Педагогический проект «Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных техник ИЗО»


Творческий проект по ИЗО

Виды портретов: групповые, парадные, исторические. Автопортрет.

Понаблюдать за своими ровесниками, как изменяются черты лица, в зависимости от настроения, выполнить наброски. Дома сделать зарисовки с натуры родственников и друзей.

Задание по итогам первого этапа: Изображение близкого и дорогого человека (мама, бабушка или другого родственника). Приветствуется использование фотографий. Техника: гуашь. (Приложение 1)

В результате реализации проекта дети научатся применять в своих работах знания о пропорциях человеческого лица. Передавать характерные особенности своего персонажа (прическа, улыбка, элементы декора: украшения).

Оперативно – деятельный.

Вторая, третья и частично четвертая недели.

Анализируем работы, выполненные на первом этапе проекта. Что удалось и на что следует обратить внимание.

Делаем выводы: для большего сходства необходимо придерживаться законов о пропорциях лица человека. Сравниваем пропорции взрослого человека и ребенка. Выясняем взаимное расположение и соотношение частей головы и лица.

Выполняем рисунок головы в анфас по образцам. Техника исполнения: карандаш. (Приложение 2).

Знакомимся с новым ракурсом – профиль. Обращаем внимание, на особенности изображения профиля, на «выдающиеся» части лица. Выполняем рисунок двух профилей, используя знания о пропорциях. Техника: мелки восковые. (Приложение 3).

Изучаем живописные портреты И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.А. Серова. Делаем вывод, что самый распространенный ракурс при изображении фигуры человека – в три четверти или вполоборота. Осваиваем новый ракурс, как наиболее выразительный и предпочитаемый портретистами. (Приложение 4).

Существует множество способов передать изображение, помимо живописи и рисунка портрет может быть скульптурным и декоративным. Используя новую технику – коллаж, создаем фантазийный портрет. Коллаж – разновидность аппликации. (Приложение 5).

Заключительный.

Окончание четвертой недели.

Используя, полученные знания выполнить силуэт воина, отражающий принадлежность к определенному роду войск и наиболее выигрышно передающий черты лица. Для этого продумать, какие головные уборы лучше изобразить на персонаже: бескозырка у моряка, шлем у танкиста, каска у артиллериста, фуражка у офицера и т.п. (Приложение 6).

Так как классический силуэт не предполагает дополнительной прорисовки деталей, выясняем какой ракурс необходимо использовать в работе. Анализируя работы, выполненные в ходе проекта, приходим к выводу, что это профиль. Выполняем предварительный эскиз на белой бумаге, который в дальнейшем переносим на цветной фон. Вырезаем силуэт по контуру. Наклеиваем на основание – триколор. Украшаем, в случае необходимости надписями, пятиконечными звездами.

Педагогический проект «Сказки и краски» для детей средней группы (4-5 лет)

Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:

·

приоритетное внимание к детской деятельности — игре;

·

творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе;

·

широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;

·

широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;

·

вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;

·

исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;

·

изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;

·

взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность,способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Перебирая и апробируя разные варианты взаимодействия содержания, мы пришли к выводу, что интегрировать содержание надо не в рамках одного занятия с детьми, а в границах нескольких занятий.

Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы проект (9 класс)

МОУ «ЛИЦЕЙ № 47» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
Книжная графика
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСКУССТВУ
Рабату выполнила: ученица 9 «А» класса

Калинина Дарья

22.04.2017 года
УЧИТЕЛЬ ИЗО – Кушнерёва Ольга Валентиновна

Содержание

Введение ————————————————————————————с. 3

  1. О графике в целом—————————————————————с. 4-6
  1. Книжная графика—————————————————————с. 7-8

Заключение———————————————————————————с. 9

Литература——————————————————————————-с. 10

Введение

Особое место в изобразительном искусстве занимает графика

Слово графика в переводе от греческого «Графо» — «черчу», «пишу», «рисую». Основными средствами графического рисования является: линия, штрих, пятно и контур.

В данной работе я поставила перед собой следующую цель изучить новое для меня направление как книжная графика.

Задачи:

— узнать об истории возникновения графики как вида искусства;

— изучить виды графики;

— познакомится с художниками – графиками.

В процессе исторического развития появились такие виды графики:

плакатная;

газетно – журнальная,

учебно – оформительская,

станковая,

промышленная;

компьютерная, я остановлюсь на книжной графике, т. к. через книгу человек познаёт мир. И актуальность данной темы на лицо, т.к. каждый человек воспринимает книгу, прежде всего, как литературу. Но ведь она еще и зрелище. Зрительные впечатления сопровождают процесс восприятия книги на всем его протяжении. Книга – прекраснейший цветок человеческой культуры. Она сочетает в себе многие творческие начала. Текст – душа книги. Но ведь у нее есть свои цвета и краски, пусть чаще всего в пределах черно-белой гаммы – возможности оттенков и сочетаний тут безграничны. Книгу невозможно представить без красочных иллюстраций, без красивого необычного шрифта, без запоминающейся обложки. Все эти понятия включает в себя искусство книжной графики.

В глазах большинства современной молодежи чтение литературы не является интересным и нужным занятием. Поэтому через искусство мне бы самой хотелось приобщить прежде всего, и себя, и других к чтению книг.

  1. О графике в целом

Особое место в изобразительном искусстве занимает графика. Она всегда была рядом с живописью, появляясь в отдельных работах, вместе с красками и как основа для их наложения. Ее видов достаточно много, известных и не слишком, и большое число художников всех времен и народов обращались к графике в стремлении выразить себя.

Для графики основными изобразительными средствами являются разнообразные линии, точки, пятна, штрихи и тон, которые вместе и даже по отдельности создают цельный образ. Цвет для этого вида искусства – не главное, хотя вполне приемлемое явление. Обычно, помимо основного черного, в графике используется лишь один цвет, хотя иногда (к примеру, в гравюрах) может применяться достаточно большое цветовое разнообразие. Благодаря доминирующей цветовой сдержанности этот вид искусства иногда называют также искусством черного и белого.

Картина в технике «графика»

Разные виды графики и ее техники появлялись постепенно, не сразу. Первые изображения, как мы помним еще по урокам истории в школе, – это рисунки на стенах пещер и камнях, которые остались от первобытных людей. Далее появились орнаменты на оружии, предметах быта и орудиях труда, пришедших из эпохи неолита и бронзового века. На этих ранних ступенях искусство объединяло в себе и функцию письменности – передачу информации. Сохранились до нашего времени и пергаментные свитки, и каменные плиты, и глиняные таблички, используемые в качестве источника информации. Преуспели в объединении письменности и графики древние египтяне – они вовсю пользовались пиктограммами (рисунками, обозначающими различные объекты, действия и субъекты) для отображения своей истории.

Долгий период графика служила лишь для украшения предметов, станковой графики не было, а связь с письменностью сохранялась благодаря украшению книг, как и все в то время – лишь ручной работы. Китай, к примеру, не разграничивал рисование и каллиграфию, они считались равноправными и взаимодополняющими. А в 868 году н.е. там же был изобретен способ увеличения количества экземпляров рисунка с помощью вырезанного из дерева клише. Это стало началом ксилографии – гравюры на дереве, которая появилась в Европе только в первой половине XV столетия. И до сего дня в Азии можно увидеть мастеров, вырезающих иероглифы или именные печати на деревянном бруске.

Изначально графикой называли лишь письмо, искусство шрифтов. Лишь на стыке XIX-XX веков она оформилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Интересно отметить, что современная музейная классификация относит к графике также все техники с использованием бумаги и водорастворимых красок (в основном акварели, пастели и гуаши). Но тут все зависит от того, к чему склоняется художник – к цвету или линиям.

Краткая история графики

Считается, что графика привлекает своим лаконизмом, строгостью и емкостью образов, объединенных с некоторой неопределенностью и недосказанностью, условностью, что заставляет воображение зрителя работать более активно. Именно поэтому художественную ценность как произведения искусства имеют и зарисовки, эскизы, наброски – вроде бы незаконченная живопись, но и самостоятельные картины.

Великолепные образчики графики можно увидеть у Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ванн Рейна, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко и многих, многих других художников, также известных своей живописью.

Виды графики

Линия — это условное средство изображения, изобретенное в доисторические времена. Роль линии велика во всех искусствах всех времен, но особое значение она приобрела в XIX – XX века. Линия стала, подчеркнута выразительной и лаконичной. Такую линию можно видеть в рисунках Пикассо. Толчком для возникновения, культа линии было восхищения японской гравюры с которой европейские художники познакомились в конце XIX века.

Штрих — один из основных элементов графического рисования. Штрих представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линии, штрихи могут быть прямыми, наклоненными, перекрестными и другими. Различие в длине, толщине, динамике штрихов играет большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штрихованием. С помощью штрихов передают контур, форму, объём фигур и предметов, фактур и пространства. Штрихи помогают создать эффекты света и тени.

Пятно. Близко расположенные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами карандашом или тушью отличны друг от друга по своему графическому звучанию. В иллюстрациях Павла Соколова к книге Чуковского «Капитан Джеймс Кук» для нанесения тонального пятна применены параллельные и перекрещивающиеся штрихи, а в наиболее темных местах — сплошная заливка тушью.

Для графического рисования используют графические карандаши, тушь, а так же мягкие инструменты для рисования – уголь, пастель, сангина. Сангину ввел в употребление Леонардо да Винчи. Эта техника даёт возможность работать не только штрихом, но и пятном.

Цвет. Белый лист бумаги активно участвует в создании произведения графики. Выразительности рисунка можно добиться только при использовании черного цвета. Поэтому графику называют искусством черного и белого. Так же используют белый цвет с серым или коричневым, а так же цветными карандашами.

В процессе исторического развития появились виды графики: книжная, плакатная, газетно – журнальная, учебно – оформительская, станковая, прикладная и компьютерная.

Книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись вручную. Они назывались миниатюрными. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Все элементы книжного оформления – и расположенные внутри книги, и внешние – целостное произведение искусства. Роль художников иллюстраторов велика. Яркие явления в книжной графике стали иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам («Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» и другие) и к сказкам Пушкина («Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о царе Салтане») созданные в 1899 году. Они знакомы многим поколениям читателей с раннего детства.

Плакатная графика или рекламный плакат — это художественное средство информации для народа, используются в происходящих важных событиях – олимпиады, конкурсы, выставки и другие. Плакат представляет собой композицию из простого, ясно читаемого на расстоянии рисунка и короткой надписи, призыва. Принято выделять несколько основных видов плакатов: спортивные, экологические, политические, рекламные, театрально – зрелищные и другие.

Учебно – оформительская графика. Помогает в учебно – воспитательном процессе. Ее всевозможные учебные таблицы, диаграммы, чертежи, графики, схемы, план, карты, рисунки на классной доске – слово наглядные пособия помогают объяснить учебный материал и понять его.

Промышленная графика ставит своей целью рекламирования товара с помощью промышленной, станковой графики: афиши, поздравительные открытки, красочные календари, этикетки, почтовые и фабричные марки, почетные грамоты, пригласительные билеты, торговые листовки и многое другое.

Станковая графика. К станковой графике относятся произведения, имеющие самостоятельное значение и форму. Они не включены в контекст книги, не размещаются на улицах, и они расходятся в своем назначении с плакатом и промышленной графикой. Произведения станковой графики находятся в музейных собраниях, частных коллекциях и размещаются на стенах и общественных и жилых интерьерах. Основные виды станковой графики – станковый рисунок и станковый лист печатной графики.

Компьютерная графика – это новый вид графики. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

II. Книжная графика

Книга является одной из важнейших духовных потребностей современного мира. В ней органически сочетается труд художников и издательских работников. На долю художника книги выпадает сложная и ответственная задача воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного замысла, содержания литературного текста и создание художественно-декоративного облика книги. Своеобразие иллюстрации в том, что она не самостоятельна по отношению к сюжету. Художник своего рода помогает автору, делает зримым его образы, идеи.

Книжная графика имеет две основные задачи – оформление книги и её иллюстрирование. К оформлению книги относится её декоративный наряд, рисованные шрифты, композиционное построение текста. Иллюстрирование книги решает задачу раскрытия литературного образа при помощи рисунков, иллюстраций различного вида. В хорошо сделанной книге невозможно определить, где начинается оформление, а где её иллюстрирование. Иллюстрация в книге, при всей глубине образного решения, должна быть и элементом украшения книги, гармонировать с набором текста, бумагой. Один из ярких представителей отечественного искусства, график Владимир Фаворский (Плач Ярославны. Иллюстрация к книге «Слово о полку Игореве», 1950) создал много блистательных книг с великолепными иллюстрациями. Мельчайшие декоративные элементы, глубокий смысл образов, психологически острые иллюстрации гармонируют с текстом и декоративным обликом книги.

Существуют различные виды литературы и типы книг. В зависимости от назначения книги, будет зависеть её тираж, формат, характер оформления и иллюстраций. Например, художественная литература, детская книга, научная и техническая литература, уникальные книги и так далее. Книга включает в себя несколько элементов, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Обложка – покрытие книги, в которую заключается книга. Её решение должно обращать на себя внимание, содержать основные данные (автор и название книги). Художник стремиться сделать обложку ясной, декоративной, придать ей красивый внешний вид. Одновременно обложка должна раскрывать основной смысл книги, её точную характеристику, стиль и образный строй. Иногда на простую обложку надевают суперобложку из бумаги, более нарядную, декоративную.Титульный лист – это правая половина первого разворота книги. Он содержит сложные шрифты, поясняющие заголовок. А если на левой половине первого разворота размещается иллюстрация, то такая страница называется фронтисписом.Иллюстрация – рисунки, раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, украшающие книгу. Присутствует в тексте книги и небольшие рисунки-украшения: заставка (И.Я. Билибин. Заставка для журнала «Золотое руно». 1906), концовка (И.Я. Билибин. Концовка к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1907), инициал (буквица) (И.Я. Билибин. Буквицы для журнала «Золотое руно». 1906).

Иллюстрирование и оформление художественной литературы дает художнику возможность более разнообразить творческий процесс. Он выбирает такого автора и такое произведение, близкое ему по замыслу, стилю. Вдумчивое прочтение текста – одно из начальных этапов. Осуществляя свою работу, художник тщательно изучает эпоху, стиль искусства того времени, типы людей, обстановку, одежду, орнаменты и шрифты. Определив моменты в книге, на которые следует сосредоточить внимание, художник обдумывает, какими средствами изобразительного искусства выделить эти моменты, находит композицию книги и делает макет. Оригиналы иллюстраций выполняются художником в разнообразных графических материалах. С них готовят печатные формы. Но иллюстрируя текст, художник сохраняет свою индивидуальность, творческий почерк. Все изобразительные элементы в книге непосредственно связаны со шрифтом. Художник должен не только знать шрифты и уметь ими пользоваться, но и уметь видоизменять уже существующие и создавать новые – соответствующие его замыслу и стилю произведения.

История книги тесным образом связана с развитием изобразительного искусства и графики. Художникам принадлежит ведущая роль в создании рукописной книги. Они были творцами и шрифта, и украшений, и иллюстраций. Рисунок, предназначенный для книги, известен в Китае с IV века. В России первые рукописные книги с изображениями относятся к Х веку. С изобретением книгопечатания в середине XV века и широким распространением книги роль художника все более возрастает и задачи его становятся все более глубокими. Высоким мастерством отличается творчество русских художников рубежа XIX-ХХ веков — А. Бенуа, И. Билибина и других членов объединения «Мир искусства», сплотившихся вокруг журнала с таким же названием. В ХХ веке в золотой фонд книжной графики входят работы В. Фаворского. Среди иллюстраторов детской литературы значительное место занимают работы Ю. Васнецов («Рыба-кит»), В. Конашевич («Плывёт, плывёт кораблик и другие»).

Заключение

Книжная графика отражает нашу действительность через образное, наглядное воспроизведение ее форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжная графика – составная, неотъемлемая часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают конструкцию книги, тип издания, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги всегда традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, шрифты, иллюстрации. Все эти элементы подчиняются законам композиции и объединяются в единый ансамбль.

Современные художники книжной графики и сейчас создают зачастую очень красивые и качественные иллюстрации, но, однако сейчас нет таких талантов, способных встать в один ряд с именами советских классиков художников книги, творящих для детей – Сутеевым, Чарушиным, Токмаковым, Митуричем, Конашевичем.

Современное книжная графика – это мир без прочных границ, в котором каменная стена может обернуться глубиной неба, в которой засветятся далекие звёзды. Но во всех своих превращениях этот мир остается уютным и добрым.

Я считаю, что новые формы художественного текста сегодня, в XXI веке, способны зародить и новую форму иллюстрации. Книжная графика не стоит на месте, она развивается вместе с книгой. Создание электронных книг влечет за собой создание компьютерных, визуальных, анимационных и аудио-иллюстраций. Нельзя с точностью сказать, хорошо это или плохо, и смогут ли они когда-нибудь конкурировать с классическим оформлением книги. Но главное, что у книжной графики есть будущее. И современные художники способны это доказать.

Литература

  1. Журнал «Юный художник № 5 1983 год
  2. Учебно-методическая газета для учителей №13 2010 год
  3. Учебное рисование. Костерин. 2010
  4. Изобразительное искусство «Краткий словарь» Н.М.Сокольникова.

Приложения

  1. Рисунки в технике графика
  1. Художественная литература

Рецензия

на проектную работу по Искусству

ученицы 9 «А» класса

Калининой Дарьи

на тему: «Книжная графика»

В данной работе автор рассматривает вопросы, связанные с изучением книжной графики.

Для этого Калинина Дарья собрала и систематизировала материал по видам графики. Даша, на протяжении всей работы, проводит параллели между искусством и литературой.

Данная работа включает в себя два раздела: теоретическую — реферативную часть и практическую часть – рисование рисунка, поиск нужных книг в библиотеке, где мы увидим наглядно примеры книжной графики.

Данный проект может быть полезен для учащихся школ, которые захотят попробовать свои силы в создании подобных проектов, а также для использования в качестве наглядного материала при изучении темы «Книжная графика».

Практическая часть работы наглядно демонстрируют компетентность автора в исследуемом вопросе. В целом работа заслуживает положительной оценки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: