Шевчук Н.Л. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества.


Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Наталья Осипова

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.

Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.

В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра)

в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки
детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детейпосредством различных игр:
o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки)

;

серия «Дополни изображение»

(
«что увидел котёнок?»
); серия
«Лото»
(
«что нужно повару, врачу для работы?»
).

Занятия строим из 4–5 частей:

1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение,и он раздражен — мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.

2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.

Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С.Комарова о. «Научение»

начинается с формирования мотива —
«Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно»
.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие,когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз — борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации)

.

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.

2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы

,

Заместитель директора по ВВВР,

МБОУ СОШ № 18 имени ,

г. Сургут, Тюменская область, ХМАО — Югра

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы

Известно, что ведущая роль в

становлении личности ребенка

принадлежит эмоциональной сфере.

()

Аннотация: Так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

ОВЗ — Дети с ограниченными возможностями здоровья;

Инклюзивное образование — (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Психолого-педагогическая реабилитация — это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работе. Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. На современном этапе возникает необходимость в быстром освоении новых технологий и встраивания в любую возникающую ситуацию. В быстро меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает заказ школе, изменяет цели и задачи школьного образования. Подходы, связанные с чисто механическим накоплением и воспроизводством информации уже не оправдывают себя. При репродуктивном способе освоения информацией обществу уже не нужны покорные исполнители – нужны творческие люди.

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 000, определены принципы, одним из которых выделена максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании», политика государства взяла курс на интеграцию детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в общеобразовательные учреждения. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. Проблема творчества всегда вызывала интерес у ученых и исследователей. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

В настоящее время в рамках развития инклюзивного образования отмечается необходимость в условиях общеобразовательных школ организовывать комплексную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ).

В частности, очень важным является направление работы, связанное с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей успешно социализироваться в современном обществе здоровых людей.

При решении поставленной проблемы необходимо руководствоваться следующими особенностями детей с ОВЗ: у данной категории детей часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в психическом развитии детей-инвалидов вызывают, прежде всего, нарушения в когнитивной и коммуникативной сферах, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ОВЗ часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, причем у детей-инвалидов они зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей: согласно многочисленным психологическим исследованиям, большинство детей с ОВЗ имеют заниженную самооценку: значительно меньшая часть — адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная. Также, необходимо отметить, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья подвергнут влиянию ближайшего окружения. Ведь отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать.

Следовательно, исходя из особенностей детей с ОВЗ, необходимо работать над решением следующих коррекционных задач:

● Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, способствовать личностной самореализации;

● Развитие психических процессов и свойств;

● Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

● При нарушениях речи развитие артикуляторного аппарата путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов художественного творчества исправить моторику и речь.

1. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;

2. Искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом: например, благодаря использованию специально подобранных средств и методов эстетического воспитания могут быть достигнуты позитивные психосоматические эффекты;

3. Посредством искусства происходит становление и развитие личностных качеств ребенка. Например, в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Через регулярные занятия художественно – эстетической направленности у детей с ОВЗ формируются такие личностные качества как, трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

4. Комплексное воздействие на познавательную и эмоционально — волевую сферу ребенка с ОВЗ направлено на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовыражения. Занятия музыкой, изобразительным искусством позволяют развивать у детей с ОВЗ эстетический вкус, наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, расширяют культурный кругозор, формируют знания и умения в творческой области, выявляют способности детей.

5. Занятия творческой деятельностью способствуют более успешной адаптация детей с ОВЗ к жизни и организации социального самоутверждения. Например, занятия художественной направленности позволяют детям с ОВЗ самореализовываться в доступной для них сфере. Большое разнообразие формальных и вспомогательных техник позволяет детям поверить в свои силы, создает стабильную ситуацию успеха, что является основой для формирования интереса к творчеству. Впоследствии занятия музыкой и художественным творчеством могут стать будущей профессией детей с ОВЗ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ систематизирует работу в направлении творческой реабилитации детей с ОВЗ, ориентирует взрослых (педагогов, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Таким образом, включение детей с ОВЗ в творческую среду, позволит развивать их творческие способности в области театрального искусства, музыки и изобразительного искусства, коммуникативные навыки.

Занятия по программам дополнительного образования художественной направленности будут способствовать дальнейшему формированию у детей с ОВЗ жизненной компетенции:

— достаточный уровень овладения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности и взаимодействии с окружающими;

— расширение кругозора детей с ОВЗ о мире искусства;

— успешная социализация и адаптация детей с ОВЗ в обществе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: