Статья «Использование пластических этюдов на музыкальных занятиях в ДОУ»


Пластические этюды как средство психологической разгрузки ребенка

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Емельяновой Диной Ивановной, воспитателем МАДОУ № 85 «Колокольчик» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Дина Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом психологической разгрузки ребенка. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Дины Ивановны:

«В процессе работы мы заметили, что пластические этюды, которые мы разучиваем и создаем, благотворно влияют на детей, помогают сформировать навыки общения, выразить накапливающиеся эмоции. Поэтому поставили себе еще одну цель: использовать пластические этюды для создания хорошего настроения в течение всего дня, работоспособности, доброжелательности, установления доверительных отношений, формирования чувства защищенности и комфортности».

Увлекательного чтения…

Пластические этюды как средство психологической разгрузки ребенка.

В программе «Развитие» (Л.А.Венгер) есть дополнительные разделы. Один из них нас, как воспитателей, очень заинтересовал. Это раздел «Выразительные движения». По замыслу авторов работа воспитателя по данному разделу нацелена на развитие у дошкольников с одной стороны, конечно творческих способностей, а с другой – невербального общения. Данный вид творчества, когда ребенок создает образы посредством собственного тела, отвечает двигательной природе детского воображения и является оптимальным для его развития. В процессе работы мы заметили, что пластические этюды, которые мы разучиваем и создаем, благотворно влияют на детей, помогают сформировать навыки общения, выразить накапливающиеся эмоции. Поэтому поставили себе еще одну цель:

— использовать пластические этюды для создания хорошего настроения в течение всего дня, работоспособности, доброжелательности, установления доверительных отношений, формирования чувства защищенности и комфортности.

Во второй младшей группе дети собираются вместе кто из яслей, кто из дома. Группа для них пока «чужая», и дети, и взрослые тоже чужие. Наша главная задача – дать детям почувствовать себя свободными, но находящимися в коллективе, где тебя принимают и защищают. Необходимо помочь «обжить» пространство группы через создание образов игрушек посредством простейших образно-пластических невербальных взаимодействий под музыку или используя художественное слово.

Например: Упражнение «Горошины».

Воспитатель подзывает детей и предлагает поиграть. Объясняет правила: все дети – горошины; они «рассыпаются» в разные стороны по сигналу, воспитатель, держа руку перед собой, как бы выпускает зажатые в кулак горошины и произносит: «Рассыпались горошины». Дети разбегаются. Затем воспитатель снова словом и жестом «собирает горошины в горсточку» — дети бегут к нему.

Кажется, очень простое упражнение, но очень ёмкое. Детям ничего не приказывается, они играют роль. Разбегаясь по помещению, они учатся взаимодействию: надо так «катиться», чтобы никого не сбить, самому «откатываться» на свободное место; знакомятся с пространством группы, возвращаясь к воспитателю, могут прижаться к нему, к другим детям («Вот уже и не так страшно, я не один!»). Подобное упражнение «Ниточка-иголочка».

Основное место в жизни детей в группе занимают игрушки. Любовь к ним переносится на отношения к окружающему. Поэтому, создавая образ игрушек, дети еще глубже осваивают пространство группы, а управляя своим телом, выражают самые разные эмоции. Например: Упражнение «Шалтай-болтай».

Воспитатель показывает детям Шалтая-болтая ( у нас это кукла Петрушка) и предлагает посмотреть на его движения (воспитатель поворачивает куклу так, что ее руки-ноги болтаются в разные стороны), затем дети играют в Шалтая-болтая, подражая движениям взрослого и проговаривая ритмично слова:

Шалтай-болтай сидел на стене, (на каждое слово резко поворачивается корпус то в одну, то в другую сторону, с маху захлестывая вокруг себя руки)

Шалтай-болтай свалился во сне (расслаблено уронить корпус вперед, голова и руки повисают вниз).

Этим упражнением хорошо снимается мышечное напряжение, как и другими: «Мяч прыгает» (прыжки на двух ногах), «Волчок вращается» (кружение, остановка, падение). Кроме того, как правило, дети смеются, а это рождает хорошее настроение.

После т ого, как дети привыкли к группе, узнали друг и друга и подружились, вводим пластические этюды более сложные. Например, на материале стихов А.Барто – «Лошадка». После чтения стихотворения воспитатель предлагает детям попытаться показать движением, как можно «причесывать» лошадку 9понарошку), а затем в парах выполняется упражнение «Ухаживаю за лошадкой». Дети взаимодействуют друг с другом попарно в соответствии с игровыми ролями. «Хозяин» пытается достоверно передать воображаемые действия «причесывания» лошадки, обходя ее с разных сторон, бережно прикасаясь к гриве, шерстке. Воспитатель предлагает: если «лошадке» нравится, как за ней ухаживают, пусть поблагодарит хозяина (кивая головой), если же не нравится, пусть тоже выразит это движением (бьет копытом землю, трясет головой). Воспитатель спрашивает, как еще можно поухаживать за лошадкой. «Накормить, напоить»… при этом «хозяин» смотрит на лошадку: удобно ли ей есть и пить, а «лошадка» то склонится к протянутым ладошкам «хозяина», то выпрямляется, имитируя «пережевывание корма» или «глотание», а насытившись, благодарно кивает головой. Далее дети меняются ролями.

Таким же образом выполняются упражнения «Мишка», «Играем с мячиком», «Мячик лопнул», «Починим лопнувший мяч», «Тряпичная и деревянная куклы» и т.д. Кроме стихов А.Барто и С.Маршака обязательно используем музыкальные произведения.

В средней группе дети все больше научаются парному взаимодействию. Поэтому этюды превращаются в небольшие инсценировки под музыку. Например, чтобы помочь детям избавиться от агрессивности с помощью жестов, мимики, энергичных движений, мы используем игру «Волк и заяц» под фрагменты музыки Прокофьева «Петя и волк». Дети разбиваются на пары, договариваются, кто Заяц, кто Волк. Зайцы размещаются в одной стороне, Волки – в другой, каждый напротив своего партнера. Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Зайчик, скрываясь от Волка, забежал в магазин игрушек. Кинулся туда, сюда – негде спрятаться. Тогда он прыгнул на полку с игрушками и замер, притворившись, что он не живой, а игрушечный». Дети-Зайцы замирают в разных позах. Появляется Волк, злой-презлой. Он медленно приближается к своему Зайчику, вглядывается, принюхивается к нему, пытаясь понять, живой он или игрушечный, обходит его кругом, снова принюхивается. А Зайчик так хорошо притворился, что Волк поверил, пришлось ему удалиться ни с чем. Уходит Волк, а сам злобно оглядывается на Зайца, досадно оскаливается, что не удалось ему поймать добычу, щелкает зубами». Все это дети проделывают в соответствии с ролью, агрессия уходит, все довольны. Если кому-то из детей грустно, мы выполняем этюд «Смешные скоморохи», когда каждый может придумывать любые смешные движения под музыку А.Аверкина «Скоморошина».

В старшем возрасте работа осуществляется на новом уровне, так как дети уже способны, благодаря возрастающим психо-физическим возможностям, воплощать более сложные игровые содержания. Усложняются и задачи. В старшем возрасте дети разыгрывают сценки из сказок «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса» и др. Мы не показываем сказку «Колобок», мы разыгрываем пластические этюды по различным картинам сказки: «Приготовление теста», «Выпекание колобка», «Колобок катится по тропинке» и.т.п. Мы передаем образы посредством мимики и жестов. Дети очень любят этюды-превращения: «Облака», «Растет подснежник», «Волшебные цветы», «Ветер», «Баба-Яга» и.др.

Музыка, сопровождающая эти пластические этюды, помогает детям двигаться всем телом, проявлять все возможные эмоции, приоткрывать внутренний мир.

Таким образом, пластические этюды помогают нам сделать пребывание ребенка в детском саду комфортным, снять самые различные затруднения, решить множество проблем. А главное – дают возможность ребенку средствами мимики и жестов выразить себя.

Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ

Альбина Вашкина

Пластические этюды на музыкальных занятиях в ДОУ

«Ритм не ограничен, и поэтому возможности его физического осуществления неисчислим». Э. Ж. Далькроз

Занимаясь с детьми на музыкальных занятиях слушанием музыки я всё чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальное произведение или делают вид, что слушают; многие дети затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который они услышали.

У меня стали появляться вопросы:

1) может быть они не понимают, что значит слушать и слышать музыку?

2) может они бояться высказаться, стесняются перед сверстниками?

3) может всё дело в физиологии конкретного ребёнка?

4) может быть в семье не любят музыку или по причинам религии (как

выяснилось в одном из случаев) ребёнку запрещали выражать свои эмоции и т. д.

Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения. И я сначала показывала ритм музыки марша, стуча по своим коленям с довольным видом, а дети тут же стали повторять за мной. У многих «трудных»

детей стали появляться эмоции. На
музыку спокойного и безмятежного характера я попросила детей повторять все движения за мной и показывала плавные покачивания корпусом вправо-влево и руками – плавные «качели»
. Дети снова повторили. Под
музыку польки я просила детей самим придумать движения. Это задание особого труда не вызвало, потому что они уже знали из своего музыкально-ритмического опыта движения. Для того чтобы дальше работать с детьми в направлении «одухотворённого»
жеста я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив новые технологии преподавания ведущих педагогов, я увлеклась технологиями
пластического интонирования, потому что выразительная пластика является одной из природных основ интонации. Большое место в развитии творческих способностей и инициативы занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.
Этюд – это набросок, импровизация. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и не сюжетные игры творческого характера, исполняемые группой школьников и индивидуально.

Исполняя этюды, дошкольники учатся точно соотносить определенные движения с характером музыки, выбирая и согласовывая с ним ходьбу, бег, прыжки и другие движения.

В чем развитие творчества и воображения? Содержание этюда остается единым, но детали исполнения могут изменяться в зависимости от того, как ребенок чувствует музыкальный образ и вносит дополнения в соответствии со своим воображением.

Этюды могут быть сюжетными (с заданным текстом)

и несюжетные, где школьники учатся осмысливать чередование частей и в соответствии с этим, изменять движение.

Методика первичного разучивания этюда аналогична методике разучивания игры.

Этапы работы:

1. Подготовительная беседа о музыке.

2. Прослушивание музыкального произведения.

3. Разбор отдельных частей и музыкальных фраз.

4. Анализ средств музыкальной выразительности.

5. Показ варианта исполнения в сопровождении музыки музыкальным руководителем.

6. Показ движений детьми без музыки.

7. Исполнение этюда детьми.

В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Индивидуальный этюд требует сосредоточения всех сил и умений.

Возможно повторение этюдов (но не разучивание)

. Оно дает возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с
музыкой.
Таким образом, выполнение этюдов как наиболее сложных творческих заданий, обогащает дошкольников музыкальными впечатлениями, развивает умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями образное содержание инструментальной музыки.

«Ветер и ветерок»

Программное содержание.

Продолжать развивать навык различения динамических оттенков и отражения их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук. Способствовать развитию согласованности движений.

Описание.

1 –8 такты. Ветерок слабо колышет ветви деревьев. Листочки едва шевелятся. Дети поднимают руки вверх и двигают их в разных направлениях.

9 -12 такты. Ветер поднялся так, что кажется, что вот — вот начнется гроза.

Дети отставляют одну ногу в сторону и броском сгибают корпус то влево, то вправо. Руки следуют за корпусом.

13 -16 такты. Сильный ветер пронесся мимо, и опять пришел маленький ветерок. Дети выполняют движения 1 — 8 тактов.

Методические указания.

Руки у ребят все время должны оставаться мягкими, без лишнего напряжения в плечах и мышцах.

«Цветы».

Программное содержание.

Развивать творческое воображение детей. Умение действовать с воображаемыми предметами, четко согласуя свои движения с музыкой. Добиваться плавных, мягких движений.

Описание.

У каждого ребенка в руке по цветку (воображаемому)

. Перед ними

Воображаемый ручеек.

Такт1. Плавно поднимают правую руку. Одновременно с движением руки поворачивается голова

Дети как бы любуются цветком.

Такт 2. Плавно опускается рука. Ребенок сопровождает взглядом

движение руки.

Такты 3 – 8. Повторяются движения предыдущих тактов.

Такт 9. Делается 3 шага вперед (идут к ручейку)

.

Такт 10. Бросают в ручеек воображаемый цветок (правая рука)

.

Такты 11 – 12. То же левой рукой.

Такт 13. Делают 3 шага к ручейку.

Такт 14. Стоят.

Такты 15 -16. Отходят назад, помахивая руками, прощаясь со своими

цветами.

Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению. Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для дошкольников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: