Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»


Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

· Сегодня на уроке мы поговорим о склонении причастий.

· Выясним, какие окончания имеют причастия при склонении.

· Научимся склонять причастия.

Мы уже познакомились с причастием.

Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени: бегущая, гуляющий, надетые.

Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Так же, как и прилагательное, причастие согласуется с существительными в роде, числе и падеже: котенку

– какому? – удивленн
ому
.

Но нас сегодня интересует еще одна способность причастия, унаследованная им от прилагательного: причастия склоняются

, то есть
изменяются по родам и по падежам
.

Именительный падеж – есть кто? − летящая птица

Предложный падеж − мечтать о ком? – о летящей птице.

Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания причастий, давайте просклоняем одно из них вместе с существительным и прилагательным.

И.п. – есть кто? бегущая
рыжаялиса
Р.п. – нет кого? бегущей
рыжейлисы.
Д.п. – дать сыра кому? бегущей
рыжейлисе
В.п. вижу кого? бегущую
рыжуюлису
Т.п. – сыр украден кем? бегущей
рыжейлисой
П.п. – говорить о ком? – о бегущей
рыжейлисе.

Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ

и рыж
УЮ
. Но ведь вы помните, как мы определяем окончания прилагательных? Мы ставим к ним вопрос. Здесь мы можем спросить
: какую лису
?

Получается, что падежные окончания причастий, как и окончания прилагательных определяются при помощи вопроса. Значит, окончание причастия всегда будет равно или приближенно равно окончанию вопроса.

Чтобы убедиться в этом, давайте попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского рода

, следя при этом за окончаниями.

Итак:

И.п. – кто? лежащий
толстыйкот
Р.п. – нет кого? лежащего
толстогокота
Д.п. – подойти к кому? к лежащему
толстомукоту
В.п. вижу кого? лежащего
толстого
кота

Т.п. – мышь поймана кем? лежащим
толстымкотом
П.п. – говорить о ком? – о лежащем
толстомкоте
И вот мы видим, что опять окончания причастия совпадают или почти совпадают с окончаниями прилагательного: лежащИМ

и толст
ЫМ
(разница объясняется только мягкой и твердой основой слов). И опять мы можем заметить, что окончание причастия совпадает еще и с окончанием вопроса: как
ИМ
? − лежащ
ИМ
.

Давайте посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода

. Возьмем причастие и прилагательное:
сморщенное смешное лицо
. Просклоняем:

И.п. – что это? сморщенное
смешноелицо
Р.п. – чего нет? сморщенного
смешноголица
Д.п. – удивляться чему? сморщенному
смешномулицу
В.п. вижу что? сморщенное
смешноелицо
Т.п. – восхищаться чем? сморщенным
смешнымлицом
П.п. – говорить о чём? – о сморщенном
смешномлице
И мы видим, что окончания причастия, прилагательного и вопроса опять совпадают: лица КАКОГО

? –
сморщеннОГО
и
смешнОГО
.

Итак, теперь мы почти уверены в своей теории. Но кто знает, как склоняются причастия множественного числа? Давайте проделаем еще одну операцию по склонению:

Возьмем уже знакомую нам конструкцию: уставшие тихие дети

.

И.п. – есть кто? уставшие
тихиедети
Р.п. – нет кого? уставших
тихихдетей
Д.п. – петь кому? уставшим
тихимдетям
В.п. вижу кого? уставших
тихихдетей
Т.п. – играть с кем? с уставшими
тихимидетьми
П.п. – говорить о ком? – об уставших
тихихдетях
И мы видим, что наши окончания опять совпадают: детей − каких

? – уставш
ИХ
и тих
ИХ
.

Что же нам требуется запомнить?

Падежные окончания причастий, как и падежные окончания прилагательных, зависят от вопроса и совпадают с окончаниями вопроса, который мы можем поставить от существительных.

Итак, что мы должны сделать, если нам необходимо возвести причастие в определенный падеж? Мы должны поставить к причастию вопрос от существительного

. А потом внимательно посмотреть на тот вопрос, который мы поставили, и в соответствии с ним
определить нужное нам окончание
.

Давайте попробуем наш алгоритм в действии.

К примеру, нам нужно раскрыть скобки в предложении: «Я вижу (плачущий ребенок

)». Мы должны поставить в нужной форме словосочетание с причастием. Мы помним:
видеть
– переходный глагол, он требует винительного падежа. Значит,
вижу – кого? – ребенка
.
Ребенка – какого? – плачущего
.

Попробуем еще раз. Он подошел (занятая бабушка).

Подойти можно
к кому-то
. Значит, перед нами дательный падеж.
Подойти – к кому? – к бабушке – к бабушке какой? – занятой.
З

акрепим успех!
Вы слышали (прославленный фокусник).
Слышать можно не только что-то, но и о ком-то. Перед нами – предложный падеж. Слышали
− о ком? – о фокуснике – о каком? – о прославленном
.

Конспект урока «Склонение причастий» по русскому языку

Склонение причастий.

Цель урока:
показать сходство склонений причастий и прилагательных, формировать умение определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Работа с классом.

1. Проверка домашнего задания

(упр. 511). Учащиеся читают выписанные дома предложения, называя род, число, падеж причастий.

2. Словарный диктант.

Повторение правописания прилагательных, развитие орфографических умений.

Присутствовать на научной конференции, благодаря великолепным условиям, вопреки ураганному ветру, тащиться по пыльной дороге, в прелестном обрамлении, при утреннем освещении, чудесную картину, о возвращении домой поздним ненастным вечером, прелесть весеннего ландыша, глотнуть свежего морозного воздуха

Презентация
№ 6 .(СЛАЙД № 1)

  1. Языковая разминка.

    Синтаксический разбор предложения.

(СЛАЙД № 2)

Мир обновился, расцвёл, точно прокатилась по нему огромная, высокая, благоухающая волна.

(И. Евдокимов)

–Графически объясните изученные орфограммы.

III. Открытие нового знания.

— Выпишите из последнего предложения словосочетание высокая благоухающая волна.

Как вы проверите правописание окончания прилагательного?

— А причастия? Попробуйте применить то же правило.

Таблица (СЛАЙД № 3)

— Сформулируйте правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях причастий.

— Проверьте свои предположения с помощью учебника (с. 280).

— Запишем в тетради тему сегодняшнего урока: «Склонение причастий».

(СЛАЙД № 4)

IV. Развитие орфографических умений.

1)

Упр. 513 выполняется письменно, с доской. Графические обозначения делаются по образцу в рамке (с. 280).

2) Упр. 514 — письменно, самостоятельно, с последующей проверкой.

V. Подведение итогов урока. (СЛАЙД № 5)

— Как вы проверите правописание безударных окончаний причастий?

— Попробуйте объяснить, почему написание безударной гласной в падежных окончаниях причастий регулируется одним и тем же правилом.

VI. Домашнее задание. Упр.

522.

Склонение причастий.

Цель урока:
закрепить навыки склонения причастий,
способствовать развитию речи учеников.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания (упр. 518).

2. Словарный диктант.

Развиваем правописные умения, связанные с изучаемой орфограммой.

Расчищенного песчаного берега, надвигающиеся тучи, у бурлившей горной речонки, по извивающейся тропинке, о тающем снеге, виднеющаяся дорога, жить в знойной пустыне, любоваться летящим голубем, развевающиеся на ветру знамена, по усыпанной пожелтевшими листьями аллее, шепчущего камыша.

3. Развитие орфографических и речевых умений.

1

) Упр. 515 выполняется письменно, на доске выписываются причастия
с
теми словами, к которым они относятся, с обозначением орфограммы.

2) Упр. 516- письменно, самостоятельно, с последующей проверкой.

3) Упр. 517 — по заданию учебника. При выполнении данного упражнения следует еще раз обратить внимание учащихся на ограниченное употребление причастий в речи ( почти полное их отсутствие в устной речи).

4. Подведение итогов урока.

— Запишите в учебнике ключевые слова урока (безударные окончания причастия, опознавательный признак, вопрос к причастию).

Презентация
№ 7 (СЛАЙДЫ № 1 – 5)
5. Домашнее задание.

Составить задание для соседа с пропусками на изучаемую орфограмму (20 примеров
).
(СЛАЙД № 6)

6. Тестовая работа. (СЛАЙДЫ № 7 – 11)

«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему :

«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».

Цели деятельности педагога: познакомить со склонением причастий; способствовать формированию умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.

Тип урока: комбинированный урок

Методы и формы обучения: проблемный метод; деятельностно- практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационная структура урока.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Опрос по предыдущей теме урока:

— что обозначает причастие? (Причастие обозначает признак предмета, протекающий во времени, как действие, которое производит предмет, или как действие, которому он подвергается со стороны другого предмета)

— назовите признаки глагола и прилагательного у причастия (признаки глагола у причастия: залог, вид, время, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Признаки прилагательного у причастия: изменяется по родам (только в ед.ч.), числам.)

— назовите синтаксическую роль в предложении (Синтаксическая роль: определение (в полной форме) или сказуемое (в краткой форме).

— как склоняются причастия (полные причастия склоняются так же, как и полные имена прилагательные).

3. Самостоятельная работа

Карточка № 1.Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.

Карточка № 2.Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сад; на ( ревущий) море; вдоль ( живлённая) реки; рассказывать о 9 разыгравшийся) метели; ( строящийся) здания; наблюдать за ( скачущий) всадником; в ( застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить ( протёртый) овощи; любоваться ( журчащий) ручьём; отдёрнуть ( занесённый) руку.

Карточка № 3.Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

</ Улыбающ…ся ребёнка; о наступивш… лете; цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка, на посветлевш… небе; в клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

4.Чтение материала учебника (работа по вопросам)

— Как определяется склонение причастий?

— Что помогает определить склонение причастий?

5. Закрепление материала.

1. Просклоняйте данные словосочетания. (учащиеся работают у доски, остальные в тетради)

Тающий снег, расстилавшийся туман.

6.Рефлексия учебного материала (итог урока).

— Что нового узнали на уроке?

— Как определяется склонение причастий?

— Что помогает определить склонение причастий

7. Домашнее задание (комментированное). (сверить старый и новый учебник, по новому П.13 учить правило, упр.82 на с.36)

Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 21. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)

14.12.2011 22059 2343

Урок 21. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)

Цели:

закрепить навыки склонения причастий; способствовать развитию речи учеников.

Методические приемы:

лингвистический разбор, устные вы­ступления, реализация межпредметных связей; самостоятельная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Продолжение слушаний.)

2. Проверка усвоения материала.

— В чем особенности склонения причастий?

— Как выбрать гласную в окончании причастия?

— Какие словосочетания образуются с участием причастий?

3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз­ бор выполняет один из учеников на доске.

Дополнительный вопрос:

— Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Бе­лый пудель».)

II. Закрепление темы «Склонение причастий»

1. Упражнение 68: комментированное письмо.

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, кото­рые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание:

на эту работу дается минут 10, после чего учени­ки читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предло­жений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его


замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас

тишина. Вокругстены и башни, поросшие мхом.
(В. Некрасов.)

Примечание:

знаки препинания при причастных оборотах уче­ники еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

Домашнее задание

1.§11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объясни­тельного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочине­ние предложения с причастиями.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Правописание гласных в суффиксах причастий

Как правило, ошибки делают при написании безударных гласных в суффиксах причастий настоящего времени (образованных от основы настоящего времени – личной формы глаголов 3-го лица, мн. числа, НВ)

От каких глаголов образуютсяДействительные причастияСтрадательные причастия
1-го спряжения-ущ/-ющпрыгать – прыгающий, зовут – зовущий-ем/-омомывают – омываемый;
несут – несомый
2-го спряжения-ащ/-ящмолчат – молчащий,
шумят – шумящий
-имкорят – коримый,
измеряют – измеримый
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: