Преемственность в свете государственных стандартов
Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.
ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:
- Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
- Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
- Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.
Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):
- личностных;
- коммуникативных;
- регулятивных;
- познавательных.
Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.
Суть методической работы в обеспечении преемственности
Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных. Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы первоклассников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем.
Как сохранить образовательную систему целостной
В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:
- инициативность,
- самостоятельность,
- креативность,
- любознательность,
- произвольность.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
- выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
- максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
- просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
- создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
- распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Сотрудничество образовательных учреждений с семьёй
Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости.
Учитель начальных классов с первоклассником оказывается на некоторой дистанции, непонятной ребёнку, привыкшему к тому, что педагог – близкий человек и первый помощник. Правильно и вовремя перестроить восприятие ребёнком учителя – совместная задача членов семьи и сотрудников учебных учреждений. Реализуется это направление за счёт проведения общих родительских собраний, встреч родителей с будущими учителями, работы клубов для родителей. При условии профессионального проведения всех запланированных мероприятий преемственность детского сада и семьи максимально способствует формированию адекватной системы восприятия детьми школы и школьных педагогов.
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
- знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
- проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
- участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
- подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Работа с педагогами:
- посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
- совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
- анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
- анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
- проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
- дни открытых дверей в школе и в детском саду;
- встречи с учителями;
- консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
- совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
- курс обучения на тему психологической готовности к школе.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.
План работы по преемственности между детским садом и школой материал на тему
Согласовано | Согласовано | |
Директор МБОУ СОШ № 31 | Заведующий МБДОУ д/с № 104 | |
_____________Е.Н.Истягина | _____________Н.А.Литовченко | |
т.52-18-46 | т.52-10-46 | |
План совместной работы МБОУ СОШ № 31
с МБДОУ д/с № 104 «Звоночек»
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается системасвязей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения ивоспитания с целью создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапахразвития ребенка.
Цели:
— осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детейдошкольного и начального общего образования.
— уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступеняхобразования;
— повышение качественного уровня готовности ребенка к обучению в 1-м классе;
— создание условий для разработки единых подходов и критериально-оценочных показателей эффективности совместной работы.
Целью дошкольного этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование уних школьной зрелости, т.е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности кобучению в начальной школе.
Целями этапа начального общего образования являются формирование представленийобучающихся о природе, обществе, человеке, соответствующему современному уровню знаний,и приоритетное осуществление интеллектуального развития личности.
Задачи:
· Создание единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало усвоениемладшими школьниками социокультурных ценностей.
· Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоциональногоблагополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
В результате совместной работы рабочей группы учителей начальной школы и воспитателей детскогосада составляется план по преемственности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованнойдеятельности.
2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования,на повышение профессиональной компетенции учителя и воспитателя.
4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начальногошкольного детства, как целостногопроцесса, имеющего последовательный и перспективный характер.
Работа по преемственности позволяет, не травмируя психику ребенка, осуществить плавныйпереход от дошкольной жизни к обучению в школе.
План совместной работы
№ п/п | Виды деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственный |
Организационно-педагогическая деятельность | |||
1 | Обсуждение и утверждение совместного плана работы | Сентябрь | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, старший воспитатель МБДОУ д/с № 104 |
2 | Организация и проведение занятий по подготовке к школе учителями начальных классов МБОУ СОШ № 31 | Октябрь-март | Учителя 4-х классов МБОУ СОШ № 31 |
3 | День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: — выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник» в СОШ; — оформление тематических стендов, газет; — посещение уроков в 1-х, 4-х классах; — экскурсия по школе; — сбор обратной связи (пожелания, определение тематических мероприятий) | Февраль | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, рук.музея, библиотекарь, медицинский работник школы, воспитатели МБДОУ д/с № 104 |
4 | Посещение занятий воспитателей подготовительных групп МДОУ д/с № 101 учителями СОШ № 31 | Каникулярное время в школе | Учителя 4-х классов МБОУ СОШ № 31, воспитатели МБДОУ д/с № 104 |
5 | «В гостях у дорожных знаков» (совместное мероприятие по ПДД на базе МБДОУ) | Май | Учителя 4-х классов МБОУ СОШ № 31, воспитатели МБДОУ д/с № 104 |
6 | Экскурсия в школьный музей воспитанников детского сада | Октябрь | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, рук.музея, |
7 | «Стартуем вместе» Совместное спортивное мероприятие | Апрель | Учителя 4-х классов МБОУ СОШ № 31, воспитатели МБДОУ д/с № 104 |
Информационно-методическая работа | |||
8 | Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)для воспитателей МБДОУ д/с № 101, 104, учителей МБОУ СОШ № 31 | Январь | Учителя 4-х классов МБОУ СОШ № 31, воспитатели МБДОУ д/с № 104 |
Аналитико-диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность | |||
9 | Информационный стенд для родителей будущих первоклассников «Готовим детей к школе» | Сентябрь- май | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, школьный психолог |
10 | Определение уровня готовности детей к школе | Февраль Май | Школьный психолог Психолог МБДОУ д/с № 104 |
11 | Консультации: «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе» «Готовясь к школе» | Февраль | Школьный психолог |
Взаимодействие семьи, МБДОУ, СОШ | |||
12 | Клуб «Первоклашка» в детском саду. Презентация МБОУ СОШ № 31. Выступление учителей школы об особенностях обучения детей в спортивных классах. | 23 сентября | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31,учителя начальной школы, старший воспитатель МБДОУ д/с № 104 |
13 | Родительское собрание «Организация совместной работы СОШ и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе» на базе МБОУ СОШ № 31 | 22 октября | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, школьный психолог, учителя начальной школы |
14 | Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников» на базе МБОУ СОШ № 31 | Апрель | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, школьный психолог, учителя начальной школы |
Информационно-рекламная деятельность | |||
15 | Разработка, изготовление, распространение рекламных объявлений о проводимых на базе МБОУ СОШ № 31 мероприятиях по набору и подготовке детей к школе | Сентябрь Январь Апрель | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, учителя начальной школы |
16 | Подготовка презентаций информационно-рекламной направленности | Сентябрь Февраль Апрель | Зам.директора по УВР нач.школы МБОУ СОШ № 31, учителя начальной школы |
Протокол № 1
заседания рабочей группы по координированию работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
от 17.09.2014г.
Тема: «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Место проведения: МБДОУ д/с № 104 г. Волжского
Председатель: Базильчук О.П. заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 31 Секретарь: Танская А.А., учитель МБОУ СОШ № 31
Присутствуют: 9 человек
Повестка дня
1.Актуализация проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школы в концепции непрерывного образования.
-Анисимова Л.А.– старший воспитатель МБДОУ д/с № 104
2.Обеспечение преемственности между МБДОУ и МБОУ СОШ в аспекте ФГТ и ФГОС».
-Базильчук О.П., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 31
3. Обсуждение и утверждение совместного плана работы
-Базильчук О.П., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 31
Заседание открыла старший воспитатель МБДОУ д/с № 104 Анисимова Л.А. Она отметила, что главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума, где важным условием является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования, в том числе между дошкольным и начальным образованием.
В выступлении старшего воспитателя Анисимовой Л.А. говорилось о проблемах и противоречиях, мешающих реализации принципа преемственности. Первая проблема — это некоторое несовпадение представлений о понятии «преемственность» представителями дошкольного образовательного учреждения и школы. Многие учителя только «что-то» слышали о ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации, о «социальном портрете выпускника-дошкольника». Они часто не знакомы с образовательными программами дошкольного образования, поэтому возникают трудности в осуществлении преемственности по предметной составляющей образовательного процесса. В свою очередь и педагоги ДОУ мало что знают о ФГОС. Вторая проблема заключается в желании родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Они считают, что если научат его считать и писать до школы, то это и будет залогом успешной учебы. Система преемственности в работе ДОУ и школы является актуальной задачей на современном этапе.
По второму вопросу слушали заместителя директора по УВР МБОУ № 31 Базильчук О.П.. Она акцентировала внимание о необходимости тесного сотрудничества ДОУ и школы, которое должно основываться, прежде всего, на преемственности ФГТ и ФГОС.
Докладчик обратила внимание, что в связи с введением ФГТ произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе, с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Подчеркнула, что во главу угла теперь выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Т.е. для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Выразила мнение, что важным связующим звеном, способствующим преемственности старших дошкольников и младших школьников, является игровая деятельность. Предложила проводить совместные мероприятия по изучению и использованию эффективных игровых технологий, развивающих базовые способности детей.
О.П.Базильчук дала сравнительную характеристику портрета выпускника ДОУ, представленную в ФГТ, и портрета выпускника начальной школы, который представлен в ФГОС НОО. Учителя начальных классов отметили, что портрет выпускника ДОУ по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же интегративные качества личности.
Обсуждая вопросы преемственности, участники рабочей группы пришли к выводу о том, что важным аспектом при переходе ребенка из ДОУ в школу является его психологическая готовность, составляющие которой (личностно-социальная, мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая сферы) могут являться направлениями совместной деятельности ДОУ и школы.
По третьему вопросу выступила заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 31 О.П.Базильчук. Она представила присутствующим проект плана совместной работы по преемственности МБОУ СОШ № 31 и МБДОУ д/с № 104.
Участники рабочей группы обсудили каждое направление и пункты плана, внесли свои предложения и уточнения.
Решение:
1.Принять к сведению вышеизложенные выводы. Следовать общим целям при подготовке ребенка к школе (портрет выпускника).
2. Систематизировать работу между МБОУ СОШ № 31 и МБДОУ № 104 по организации и проведению совместных мероприятий с целью осуществления непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и начального общего образования. Утвердить план совместной работы на 2014-2015 учебный год.
Председатель рабочей группы: Базильчук О.П.
Секретарь: Танская А.А.