Технология проблемно-диалогического обучения – мастер — класс
Технология проблемно-диалогического обучения –
инструмент, позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – от авторитарно — репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно- ориентированной, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются способности учащихся
Как возникла данная технология? На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях — проблемном обучении ( И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев ,М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т.Шумилин и др.) разработана технология проблемно – диалогического обучения, которая позволяет организовать на уроках самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний. Проблемно-диалогический метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – сформировать готовность учащихся к саморазвитию. Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- Провести диагностику с целью определения мотивов и интереса к учению.
- Изучить теоретическую базу опыта, провести отбор содержания учебного материала.
- Составить программу по реализации поставленных задач. Выделить
учебную деятельность и ее отличительные черты, составляющие проблемно- диалогический подход к обучению;
4.Провести контрольную диагностику уровней по окончании внедрения новой технологии.
5. Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
В процессе постановки целей обучения и анализа формируемой деятельности должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ на вопрос: «Чему учить?». Таким образом, идея моей работы состоит в выделении тех видов деятельности, которыми должен овладеть школьник, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
Мастер-класс
Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога
Цель: ознакомление с технологией проблемного диалога, обучение участников мастер-класса созданию проблемной ситуации.
1. «Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит». Эти слова принадлежат английскому философу, педагогу Д.Локку. Только в диалоге развивается способность мыслить. «В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний», — говорил М. М. Бахтин (философ, литературовед)
2. Технологию проблемного диалога можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.
Что нужно учителю для освоения технологии? Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять. АВТОРОМ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ Мельникова Елена Леонидовна.
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
В рамках каждой темы возможны существенные вариации при сохранении основных этапов. Я остановлюсь на первом этапе: создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
Учитель создал проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Типы проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением
Тема: Правописание существительные с суффиксами –чик, -щик-( 5 класс — От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов
– чик, -щик. Груз камень.
Грузчик каменщик
- Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.
— Почему так вышло? — Чего мы не знаем?
Тема: Дефис в наречиях (7 класс)
Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ.
- Он (по) прежнему красиво пишет.
- (По) прежнему пути иди было
легче.
- Смогли выполнить задание?
- Почему не смогли?
- Какие трудности испытали?
- Что нужно для этого сделать?
Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого условия. А делает он это с помощью двух диалогов.
Виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
Подводящий диалог
- Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
Чтоб создать побуждающий диалог, учитель использует следующие приёмы (их 4)
Приёмы создания проблемной ситуации
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ технологии, побуждающий и подводящий диалоги имеют достоинства и недостатки.
Побуждающий диалог
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
— Ученики могут увести в сторону от темы.
— Невозможно рассчитать время на уроке.
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведет к нужному результату коротким путем.
— В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Принципиально важно при этом:
— чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; -предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Преимущества технологии проблемного диалога
- Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
- Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
- Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
- В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
- Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
- Регулятивные: умение решать проблемы. Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка и т.п
- Коммуникативные: умение вести диалог. Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация и т.д.
- Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п. Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение и т.д.
- Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор и т.д.
Технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал»
Литература
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., 2012.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2010.