«Путешествие в Изумрудный город». Занятие по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

Главная / Семейное право / Права и обязанности / Права детей

Назад

Опубликовано: 27.04.2017

Время на чтение: 5 мин

7

24721

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

  • Законодательная база о правах воспитанника ДОУ
  • На что могут претендовать дети в ДОУ Зачисление в ДОУ
  • Права детей после зачисления в ДОУ
      Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей
  • Право на игры отдых и релаксацию
  • Права на жизнь и здоровье
  • Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения
  • Права на защиту интересов и нужд детей
  • Примеры нарушения прав
  • Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ
      Беседы с другими родителями
  • Ролевые игры дома
  • Кукольный театр
  • Наблюдение
  • Действия при нарушении прав дошкольников
  • Заключение
  • Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

    Задать вопрос

    Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

    Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

    • Конституция РФ;
    • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
    • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
    • ФЗ «Об образовании»;
    • Ряд административных документов, инструкций.

    Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

    Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

    ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

    Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

    Задачи методической работы с педагогами:

    • знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
    • определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
    • вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.

    Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.

    Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.

    На что могут претендовать дети в ДОУ

    Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

    Зачисление в ДОУ

    Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

    Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

    • чтение отзывов в сети интернет;
    • предварительные посещения;
    • беседы с родителями;
    • общение с представителями персонала.
    • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

    Зачем ему это знать?

    Чего только нет в длинном списке полезных наук, которым родители обычно обучают свое чадо с младых ногтей: и чтение с математикой, и английский с географией, и теория шахматной игры на закуску. За границей к этому перечню обязательно добавляются основы права (или законодательства), но в России подобные дисциплины детям почему-то не преподают. Действительно, зачем ребенку вся эта скукотища?! Папа с мамой и воспитательницы в детском саду и так объяснят малышу, что брать чужое нечестно, дергать Мурку за хвост жестоко, а рисование цветочков в паспорте чревато поркой. Все остальное знать вовсе не обязательно. Более того — некоторые родители считают, что «лишняя» юридическая информация, заложенная в детскую головку, подобна тротиловой шашке: стоит только рассказать младенцу о пресловутых «правах ребенка», как он немедленно решит пожаловаться на семейную тиранию и побежит «куда следует».

    На самом деле подобные страхи абсолютно безосновательны, ведь ничего, кроме пользы, изучение правоведения детям (да и их родителям) не принесет. Поведение и взрослых, и ребятишек регулируется массой правил — их соблюдение гарантирует (относительно, конечно) личную безопасность и хорошие отношения с согражданами. Для того чтобы осознать себя самостоятельной личностью, малышу очень важно определить границы и связи между своим и чужим, правами и обязанностями, нарушениями и ответственностью. У старших дошкольников заботы еще более серьезные: им необходимо научиться выстраивать контакты с ровесниками и взрослыми и разрешать самые разнообразные конфликты. Основы юридической науки (в первую очередь положения о справедливости, равенстве и гуманизме) могут помочь ребенку наладить комфортные и гармоничные отношения с окружающим миром.

    Права детей после зачисления в ДОУ

    Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

    Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

    Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

    С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

    Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

    «Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

    Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

    Право на игры отдых и релаксацию

    Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.
    Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

    Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

    Права на жизнь и здоровье

    Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

    Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

    Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

    Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

    Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

    Права на защиту интересов и нужд детей

    Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

    • постоянное внимание персонала к детям;
    • психологический комфорт;
    • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
    • позитивный микроклимат детского учреждения.

    Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.
    Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

    Примеры нарушения прав

    Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

    1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
    2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
    3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
    4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
    5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
    6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

    О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

    Международное законодательство о детских правах

    Права человека были признаны и закреплены на законодательном уровне в 1948 году мировым сообществом во Всеобщей декларации прав человека. Но этот документ никак не регламентировал права и обязанности ребенка.

    Первым документом, который коснулся этой темы была Декларация о правах ребенка, принятая в 1959 году. Но этот документ закреплял десять правил, которые были обязательными для личностей, от которых зависела жизнь и здоровье ребенка. И вот, в 1989 году мировое сообщество подписало документ под названием Международная Конвенция о правах ребенка, который закрепил ряд прав и обязанностей для детей.

    Конвенция о правах ребенка обязывает государство, которое её подписало, охранять жизнь, здоровье и благосостояние ребенка. Ряд регламентированных Конвенцией прав, включает в себя право получать необходимое образование, создавать семьи, выражать своё индивидуальное мнение, право на защиту от насильственного обращения, на получение информации, на медицинскую помощь, и так далее.

    Осуществление всех этих норм возложено Конвенцией на родителей ребенка, а также лиц, которые выполняют их функции. Этот документ насчитывает пятьдесят четыре статьи и каждая из них детально разъясняет права ребенка.

    Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

    Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?
    Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

    Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

    Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

    Беседы с другими родителями

    Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

    Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

    Ролевые игры дома

    Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

    Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

    Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

    Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

    Кукольный театр

    Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

    Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

    Наблюдение

    Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

    Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

    Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

    Права или обязанности?

    Немаловажным фактором в ознакомлении ребенка с его правами является соблюдение родителями своих родительских прав. Конвенция о правах ребенка обращает внимание на то, что каждому праву ребенка соответствует обязанность родителя по соблюдению такого права. Неуважение к мнению ребенка, неоправданное критическое отношение к поступкам, крики и оскорбление унижают достоинство ребенка. Ребенок должен знать свои права, а родители должны поддерживать реализацию детьми этих прав.

    Существование прав без обязанностей невозможно. Международная Конвенция о правах ребенка регламентирует также и наличие обязанностей, возможных для выполнения детьми. С раннего детства именно родители обязаны рассказать о наличии обязанностей таких как, уборка игрушек, уход за домашними животными. Просто потихоньку подключайте малыша к выполнению определенных несложных задач. Каждый свой шаг объясняйте малышу. Мама готовит кушать, чтобы накормить семью, мама убирает, чтобы в доме было чисто. Ребенок будет взрослеть, и круг обязанностей станет увеличиваться в соответствии со способностями малыша. Родителям следует следить за выполнением ребенком своих обязанностей, но помнить о равенстве и уважении в отношении с ребенком.

    Соблюдение этих факторов помогает детям принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, а значит – взрослеть и становиться самостоятельными и полноценными личностями!

    Автор статьи: Ксения Репина

    Действия при нарушении прав дошкольников

    Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

    1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
    2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
    3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
    4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
    5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

    Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: