Презентация к уроку литературы в 10 классе «И.С. Тургенев. «Судьба и творчество»
Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818, Орёл — 22 августа 1883, Буживаль, Франция) — писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).
И.Е. Репин «Портрет Тургенева»
Семья происходила из древнего дворянского рода. В памятной книжке мать будущего писателя записала: «
1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября, Феодор Семенович Уваров с сестрою Федосьей Николаевной Тепловой».
Отец Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834) служил в то время в кавалергардском полку и вёл беспечный образ жизни, растратил финансы и женился по расчёту на немолодой, непривлекательной, но весьма состоятельной Варваре Петровне Лутовиновой (1787—1850). В 1821 году в звании полковника вышел в отставку. Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак не был счастливым. Муж умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ.
Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски. Но и родной язык, и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски. Семья Тургеневых дружила с В. А. Жуковским. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, которых в письмах к сыну охотно цитировала.
Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил также один из крепостных камердинеров. До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве.
В 1833 г. в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.
Вначале Тургенев хотел стать поэтом. В 1836 г. окончил университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата.
В 1838 г. в Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков, что позволило ему свободно читать античных классиков. Весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена.
Ещё в 1837 г. произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с А. В. Кольцовым, с М. Ю. Лермонтовым.
Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно. В 1841 г. в родовой усадьбе Лутовиново Иван увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). Между ними завязался роман, который закончился беременностью девушки. Иван Сергеевич тут же изъявил желание на ней жениться. Однако его мать устроила по этому поводу серьёзный скандал, после чего он отправился в Петербург. Мать Тургенева, узнав о беременности Авдотьи, спешно выслала её в Москву к родителям, где 26 апреля 1842 г. и родилась Пелагея. Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении. Тургенев официально признал ребёнка лишь в 1857 г.
В 1840 г. Тургенев уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. В 1841 г. Иван вернулся в Лутовиново. С 1842 г. его всё более стало привлекать литературное творчество.
В 1843 г. он встретился с Полиной Виардо.
Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица гастролировала в Санкт-Петербурге. Тургеневу было 25 лет, ей — 22 года. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины — директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом — Луи Виардо, а 1 ноября1843 г. он был представлен и самой Полине. Когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери.
За привязанность к «
проклятой цыганке» мать три года не давала ему денег. Тургенев жил в семействе Виардо «на краю чужого гнезда», как говорил он сам. Полина Виардо воспитывала его внебрачную дочь. Благодаря семейству Виардо и Ивану Тургеневу их вилла («Villa Tourgueneff») стала интереснейшим музыкально-артистическим центром в Баден-Бадене. Война 1870 г. вынудила семью Виардо покинуть Германию и переселиться в Париж, куда переехал и писатель.
Прожив 38 лет в тесном общении с семьёй Виардо, писатель чувствовал себя глубоко одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви, но любви не совсем характерной для его меланхоличной творческой манеры. В его произведениях почти не бывает счастливой развязки, а последний аккорд чаще грустный. Но тем не менее почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев. Характеры женских персонажей его произведений 1850-х — 1880-х годов, — образы цельных, чистых, самоотверженных, нравственно сильных героинь сформировали литературный феномен «
тургеневской девушки» — типичной героини его произведений.
Л. Н. Толстой, отмечая заслуги писателя, говорил, что Тургенев написал удивительные портреты женщин, которых сам Толстой наблюдал потом в жизни.
С 1847 г. Иван Тургенев участвовал в «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В журнале начали публиковать первые главы «Записок охотника», вышел рассказ «Хорь и Калиныч».
В Париже он стал свидетелем революционных событий и навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом. В 1850 г. вернулся в Россию, после смерти матери постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.
В 1850—1852 гг виделся с Н. В. Гоголем. После его смерти написал некролог, в котором власти усмотрели бунт и выслали Тургенева в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель получил право жить в столицах. В 1852 г. написал рассказ «Муму». После смерти Николая I были опубликованы четыре романа: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Осенью 1855 года подружился с Львом Толстым.
В 1863 г. Тургенев поселился в Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых были Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде.
Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он написал роман «Дым» (1867 г.), вызвавший много споров в русском обществе.
В 1868 г. Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы».
И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских авторов, писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских литераторов. Сам переводил западных писателей на русский язык и русских – на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Пушкина для французских читателей. На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. В 1878 г. на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 г. его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета.
Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, так и в Европе. Его приезды в Россию в 1878—1881 гг стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 г. были вести о тяжёлом обострении хронической болезни. Весной 1882 г. обнаружились и первые признаки смертельного заболевания. При временном облегчении он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 г. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль, в имение Виардо. Противостояние между «
невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось 22 августа 1883 г. в Буживале. Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что Тургенев обладал самым большим мозгом (2012граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).
Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей, выразившимся в весьма внушительных похоронах. Им предшествовали траурные торжества в Париже, с участием свыше четырёхсот человек. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург.
Гроб с телом, отправленный по железной дороге в Россию, проследовал по Восточной Пруссии 22-23 сентября 1883 г. По воспоминаниям очевидцев, в 6 часов утра в Вержболово
«подошёл тот самый прусский пассажирский поезд, с которым должно было прибыть тело Тургенева. Тело прибыло, одно, без провожатых и документов, по багажной накладной, где написано «1-покойник» – ни имени, ни фамилии. Тело прибыло в простом багажном вагоне, и гроб лежал на полу, заделанный в обыкновенном дорожном ящике для клади…»Опасаясь траурных панихид и волнений, полиция хотела на три дня перенести гроб с телом Тургенева в сарай.
На перроне Варшавского вокзала в Петербурге произошла торжественная встреча гроба с телом писателя. По воспоминаниям современников, «…
следование гроба на Волково кладбище представляло необычное зрелище по величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь людей заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание великолепными венками с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „Муму“» от общества покровительства животным… венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов…
«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный военный гошпиталь, в разорённой болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа. Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться на ногах, поочерёдно поднимались с своих заражённых логовищ, чтобы поднести к ее запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз.
Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»
Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской»
Сентябрь, 1878 г.
Юлия Петровна Вревская (1838 или 1841 — 24 января 1878) — баронесса. Друг И. С. Тургенева. Во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.
Темы сочинений
1. «Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И. Тургенев).
2. «Величайшие государства рушились по вине молодых и охранялись и восстанавливались стариками» (Цицерон).
3. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».
4. Нигилизм и нигилисты.
5. «Беспокойный и тоскующий Базаров — признак великого сердца» (Ф. Достоевский).
6. Женские образы в романе.
7. Тургенев — «гений меры» (Д. Мережковский).
Источники информации:
Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В двух частях. М. «Просвещение». 2013
https://yandex.ru/images/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ilibrary.ru/text/1378/p.19/index.html
Конспект урока по литературе в 7 классе. И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе».
—Как И.С. Тургенев, не раскрывая в своём произведении конкретные реалии времени, несколькими словами передаёт свои чувства?
/ « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»./
—Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала?
/ В основе произведения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя./
-Какими эпитетами характеризует Тургенев в своём произведении русский язык?
/ Великий, могучий, правдивый и свободный. Их только 4. Один из них звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык» — «великому народу»./
Слово учителя.
Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.
Вот, что об этом стихотворении в прозе сказал К. Бальмонт: «Тургенев спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда». Хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что у человека один родной язык. У нас с вами – это русский. Берегите его и не засоряйте!
Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык.
— Можно ли последнее предложение назвать риторическим восклицанием?
/Можно, так как риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений./
Хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что у человека один родной язык. У нас с вами – это русский. Берегите его и не засоряйте!
Обобщение
.
Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». Назовите характерные признаки стихотворения в прозе.
— Небольшое по объёму;
— разделено на мелкие абзацы;
— писатель выражает свои чувства;
— нет сюжета, это раздумье писателя;
— нет рифмы;
— главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.
Значит, это стихотворение в прозе.
Прочтём определение в учебнике. (Стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишённые стихотворной формы).
Слайд5
3.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЯ НИЗУСТЬ стихотворения в прозе «Близнецы»Комментарий к стихотворению в прозе
(выступает учащийся).
И.С. Тургенев в стихотворении говорит о том, как два брата-близнеца, схожих, словно две капли воды, спорили. Черты их лиц, цвет волос, рост и телосложение были абсолютно одинаковыми! Что-то жуткое видится автору в этих перекошенных от злобы лицах, в бранных словах, произнесённых одинаковыми голосами… На мой взгляд, два брата-близнеца олицетворяют единое целое. Наверное, в каждом из этих людей живет неприятие брата как отражения самого себя, ведь все мы хотим быть неповторимыми. На самом деле так и есть, и внешняя оболочка ничего не значит. Ненависть к брату в некоторой степени есть ненависть к самому себе. Всё здесь смешалось: и ненависть, и любовь. Самые сильные и яркие чувства. Каждый из близнецов хочет настоять на своём, выразить свою индивидуальность, но в то же время им никогда не перебороть свою «Одинаковость», ведь в их жилах течёт одна кровь. И это прекрасно, когда на земле есть родной человек, человек, которого можно назвать братом…