Урок истории в 11 классе, Тема: Уроки гражданской войны 1917-1922 года
Гражданская война — самая страшная страница в истории России, до нее мы пережили ее еще в 17 веке. Тема: Уроки гражданской войны 1917-1922 года
Цель урока:сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.
Задачи урока:
- Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и оценке причин и событий гражданской войны.
- Учащиеся должны получить знания о причинах гражданской войны и основных этапах; в результате работы с картой представлять общую картину боевых действий.
- Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.
- Коррекция внимания и познавательного интереса учащихся, формирование умения выделять главное, давать оценку историческим событиям;
- Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, терпимости к другим народам и этносам.
Оборудование:
- Карта «Гражданская война в России: 1918-1920 гг.»;
- Подборка книг по теме урока;
- Документы времен гражданской войны из учебника А.А. Левандовского «Россия. 20 век»;
- Плакаты с текстами.
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения, интерактивный метод (работа в группах), инклюзия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны постараться выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну. Война сама по себе ужасна, а тем более, если это гражданская война. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию.
Историки до сих пор спорят о времени начала гражданской войны. Например, Поляков считает, что гражданская война началась в феврале –марте 1917г., после падения монархии в России; Данилов, Косулина считают, гражданская война началась в России в октябре 1917 г. с приходом к власти большевиков; Дмитриенко считает гражданская война в России началась в мае 1918 г. к этому времени сформировались основные центры антибольшевисткого движения.
Ученики: Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата. Вот как об этом писала Марина Цветаева:
Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь прошел, и пропасть пролегла От правого до левого крыла.
Посмотрите, с какой болью и точностью М. Цветаева описывает Россию в гражданской войне.
Учитель: итак, обратимся к фактам. Этапы Гражданской войны:1. Октябрь 1917 г.– май 1918 г; 2. Май–ноябрь 1918 г.; 3. Ноябрь 1918 г.– февраль 1919 г.; 4. Март 1919г.– весна 1920 г.; 5. Май 1920 г.-ноябрь 1920г.; 6. 1921 г.-1922 г.-изгнание с территории российского Дальнего Востока остатков белых формирований и иностранных (японских) воинских частей.
Ученики: записывают в тетрадь этапы Гражданской войны.
Учитель предлагает учащимся за 5 мин. ознакомиться с текстом пункта параграфа и выделить причины Гражданской войны. Гражданская война – это столкновение различных сил (военных, политических, социальных) внутри одного государства. Вмешательство иностранного государства во внутренние дела другого называют интервенцией. Брестский мир (для одних он стал возможностью отстоять революционные завоевания, для других был позором), жесткая внутренняя политика («экспроприация экспроприаторов», преследование и подавление имущих слоев общества), красный террор, проявляющийся в крайне жестких формах, стали причинами Гражданской войны. Современный исследователь В. П. Булдаков о
Ученики: ответы: 1. Насильственное смещение Временного правительства; 2. Отказ большевиков от идеи однородного правительства и принципов парламентаризма. 3. Экономическая политика большевиков. 4. Заключение сепаратного Брестского мира.
Учитель: Давайте сравним лозунги Красных («Да здравствует мировая революция! «Смерть мировому капиталу!», «Мир хижинам, война дворцам!») и Белых
(«Умрем за Родину!», «Отечество или смерть!», «Лучше смерть, чем гибель России!», «Единая и неделимая Россия!»
– На основе данных лозунгов сформулируйте цели противоборствующих сторон.
– Объясните, какие категории населения и почему поддержали лозунги красных, а какие – белых.
Ученики: Участники Белого движения (бывшие военные царской армии) считали необходимым свергнуть власть большевиков, созвать Учредительное собрание, защитить частную собственность, восстановить «единую и неделимую структуру государства в рамках территорий Российской империи». Руководители движения (А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н. Н. Юденич) понимали, что сил для свержения большевистского режима явно не хватает, поэтому надеялись на помощь интервентов. Особую силу в рамках Гражданской войны составляли крестьяне, выступавшие против политики военного коммунизма. В 1918-1919 гг. прокатилась волна крестьянских выступлений. Зеленые (например, Н. Махно) выступали как против красных, так и против белых.
Учащимся предлагается на основе текста и карты учебника заполнить таблицу (ее заполняют на протяжении двух занятий). Период События Октябрь 1917 г. — весна 1918 г. Весна – лето 1918 г. Лето — осень 1918 г. Декабрь 1918 г. — июнь 1919 г. Вторая половина 1919 г. – осень 1920 г. Конец 1920—1922 г.
Хроника основных событий в 1918 г. Март – высадка английского десанта в Мурманске. Апрель – высадка японского десанта во Владивостоке и американского – в Мурманске. 10—13 апреля – штурм Добровольческой армией Екатеринодара, гибель Л. Г. Корнилова. Май — начало мятежа Чехословацкого корпуса, состоявшего из бывших военнопленных, по всей Транссибирской магистрали. 8 июня – создание в Самаре Комитета членов Учредительного собрания (Комуч). 13 июня – создание Восточного фронта, назначение командующим С. С. Каменева. 23 июня – создание в Омске эсеро-меньшевистского Временного сибирского правительства. Июль – наступление войск атамана П. Н. Краснова на Царицын. Август – высадка войск Антанты в Архангельске. 10 сентября -наступление Красной армии на Восточном фронте, взятие Казани, 12 сентября – Симбирска. 18 сентября – установление в Омске диктатуры Колчака.
Внимание учащихся обращается на карту, заранее подготовленную учителем. Учитель объясняет учащимся термин «демократическая революция», учащиеся записывают его в тетрадь. Учащимся предлагается определить цели одного из «демократических правительств» – Уфимской директории на основе текста учебника. Учитель говорит о красном и белом терроре как методах действий красных и белых, которые оказали влияние на психологическое состояние общества и восприятие им власти. Внимание учащихся обращается на документы.
Работа в группах учеников.
Разбор документов.
1 группа: Из приказа наркома внутренних дел о заложниках (4 сентября 1918 г.)
…Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство и ранение председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч наших товарищей в Финляндии, на Украине и, наконец, на Дону и в Чехославии, постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и про– чей контрреволюционной сволочи в этих заговорах и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов показывает, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет. С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел. Местные Губисполкомы должны проявлять в этом направлении особую инициативу… Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора…
2 группа: Из обращения ВЧК и представителей районных ЧК к трудящимся Республики ответить на ранение В. И. Ленина усилением борьбы с контрреволюционерами (3 сентября 1918 г.)
Товарищи рабочие и граждане! Контрреволюция поднимает голову. Обнаглевшая буржуазия совместно с пособниками капитала делает попытки вырвать из ваших рядов вождей рабоче-крестьянского дела. Преступная рука члена партии социалистов-революционеров, направленная англо-французами, осмелилась произвести выстрел в вождя рабочего класса. Этот выстрел был направлен не только против т. Ленина, но и против рабочего класса в целом. Удар, направленный против вас, рабочих и граждан, должен разить ваших врагов. В этот тяжелый момент вы должны сплотить ваши ряды и дружным напором раздавить гидру контрреволюции. Пусть помнят враги рабочего класса, что всякий арестованный с оружием в руках, без соответствующих разрешений и удостоверений личности подлежит немедленному расстрелу, всякий, кто осмелится агитировать против Советской власти, будет немедленно арестован и посажен в концентрационные лагеря. Представители буржуазии должны почувствовать тяжелую руку рабочего класса.
Вопросы к документам: 1. Как вы думаете, с какой целью был объявлен красный террор? 2. Как вы думаете, была ли политика террора вынужденной мерой в деятельности большевиков? При определении сути террора как явления и его места в политике красных учитель может привести мнение ученого В. П. Булдакова и предложить учащимся прокомментировать его, подтвердив или опровергнув фактами: «Исследователи, как правило, не замечают, что со времен продотрядовской эпопеи красный террор начал приобретать характер социально-провоцирующих действий большевистского государства. Террор для большевиков сначала был средством разжигания так называемой классовой борьбы, а затем превратился в форму утверждения особого рода государственности… Считается, что развязывание красного террора связано с покушением на Ленина. На деле большевики уже давно только и ждали, чтобы отыскать подходящий случай отречься от провозглашенного ими (формально и небезоговорочно) неприятия смертной казни… Оценивая террор с позиций утверждения новой государственности, становится понятным, что расправы с тамбовскими крестьянами и кронштадтскими матросами смотрелись более «убедительно» на фоне массовых расстрелов врангелевских офицеров в Крыму (поначалу помилованных), не говоря уже о предыдущей эпопее «расказачивания». Власть, дабы оседлать смуту, не должна жалеть никого, иначе она не сможет утвердиться»
1. Говоря о белом терроре, учитель приводит в качестве иллюстрации выдержки из писем людей эпохи Гражданской войны. Вот одно письмо, написанное 14 июля 1919 г.: «Я теперь нагляделся, что делают белые в Вятской губернии, в 30 домах оставили одну лошадь, а то все забрали. Рабочих расстреливали, а трупы жгли на костре. Крестьяне там платят большие налоги, а с бедняков берут 1000 руб. Белые закололи более 300 человек, не считаясь с женщинами и детьми, у кого служит сын, все семейство вырезают. Где были схоронены красные, то вырывали, обливали бензином и жгли». Одной из страниц истории террора в годы Гражданской войны стало уничтожение членов императорского дома. 13 июля 1918 г. был убит Михаил Александрович, брат Николая II, 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева были без суда и следствия расстреляны Николай II, его жена Александра Федоровна, наследник престола Алексей, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и четверо слуг.
Вопросы учащимся: 1. Чем руководствовались большевики, отдав приказ уничтожить царскую семью? 2. Достигли ли они поставленной цели?
Далее, используя карту, учитель знакомит учащихся с развитием событий на фронтах Гражданской войны в 1919 — марте 1920 г.
Хроника основных событий
Январь 1919 г. – соглашение генералов А. И. Деникина и П. Н. Краснова о создании Вооруженных сил Юга России.
Март 1919 г. -наступление войск А. В. Колчака.
Апрель 1919 г. – контрнаступление Красной армии на Восточном фронте.
Май-июнь 1919 г. – наступление Н. Н. Юденича на Петроград.
Май-август 1919 г. – наступление А. И. Деникина на Москву (взятие Курска, Орла). Октябрь 1919 г. — контрнаступление Красной армии против войск А. И. Деникина (взятие Курска, Харькова, Киева).
Октябрь-ноябрь 1919 г. – второе наступление Н. Н. Юденича на Петроград.
14 сентября 1919 г. — взятие советскими войсками Омска.
Январь 1920 г. — эвакуация американских войск на Дальнем Востоке.
Январь-апрель 1920 г. — наступление Красной армии на Южном фронте (взятие Царицына, Ростова-на– Дону).
Март 1920 г. — передача А. И. Деникиным командования П. Н. Врангелю.
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «интервенция». Учитель предлагает учащимся определить причины интервенции: 1) стремление вернуть царские долги (выплачивать которые советское правительство отказалось); 2) национализация банков и предприятий (иностранные предприниматели вкладывали большие капиталы в российскую экономику на рубеже XIX—ХХ вв.); 3) желание капиталистических государств реставрировать царский режим; 4) попытка захватить территории с богатыми природными ресурсами.
При определении причин и целей интервенции внимание учащихся обращается на документ.
Из материалов Главного командования армиями Антанты (17 февраля 1919 г.) …III. План действий Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ. Однако мы должны дать ему для этого средства и оказать помощь его здоровым элементам: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку. Окружение большевизма, начатое с севера, востока и юга, следует дополнить: На юго-востоке действиями, предпринимаемыми из района Каспийского моря для обеспечения эффективного смыкания двух основных группировок национальных сил (армий Деникина — Краснова и Уральской армии). На западе путем реставрации Польши, способной в военном отношении защитить свое существование. Эвентуально, путем занятия Петрограда и во всяком случае путем блокады Балтийского моря. Непосредственная поддержка, которую следует оказать русским национальным силам, состоит, помимо всего, в поставках необходимых материальных средств, в создании базы, где эти силы могли бы продолжить свою организацию и откуда они могли бы затем начать свои наступательные операции. В этой связи возникает необходимость оккупации Украины. Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил. V. Заключение …Для держав Антанты встает жизненная необходимость свергнуть его [Советское правительство] как можно скорее, и возникает долг солидарности осуществить с этой целью совместные усилия. При проведении в жизнь плана действий, который они должны утвердить, участие каждой из них может быть определено следующим образом: Англия – действия в северной России и в районе Балтийского моря; – участие в интервенции в Польше; – действия в юго-восточной России в целях объединения сибирских сил с армиями Деникина и Краснова… Соединенные Штаты – действия в Польше… Франция – действия в Сибири и на Украине; – организация польской армии. Италия — участие в действиях на Украине…
Далее, используя карту, учитель знакомит учащихся с ходом военных действий в 1920 г.
Хроника основных событий:
25 апреля – 12 октября 1920 г. – война с Польшей.
12 октября 1920 г. – Рижский мирный договор с Польшей.
28 октября – 17 сентября – наступление Красной армии против войск Врангеля, эвакуация белогвардейских войск из Крыма.
Физкультминутка
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. – Поморгать глазами Посмотрите все в окно, – Посмотреть в окно и в другую сторону Ах, как солнце высоко. – Посмотреть вверх Мы глаза сейчас закроем, – Закрыть глазки ладонями В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, – Посмотреть глазами по дуге Вправо, влево повернем, – Ворочать глазами вправо-влево А потом скатимся вниз, – Посмотреть вниз Жмурься сильно, но держись. – Зажмурить глаза, открыть и поморгать
Рассказывая учащимся об окончании Гражданской войны, учащиеся делают выводы и отмечают ее значение для истории России.
В истории страны Гражданская война была одной из самых величайших трагедий. Она унесла миллионы человеческих жизней и разрушила судьбы миллионов людей. В тяжелое для страны время большевики сумели укрепить армию, принять ряд важных политических документов, направленных на снижение социальной напряженности в деревне; предотвратили распад страны и способствовали установлению советской власти на национальных окраинах. Большевистская пропаганда, жесткая дисциплина в РКП(б), быстрое реагирование В. И. Ленина на изменение политической ситуации в стране способствовали удержанию и укреплению власти большевиков. Отсутствие единства в Белом движении, лозунг единой и неделимой России, поддержка белогвардейских армий Антантой привели к падению авторитета белых генералов.
Современный ученый А. А. Искендеров определяет причины победы большевиков следующим образом: «Вождей Белого движения население все чаще отождествляло не с будущим России, а с ее прошлым, от которого она уходила. Командиры Красной армии… гораздо лучше разбирались во внутриполитической обстановке, расстановке сил, настроениях, царивших в обществе… Серьезным просчетом Белого движения можно считать и то, что оно так и не смогло сплотиться вокруг единого лидера. Разобщенность, взаимная подозрительность и недоверие друг к другу составляли такую же характерную примету Белого движения, как и скрытая вражда внутри самого движения». Победа большевиков стабилизировала внутреннее положение в государстве, определила дальнейшее развитие по пути формирования тоталитарного государства.
Учитель отмечает, что Гражданская война нашла отражение в судьбах миллионов людей. Внимание учащихся обращается к документу. Из воспоминаний Г. Н. Раковского Ночь с 12-го на 13-е (с 25-го по 26-е по нов. стилю) марта мне пришлось провести на английской пристани, у цементного за– вода в Новороссийске… Темнело. Из города доносился глухой рокот, точно шум морского прибоя. Звонил колокол на английском пароходе. Торопливо проходили хладнокровные, спокойные англичане, которые грузили на пароходы склады с различным имуществом. Что им до нас? С раннего утра 13-го марта (26 марта 1920 г.) дороги к пристаням были покрыты сплошным потоком людей и лошадей. На лицах у всех были беспокойство и страх… Можно ли будет попасть на пароход? Никто в этом не был уверен, так как с таким нетерпением ожидавшиеся пароходы все еще не прибыли. Новороссийск агонизировал. Общая картина, которую я наблюдал примерно в первом часу дня на пристани у цементного завода, никогда, вероятно, у меня не изгладится из памяти. Прямо перед пристанью стоял огромный «Ганновер», на который грузились англичане. Цепь из английских солдат охраняла «Ганновер». С хладнокровным спокойствием наблюдали англичане за тем, что творилось на пристани, и не пропускали, несмотря на всякие резоны, к пароходу никого, кроме англичан… Возле наших цепей – бесконечная толпа. Все рвутся вперед. Жены теряют мужей. Плачут дети, потерявшие родителей, бьются в истерике женщины. Здесь все думают об одном: о своем спасении. На этой почве разыгрываются тяжелые сцены… Со слезами на глазах расседлывали казаки коней, выгоняли между вагонами в город, где тысячные табуны уже бродили с утра. Редкие выстрелы из английских орудий от времени до времени покрывали собой шум и гул толпы, скопившейся на пристанях. Приближался конец новороссийской трагедии. Учитель отмечает, что многие офицеры и солдаты врангелевской армии эмигрировали за границу, оставшиеся, поверившие обещаниям командования Красной армии сохранить всем сдавшимися жизнь, вскоре были расстреляны. Покинувшие родину долго не теряли надежды вернуться, однако этому не суждено было сбыться. В 2005 г. в Россию был перевезен прах генерала А. И. Деникина. В связи с этим событием в российском обществе заговорили о примирении противников в страшной Гражданской войне. Второй вариант изучения вопроса учитель организует следующим образом: класс делится на группы, каждая из которых получает задание в ходе обсуждения сформулировать причины победы большевиков и поражения белых в Гражданской войне.
Участники группы обсуждают задание в течение 10-15 минут, затем дискуссия становится открытой. Слово предоставляется представителям каждой группы. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, корректировать формулировки. По окончании работы необходимо записать в тетради выводы — причины победы красных и поражения белых. В заключение, подводя итоги изучения истории Гражданской войны, учитель обращает внимание на то, что война стала настоящей трагедией для России и имела широкий спектр последствий. Она привела к укреплению авторитарного режима большевиков, сопровождавшегося массовыми репрессиями и трансформацией культуры. Уехавшие в эмиграцию участники Белого движения, все, кто не принял новую власть, были лишены родины.
Закрепление материала 1. Каковы были главные причины Гражданской войны и интервенции? 2. Каковы были итоги Гражданской войны?
Рефлексивно-оценочный этап
Целесообразно провести беседу с учащимися и выяснить, какие вопросы темы вызвали затруднения и интерес, оценить уровень усвоения учебного материала на уроке. Учащиеся могут предложить возможные вопросы для дальнейшего изучения, определить пути выполнения домашнего задания.
Технологическая карта по истории (для каждого учащегося)
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Домашнее задание: § 14, вопросы и задания в конце параграфа, составление синквейна.
План-конспект по истории России » Гражданская война» (11 класс)
Тема занятия: «Гражданская война и интервенция»
Тип урока:
урок формирования новых знаний
Вид урока
: урок исследование
Оборудование:
Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Гражданская война».
Задачи урока:
1) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»;
2) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;
3) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.
Работа с терминами
Гражданская война –
организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной
интервенцией.
Интервенция –
насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.
«Военный коммунизм» —
внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Национализация –
передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
Продразверстка –
обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.
Учитель. (Вводное слово)
Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »
Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.
Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
Ход урока:
Слово учителя:
мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:
- Проверка домашнего задания:
1. Дата
второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.
2. Какие
вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.
3. Что
означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций.
Аннексия
– насильственный захват территории другого государства.
Контрибуция –
платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./
4. В чем
состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/
5. Почему
Ленин пошел на это?
6. Что
провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./
7. Что
это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/
8. Кто
и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/
9. Какие
еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.
10. Какие
вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/
11. Оно
сделало это? /нет/
12. Какова
судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/
13. Какой
орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?
/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/
14. Когда
была принята первая Конституция России? /в 1918 году/
15. Высший
орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.
16. А в
промежутках между съездами
: ВЦИК. /
Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/
17. Исполнительная
власть:
СНК.
/название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./
План:
- Причины гражданской войны.
- Этапы гражданской войны в России:
- май – ноябрь 1918 года;
- ноябрь 1918 – весна 1919 года;
- весна 1919 года – весна 1920 года;
- апрель – ноябрь 1920 года.
- Политика «военного коммунизма».
- Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
1.
Причины начала гражданской войны в России
в марте 1918 года :
- конфискация помещичьих земель;
- национализация промышленности;
- создание однопартийной политической системы;
- стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.
А что же послужило причиной интервенции?
- Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
- избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
- отказ большевиков выплачивать государственные долги.
С какого события началась гражданская война?
Некоторые историки
считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим.
Другие считают
: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой.
Антанта 1904-1907 гг.
сформирован – Великобритания, Франция и Россия;
Тройственный союз 1882 г.
– Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.
2. Этапы гражданской войны в России:
23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии.
- май – ноябрь 1918 года;
Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев
/В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/
Это события первого этапа
начала гражданской войны.
** ноябрь 1918 – весна 1919 года
– английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.
Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.
В Сибири власть захватил адмирал Колчак
, на севере генерал
Миллер
, на северо-западе
Юденич
, на юге
Деникин
.
*** весна 1919 года – весна 1920 года.
Колчак
приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.
Теперь самый опасный противник Деникин на юге.
К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.
Попытка генерала Юденича
захватить Петроград также окончилась неудачей.
**** апрель – ноябрь 1920 года.
В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия.
Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.
К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.
Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;
Сторонники “красных”
Сторонники “белых”
Рабочие Малообеспеченное крестьянство
большевики
Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных”
“
белых”
Защита завоеваний Октябрьской революции возрождение “великой, неделимой России”, восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Были еще “зеленые
”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).
3.Политика «военного коммунизма».
В январе 1918 года
принимается
декрет
о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются
комбеды.
Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:
- национализация всей промышленности; Национализация –
передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
- централизация экономики;
- возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
- запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
- уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
- всеобщая трудовая повинность;
- продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года –
обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все — излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.
Данная система мер получила название — «Военный коммунизм» —
внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
4.Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Итоги гражданской войны:
- Власть красных (большевиков).
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей.
- Производство сократилось в 7 раз, сокращение посевных площадей
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
Д/з Параграф 12-13, записи в тетради +
«Военный коммунизм» и его последствия.