Урок 21. Прокариотическая клетка
Методические разработки уроков
Тип урока —
комбинированный
Методы:
частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
— формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
-умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Задачи:
Образовательные
: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Развитие
творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
УУД
Личностные результаты обучения биологии
:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
Познавательные
: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Регулятивные:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Коммуникативные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии:
Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Приемы:
анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Ход урока
Задачи
Сформировать представления учащихся о дву? уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
Познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
Охарактеризовать строение цианей (сине-зеле- ных), как представителей прокариотических организмов.
Основные положения
У прокариот генетический материал представлен одной кольцевой молекуло)
Все бактерии, цианеи (сине-зеленые микоплазмы гаплоидны, т. е. содержат копию генов.
В клетках прокариотических организмов практически нет внутренних мембран, тому большинство ферментов диффузно пространено по цитоплазме.
Терминология
Кольцевая хромосома-
наследственный материал прокариотической клетки в виде кольцевой молекулы ДНК.
Мезосома-
внутрицитонлазматические, мембранные структуры бактериальных клеток, образующиеся путем впячивания плазматической мембраны внутрь цитоплазмы.
Цианобактерии-
фотосинтезирующие прокариотические организмы; у некоторых из них пигментый комплекс сходен с таконым у высших растений.
Особенности эукариотических и прокариотических клеток
Структура | Эукариотическая клетка | Прокариотическая клетка |
Клеточная стенка | Отсутствует у животных; | Имеется (отличается по химиче |
имеется у растений | скому составу от клеточной | |
стенки растений) | ||
Клеточная мембрана | Имеется | Имеется |
Ядро | Окружено мембраной | Нуклеарная область (нуклеоид) |
мембранной не окруженная | ||
Хромосомы | Линейные: содержат белок | Кольцевые; содержат мало белка |
Эндоплазмати ческий | Обычно имеется | Отсутствует |
регикулум | ||
Рибосомы | Имеются | Имеются (отличаются от рибосом |
эукариот) | ||
Комплекс Гольджи | Имеется | Отсутствует |
Л изосомы | Имеются во многих клетках | Отсутствуют |
Митохондрии | Имеются | Отсутствуют |
Вакуоли | Имеются у большей части расти | Отсутствуют |
тельных клеток и у некоторых | ||
животных клеток | ||
Реснички и жгутики | Имеются у всех организмов, за | У некоторых бактерий имеются |
исключением высших растении | жгутики иного строения |
Прокариотическая клетка — клетка доядерного организма
Прокариотическая клетка – это, по сути, просто устроенный организм, который сохраняет в себе черты далеких предков. Они систематически выделены в отдельное царство дробянки, которое включает в себя бактерий и цианобактерий (сине-зеленые водоросли).
Что же такого «простого» в строении доядерных организмов?
Прокариотическая клетка не имеет ядра, окруженного собственной оболочкой, митохондрий и пластид. В центре цитоплазмы находится нуклеоид (нуклеотид), который состоит из одной нуклепротеидной структуры, содержащей кольцевую молекулу ДНК. Этот комплекс называют бактериальной хромосомой. Сама клетка бактерий и сине-зеленых водорослей от внешней среды отделена плотной клеточной стенкой или слизистой капсулой и мембраной. Стенка элементарной структурной единицы в основном состоит из вещества муреина (образован белками и углеводами), которое выполняет функцию наружного скелета, придавая форму клетки и защищая от внешних раздражителей. Внутренняя мембрана выполняет следующие функции: защитную, транспортную, восприятие раздражений и разграничительную.
Внутреннее строение прокариотической клетки говорит о том, что цитоплазма и ее состав намного беднее, чем у ядерной (эукариотической). В ней находятся рибосомы, которые необходимы для синтеза белка. Также есть мембранные структуры, которые выполняют функции отсутствующих органелл – митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи и пластид. Так, например, прокариотическая клетка имеет выпячивание мембраны, которое называется мезосома. Именно здесь происходит процесс дыхания и высвобождения энергии у бактерий. Также доядерные организмы способны к спорообразованию, однако они не размножаются с их помощью. Споры или цисты представляют собой плотные оболочки, которые помогают бактериям пережить неблагоприятные для них условия. Для поддержания жизни в несвойственных им условиях способны накапливать питательные вещества – жиры, сложные углеводы.
Прокариотическая клетка может размножаться делением, почкованием и конъюгацией
. Способ размножения зависит от вида бактерии или цианобактерии. Деление и почкование – способы, которые позволяют довольно быстро увеличить численность популяции. Конъюгация, которая встречается у кишечной палочки, является половым процессом, который способствует повышению наследственной изменчивости у микроорганизмов. Таким образом, прокариоты – это доядерные клетки, которые не обладают оформленным клеточным ядром и лишены многих мембранных органоидов, но способные изменяться. Именно они смогли адаптироваться к жизни в условиях, в которых больше никто не выживает – атомный реактор, нефтяные скважины. Огромное количество представителей царства дробянки являются болезнетворными и способны вызывать различные заболевания у людей, животных и растений (дизентерия, ангина, туберкулез). Также некоторые микроорганизмы живут в симбиозе с эукариотами (симбиогенез), например, азотофиксирующие клубеньковые бактерии, которые поселяются на корешках бобовых.
Вопросы и задания для повторения
Что такое органоиды клетки?
На чем основано деление всех живых организмов на две группы — прокариот и эукариот?
Какие организмы относятся к прокариотам?
Опишите строение бактериальной клетки.
Как размножаются бактерии?
В чем сущность процесса спорообразования у бактерий?
Биология. Цитология: Строение клеток прокариот. Бактерии.
Центронлайн—обучения
Царство
прокариоты,подцарствобактерии
Царство
прокариоты,подцарствобактерии
ЕГЭ по биологии 11 класс Занятие №14 Группа прокариоты. Царство
бактерии,особенностистроения
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности
. Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2020 г.
Биология в схемах, терминах, таблицах» М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. «Феникс»
Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова
Образовательный портал
https://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki
Школьный мир ИНФО https://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru
https://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки
https://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube
: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html