьники учатся рисовать сидящих птиц


Образ совы располагает к использованию нетрадиционных техник


С помощью поролона хорошо передаётся мохнатое оперение совы


Оперение совы оригинально передано в виде коричневых зигзагов на жёлтом фоне


Очень реалистично переданы образы воробьёв, клюющих зёрнышки


Красивая сюжетная композиция, создаётся впечатление движения птиц

Дети обычно любят изображать живых существ, особенно тех, которых они могут наблюдать в природе. Вот почему тема «Птицы» всегда популярна у дошкольников. Многие воспитанники подготовительной группы способны метко подмечать характерные особенности разных пернатых и передавать их средствами рисунка, гармонично строить композицию. Главное для педагога — увлечь воспитанников, мотивировать их к творчеству, сообщить какую-то занимательную информацию, которая дополнительно пробудит интерес к птицам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: