Родительское собрание. Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка


Консультация для родителей «На пороге школы» консультация (подготовительная группа) на тему

Арбузова О.В. Консультация для родителей «На пороге школы».

Уважаемые мамы и папы!

Скоро вы станете родителями первоклассника, и главное для вас сейчас — четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть самыми разнообразными. В то же время взрослые должны понимать, что именно от них зависит, станет ли первое сентября праздником, с которого начинается увлекательное путешествие к знаниям, или первым днем одиннадцатилетнего заключения в учреждении под названием «школа». Сумеете ли вы правильно выбрать школу, программу, учительницу, купить рюкзак и оборудовать рабочее место будущего ученика. И главное: сможете ли создать ребенку психологически комфортные условия, при которых адаптация к школе пройдет легко и безболезненно.

У нас есть несколько месяцев до первого сентября и несколько месяцев после — то самое время, когда можно и нужно задать будущей школьной жизни хороший старт. Тогда ваш первоклассник обязательно будет успешным, здоровым и спокойным, у него сложатся добрые отношения с учительницей и ребятами, а домашняя жизнь потечет в любви и согласии с ближними.

Сегодня наше «родительское собрание» будет направлено на то, чтобы найти ответы на спорные вопросы, которые, я надеюсь, помогут вам лучше понять себя и своего будущего первоклассника.

Давайте рассмотрим первый вопрос: «Пора ребенку в школу или не пора?»

Часто возникает такая ситуация: родители смотрят на своего развитого, умненького ребенка-шестилетку и очень хотят, чтобы он не «валял дурака», а приступал к учебе в школе, как вы. уважаемые родители, считаете: разве это плохо — снять интеллектуальный недогруз?

Нейрофизиологи считают, что ребенок готов к школе в среднем возрасте 7 лет, потому что именно в 7 лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Мозг семилетки готов к тому, чтобы просто высидеть 45 минут урока. Но если отдать ребенка в школу позже будет только лучше. По наблюдениям психологов и педагогов, дети, которые идут в школу в 7.5 лет, лучше адаптируются, часто занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не гарантирует, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», — гарантию стабильности его успехов и базу для его дальнейшего развития.

Результат несвоевременного начала школьной жизни будет виден, но только через несколько лет. Подавляющее число двоечников 5-7 классов — это незрелые первоклашки с ярко выраженным ослабленным здоровьем.

Давайте сделаем вывод: «Ребенок должен созреть для школы. Родители, не спешите!»

Следующий вопрос: «Могут ли родители формировать личностную и эмоциональную готовность к школе?»

Дошкольника практически невозможно научить тому, чему он не хочет. Поэтому все обучение детей до 6-7летнего возраста основано на игровых методиках. А к 7 годам ребенок от «хочу» уже движется к «надо». Начинается переход к школьной позиции, ведущий мотив деятельности меняется с игрового на учебный, это напоминает передачу палочки в эстафете. Вот один бегун поравнялся с другим. Какое-то время они бегут вместе, палочка предана, и постепенно первый бегун отстает, второй вырывается вперед. Теперь эстафету ведет он. Игровой мотив при такой эстафете может остаться, но он делается подчиненным. Это происходит у детей в разное время — у кого-то в дошкольном возрасте, у кого-то прямо в августе, у кого-то в процессе адаптации, именно поэтому ребенок может брать с собой и школу игрушку.

Перед школой и в первые школьные дни ребенок еще может сказать: «У меня три тетрадки зеленые и три синие, а еще есть беленькая». Став настоящим учеником, он скажет уже иначе: «У меня три тетрадки по математике и три тетрадки по русскому, и еще тетрадь по природоведению». И он не будет больше любоваться своим пеналом и ранцем — он будет ими пользоваться. И если ребенку поставили двойку, это не значит, что учительница плохо к нему относится, а значит, что он плохо выполнил задание. Это тоже постепенно станет для него ясным.

Вывод такой: «От «хочу» к «надо» переход долгий. Родители, не ждите его за один день».

Вопрос такой: «Знаете ли вы, дорогие родители, как отличить творческого ребенка от нетворческого?»

Творческий ребенок спрашивает, что нужно сделать, а нетворческий, не имеющий поисковой активности. — как. Познавательная активность — это, может быть, самое главное, что хочется увидеть в дошкольнике. Все мы помним период «почему?»,;, если почемучек «от 2 до 5» родители поддерживали, подкрепляли их интерес к миру, то очень велика вероятность, что после пяти этот интерес не угаснет, а разовьется. Как можно поддержать интерес и как ею загасить?

Если мы с ребенком вместе разбираем машинку и смотрим из чего она сделана, как она сделана, а не ругаем материальную ценность — это значит мы поддерживаем интерес к познанию окружающего мира.

Давайте задавать детям вопросы! Когда детей не кормят готовыми ответами, а поощряют наблюдать, думать и пробовать, то их поисковая активность возрастает. Мало того, растет творческий потенциал! Существуют исследования, подтверждающие, что когда детям специально дают задания на развитие творческого мышления, сразу начинает активно интеллектуально развиваться даже ребятки с задержкой психического развития. В развитии поисковой активности ребенка нужно выделить три аспекта. Первое — интерес к окружающему миру ребенка, второе — родители стимулируют этот интерес, третье — взрослым должно быть самим интересно открывать мир вместе с ребенком.

Вывод: «Задавайте детям вопросы».

Предлагаю вам, уважаемые родители, найти ответ на последний вопрос нашего сегодня диалога и, как мне кажется .наиболее важного: «Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового к школе?»

Для этого требуется совместное полноценное житие. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи — залог его полноценного развития. Мы можем заниматься с детьми чем угодно — и это будет их развивать. Мет никакой разницы, чем именно занимаются родители (готовят обед, гуляют в парке), важно, чтобы они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или не домашние дела — обязательно будет нормально развит. Часто родители жалуются на дефицит времени, на усталость. Надо научиться преодолевать себя. И вопреки усталости и нежеланию, придя домой с работы, начинать совместную жизнь с ребенком.

Вы должны понять главное: ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзиями, что без усилий со стороны взрослых, вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян пожалуйста, сколько угодно. Но культурное, ухоженное растение вырастет лишь там, где за и им ухаживают.

И самый главный вывод нашей беседы: «Всесторонняя готовность к школе — следствие полноценной жизни вместе со всей семьей. Вместе, а не рядом!»

Уважаемые родители, хочется чтобы этот вывод стал вашим девизом, лозунгом, памяткой и только тогда первое сентября отзовется радостью в вашем сердце. И еще много-много сентябрей.

Собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

  • 12 декабря 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Часть первоклассников достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у некоторых детей растягивается на весь первый учебный год.

Родители регулярно сталкиваются с такой проблемой, когда ребёнок с полноценным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещения школы, конфликтует с учителями, сверстниками. Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют ребёнка, взывают к его совести, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта.

Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией. И помочь в этом сможет детский сад. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. В нашем детском саду сложилась определенная система работы с родителями по данному направлению, которая отражена в годовом плане работы .

Выписка из плана работы 2011-2012 учебный год

Название мероприятия Срок проведения Форма проведения Ответственные
1 Психологические особенности детей 6-7 лет Сентябрь Родительское собрание Воспитатели

Психолог

2 Развитие мелкой моторики рук для подготовки к школе Октябрь Практикум Воспитатели
3 Роль семьи в коррекции речи старших дошкольников Ноябрь Семинар-практикум Логопед
4Писать в тетради нелегкоЯнварьКонсультация Воспитатели
5 Семья на пороге школьной жизни ребенка Февраль Семинар – практикум Заведующий

Зам.зав.по ВОП

Психолог

6 Чему мы научились? Март Просмотр занятий Воспитатели
7 Час вопросов и ответов Апрель Круглый стол с участием завуча и учителей начальной школы Заведующий
8 Сформированность социально-психологической готовности к школе Апрель-май Индивидуальные консультации Психолог


Собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Цель: Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям, чьи дети идут в первый класс.

Задачи:

1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.

3. Расширить возможности понимания своего ребенка.

4. Наметить совместные пути решения проблемы

План

1. Разминка «Найди себе пару».

2. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации к школе. Диспут.

3. Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу!»

4. Игры. «Дела домашние, или обучение в естественных условиях»

5. Тест. «Готовы ли вы отдать своего ребенка к школе?»

6. Анализ стереотипов родительского поведения. Игры. «Школьные страхи и неврозы: возможные причины и игровые способы их устранения»

7. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников «Домашнее задание».

8. Подведение итогов. Принятие решения.

Собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Приложение 1: Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка к школе?»

Приложение 2: Презентация «Семья на пороге школьной жизни ребенка».

Приложение 3: Конспект проведения собрания.

Автор: Инчина Марина Владимировна заведующий МБДОУ Детский сад № 8 «Ягодка» ЗАТО Комаровский Оренбургской области , высшая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет Живу и работаю в военном городке. Являюсь победителем территориального фестиваля «Долг. Честь. Родина» в номинации «Вокальный ансамбль»: Гран-при в 2010г., первое место в 2011г.. Участница интернет-конкурсов на портале «Дети-66».

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе».

Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры.

Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.

Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. О, терпение, старание.

Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой.

Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребёнок справился с заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняяусловия.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь – это прямоугольник и т. д.». По силуэту или незначительным деталям ребёнок определяет предмет и различает его величину, форму, удалённость и пр. Ребёнок использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону». Дети ориентируются во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Упражнение на развитие точности восприятия:

«Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]