« Наши друзья — птицы» Проект учеников 3 «в» класса МОУ Руднянской СОШ им.А. С. Пушкина Проект учеников 3 «в» класса МОУ Руднянской СОШ им.А. С. Пушкина. — презентация


Начинаем рассказ о перелетных птицах

Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, уже должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края. Вот только достаточно сложно рассказать малышу о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с названиями и изображениями не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение.

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным птицам можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • сов,
  • дятлов,
  • сорок.

Наглядность позволит детям не только пополнить словарный запас новыми названиями птиц, но и соотнести услышанное с конкретными образами.

Чтобы закрепить знания, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы для детей будут собраны вместе. После того, как малыш познакомится со всеми птицами, пусть он сам расскажет, как называется каждая из них, какие птицы улетают на юг, какие остаются зимовать. Еще удобнее и интереснее выполнять это задание, используя магнитную доску большого размера.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты видел эту птицу?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

Птицы 2 класс презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок « Окружающий мир»

2класс.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 115. Карнаухова С.Н.

Тема: «Птицы зимой.»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с птицами, зимующими у нас.
  2. Познакомить и систематизировать знание о перелетных, кочующих и оседлых птицах.
  3. Показать трудности, с которыми птицы встречаются зимой.
  4. Прививать любовь, бережное отношение к пернатым.

Оборудование: проектор, экран.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

  1. Презентация. Слайд 1-7.
  1. Учитель: — О ком мы сегодня будем говорить?

-Каких птиц мы можем увидеть зимой?

-Почему одни птицы улетают, а другие остаются или, наоборот, прилетают к нам?

-Какой корм эти птицы могут найти зимой?

Открытие новых знаний.

  1. Ученик. Первый снег. Сколько радости он приносит. Но радость будет двойная, если на ветках рябины, клена или другого дерева мы вдруг увидим важную, гордую красногрудую птицу. Или целую стайку таких птиц они прилетают к нам из более холодных мест, с севера. О какой птице этот рассказ?
  1. Презентация. Слайд 8.
  1. -За что она получила такое название?

-Откуда она прилетает к нам ?

-Чем она питается?

  1. Ученик. Бывает , увидишь в лесу у дерева или пня целую кучу раздробленных шишек . Кто их сюда принёс?
  2. Презентация. Слайд 9.
  3. Ученик. Здесь его столовая. Зимой дятел ест семена сосны или ели. которые достаёт из шишек . Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. Когда с одной шишкой покончит, летит за другой.

« Тук- тук- тук» , — стучит он весь день в своей столовой. Как кузнец в кузнице. Вот почему столовую дятла ещё называют «кузница».

  1. — Чем питается дятел зимой, чем летом?

-Что такое « кузница» дятла ?

  1. Ученик.- У какой птицы клюв похож на загнутые клещи?

-У какой птицы птенцы появляются зимой?

Питается клест семенами хвойных деревьев. Ими же кормит птенцов. С помощью своего чудо- клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов обычно много корма. Вот они и выводят птенцов в это время года.

  1. .Презентация. Слайд 10.
  2. — Почему клесты выводят птенцов зимой?

— Почему пищи много именно зимой?

— Что помогает клестам добывать корм?

  1. Ученик. В парке, в саду, у кормушек в стайке разных синиц можно увидеть поползня.
  2. Презентация. Слайд 11.
  3. Ученик. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Помогает им в этом особое устройство лапок сочень длинными пальцами и когтями.

Летом поползень запасает лесные орехи, пряча их в щели деревьев. Зимой поползень использует свои кладовые.

  1. -Чем отличается поползень от других птиц?

— За счёт чего поползень хорошо лазает?

  1. Презентация. Слайд 12.
  2. Ученик. Свиристель не уступает по красоте многим птицам. Перья на теле красновато- серые, на конце чёрного хвоста- широкая жёлтая полоска, поперёк крыла- красные капельки, на шее- чёрный шарф, а на голове- большой хохолок.

Свиристель любит ягоды рябины. За день он может съесть их больше, чем сам весит!

  1. — Чем отличается внешне свиристель от других птиц?

— Чем питается птица?

Закрепление пройденного.

Презентация. Слайд 13.

  1. Как называются птицы, которые не улетают на зиму?
  2. Каких птиц мы можем увидеть зимой?
  3. Почему они не улетают, а остаются у нас зимовать?
  4. Презентация. Слайд 14 -22.

Почему птицы улетают в теплые края

Интересно будет детям узнать и причины отлета птиц. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что зимовать птицы летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры.

Птицы могут выстраиваться:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

Перелет птиц клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.

Найдите и покажите картинки полета птиц детям, еще лучше, если это будет видео. Общеизвестно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Летящие птицы — видео

Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Птицы всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Почему птицы возвращаются весной

Попробуйте узнать мнение ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах всем не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Особенности размножения

Все без исключения птицы откладывают яйца, которые отличаются между собой размерами и окраской. У лесных жителей, которые откладывают яйца в дуплах или гнездах, скорлупа чаще всего белая. Если же кладка яиц лежит на земле, то их окраска будет соответствующей: бурой, рябой, словом, неприметной глазу.

Рис. 3. Кладка яиц.

Для защиты яиц от хищников и сохранения тепла многие птицы строят гнезда в труднодоступных местах. Некоторые виды виду используют для этих целей пустые дупла, отверстия или заброшенные норы в скалах.

Есть птицы, которые не утруждают себя строительством гнезда и высиживанием птенцов. Например, австралийские куры-большеноги проходят длинный путь, чтобы попасть на морское побережье и отложить яйца в теплый песок. После этого они сразу возвращаются, а вылупившиеся птенцы потом сами находят дорогу домой.

Что еще важно знать о птицах детям

Включите в свое сообщение о перелетных птицах и информацию о том, как живут перелетные птицы. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. Во время прогулок можно увидеть эти домики — не упускайте возможность показать их ребенку. Кроме того, юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Вы можете отметить вместе с детьми День птиц, который проходит 1 апреля. Подробнее об этом дне читайте ниже.

Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, другие птицы, которым по размеру подойдет дом. Возможно в следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.

Видеоурок «Перелётные птицы для детей»

Вариант 4. Рассказ-описание перелетной птицы аиста

Аист — очень красивая птица. Он большой по размерам, имеет широкий размах крыльев. Природа наделила его белым нарядом, только маховые перья его крыльев окрашены в черный цвет.

Он мастерит свои большие гнезда всегда на высоте, чаще всего вблизи человеческого жилья, но может выбрать также удаленный уголок дикой природы. Стройный красивый аист смотрит с верхотуры своего гнезда на людей внизу и совсем не боится их: а мастерит свои гнезда он чаще всего на столбах электропередач, на крышах, больших крепких деревьях и водонапорных башнях.

На зиму аисты чаще всего покидают наши местности. Они собираются в стаи и движутся в Африку. Постепенно на своем пути маленькие стаи сбиваются в большие. Тогда в небе можно увидеть перелетных аистов и их собратьев: журавлей и цапель, тысячами.

Мария Анатольевна Котова

Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Перелётные птицы»

Составление описательного рассказа по теме: «Перелётные птицы»

1. Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме.

2. Закреплять знания о перелётных птицах, их строении и повадках.

3. Закреплять умение образовывать антонимы.

4. Продолжать развивать навыки монологической речи.

Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях

Для своих занятий и уроков вы можете подготовить различные практические задания для детей, которые дадут им начальные сведения о птицах и помогут развить их моторику рук и коммуникативные навыки. Используя небольшие призы для тех, кто хорошо справился с заданием и для победителей в соревнованиях, вы сможете побудить детей решать поставленные задачи с особым усердием.

Стихи и рассказы детям о перелетных птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей и поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать или прочитать интересные стихи и рассказы о птицах, после краткого знакомства с пернатыми. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

Игры и задания

Спокойные игры на тему птицы

  1. В Интернете есть множество раскрасок с изображением птиц, которые можно распечатать на обычном принтере. Дети могут раскрашивать их красками, карандашами или фломастерами разных цветов в зависимости от вида той или иной птички.
  2. Также можно использовать пазлы с изображением пернатых с деталями, как маленького, так и большого размеров.
  3. Можно попробовать устроить конкурс на лучший рисунок. Распечатав изображения нескольких видов птиц, разложите их на столах. Дети должны будут пользоваться этими картинками как образцами для того, чтобы самим нарисовать птичек на отдельном листе бумаги. Назначьте призы за лучший, самый творческий и наиболее реалистичный рисунок.

Игры на развитие внимания

  1. Используйте популярную игру «Мемори», сделав ее своими руками, для развития и обучения детей. Для этой игры необходимо распечатать на небольших карточках несколько видов птиц: по 2 изображения каждого вида. Чтобы сделать карточки более долговечными, заламинируйте их. Расположите карточки на поверхности изображениями вниз. Пусть дети подходят и по очереди переворачивают по две карточки. Победит тот ребенок, который найдет больше всего пар одинаковых птиц.
  2. Для другой игры на развитие внимания поместите изображения птиц на доску и попросите детей внимательно рассмотреть их. Затем дети должны будут закрыть глаза (например, отвернуться или, если они сидят за столами, опустить головы на его поверхность, предварительно сложив руки), а вы в это время уберете одну из картинок с доски. Когда они вновь посмотрят на доску, тот, кто первый поймет, какая из птиц пропала (улетела), получит небольшой приз.

Подкармливание птиц

  1. Дети вместе с родителями могут сделать кормушки для птиц, которые потом повесят за окном своей группы или класса. Это даст возможность наблюдать за разными птичками, прилетающими к кормушке.
  2. Каждый ребенок может сделать кормушку самостоятельно, или вы можете разбить их на несколько групп. Положите сосновую шишку на лист вощёной бумаги и пусть дети обмажут ее ореховой пастой с помощью ножа или ложки. Другой ложкой обсыпьте шишку с арахисовым маслом птичьим кормом. Вы также можете использовать орехи или семена подсолнечника. Вместо шишки можно использовать, к примеру, большой мягкий крендель или чёрствый кусочек белого хлеба. Так же обмажьте его арахисовым маслом и посыпьте кормом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]