Конспект организованной образовательной деятельности «Завиток. Знакомство с хохломской росписью». план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ВСЁ_для_ДОШКОЛЯТ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства — Золотой Хохломе.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла­гоприятные условия для развития народных художественных про­мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите­ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче­ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку­да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо­танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян­ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот­чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок­рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас­ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель­зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси­на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не­окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре­стьянина. Однако народные масте­ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся сю могли и крестьяне. Так по­явилась посуда с хохломской рос­писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло­вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро­шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ­на беднякам.

Происхождение приемов окраски де­ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь­ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща­ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна­чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про­сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо­рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во­де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен­ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал­ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч­ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста­вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли­ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не­ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак­леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж­дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста­вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об­разом изделие лудили — обмазы­вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се­ребряным». Только после этого изделие было го­тово к росписи красками. Расписанное лу­женое изделие вновь обильно обмазыва­ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере­бряные» изделия волшебным образом пре­вращались в «золотые», приобретая на­конец такой хорошо знакомый всем вид.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ «ХОХЛОМА»

Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос­писи. Материал изложен по принципу от простого к слож­ному, от изучения основных элементов хохломской роспи­си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь­ных учреждений, педагогами художественных школ, руко­водителями кружков и различных студий, а также родите­лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер­ного цветов;

• кисти беличьи № 2 и № 3;

• банку с водой;

• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

• листок белой плотной бумаги или белую мелкую та­релку без узоров, которая будет служить палитрой.

ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР «ТРАВКА»
Учимся рисовать простейшие элементы травного орна­мента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от­дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки­стью, без нанесения предварительного рисунка каранда­шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю­чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня­ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол­щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина­ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен­ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси­ков» и «завитков».

ЗАНЯТИЕ 2. «Подарок для Мишутки»

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стеб­ля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением крас­ных и черных «кустиков».

ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ
Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

Рассматривая солонку с травным узором, обращаем вни­мание детей на ритмичное чередование элементов орна­мента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» под­черкивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное зву­чание.

ЗАНЯТИЕ 5. Узор «Листочки»

В хохломском узоре «листочки» кроме красного и чер­ного цветов используются также зеленый и желтый.

Серия сообщений «- народные промыслы»:
Часть 1 — Городецкая роспись. Часть 2 — Мезенская роспись. … Часть 7 — Альбом. Городецкая роспись Часть 8 — Шаблоны для росписи Часть 9 — ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5 Часть 10 — ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ 6-11

конспект по аппликации «Хохлома»

Тема недели:

Ягоды.

Аппликация:

Веточка с ягодами (хохломская роспись).

Программное содержание:

украшение ложек растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи.

учить вырезать ножницами по контуру листья и ягоды; учить рисовать завитки, травку, прожилки;

познакомить детей с творчеством хохломских мастеров;

воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;

развивать творческие способности, фантазию при украшении ложек. Материалы:

Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, деревянные ложки.
Ход работы:
1ч.

Организационная работа. В старину в деревне под названием Хохлома мастера изготавливали деревянные ложки из берёзы, осины, ольхи. Ложки они вытачивали из специальных заготовок, затем пропитывали их льняным маслом, просушивали, а затем раскрашивали и покрывали лаком. Русские ложки славятся во всём мире. Резные ложки и ковши ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы небывалой красоты. Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой. Красоту такую люди называют хохломой.
2ч.
Показ образца.

Начинаем работу с вырезания шаблонов. Переводим шаблоны на цветную бумагу: жёлтое основание, зелёные листья, красные ягоды. Вырезаем. Приклеиваем большие листья. Приклеиваем красные клубнички. Приклеиваем маленький листик. Приклеиваем ягодки красной смородины. На клубничках чёрным фломастером рисуем точки-зёрнышки. На листиках тёмно-зелёным фломастером рисуем прожилки. На ложке рисуем зелёные завитки. Красным цветом на ручке у ложки раскрашиваем основание и кончик. Чёрным фломастером обводим все элементы узора для яркости. Наша работа готова. Вот так ложка смотрится на белом фоне. 3ч.

Самостоятельная работа.

Напомнить последовательность выполнения работы, следить за правильностью ее выполнения.

Напомнить правила работы с ножницами: — не играй с ножницами, это не игрушка; — не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться; — нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить; — нельзя передавать ножницы остриём наружу; — нельзя размахивать ножницами; — нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь. Хохломская роспись — алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы. Рощи, перелески, шёлковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. Роспись хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудесней наша хохлома. Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]