Интегрированный урок по русскому языку и геометрии «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида»


Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 60. Деепричастия совершенного вида

14.12.2011 25983 2709

Урок 60. Деепричастия совершенного вида

Цели:

ознакомить учеников со способами образования деепри­частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы:

беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осложненный диктант,

Учитель диктует глаголы, от которых ученики должны образо­вать деепричастия несовершенного вида.

Опаздывать, торопиться, черпать, следовать, побеждать, наклеивать, заворчать, стоять, обозначать, кричать, баловать, подбросить, подскакивать, победить, ржаветь.

Комментарий.

Деепричастия несовершенного вида не обра­зуются от глаголов
заворчать, подбросить, победить,
так как это глаголы совершенного вида.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.

2. Упражнение 177: проверка по цепочке; в это время трое уче­ников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразова тельный и разбор по составу — заснувшими;

морфологический —
све­тило;
синтаксический — 1-е предложение.

Комментарий.

Слово
светило
необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего. Приведем пример с омоформой слова — глаголом
све­тить
в форме прошедшего времени среднего рода:
Белыми ночамисолнце на севере светило, почти не заходя .
III. Изучение темы «Деепричастия совершенного вида»

1. Слово учителя.

Если деепричастия несовершенного вида означают незакончен­ные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавоч­ные действия и отвечают на вопрос что сделав!

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устро­ив, разбившись)

похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени
-вш-, -ш-.
Как их не перепутать? Главное — помнить, что деепричастия -неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовы­ваться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши

имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс
-ся (-сь),
этот/оттенок исчезает:
зацепивши

зацепившись, унёсши -унёсшись.
2.

Синтаксический разбор предложения, характеристика дее­причастий.

Лед гремевш…й треск…вш…йся иударявш…йся о гранит на­бережной давно уже изм…лъчал ираста…л.

(Ильф, Петров.)

(Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набе­режной, давно уже измельчал и растаял.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 178: устно.

2. Упражнение 179: устный разбор; работа над орфоэпически­ми нормами. Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

1) с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, на­чать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

2) с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить,
принести;
3) с ударением на четвертом слоге: распорядиться.

3. Упражнение 180: комментированное письмо. Комментарий,

нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать,

т. к. он несовершенного вида.

4. Упражнения 182,183: самостоятельная работа по вариантам,с последующей взаимопроверкой.

V. Занимательная лингвистика

У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусства». Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощав.ши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?»

Объясните намеренные речевые ошибки, исправьте предложе­ния.

Домашнее задание

1.

§30.

2. Упражнение 181.

3. Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

4. Подобрать материалы из спортивных газет с описанием мат­чей, соревнований.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: