Урок мужества «Битва за Москву» классный час по теме


Битва под Москвой. Беседа для детей

Беседа о Великой Отечественной войне для детей 6-9 лет на тему «Разгром фашистских войск под Москвой»
Промчалось лето. Наступила осень; Но москвичей не радовала просинь Небес высоких, золото листвы — Ведь немцы были близко от Москвы.
Первые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Ведь они напали на нас неожиданно, были хорошо вооружены и заставили работать на себя население завоеванных стран Европы. Осенью 1941 г. фашисты близко подошли к Москве. Гитлер хотел захватить нашу столицу, а потом затопить, чтобы от Москвы не осталось не только следа, но даже воспоминания! 20 октября в Москве было объявлено осадное положение. Из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, копать заграждения и рвы вокруг него. Между тем немецкая авиация бомбила город. От зажигательных бомб возникали пожары. Москвичи дежурили на крышах домов, тушили бомбы в ящиках с песком. Ночью Москва погружалась в полную темноту. Свет в квартирах не зажигали, чтобы не привлекать врага, стекла в рамах заклеивали бумагой крест-накрест, чтобы их не разрушило взрывной волной. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт. Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, и положение на фронте стало критическим, командовать армией было поручено талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку Георгию Константиновичу Жукову. Под Москвой завязались жаркие бои. Бойцы сражались за каждый клочок земли. На Волоколамском направлении воевала армия под командованием генерала Константина Константиновича Рокоссовского. «Гитлеровцы вводили в бой сильные группы по 30—50 танков, сопровождаемых густыми цепями пехоты, поддерживаемых артиллерийским огнем и бомбардировщиками с воздуха», — вспоминал впоследствии К.К. Рокоссовский. Так что справиться с врагом было нелегко! «Велика Россия, а отступать некуда -— позади Москва!» — эти слова стали символом битвы за Москву. Посмотрите на плакат «Отстоим Москву!».


В районе Твери немецкие войска встретило мощное сопротивление Красной армии. На исходе были снаряды, гранаты, бутылки с зажигательной смесью… Но красноармейцы пошли в штыковую атаку! Она была настолько бурной и яростной, что немцы не выдержали и панически бежали. На юго-западных подступах к Москве стойко держался город Тула. Очень важную роль в защите столицы сыграли наши военно-воздушные силы. Противовоздушная оборона сделала город почти неприступным, сдерживая удары врага. В небе над Москвой кружили восемь тысяч фашистских самолетов, чтобы сбросить бомбы. Летчики Красной армии проявляли чудеса мужества: ими было сбито и уничтожено 1392 самолета противника. Именно в эти дни совершил первый ночной таран летчик Виктор Талалихин. Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких войск и погиб, уничтожив сотни немецких солдат и офицеров. В начале ноября наступление немцев было остановлено, а враг отброшен от Москвы! Дорогие ребята! Представьте себе, что там, где сейчас московские улицы, парки, площади и скверы, 60 лет назад располагались противотанковые заграждения, темнели глубокие траншеи, рвы, окопы. Здесь проходила линия обороны столицы. Тысячи бойцов отдали жизни, защищая Москву. Среди них были, может быть, и ваши деды!
Они защищали столицу Красивы столицы кварталы. Нам нынче Москву не узнать! Но рядом когда-то стояла Фашистская темная рать. Кружили над полем вороны. Желтел облетающий лес, И линия обороны Москвы проходила здесь. Воронки, окопы, траншеи. Разрывы мин и гранат —- Здесь, жизней своих не жалея, Погибли сотни солдат. Они отстояли столицу, И мы не забудем их, Мы подвигом будем гордиться Бесстрашных дедов своих!
Итак, героическими усилиями бойцов Красной армии наступление немцев под Москвой было остановлено. В битве под Москвой в первый раз за время Второй мировой войны фашисты получили мощный, неожиданный отпор. Наши воины своей самоотверженностью и бесстрашием в боях развеяли миф о непобедимости врага. Немцы не хотели верить в свое поражение! Они пытались объяснить его и наступлением холодной осени, и проливными дождями, и грязью на дорогах, по которой трудно стало передвигаться солдатам и технике. «Двигаться по дорогам стало невозможно, грязь прилипала к ногам, копытам животных, колесам автомашин. Даже так называемые шоссе стали непролазными. Наступление остановилось. Русские выиграли время, чтобы усовершенствовать оборону, пополнить свои войска и подтянуть резервы», — докладывал Гитлеру один из его генералов. Другой немецкий генерал—Г. Блюментритт—более честно объяснил поражение немецких войск под Москвой: «Когда мы вплотную подошли к Москве, настроение наших командиров и войск резко изменилось. С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила. В течение последних недель сопротивление противника усилилось, и напряжение боев с каждым днем нарастало». В ноябре 1941 года гитлеровское командование решило предпринять вторую попытку захвата Москвы. На примере Польши, Франции и других европейских стран немецкое командование убедилось: после захвата столицы государства сопротивление в них заканчивалось. А если Москва устоит, это подорвет боевой дух немецких солдат, и фашистскую Германию ждет мрачное будущее. «Каждому солдату немецкой армии было ясно, что от исхода битвы за Москву зависит наша жизнь или смерть», — писал немецкий генерал. Для второго нападения на Москву немецкое командование подтянуло к городу десять свежих дивизий. 15 ноября морозным ясным утром фашисты вновь двинулись на нашу столицу. Они хотели окружить ее с севера и юга. Упорные бои развернулись в районе Волоколамска. Дата 16 ноября 1941 года вошло в историю Великой Отечественной войны как день незабываемого подвига, совершенного нашими воинами в районе разъезда Дубосеково. 28 солдат-красноармейцев под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова гранатами, бутылками с зажигательной смесью и огнем из противотанковых ружей подбили 14 немецких танков! Наступление гитлеровцев вновь было остановлено. В районе города Клина действовала первая ударная армия, под Звенигородом немецкие войска разбила армия генерала Леонида Александровича Говорова, а возле Тулы их отбросил кавалерийский корпус генерала Павла Алексеевича Белова. В декабре 1941 года стояли трескучие морозы, всюду лежал глубокий снег. Гитлеровские войска были плохо обмундированы, не имели ни теплых полушубков, ни удобной обуви. Немцы не подготовились к ведению войны в зимних условиях, ведь они рассчитывали на быструю победу, что им не удалось. Красная армия отбросила немцев от Москвы! В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа была добыта дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам: в Подольске, Лобне, Яхроме, Дубосеково, Крюково, Волоколамске, Истре… Это память о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину!
Ответьте на вопросы — Когда фашисты в первый раз подошли к Москве? — Как москвичи готовились к обороне города? — Как и где проходили бои за Москву? — Почему немцы потерпели поражение в битве за Москву? — Расскажите о подвиге героев-панфиловцев. — В каких подмосковных городах установлены памятники погибшим воинам? Автор: Т.А. Шорыгина

Рекомендуем посмотреть:

Беседа о начале войны для младших школьников Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики Беседа о Сталинградской битве для младших школьников Беседа «Битва на Курской дуге» для 4 класса

Похожие статьи:

О героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для детей 3-4 класса

Урок мужества «Битва за Москву»

Урок мужества на тему «Битва за Москву»

Пояснительная записка.

Цели и задачи мероприятия:

-нравственно-патриотическое воспитание школьников,

-привлечение внимания подрастающего поколения к героическим страницам истории своей Родины,

-формирование у детей гордости за свою Родину, её народ и ратную славу.

Область применения: проведение классного часа, посвященного годовщине Победы.

Формы и методы реализации: рассказ-беседа, сопровождаемый показом презентации

Необходимое материально- техническое обеспечение: презентация, выполненная в программе MS Power Point, мультимедийное оснащение.

Уважение к своей стране, к ее истории, традициям и богатой культуре является основой любого воспитания. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников — одно из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Патриотизм- это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому.

Огромную роль в решении этих задач играет обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этот трудный период проявились лучшие черты народа, и победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости советских людей.

Московская битва является одним из решающих сражений Великой Отечественной войны. Это была первая крупная победа советских войск над

фашистской Германией, был развеян миф о «непобедимости» германской армии, поднят дух советских людей в борьбе с врагом.

Одной из главных задач рассмотрения Московской битвы должно быть раскрытие великого подвига защитников нашей столицы. Важно, чтобы дети осознали ту огромную опасность, которую нёс фашизм всей стране, всему человечеству.

Одним из существенных аспектов темы является раскрытие тезиса: «Москву обороняла вся страна, Москва защищала всю страну». Учащимся надо показать, что победа под Москвой — это победа всего народа: и солдат, и полководцев и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.

Для того, чтобы соединить представления о тех далёких событиях с непосредственным духовным опытом младших школьников, за неделю до

проведения классного часа учащимся было предложено побеседовать с родственниками о том, как жили их семьи во время войны; выяснить, участвовал ли кто-нибудь из членов семьи в обороне Москвы.

Во время показа презентации детям были заданы вопросы для уточнения правильного понимания услышанного. Например:

— Как вы думаете, почему именно Москву стремились завоевать фашисты?

-Зачем на улицах Москвы ставили противотанковые ежи?

-Как вы понимаете слова В.Клочкова ?

-В какой песне поётся о героях-панфиловцах?

-С какой целью был проведен парад на Красной площади 7 ноября 1941г.?

-Почему не удалось фашистским войскам захватить Москву? и т.д.

Очень важным при проведении подобного мероприятия является создание соответствующего эмоционального фона. С этой целью были использованы фрагменты записей музыки и песен военных лет.

Также эмоционально значимым стало творческое задание, подготовленное учащимися к классному часу. Ребята сочинили и оформили «Письма из XXI века», адресованные защитникам Москвы. Современные школьники очень трогательно, искренне благодарили павших героев и ветеранов, доживших до наших дней, за ясное небо над головой, за своё счастливое мирное детство. Благодаря этому яркому моменту классный час, посвященный битве за Москву, не превратился в формальное перечисление дат, имён, фактов и событий и способствовал тому, чтобы дети осознали себя частью родного города и всей страны.

Сопроводительный текст

к презентации «Битва за Москву».

2 слайд

В 2020 году наша страна отмечала великую дату: 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.

Много войн пришлось испытать нашей стране за всю её историю, но самой страшной и самой долгой была Великая Отечественная война.

3-4 слайды

22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.

Горькими были первые месяцы войны. Наши войска отступали, и через три месяца фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были уверены в своей победе и даже заранее разработали план полного уничтожения Москвы. Предводитель фашистской армии Адольф Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат,

ни один его житель- будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит Москва , должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от мира столицу русского народа» .

5 слайд

К счастью, этому жестокому плану не дано было сбыться! С самых первых дней войны москвичи стали готовиться к защите своего города. «Всё для фронта, всё для победы!» — вот девиз тех дней.

(Звучат первые куплеты песни «Священная война»)

6-7 слайды

Взрослые мужчины и совсем молодые юноши и девушки записывались в ряды Красной Армии и Народного Ополчения.

8 слайд

На заводах , вместо ушедших на фронт мужчин, к станкам встали женщины и подростки.Они трудились по 12 часов в сутки, обеспечивая столицу оружием и боеприпасами.

9 слайд

Москвичи помогали фронту кто чем мог: вязали теплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.

10 слайд

Тысячи горожан, в основном женщины, невзирая на холод и дождь, строили оборонительные рубежи, копали траншеи, сооружали заграждения и баррикады, таскали мешки с песком. Работа была очень тяжелая, но никто не жаловался, не сдавался.

11-13 слайды

На улицах и площадях Москвы устанавливались противотанковые ежи ,

а в небе размещались аэростаты, которые преграждали путь вражеским самолетам.

14 слайд

Налёты на Москву начались с первого дня войны. Фашисты сбрасывали на город тысячи зажигательных бомб и фугасов. Чтобы защитить Москву от бомбежек, была создана система противовоздушной обороны.

15 слайд

Вокруг Москвы были размещены артиллерийские войска, которые сбивали вражеские самолеты на подлёте к столице.

16 слайд

Во время бомбёжек в городе объявлялась воздушная тревога. Люди уходили из квартир в бомбоубежища, где можно было укрыться от взрывов. Такими бомбоубежищами служили некоторые станции московского метро.

17 слайд

Но часто люди ,вернувшись к своему дому, заставали на его месте только развалины…

18-20 слайды

Мужественно защищали родной город москвичи, но все же основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии.

21 слайд

Командующим фронтом, который прикрывал Москву, был назначен Георгий Константинович Жуков. Солдаты говорили «Где Жуков, там – победа!»

22-25 слайды

7 ноября 1941года в центре Москвы состоялся традиционный парад. Несмотря на то, что вражеские войска стояли совсем близко от Москвы, по Красной площади маршем шли ряды солдат и сразу с парада бойцы отправлялись на фронт.

26 слайд

В середине ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. В планах врага было окружить город танковыми войсками, а затем захватить его.

На одном из фронтов на пути фашистов встала стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.

27 слайд

У разъезда Дубосеково 28 бойцов-панфиловцев приняли на себя удар 50 вражеских танков. Там один из бойцов- Василий Клочков произнес исторические слова: « Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, подорвал его и погиб смертью героя.

28 слайд

Этот бой длился всего 4 часа. 18 танков подбили герои-панфиловцы. Из 28 солдат в живых осталось только 4 человека. Но ценою жизни солдат, атака была отбита, танки не прошли к Москве.

29 слайд

Подвигов, подобных этому было совершено очень много, защищая столицу , люди не жалели ни сил, ни даже свои жизни!

И вот 5 декабря Сов. Армия перешла в контрнаступление и отбросила фашистские войска от Москвы.

30 слайд

Немецкая армия, которая считалась непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Победа в битве под Москвой показала всему миру, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить!

31-32 слайды

Укрепилась уверенность наших людей в Победе!

Но до окончательно разгрома фашистских войск нашим солдатам предстояло сражаться ещё долгих четыре года..

33 слайд

После войны в своей книге воспоминаний Г.К. Жуков написал:

«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, её столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!»

Классный руководитель 9 Б класса: Виноградский А. Ю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: