Коспект урока по музыке 8 класс по теме: «Виды музыки в современном мире». план-конспект урока по музыке (8 класс)


Конспект урока музыки в 8 классе по музыке «Роль музыки в кино»

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Город: Ханты-Мансийск

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»

Конспект урока музыки в 8 классе

Тема: «Роль музыки в кино»

Выполнила: Поспелова Кира Вениаминовна

Учитель музыки

2019г.

Конспект урока:

Цели:

познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе, познакомить с произведениями известных советских и зарубежных композиторов.

Задачи:

Образовательная:

формирование музыкальной культуры школьников как части общей духовной культуры, расширения знаний о роли музыки в кино,

разбор выразительных и изобразительных средств музыки из кинофильмов;

Воспитательная:

воспитание основ уважительного отношения к искусству, воспитание духовности и нравственности на примере знакомства с шедеврами мирового искусства.

Развивающая:

учить детей выражать свои чувства, свои впечатления о прослушанном произведении, уметь говорить о средствам музыкальной выразительности. развития творческого мышления, умения формулировать и высказывать свои мысли;

Оборудование:

музыкальный инструмент — фортепиано, мультимедийный проектор, ауди-запись, видео-запись.

Ход урока:

Учитель: Добрый день дамы и господа! Сегодня очень важный день в вашей жизни – вы впервые увидите синематограф!

Учитель исполняет на фортепиано «Артист Эстрады» С.Джоплин, в это время идет видео немого кино.

Учитель (снимает пиджак и шляпу): человек стоящий за киноаппаратом, белое полотно, и музыкант — тапер, играющий на фортепиано, именно так в конце IX века –выглядел кинематограф! Кто же является родоночальником Кинематографа? В 1889 в Париже появилось новое изобретение Томаса Эдисона — кинетоскоп с набором из двенадцати крошечных фильмов. Это было громоздкое сооружение, которое позволяло смотреть кино только в одиночку, заглядывая в маленькое окошко в корпусе. На его основе братья Люмьер Луи Жан и Огюсту Луи создали новое устройство — синематограф. Это было настоящее портативное ателье. Прибор позволял производить видеосъемку, печатать позитивы и демонстрировать видео. Нужно было только открыть дверцу и установить позади прибора сильный источник света. Пленка перемещалась, и на экране создавалось движущееся изображение. Одним из 1-х немых короткометражных фильмов 1896 года, снятых и публично показанных братьями Люмьер. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», которое показал Мистер Джонни Фёст -миссионер, джентльмена —людям жившим на Диком Западе. Как отреагировали они на самый первый фильм в мире?

Видео. «Прибытие поезда»

Ответы детей.

Считается, что на первом показе публика была настолько ошеломлена движущимся изображением поезда в натуральную величину, который двигался на них, что люди кричали от страха и неожиданности и в ужасе убежали из зала. В фильме «Человек с бульвара Капуцинов», Мистер Джонни Фёст (в ролях актер Андрей Миронов) приезжает в город на Диком западе с целью открыть там немой кинотеатр (синематограф). Основные развлечения жителей городка — пьянство, и мордобой. Он решает с помощью кино перевоспитать этих людей в настоящих джентельменов.

Видео 4(Говор Мистер Джонни Фест о влиянии кино на людей)

И действительно, его сеансы творят чудеса. Бандиты, под впечатлением увиденных на экране комедий и мелодрам, перерождаются и начинают новую жизнь: бросают пить, учатся этикету и пытаются стать джентльменами.

Видео (Немое кино)

Кино – сравнительно молодое искусство, но по количеству поклонников, пожалуй, превосходит остальных. Отличительной особенностью кинематографа является то, что с момента зарождения и на всем пути развития, всегда его сопровождала — музыка. В те далекие времена, когда существовало лишь немое кино, роль музыки была недооценённой для зрительного восприятия фильма, композиции могли использоваться только в качестве музыкального сопровождения, которые очень часто не отражали всех событий, происходящих на экране.

И сегодня нам предстоит ответить на вопрос, какую роль играет музыка в кино? Послушайте, музыкальное произведение, подумайте из какого фильма музыка?

Учитель исполняет произведение «He`s A Pirate» на фортепиано.

Ответы детей.

Какие средства музыкальной выразительности вы услышали?

Ответы детей.

Музыка быстрая, стремительная, взволнованная, решительная, страстная, отважная, энергичная, яркая. Чей образ выражает музыка? Образ пирата, какой он? Смелый, храбрый, решительный, отважный. Музыкальное оформление фильма называется саундтреком, сам термин «саундтрек» появился лишь в 50-х годах XX века. Без саундтрека сложно представить современное кино.

Часто музыка, которая была написана для кинопроизведения, продолжает жить своей жизнью, послушайте как в оригинале звучит эта музыка «Он пират» в фильме» Пираты Карибского моря», какой состав исполнителей вы услышите?

Ауди
запись«He is a Pirate».
Ответы детей.

Саундтрек «Он пират» к фильму «Пираты Карибского моря» исполняет большой симфонический оркестр, какую роль музыка играет в фильме?

Ответы детей.

Часто музыка в кино является фоном основного действия. Однако, в шедевральных фильмах, музыка – полноправная часть картины. Разве можно представить «Пиратов Карибского моря», без этой знаменой темы. В этом фильме музыка являться «

визитной карточкой» картины. Музыка настраивает зрителей на просмотр приключенческого фильма.

Следующая музыкальное произведение, никого не оставит равнодушными, послушайте, как оно звучит, в каком фильме вы могли слышать его?

Учитель исполняет на фортепиано Вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Как вы думаете, к какому жанру мы отнесем эту музыку? Танец – вальс.

Как звучала музыка: Ласково, нежно, сердечно, легко, напевно, певуче, мелодично, взволнованное, стремительно.

В каком советском фильме звучит Вальс? Ответы детей.

«Мой ласковы и нежный зверь» это художественный фильм, снятый по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте». Этот фильм о юной девушке, дочери лесничего — Скворцовой Ольги, которая очень хотела вырваться из бедности и жить достойно в достатке, именно поэтому она, без любви выходит замуж за управляющего имением — дворянина, 50-летнего вдовца Урбенина. В день своей свадьбы она понимает, какую ошибку она совершила, любя совсем другого человека.

Вальс к кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» сочинил Евге́ний Дми́триевич Дога 1937 года рождения — это Молдавский и советский композитор, педагог, общественный деятель.

Дога пишет музыку в различных жанрах. Более 100 инструментальных и хоровых сочинений, музыку к 13 спектаклям, более чем к 200-м фильмам, более 260 песен и романсов, более 70 вальсов. Обратимся к фильму, послушайте вальс, обратите внимание какие чувства выражены в музыке, обратите внимание на тембры музыкальных инструментов.

Видео, кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»- Вальс.

Ответы детей.

В музыке выражены чувства безысходности, печали, тоски, переживания, любовь и надежду на счастье. Исполняет вальс Симфонический оркестр.

Вальс композитора Евгения Доги из фильма “Мой ласковый и нежный зверь” признан “Самым красивым вальсом о любви в мире».

Какую роль играем музыка вальса в фильме?

Ответы детей.

Музыка передаёт то, что передать картинками не всегда возможно: мы ощущаем атмосферу фильма, проникаемся чувствами героев, мы сопереживаем героям фильма. Музыка вальса помогает нам понять душевное состояние главной героини, ее безысходность, ее тоску, печаль, любовь и надежду на счастье.

Следующее музыкальное произведение наверняка всех знакомо, послушайте, какие средства музыкальной выразительности переданы в музыке, в каком фильме она звучит?

Учитель исполняет на фортепиано «Воспоминание» М. Л. Таривердиева.

“Знакомо ли вам это произведение?

Это произведение “ Воспоминание”.

А где вы слышали эту музыку?

В телесериале “17 мгновений весны”.

Вспомните, какие события отражены в фильме?

«Семна́дцать мгнове́ний весны́» — советский двенадцатисерийный художественный телефильм. Снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Это Военная драма о советском разведчике, Максиме Исаеве, он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, , внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии. В основу сюжета романа положены реальные события Второй мировой войны, когда немецкие представители пытались договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира .

Как звучала музыка? Ответы детей.

Печально, напевно, взволнованно, страстно, решительно.

Музыку «Воспоминание» сочинил Микаэ́л Лео́нович Тариверди́ев – это советский и российский композитор. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам. Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны». Эта музыка звучит в эпизоде фильма, встречи Штирлица с женой. Давайте обратимся к этому эпизоду в фильме. Постарайтесь услышать, какие чувства передаёт эта музыка?

Фрагмент фильма
«Семнадцать мгновений весны».
Ответы детей.

В музыке переданы самые глубокие чувства главного героя, это и нежность, тоска по Родине, по близким людям. Он долго не был на Родине, не видел свою горячо любимую жену, и вот сейчас она так близко, он хочет подойти к жене, обнять её после долгой разлуки, но не может, ведь он будет вычислен врагами. В музыке слышится волнение, тревога, страх, он больше её никогда не увидит. Его музыку можно считать действующим лицом в этом фильме, она стала вровень со словом, действием, ситуацией.

Ребята, прослушав музык из разных фильмов, скажите какую роль она играет в фильмах? Ответы детей.

Роль музыки в кино велика!

1.Музыка эмоционально настраивает зрителя на просмотр конкретного жанра фильма,

2. Музыка создает атмосферу действия,

3.Акцентирует внимание на поступки и чувства героев,

4. Показывает характер, образ героев.

5. Дает возможность зрителю переживать вместе с героями фильма.

6. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более красочным и живым,

И в конце урока я предлагаю спеть песню из замечательного советского фильма «Белорусский вокзал»

, в котором рассказывается как бывшие однополчане расставшиеся на Белорусском вокзале летом 1945 года, встречаются вновь, чтобы проводить своего друга в последний путь. Неожиданно для себя герои фильма вспоминают фронтовое братство и взаимовыручку. Они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе.

Урок окончен, до свидания.

Музыка в кино 8 класс

Музыка кино

Мы уже не раз говорили о смелых экспериментах в искусстве XX века. В театре, живописи, музыке возникали новые направления, течения, стили…. Но самый грандиозный переворот, случившийся в культуре XX столетия, безусловно, связан с появлением кино.

На уроке

Вы узнаете

  • Кто такой тапёр
  • Когда заговорил «великий немой»
  • Как музыка к фильму «Властелин колец» стала симфонией

Вы научитесь

  • Различать закадровую и внутрикадровую музыку
  • Понимать роль музыки в создании целостного образа киноофильма

Вы сможете:

  • Разобраться в эволюции киномузыки от момента её зарождения до наших дней
  • Увидеть разные грани творчества композиторов XX века.

Сто лет назад – когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой».

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…

Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр

.

Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки.

Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень».

Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.

В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ – песня народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов Дмитрий Шостакович – будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров.

В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

. Тихон Хренников – к картинам
«Верные друзья»
,
«Свинарка и пастух»
. Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры.

Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк»

,
«Весёлые ребята»,«Волга-Волга»
до сих пор звучат на радио и телевидении.

В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими. В мелодраме «Шербургские зонтики»

, французского режиссёра Жака Деми, все герои фильма не говорят, а поют. Совсем как в опере… Разница в том, что мелодекламация актёров не похожа на серьёзные оперные арии и дуэты. По стилю – это музыка лёгкая. Композитор
Мишель Легран
сочинил приятные запоминающиеся мелодии, также ставшие настоящей классикой жанра.

В художественных фильмах ещё на заре звукового кинематографа произошло разделение музыки на внутрикадровую

и
закадровую
. Внутрикадровую музыку исполняют персонажи фильма. Мы видим, как они играют на музыкальных инструментах и поют непосредственно по ходу развития сюжета. Исполнителей закадровой музыки мы не видим, она существует как будто сама по себе, создавая определенный эмоциональный фон для событий фильма. Так, закадровой музыкой в фильме А. Тарковского
«Солярис»
стала хоральная прелюдия И. С. Баха в обработке современного композитора Эдуарда Артемьева

Композиторы, сочиняющие музыку к фильмам, часто пользуются приёмами музыкального развития, известными ещё со времен венских классиков. В самом начале фильма «Я шагаю по Москве»

возникает музыкальная тема. Потом, на протяжении ленты, она много раз будет повторяться. Вот эта мелодия с энергичным аккомпанементом передаёт рабочий ритм большого города. А вот она же становится нежной и мечтательной – словно вместе с солнечными бликами плывёт по глади Москвы-реки…

Главный герой этого фильма прилетает на один день в Москву. Ранним утром на пустынном тротуаре он видит девушку, которая что-то напевает и пританцовывает. На его вопрос случайная знакомая отвечает:

— Я встречаю мужа.

— И что, у вас все хорошо?

— Да, у нас все хорошо!

— Но ведь так не бывает!

— А вот и бывает! – отвечает девушка.

И весь фильм – это череда зарисовок из залитой солнцем, молодой и счастливой Москвы шестидесятых годов. Его герои работают и учатся, шутят и пишут стихи, справляют свадьбы и ловят воришек… И всё это пронизано таким оптимизмом, такой верой в жизнь, что заключительная песня в исполнении Никиты Михалкова становится убедительным выводом: «Бывает

все на свете хорошо…»

В других картинах музыкальная драматургия фильма строится на контрастных образах. Между музыкальными темами происходит столкновение, столь же непримиримое, сколь жестокая борьба разворачивается между силами добра и зла на экране.

Композитор Говард Лесли Шор

– автор музыки ко множеству голливудских фильмов. Из фрагментов к экранизации «Властелина колец» он создал симфонию, построенную по всем законам этого серьёзного академического жанра.

Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека

Выполните здания и ответьте на вопросы:

Найдите в интернете и посмотрите фильмы «Весёлые ребята», «Неуловимые мстители», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Властелин колец». Обратите внимание на музыку, звучащую в кадре и за кадром. В каких случаях она поддерживает видеоряд, в каких – вступает с ним в противоречие?

  1. Кто из композиторов является автором музыки к фильмам трилогии «Властелин колец»?
      Мишель Легран
  2. Говард Лесли Шор
  3. Иссак Шварц
  1. Как называли кинематограф в начале XX века?
  • великий глухой
  • великий немой
  • великий слепой
  1. Музыку к каким отечественным кинофильмам создал Исаак Дунаевский?
      «Встречный»
  2. «Весёлые ребята»
  3. «Солярис»
  4. «Свинарка и пастух»
  5. «Цирк»
  6. «Понизовая вольница»
  7. «Волга-Волга»
  8. «Я шагаю по Москве»
  1. Как в начале XX века называли пианиста, который импровизировал во время киносеанса?
  2. Какая музыка звучала в фильме Андрея Тарковского «Солярис»?
  • Фортепианная пьеса П. И. Чайковского
  • Симфоническая увертюра Л. ван Бетховена
  • Органная прелюдия И. С. Баха
  1. Кто из композиторов является автором следующих песен из кинофильмов? Составьте правильные пары:
«Я шагаю по Москве» Дмитрий Шостакович
«Песня о встречном» Тихон Хренников
«Песня о Москве» Андрей Петров
  1. Чем различается внутрикадровая и закадровая музыка?
  1. Как назывался первый полнометражный звуковой фильм?
  • «В джазе только девушки»
  • «Певец джаза»
  • «Танцор диско»
  • «Весёлые ребята»
  1. Какую песню инсценировали создатели фильма «Понизовая вольница» в 1908 году?
  • «Песня о встречном»
  • «Есть на Волге утес»
  • «Из-за острова на стрежень»
  1. Какие слова здесь пропущены?

Во французском фильме «Шербургские __________» на музыку Мишеля _________ все герои фильма не говорят, а поют – почти как в ________.

  1. Какие слова здесь пропущены?

Из музыки, сочинённой для кино, композиторы потом нередко создают самостоятельные ____________ произведения. Сергей Прокофьев из музыки к фильму «Александр Невский» составил ___________. Современный композитор Говард Лесли Шор музыкальные темы к экранизации «Властелина колец» превратил в ________________

  1. Кто из отечественных композиторов в начале своей музыкальной карьеры подрабатывал в кинотеатре тапёром?
  • С. Прокофьев
  • Д. Шостакович
  • И. Дунаевский
  1. Когда началась эра звукового кино?

«Роль музыки в кино»

Выступление

Слайд 1.

2016 год объявлен в России годом отечественного кино. В связи с этим, мне очень захотелось проследить за развитием кинематогафа, а в частности, какую связь имеет музыка и кино. И хотя год отечественного кино, я решил проследить о роли музыки в кино вообще.

Слайд 2.

Актуальность, гипотезу и цель вы видите на слайде.

Кино — одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи.

Слайд 3.

Я решил провести опрос среди учащихся 8-х классов и узнать, какие фильмы с музыкой в главной роли они знают. Перед Вами результаты этого опроса.

Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет исторические формы. Это античный театр, позднее опера и балет, драма и театральные пьесы. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.

В кино преобладает визуальный фактор: здесь музыка полностью ему подчинена. Вначале применение музыки в кино отнюдь не было связано с этой традицией.

Слайд 4.

Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он имел в виду показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).

Слайд 5.

Оценка роли и значения киномузыки была очень разной на протяжении развития кинематографа. Так, например, режиссер Алексей Герман писал в одной из своих работ: «Надо сказать, что я против музыки в кино. Музыка — это язык, на котором человек должен разговаривать с Богом, и ее надо оставить в покое».

Слайд 6.

А итальянский режиссер Фидерико Феллини выделяет музыку как один из самых важных творческих факторов. По его словам, «есть один самый желанный — настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки.

Слайд 7.

Существуют и другие полярные мнения относительно роли музыки в кино, в частности, они касаются вопроса о жизнеспособности и ценности музыкального материала вне фильма. Одни считают, что киномузыкальные фрагменты могут существовать вне фильма самостоятельно, другие такую возможность отрицают. Известный композитор Микаэль Таривердиев, много работавший в кино, утверждал: «В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому». Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональные задачи музыкального фрагмента в кино необходимо рассматривать исключительно в контексте тех задач, которые решает автор в процессе создания фильма.

Слайд 8.

Как наиболее яркие музыкальные проявления авторского отношения и в кадре и за кадром можно выделить вальс Евгения Дмитриевича Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь», который лидирует даже у музыкантов в подземном переходе. Эта романтическая мелодия, полная страсти, драматизма и красоты.

Довольно часто ведущий музыкальный образ служит не только заключением, но и вступлением (увертюрой) к фильму, тем самым зритель сразу же вводится в эмоциональный мир кинопроизведения. Музыкальной мысли свойственно развиваться во времени. Что же касается музыки, звучащей с экрана, то она, как правило, не стремится развиваться широко и это требует от создателя музыки поиска наиболее подходящего варианта, в котором могут быть использованы самые разные музыкальные формы. Если есть необходимость, то автор использует развернутые эпизоды, которые по времени совпадают с изобразительными.

Но эпизоды, где требуется пять-шесть минут непрерывного звучания, встречаются нечасто, поэтому от композитора часто требуется умение пользоваться основной темой в разных ситуациях, а это уже большое искусство.

Слайд 9.

В качестве примера той сложной работы, которую проводят авторы фильма над музыкой, и ее результата я решил рассмотреть музыку Джона Уильямса к «Звездным войнам», которая была признана лучшим саундтреком в истории кино и удостоена «Оскара» и двух «Грэмми».

Джордж Лукас, создатель и режиссер «Звездных войн», отдельно настаивал на неоклассическом саундтреке — он считал, что подсознательно знакомая музыка должна создавать эмоциональную связь между зрителем и далекой-далекой галактикой, где происходят события.

Проделанная Д. Уильямсом в «Звездных войнах» работа считается эталонной — даже без контекста фильма понятно, на какие события указывает та или иная музыкальная тема. Угроза, звучащая в каждой ноте «Имперского марша», стала, например, одним из образцов современной популярной культуры.

С уверенностью можно сказать, что в общей драматургии фильма музыка играет едва ли не главную роль. Она не только участвует в экспозиции (показе) основных действующих сил, но и посредством «персональных» музыкальных тем сообщает много подробностей. Звуковое решение «Звездных войн» лучше всего описывается словосочетанием «высший пилотаж» — часто о появлении угрозы мы узнаем по слуху, еще до того, как она появляется в кадре.

Слайд 10.

Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен, Гайдн, Бетховен, Вивальди, Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов.

В начале эры звукового кино в целесообразности использования классики стали сомневаться. Первый камень в огород «убийц классики» бросил Дэвид Селзник, один из влиятельнейших продюсеров тридцатых годов: «Я пришел к выводу, что любая знакомая аудитории музыка отвлекает — даже в том случае, если название произведения никому не известно».

Слайд 11.

Но, несмотря на это, долгое время в кинематографе музыке отводилась больше роль служебная. Отношение к такой функции было больше негативное, и по этому поводу Д. Д. Шостакович писал в 1937 году: «Считаю, что иллюстративную музыку полностью ликвидировать нельзя, но следует считать более правильным, чтобы музыка раскрывала события и отношения к ним автора

Слайд 12.

За долгую историю цитирования классики сформировался устойчивый набор функций такого рода музыки в кино, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

  1. Классическая музыка как фоновая
  2. Классическая музыка имеет непосредственное отношение к действию киноленты.
  3. Музыка соответствует эпохе, в которую происходит действие фильма.
  4. Классическая музыка призвана обрисовать внутренний мир того или иного героя, его предпочтения в области искусства.

Слайд 13.

Очень интересна музыкальная подборка к фильму «17 мгновений весны». Музыка к фильму написана Микаэлом Таривердиевым, слова песен – Робертом Рождественским. Они написали для фильма цикл из 12 песен. Но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине». Но зато было позаимствовано много музыкальных тем из классики.

Слайд 14.

Если подсчитать, сколько раз то или иное произведение классика использовалась в различных фильмах, то можно выявить абсолютных лидеров и составить своеобразный рейтинг гениев цитируемых в кино.

3 место:

1-ая часть «Лунной» сонаты Бетховена звучит в 94 фильмах.

2 место:

Начальные такты симфонического оркестра «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса знает весь мир. В кино поэма цитировалась в 96 фильмах.

1 место:

«Полёт Валькирий» из оперы «Валькирии» Рихарда Вагнера. Эта музыка была использована в кинематографе 153 раза.

Слайд 15.

Говоря о музыке в кино нельзя не поговорить о роли песни. Песня — самый запоминающийся вид киномузыки. Она немало способствует популярности фильма, и в хорошем фильме редко встречаются неудачные песни.

Больших успехов в создании массовой кинопесни достиг композитор Исаак Осипович Дунаевский.

Он является одним из самых знаменитых советских композиторов. Когда И. О. Дунаевский познакомился с Л.О.Утесовым, то они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята». Это стало его звездным часом.

Слайд 16.

Большой музыкальный след в современных фильмах оставил наш современный композитор Андрей Павлович Петров.

Он создал музыку к 14 фильмам Эльдара Рязанова.

Слайд 17.

Вот ещё ряд композиторов, создавших шедевры киномузыки и все они занимают особое место в кино.

Итак, что же такое музыка в кино? Это часть звукового оформления или что-то другое? На первом месте в кино традиционно находится вербальная часть, речь — то, на что и создатели фильма, и зрители обращают максимальное внимание. На втором месте — звуковое, шумовое оформление. На третьем — внутрикадровая музыка, аналогичная по факту шумовым характеристикам. Есть еще музыка титров, то, что особенно запоминает человек, выходящий из кинотеатра.

Слайд 18.

Но, кроме перечисленных факторов, существует, быть может, самый важный — собственно музыка фильма, у которой есть свое особое место.

МЫШКА

И когда художественный фильм выдвигают на какую-то премию, существует отдельно премия и за музыку, написанную к фильму. Примером может служить фильм «Титаник», который получил 8 Оскаров, в том числе и за музыку, написанную к этому фильму, впоследствии на музыку были написаны слова – так получилась песня, которая долгое время была хитом.

Слайд 19.

Из всего выше сказанного можно выделить особый характер киномузыки:

  1. иллюстративный
  2. комментаторский
  3. документирующий
  4. обобщенно-метафорический

Разнообразие задач, стоящих перед музыкальным компонентом в фильме сформировало немалое количество выразительных средств киномузыки, благодаря которым и происходит то воздействие на зрителя, которого добиваются создатели фильма.

7

План урока по теме «Музыка в кино»

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие;
  • Перекличка;
  • Информация о теме, структуре в задачах урока;
  • Обеспечение учащихся раздаточным материалом;

2. Опрос домашнего задания:

  1. Дайте определение понятию «песня».
  2. Какую песню мы слушали на прошлом уроке.
  3. Дайте определению термину «романс».
  4. Назовите романс, который мы прослушали на прошлом занятии.
  5. Что такое камерная музыка?
  6. Что означает термин «программная музыка»?
  7. Какие 2 основных вида программности вы знаете?
  8. Назовите фамилию венгерского композитора, который написал с/п «Мазепа».
  9. Назовите фамилию французского композитора, с творчеством которого мы познакомились на прошлом занятии.
  10. Как называется его симфония?
  11. Как называется ф/ц Р. Шумана, с которым мы познакомились на прошлом занятии?
  12. Какие произведения из его цикла вам запомнились.

Викторина:

  1. П. Чайковский. «16 песен для детей», №16 «Мой Лизочек»;
  2. М. Глинка. Романс «Я здесь, Инезилья»;
  3. Ф. Лист. Симфоническая поэма «Мазепа»
  4. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония», 5 часть;
  5. Р. Шуман. «Карнавал», «Бабочки»;
  6. Р. Шуман. «Карнавал», «Марш давидсбюндлеров».

3. Объяснение нового материала:

Кино – искусство XX века. С самого своего начала зарождения оно непрерывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно было еще без звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапёр

(пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной.

Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Ребята, а вы обратили внимание, что в начале каждого фильма всегда звучит музыка? На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже звучит. Как, вы, думаете, для чего она нужна? Правильно, музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма.

Песня не только характеризует героя фильма, она помогает зрителям лучше понять его, создает настроение картины, насыщает ее красотой. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с музыкальным произведением, написанным специально к кинофильму.

Очень непросто во второй половине ХХ века создать кинофильм по повести А.С. Пушкина “Метель”, об интересной, загадочной судьбе главных героев, об их чувствах, переживаниях, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без помощи музыки. Долгое время режиссер картины не мог подобрать подходящую музыку, все, что приносили, не подходило. Но все-таки, такую музыку подобрали. Ее написал русский композитор и пианист Г. Свиридов. Музыка звучит с первых кадров кинофильма, она словно волшебной силой переносит нас в пушкинское время. Вслушайтесь, какими словами начинает свою повесть А.С. Пушкин:

«Кони мчатся по сугробам Топчут снег убогий. Вот в сторонке старый храм Виден одинокий… Вдруг метелица кругом, Снег валит клоками. Черный вран свистя крылом , Вьется над санями. Вещий стон гласит печаль, Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль , Воздымая гривы»

Если повесть начинается словами, настраивая читателя на соответствующие переживания, то и фильм должен начинаться соответствующей музыкой. Давайте прослушаем произведение “Тройка” из к/ф “Метель”, а во время прослушивания музыки, рассмотрите иллюстрацию картины, которая закреплена на доске, и сравните данный рисунок с музыкой, что их объединяет?

Слушание
музыки:
Удалось ли композитору передать поэтическую интонацию повести А.С. Пушкина, каким образом?

Что преобладает в музыке – душевное состояние или показ тройки, которая мчится?

Что было – бы, если бы музыка отсутствовала в кино и вообще нужна ли музыка кино?

Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах, для какой категории зрителей? А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов, вот я и проверю, насколько хорошо вы знаете героев мультфильмов, которые поют свои песни.

(Играем в игру “Назови поющих героев

”.)

(звучат фрагменты из мультфильмов)

  • Разбойники.
  • Крокодил Гена.
  • Мама Умки.
  • Бабки Ежки.
  • Винни Пух.
  • Бобик и Барбос.
  • Кот Матроскин.
  • Водяной.

А сейчас я предлагаю вам исполнить веселую песню “Кабы не было зимы”.

4. Закрепление

Кроссворд (приложение 2)

Викторина:

  1. Г. Свиридов. К/ф «Метель», «Тройка»;
  2. Е. Крылатов. М/ф «Простоквашино», «Кабы не было зимы»;
  3. В. Шаинский. М/ф «Чебурашка и крокодил Гена», песенка крокодила гены «Пусть бегут неуклюже»;
  4. Е. Крылатов. М/ф «Умка», колыбельная медведицы «Ложкой снег мешая»;
  5. М. Дунаевский. м/ф «Летучий корабль», частушки бабок ежек;
  6. Е. Крылатов. М/ф «Простоквашино», песня кота Матроскина «А я всё чаще замечаю»;
  7. В. Комаров. М/ф «Бобик в гостях у Барбоса», песня Бобика и Барбоса;
  8. М. Вайнберг. М/ф «Винни Пух и все, все, все». Песенка Винни Пуха»;
  9. Г. Гладков. М/ф «Бременские музыканты», песня разбойников.
  10. М. Дунаевский. М/ф «Летучий корабль», песня Водяного «Я водяной».

5. Домашнее задание – выучить конспект.

6. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: