Картотека по театрализованной деятельности во второй младшей группе картотека (младшая группа)


Цели и задачи театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

  • познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
  • формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
  • способствовать развитию творческого потенциала детей;
  • развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
  • стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
  • приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
  • воспитывать уважение к этому виду искусства.

Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач будет варьироваться и расширяться для детей 3–4 лет.

Театрализованная деятельность помогает детям развить творческие способности

Таблица: задачи театрализованной деятельности в первой и второй младших группах

Дети 1,5–3 летДети 3–4 лет
  • воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк);
  • создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);
  • работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей);
  • тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);
  • стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);
  • создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься).
  • учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру, волк, укравший козлят, поступил плохо, так как напугал малышей и заставил маму волноваться);
  • продолжать развивать заинтересованность театром (например, по возможности начать посещать местный кукольный театр);
  • отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику, жесты, положение тела;
  • добиваться максимального соответствия персонажу (например, в инсценировке сказки «Курочка Ряба» главная героиня не просто кудахчет, а ещё и передвигается, дёргает шеей, как настоящая курица);
  • дать представление о вековых театральных традициях;
  • расширять не только пассивный, но и активный словарь, добиваясь интонационной выразительности речи малыша;
  • стимулировать малышей придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая свои;
  • тренировать память, мышление;
  • отрабатывать навык объективно оценивать и себя, и других;
  • поощрять желание малышей двигаться, танцевать, создавая собственный пластичный образ (например, танцующих и подпрыгивающих двух беззаботных братьев-поросят, которые не послушали Наф-Нафа в конце лета и не стали строить дом);
  • пытаться применять выученные песни и стихотворения, танцевальные па в самостоятельной театрализованной деятельности.

Через театрализованную деятельность дети расширяют свои представления об окружающей среде

Планирование и этапы занятий

Уроки в садике — насыщенны, динамичны, последовательны. Поэтому перед занятием педагог продумывает его структуру, которая должна включать:

  • тему;
  • цель (научить, развивать, воспитывать);
  • используемые материалы (игрушки, маски, костюмы);
  • организационный момент (подойдут игровые упражнения— стишки, потешки);
  • вступление (где воспитатель рассказывает необходимую для понимания темы информацию);
  • перечень героев;
  • имена участников;
  • само представление;
  • рефлексию (итоговую беседу, в которой участники воспроизводят услышанное, делятся эмоциями);
  • награждение участников за старания.

На основе этих пунктов создают конспект занятия.

Цели и материальное обеспечение на примере сказок

Тема: «Заюшкина избушка»

Цели: формировать умение разыгрывать сюжет знакомой сказки; учить раскрывать особенности персонажей; воспитывать способность сопереживать любимым героям; воспитывать желание помогать, поддерживать.

Материалы: домик зайца, лисы, костюмы.

Тема: «Непослушный цыпленок»

Цели: учить находить мораль истории; развивать внимательность; воспитывать послушность.

Материалы: выделяющийся костюм непослушного цыпленка; костюмы остальных цыплят и курицы; иллюстрации (или мультик на основе сказки).

Тема: «Рукавичка»

Задачи: совершенствовать артистизм малышей; учить подражать животным; развивать память; воспитывать доброжелательность, любовь ребенка к природе.

Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС

Материалы: большая тканевая или бумажная «рукавичка», маски героев, карточки для награждения ребят.

Дети ставят «Рукавичку

Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников

ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:

  • драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);
  • театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
  • стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
  • настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
  • верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
  • театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

Это интересно. В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.

Знакомство с куклами разных видов театра организуется так, чтобы дети могли не только увидеть, но и пощупать, примерить новые игрушки

Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:

  • элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко);
  • самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);
  • развлечения (досуговые мероприятия, утренники).

Картотека театрализованных игр

Представленная картотека включает игры на основе сказок, потешки и простого подражания животному.

Карточка 1 «Репка»

Цели: прочитать ребятам сказку; научить внимательно слушать историю, распределять изображения на фланелеграфе.

План игры:

  1. Дети вытягивают из мешочка свои роли.
  2. Воспитатель читает текст. При появлении нового персонажа, тянущего репку, преподаватель приглашает соответствующего малыша поставить картингу героя на фланелеграф.
  3. Рефлексия.

Используется: фланелеграф.

Карточка 2 «Колобок»

Цели: формировать интерес к театру; развивать умение воспринимать сюжет с опорой на картинки; обогащать словарь прилагательными-характеристиками животных (круглый, рыжая).

Ход игры:

  1. Первое задание для ребят— разрисовать ложки лицами героев. Это делают на занятии по рисованию. Второе задание — выучить свои роли.
  2. Далее разыгрывают сюжет «Колобка».
  3. Обобщение материала.

Используется: набор разрисованных ложек.

Ложковый театр в детском театральном кружке

Карточка 3. Потешка «Огуречик»

Огуречик, ты постой,

к мышке не иди домой,

не иди к ней в гости,

отгрызет твой хвостик!

Цели: учить малышей рассказывать потешку; запоминать ласковые обращения (огуречик, хвостик); развивать внимание; расширять словарь; воспитывать осторожность.

Рекомендуется театрализация потешки (адаптация для театра). Если использовать маски огуречиков и мышки, можно на основе произведения осуществить инсценировку.

Ход игры:

  1. Первый раз учитель сам выразительно озвучивает потешку.
  2. Далее ее повторяют вместе с детьми.
  3. Рефлексия.

Используют: маски, иллюстрации.

Вопросы индивидуализации

Осуществление индивидуального подхода в работе с детьми — очень важный аспект успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента малыша и степени его стеснительности. Второе для младшего дошкольного возраста обычно не столь характерно: дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Так, интровертам очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гиперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит попробовать репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Приём объединения с менее активными детьми даёт очень спорные результаты: иногда темпераменты уравновешиваются, но чаще «активисты» по-прежнему тянут одеяло на себя, а «медлительные» замыкаются ещё больше. Исходя из личного опыта могу сказать, что, как показывает практика, индивидуализация опирается на:

  • распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
  • удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
  • обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях

Приёмы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах

Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами 1,5–3 лет педагог использует ещё другие группы методических приёмов.

Наглядные приёмы

Зрительный канал восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.

Картинки

Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы, которые затем будут представлены тенями. А когда теневой театр используется на этапе закрепления темы о животных, то есть дети хорошо знают ряд представителей фауны, их образы в виде теней можно угадывать.

Демонстрация

В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.

В театрализации важно направлять детей в работе над образом, и демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно

Атрибуты

Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в первой и второй младших группах, обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:

  • фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.);
  • стенд для теневого театра;
  • настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок);
  • пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные);
  • куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;
  • маски (людей, животных);
  • элементы костюмов героев сказок (кофта для Деда, платочек для бабки, сарафан для девочки, жёлтый мешок с зелёной отделкой для «Репки» и пр.);
  • кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).

Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.

Театральный уголок в группе пополняется новым реквизитом по мере изучения видов театрализованной деятельности

Речевые приёмы

Слово взрослого в работе с детьми, только осваивающими речь, должно быть содержательным, понятным и выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются при помощи четырёх языковых приёмов.

Объяснение

Этим речевым приёмом педагог иллюстрирует все задания, используя простые предложения с понятными словами (если встречаются незнакомые, новые, то воспитатель отдельно разъясняет их суть), без оборотов и с обязательной подходящей по смыслу эмоциональной окрашенностью. Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией. Например, объяснить малышам первой младшей группы, как сделать тень зайчика, можно так: «Ставим ладошку так (показывает положение ладони параллельно стенду для теневого театра), сгибаем все пальчики, кроме указательного-второго и среднего-третьего, и придерживаем их большим (показывает)». После разъяснения дети повторяют манипуляции.

Беседа

Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т .д.?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. Во второй младшей группе в беседу включаются вопросы, требующие более развёрнутых ответов, например, «Кто такой кукловод?», «Почему теневой театр так называется?» и пр.

Беседа может строиться от лица персонажа

Сказки

Ещё один словесный приём, используемый для мотивации ребят. В своей практике я обращаюсь к сказкам не только в качестве материала для постановок, но и с целью решить важную воспитательную задачу: приучить малышей к порядку. Обычно после работы с фланелеграфом или пальчиковыми куклами дети оставляют все материалы там, где закончили с ними играть. Поэтому своим малышам я рассказываю историю «Про Фею кукол». «В одном городе жила-была девочка Машенька. Она была весёлая, добрая, особенно любила Машенька показывать разные сказки маленькими куколками, которые надевала на пальчики. Но очень не нравилось ей складывать куколки в коробочку после игры. Однажды Машенька услышала, что её мама плачет. Когда девочка спросила, в чём дело, то мама ответила, что ей вдруг стало очень грустно. Тогда девочка решила развлечь маму сказкой «Три медведя», но куколок своих Маша так и не нашла героев сказки среди игрушек. И тут её любимый плюшевый медведь, увидев, как его хозяйка расстроилась, рассказал, что игрушки забрала Фея кукол — она всегда уносит к себе в замок игрушки, которые живут в беспорядке. Маша оглядела комнату, увидела разбросанные игрушки, вещи и поняла, почему Фея рассердилась. Тогда девочка навела порядок, всех куколок положила в их любимую коробку, а когда всё было готово, увидела она на подоконнике недостающих персонажей. Взяла куколок и пошла веселить маму, которая очень быстро перестала грустить и даже стала играть вместе с Машенькой. «Xорошо, – подумала девочка, – когда никто не сердится!». После этой истории дети без лишних слов собирают игрушки и даже группируют их по сказкам.

Стихотворения и загадки

Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. Но если стихотворения могут использоваться уже с первой младшей группы, то загадки лучше начинать практиковать со второй, когда опыта у малышей прибавится, и они смогут находить ответ, опираясь на личный опыт.

Это интересно. Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у малышей был ещё один ориентир для ответа — рифма.

В отгадывание загадок дети обычно включаются с большим азартом

Таблица: примеры стихотворений и загадок для театрализации в младшем дошкольном возрасте

ТемаЗагадки, стихотворения
«Овощи на грядке»
  • Под землёй живут семейки, Поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку Позовём копать… (картошку);
  • Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста).
«Везёт, везёт лошадка»
  • На лошадку я вскочу, «Иго-го-го!» — закричу. Чуть сожму её бока, Поскакал я, мам. Пока!
«Ловкий мышонок»
  • Два мышонка у пригорка Рыли маленькую норку И четыре кладовых Для запаса зерновых. Так работали — старались, Чуть без лапок не остались: Очень твёрдая земля На пригорке возле пня. Жаль, что люди для мышат Не придумали лопат.
«Знакомые сказки»
  • Баба била — не разбила. Слабовата бабья сила! Да не смог разбить и дед. Ведь ему сто лет в обед. Кликнули они норушку — Та разбила, как игрушку, И сбежала под крыльцо. Что разбила-то? … (яйцо);
  • На тарелочке лежал, Как остыл — и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (колобок).

Игровые приёмы

Эти способы взаимодействия с детьми в 1,5–3 года являются наиболее актуальными. С их помощью удаётся комплексно подходить к решению задач театрализации. Так что педагогу обязательно нужно знать тонкости организации театрализованных игр в первой младшей группе и театрализованных игр второй младшей группе.

Практические приёмы

Под этой группой средств взаимодействия с малышами понимаются творческие способы осмысления сюжета театрализации:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.

При этом использоваться они должны в рамках имеющихся у малышей навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок (красками в первой младшей группе и/или карандашами во второй), аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Репка» по порядку того, как они присоединялись к «сбору урожая»). Поделки в первой младшей выполняются в одном материале, к примеру, каштаны-персонажи сказки «Три медведя», а во второй сырьё может комбинироваться, например, малыши представляют жителей леса из каштанов и желудей, скреплённых зубочистками.

Это интересно. Практические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью используются нечасто. Обычно эти задания даются на смежных уроках по той же теме, например, при работе над темой «Курочка Ряба» непосредственно на занятии малыши первой младшей группы не рисовали, а выполняли творческое задание на уроке по изобразительному искусству в рамках смежной темы «Раскрашивание крупных объектов красками. «Курочка Ряба».

Дети с большим удовольствием делают рукавички для героев одноимённой сказки

Приемы для осмысления персонажей и сюжета инсценировок детьми 1 и 2 младшей групп

Чтобы малыши вжились в роли, сопереживали своим персонажам, применяют множество приемов. Благодаря им ребенок всесторонне развивается, они помогают раскрыться его индивидуальности. Выделяют такие группы приемов:

  • практические (творческие);
  • игровые;
  • речевые;
  • наглядные.

Практические

Занимаясь творческой работой, дети углубляются в историю, лучше понимают ее персонажей. К практическим приемам относятся:

  • поделки;
  • аппликации;
  • рисунки.

Планируя занятие, важно учитывать возможности, навыки ребят. Для младших групп подойдет оформление красками и карандашами раскрасок по сюжетам сказок. Аппликации дети делают из крупных заранее приготовленных частей. Поделки создают из одного или нескольких материалов. Например, соорудить сказку «Колобок» можно из цветной бумаги и пластилина. Руководство процессом осуществляет учитель.

Знакомство с персонажем на уроке рисования

Дополнительная информация! Обычно дети практической деятельностью занимаются на смежных занятиях (кружок, урок рисования). Например, рисуют сцены из «Репки» и других сказок. Во время планирования занятия следует учитывать программу кружков и смежных уроков. Так знания будут системными.

Игровые

Их необходимость прописана в ФГОС. Игровую деятельность применяют для ребят любого возраста. Но наиболее актуальна она для возрастной категории 1,5 — 3 года. Дети повторяют за преподавателем движения, звуки. Таким образом разучиваются простые элементы актерской игры. Со временем игры усложняются, включают небольшие сказочные диалоги.

Речевые

Речь воспитателя младшей группы должна быть понятной, образной, выразительной. Стоит применять проверенные речевые приемы. К ним относятся:

  • объяснение;
  • беседа;
  • сказка;
  • стихи и загадки.

Объяснение подойдет для изучения нового материала и других этапов занятия. Педагог в коротких предложениях дает малышам необходимую информацию. Речь не должна содержать обороты, а новые слова следует сразу разъяснять. Стоит дополнять словесные методы визуализацией (изображение образов руками, иллюстрации, презентация).

Занятия по ПДД во 2-х младших группах детских садов

Беседа отличается от объяснения сложностью вопросов воспитателя. Рассказывая материал, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов. Например: «Кто первым пришел жить в теремок?». В ходе беседы звучат вопросы, на которые нужно ответить развернуто. Например: «Почему мы пальчиковый театр называем именно так?»

Беседа перед инсценировкой

С помощью поучительных сказок прививают детям черты, необходимые для представлений: дисциплину, внимание к деталям, аккуратность. После прослушивания этих историй малыши становятся более организованными, послушными, самостоятельно убирают реквизит после театрального представления.

Загадки и стихи читают выразительно, жестикулируя. Это развивает артистичность, память, которые так необходимы для инсценировок.

Важно! В младших группах используют загадки-стишки, в которых ответы — рифмованные. Это облегчает отгадывание. Дети привыкают к рифмованному языку.

Наглядные

Визуализируют истории с помощью:

  • презентации;
  • фланелеграфа;
  • демонстрируют с помощью языка тела;
  • картинок;
  • декораций (для сказки «Теремок» мастерят или рисуют домик).

Фигуры на фланелеграфе, книжные иллюстрации, фотографии помогут детям рассмотреть персонажей, которых нужно играть. Мимика героев, их интонации во время диалогов демонстрируются учителем. Дети наблюдают и воспроизводят увиденное.

Картотеки тем по театрализованной деятельности

Тематика картотек видов заданий в театрализованной деятельности отражается в перспективном планировании работы с детьми конкретного возраста. В первой младшей группе предполагается два занятия в месяц, во второй — одно занятие в неделю. При этом на проработку каждой темы с детьми 1,5–4 лет обычно выделяется два занятия.

Таблица: перспективный план театрализованной деятельности в первой младшей группе (фрагмент)

Автор — Курочкина И., воспитатель МБДОУ Детский сад №4 «Солнышко», г. Йошкар-Ола.

МесяцТемаЦели
СентябрьРассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки
  • развивать умение детей быть доброжелательным зрителем;
  • учиться дослушивать сказку до конца.
Игра-драматизация «Курочка Ряба»
  • развивать интерес играм драматизациям;
  • поддерживать бодрое, радостное настроение;
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • побуждать детей активно включаться в игру.
ОктябрьРазыгрывание спектакля «Репка»
  • развивать интерес и бережное отношение к игрушкам;
  • продолжать знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол;
  • формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле;
  • побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами.
Разыгрывание спектакля «Репка»: разработка элементов костюма
  • развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение;
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • побуждать детей активно включаться в игру-драматизацию.
НоябрьСказка К.Чуковского «Цыплёнок»
  • развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё;
  • поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности;
  • формировать положительное отношение к театрализованной деятельности.
Рассказывание сказки «Почему плакал котёнок?» с использованием настольного театраРазвивать умение детей быть доброжелательным зрителем: досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-teatralnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe.html

Таблица: перспективный план театрализованной деятельности во второй младшей группе (фрагмент)

Автор — Богатенкова Н.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР Детский сад №31», д. Медвежьи Озёра, Щёлковского муниципального района, Московская область.

ТемаЗадачиОборудование и материалыКраткий план
Октябрь
«В гостях у сказки»
  • дать представления об урожае зерна;
  • познакомить со сказкой «Колосок»;
  • дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок любит трудиться, мышата — ленивые, непослушные);
  • познакомить с кукольным театром (бибабо); активизировать речь.
  • ширма;
  • куклы бибабо, (две мышонка, петушок) и декорации;
  • атрибуты (мешок с зерном, горшок с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки).
  1. Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку.
  2. Беседа о мышке, которая сделала запасы на зиму.
  3. Сказка про мышат и петушка. (показывает воспитатель).
  4. Воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка.
  5. Сюрпризный момент.
«По следам сказки»
  • учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по её сюжету, характеризовать героев;
  • сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
Куклы театра бибабо.
  1. Беседа по сказке «Колосок».
  2. Дети вместе с воспитателем пересказывают сказку «Колосок», водят кукол эпизодически.
  3. Игра «Мыши на лугу».
«Овощи на грядке»
  • дать представление об урожае овощей;
  • побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях;
  • учить координации движений; дать заряд положительных эмоций.
Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук) для подвижной игры.
  1. Беседа о том, что созревает на полях и в садах.
  2. Хороводная игра «Огород наш хорош».
  3. Хоровод «Овощная песенка».
  4. Заключительная беседа об умении дружить.
«В огороде заинька»
  • вовлекать детей в игровую ситуацию;
  • создавать положительный эмоциональный настрой;
  • учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения.
  • костюм зайца;
  • муляжи капусты;
  • подарки для детей — очищенная свежая морковь.
  1. Беседа об осени.
  2. В гости к зайцу.
  3. Беседа с зайцем.
  4. Игра «В огороде заинька».
  5. Сюрпризный момент.
Ноябрь
«К бабушке в деревню»
  • вовлечь детей в игровой сюжет;
  • активизировать слуховое восприятие;
  • побуждать к двигательной и интонационной имитации;
  • учить действовать с воображаемыми предметами.
  • дом бабушки;
  • курятник, и его обитатели (петушок, курочка, цыплята);
  • огород (грядки с зеленью и овощами);
  • игрушка козочка;
  • игрушка щенок.
  1. В гости к бабушке в деревню.
  2. Беседа с бабушкой о козе, собачке.
  3. Игра «Дружок».
  4. Дети едут на поезде домой.
«Везёт, везёт лошадка»
  • расширять круг действий с предметами;
  • побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации;
  • учить переключаться с одного действия на другое;
  • давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре.
  • игрушка лошадка;
  • инструменты детского шумового оркестра.
  1. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка».
  2. Игра с лошадкой.
  3. Разминка для голоса «И-го-го!».
  4. Игра-оркестр «Музыка для лошадки».
  5. Музыкально-ритмические движения «Лошадки скачут».
«Наступили холода»
  • дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться;
  • упражнять в звукоподражании;
  • учить выразительной артикуляции;
  • побуждать к участию в играх-драматизациях.
  • игрушка саночки;
  • шапочка для героев игры-драматизации Вани и Тани.
  1. Беседа об осени.
  2. Игра-разминка «Холодок».
  3. Игра-драматизация «Сыпал беленький снежок».
  4. Песня про снежок (по выбору воспитателя).
«Козочки и волки»
  • учить восприятию сюжета игры;
  • побуждать к участию в игровом сюжете;
  • упражнять в звукоподражании;
  • учить детей взаимодействовать друг с другом в игре;
  • учить выразительно двигаться в подвижной игре.
  • декорации заснеженного леса;
  • костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила);
  • колокольчик козочки;
  • шапочки козлят и волков для подвижных игр.
  1. Под русскую народную мелодию «Полянка» дети пляшут, используя знакомые плясовые движения.
  2. Приходит в гости дед Матвей, беседа.
  3. Игра-разминка «Козочка, ау!»
  4. Игра «Отгони злого волка».
  5. Игра «Козочки и волки».
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/16/perspektivnyy-plan-po-teatralizovannoy-deyatelnosti

Подготовка к инсценировке сказки

Чтобы инсценировать сказку, необходимо понимать, какие цели и задачи стоят перед такими занятиями с детьми:

  • У детей воспитывается интерес к сценическим видам искусства.
  • Развитие слухового внимания.
  • Проводятся упражнения для развития способности к звукоподражанию.
  • Занятия театральным искусством играют важную роль для развития воображения детей.
  • Участие в инсценировке поддерживает развитие интеллектуальных способностей: памяти и мышления.
  • Способность заниматься искусством играет важную роль в воспитании артистических качеств.
  • Поскольку создание спектакля — это коллективный труд, дети приобретают навыки коллективной работы, учатся согласовывать свои действия с остальной командой.

Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

Важно! В процессе работы над спектаклем дети имеют возможность развивать свою речь и оттачивать диалогические навыки.

Дети вокруг теремка

При работе над спектаклем решают такие воспитательные задачи согласно ФГОС:

  • Воспитывают у актеров и зрителей любовь к русским народным сказкам.
  • Помогают малышам поддерживать и приходить на помощь друг к другу. Способствуют появлению у детей положительного эмоционального настроя.

Перед началом работы предварительно детям рассказывают о том, что такое устное народное творчество, знакомят с его образцами. Малышам рассказывают о русских народных сказках, показывают иллюстрации по сказке «Теремок».

Обратите внимание! С детьми проводят игры, на которых их обучают новым видам звукоподражания, проводят объяснение в общих чертах того, как правильно производить инсценировку сказки, ведут занятия по строительству теремка из крупных кубиков.

Для проведения занятий необходимо подготовить следующие материалы:

  • Книжку со сказкой «Теремок» с яркими и красивыми рисунками. На занятии ее будет необходимо демонстрировать детям.
  • Крупноразмерный конструктор. В завершающей части инсценировки малыши будут строить из него теремок.
  • Участникам представления потребуются маски героев сказки «Теремок».

Подготовив все это, можно будет театрализовать сказку.

Временной план

Занятия театрализованной деятельностью с воспитанниками первой и второй младших групп длятся 15 и 20 минут соответственно. При этом этапы, между которыми распределяется этот временной промежуток, будут одинаковые:

  • введение — знакомство с темой, использование мотивационных приёмов (до 3 минут);
  • основной этап — проработка темы в одном из видов театрализованной деятельности (до 14 минут);
  • заключительный этап — подведение итогов, поощрение малышей (до 3 минут).

Каждый этап занятия театрализованной деятельностью имеет чёткие временные рамки

Таблица: Евсеева Е.В. конспект занятия по театрализованной деятельности «Паровоз ребят повёз» в первой младшей группе

ЭтапСодержание
ВведениеВоспитатель приносит детям игрушку паровоз и говорит, что паровоз скоро отправится в путь. Воспитатель: — Паровоз, паровоз, он вагончики повез, чух-чуч чух! Ребятки, посмотрите, какой красивый паровозик. Хотите прокатиться? Поехали! (Дети становятся друг за другом и едут.)
Основной этапВоспитатель: Паровоз, паровоз, он ребяток повёз, Едут в вагончиках маленькие детки, Машут ладошками маленькие детки. Дети. Ту-ту, ту-ту-ту! Ту-ту, ту-ту-ту! Воспитатель. Паровоз, паровоз, ты куда ребят повёз? Паровоз, паровоз, ты куда ребят повёз? Паровоз. Я везу их в Москву, я везу их в Москву! Дети. Ту-ту, ту-ту-ту! Ту-ту, ту-ту-ту!
Воспитатель сообщает детям, что они приехали на паровозе в большой город, в Москву, а там зоопарк. Воспитатель. — В зоопарке много разных зверей. Вот большие тигры (показывает мягкую игрушку), они умеют рычать: р-р-р… (Дети подражают тигру.) А это большой и важный слон (показы­вает игрушку). Он умеет важно ходить (дети подражают слону). А вот прыгнула маленькая белочка (показывает игрушку). Выходи сюда, белочка. (Воспитатель надевает на ребёнка шапочку белоч­ки.) Белочка, попрыгай. (Белочка прыгает.) Белочка, покажи, как ты грызёшь орешки. (Белочка грызёт орешки.) Вот какой хороший зоопарк. А теперь поедем домой. Садитесь в вагончики. Поезд от­правляется. (Дети едут домой).
Заключительный этапПедагог благодарит детей за работу и предлагает поаплодировать друг другу.

Видео: занятие по сказке «Теремок» с разными видами театрализации в первой младшей группе

Таблица: Фролова С.С. конспект занятия по театрализованной деятельности «В гости к сказке» во второй младшей группе (фрагменты)

ЭтапСодержание
Вводный этап– Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдёмте по ней. По дорожке дети шли, Мешочек по пути нашли, А мешок — то не простой, Он волшебный — вот такой!
– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их. Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достаёт маленький кубик с изображением животного (театр на кубиках). И выставляет его на столе. Загадки: Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)…>
Основной<�…– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки? Надевайте шапочки-маски. Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите по очереди и изображайте того животного, о ком идёт речь.
Дети надевают шапочки-маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья, воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, ребёнок имитирует движения: Лиса, лисонька, лиса! Очень хитрые глаза, Шубка — глазки не отвесть. «Курочек люблю поесть!»; Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят, что он любит, Скажет: «Меду бы поесть!»…>
<�… После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под русскую народную мелодию воспитатель на столе из больших кубиков строит теремок, который разрушает медведь…>
<�…По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок…>
Заключительный этап– Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки-маски, и теперь вы снова ребята. – Артистами ребята побывали, и сказочку ребята показали. Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!

Видео: занятие театрализованной деятельностью на тему «Лесная оборона» во второй младшей группе

Театрализованные игры для младших дошкольников

Воспитатель, обращаясь к малышам, говорит о том, что они все вместе будут рассказывать и показывать сказку. Показывает иллюстрированную детскую книжку со сказкой «Теремок» и рассказывает: «На страницах книжки/Спрятались лягушка, зайка и мышка/В теремке они живут/И ребят в гости ждут».

Затем интересуется у малышей, о какой сказке идет речь. Дети подсказывают, что это «Теремок». Затем воспитатель загадывает загадки о героях сказки.

Например, о зайчике: «Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык». Спрашивает: «Кто это?». Один из детей отгадывает. Воспитатель дает первому актеру маску зайчика и говорит, что малыш в представлении будет исполнять его роль.

Затем следует загадка про лягушку: «По земле скачет, по воде плывет».

Про волка: «Кто зимой ходит злой, голодный?».

О лисе: «Рыжая плутовка/Хитрая да ловкая/В сарай попала/Кур пересчитала».

Про медведя: «Зимой спит, летом улья ворошит».

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Про мышку: «Кто под полом таится, кошки боится?».

Теперь все роли распределены. Воспитатель предлагает детям слушать сказку про теремок: «Стоит в поле теремок, теремок/Он не низок не высок, не высок/Вот по полю, полю мышка бежит». После этого ребенок, играющий мышку, направляется к теремку, который был обозначен перед началом занятия.

Лисичка пришла

Светит солнышко, рядом со входом малыш останавливается и стучит в дверь, декламируя: «Пик-пик-пик, кто в тереме живет». Ему никто не отвечает. Ребенок заходит внутрь теремка и поселяется в нем.

Воспитатель комментирует: «Никто мышке не ответил, там никто не живет. Теперь она поселилась здесь. Залезла мышка в теремок, стала там жить-поживать, песни распевать».

Ребенок, представляющий лягушку, согласно сценарию, подходит ко входу в теремок. Воспитатель рассказывает: «Уж по полю, полю лягушка скачет».

Ребенок: «Ква-ква-ква. Кто в теремочке живет?».

Мышка: «Я мышка-норушка, а ты кто?».

Лягушка: «А я лягушка-квакушка».

Воспитатель: «Лягушка прыгнула в теремок и поселилась там, стали они жить-поживать и песни распевать».

Затем, согласно сюжету сказки, в теремке с садом поселились: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.

Последним пришел медведь и стал жаловаться, что ему негде жить. Затем он входит в теремок, который после этого разваливается.

Далее, согласно конспекту, воспитатель читает: «Молодцы у нас детишки/Ловко бегали от мишки/Рассказали сказку нам/Все расставив по местам/Встали вместе в хоровод/Вот так дружный здесь народ».

Теперь он обращается к ребятам и спрашивает, что делать дальше. Дети жалуются, что медведь разломал теремок.

Воспитатель спрашивает о том, что делать теперь, когда домик разрушен.

Малыши советуют построить новый теремок. Воспитатель с детьми обсуждает, каким он должен быть. Приходят к выводу, что теремок будет большим, теплым, просторным и светлым.

Малыши все вместе строят его из больших кубиков.

Инсценировка сказки «Теремок»

После этого воспитатель и дети обсуждают, какой теремок получился и как зверям будет хорошо в нем жить. На этом театрализованное представление заканчивается.

Сценарии театрализованных постановок в младших группах

Инсценировка и сюжетно-ролевые игры являются одними из самых популярных видов драматизации. Такие спектакли могут презентоваться публике (родителям и коллегам) в качестве итогового мероприятия после изучения темы (например, сказки), а также быть формой организации игры. В основу инсценировок положен принцип распределения ролей между участниками-актёрами. Ниже представлены примеры составления сценария:

  • белорусской народной сказки «Пых» для первой младшей группы;
  • «Сказки про Курочку с цыплятками и Кошечку с котятками» для второй младшей группы;
  • сказки «Под кустиком» для второй младшей группы.

Целый набор сценариев по сказкам для детей всех возрастных категорий можно найти здесь.

Видео: инсценировка сказки «Репка» в первой младшей группе

Видео: инсценировка сказки «Перчатки» во второй младшей группе

Видео: инсценировка сказки-шутки «Лучшая шубка» во второй младшей группе

Проекты по театрализованной деятельности для младших дошкольников

Проектная технология одним из видов работы предполагает рассмотрение определённой проблемы в рамках того или иного вида деятельности. По времени разработки проекты могут быть краткосрочные (до месяца) и долгосрочные (до года). По образовательной направленности выделяют:

  • познавательно-речевые проекты (например, «Театр в жизни ребёнка», требующий накопления материалов в аспекте разных сторон вопроса);
  • творческие, посвящённые творческому осмыслению узкой проблематики (к примеру, проект «Мои первые сказки», предполагающий рассмотрение четырёх сказок разными видами театрализованной деятельности).

Это интересно. Ряд методистов относит подготовку сценария для драматизации к краткосрочным проектам.

Разработка плана проекта предполагает указание:

  • темы;
  • автора;
  • актуальности работы;
  • вида проекта;
  • перечня участников;
  • сроков осуществления проекта;
  • материального обеспечения проекта;
  • целей и задач работы;
  • плана выполнения проекта;
  • предполагаемых результатов.

Перейдя по ссылкам можно ознакомиться с примерами:

  • долгосрочного проекта для первой младшей группы;
  • краткосрочного проекта для первой младшей группы;
  • долгосрочного проекта для второй младшей группы;
  • краткосрочного проекта для детей 3–4 лет.

Подготовка реквизита также может быть частью проекта по театрализации

Диагностика театрализованной деятельности в младшей группе

Театрализованная деятельность, как и любая другая, подвергается мониторингу дважды в год. Кроме первой младшей группы, воспитанникам которой в начале учебного года ещё нечего продемонстрировать.

Это интересно. Некоторые методисты настаивают на том, что в первой младшей группе мониторинг проводить вообще нельзя, так как очень сложно определиться с критериями оценивания малышей.

Со второй младшей анализ осуществляется дважды в год и помогает выявить:

  • прогресс или недостатки в развитии эмоционально-волевых, интеллектуальных качеств;
  • уровень развития творчества в детях;
  • пробелы в знаниях художественных текстов;
  • уровень физической подготовки (в аспекте выполнения имитационных упражнений).

Диагностика позволяет увидеть прогресс в развитии творческих способностей малышей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: