LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения ВСЁ_для_ДОШКОЛЯТ
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства — Золотой Хохломе. |
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сю могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным». Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ «ХОХЛОМА» Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства. |
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений. Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми. Для начала работы необходимо иметь: • краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов; • кисти беличьи № 2 и № 3; • банку с водой; • мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти; • листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой. |
ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР «ТРАВКА» Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». |
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
ЗАНЯТИЕ 2. «Подарок для Мишутки» Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный. |
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ
Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ
Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
ЗАНЯТИЕ 5. Узор «Листочки» В хохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый. |
Серия сообщений «- народные промыслы»:
Часть 1 — Городецкая роспись. Часть 2 — Мезенская роспись. … Часть 7 — Альбом. Городецкая роспись Часть 8 — Шаблоны для росписи Часть 9 — ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5 Часть 10 — ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ 6-11
конспект по аппликации «Хохлома»
Тема недели:
Ягоды.
Аппликация:
Веточка с ягодами (хохломская роспись).
Программное содержание:
украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.
учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды; учить рисовать завитки, травку, прожилки;
познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;
воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек. Материалы:
Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.
Ход работы:
1ч.
Организационная работа. В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире. Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы небывалой красоты. Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой. Красоту такую люди называют хохломой.
2ч.
Показ образца.
Начинаем работу с вырезания шаблонов. Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем. Приклеиваем большие листья. Приклеиваем красные клубнички. Приклеиваем маленький листик. Приклеиваем ягодки красной смородины. На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки. На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки. На ложке рисуем зелёные завитки. Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик. Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова. Вот так ложка смотрится на белом фоне. 3ч.
Самостоятельная работа.
Напомнить последовательность выполнения работы, следить за правильностью ее выполнения.
Напомнить правила работы с ножницами: — не играй с ножницами, это не игрушка; — не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться; — нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить; — нельзя передавать ножницы остриём наружу; — нельзя размахивать ножницами; — нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь. Хохломская роспись — алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы. Рощи, перелески, шёлковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. Роспись хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудесней наша хохлома. Спасибо за внимание!