Педагогическая концепция «Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ»


Фитотерапия для детей


Фитотерапия как древнейшая наука, дошедшая до наших дней, является частью традиционной медицины.

Это вариант метаболической терапии, в полной мере влияющий на болезнетворный процесс на уровне тканевого обмена.

Фитотерапия была и остается популярным методом лечения, рекомендуется специалистами разных профилей, также и педиатрами.

Фитотерапия, кроме экономического аспекта, имеет ряд преимуществ при лечении многих заболеваний, в том числе и у детей:

  • возможность длительного и безопасного применения;
  • совместимость с назначаемыми фармпрепаратами;
  • многоплановое действие растений, позволяющее лечить одновременно сопутствующие заболевания;
  • удобное и простое использование в домашних условиях;
  • эффективность в лечении легких форм заболевания и в составе комплекса мер при тяжелых формах болезни;
  • многие растения укрепляют защитные силы организма, повышают иммунитет, осуществляя профилактику заболеваний, предупреждая обострение хронических недугов, осложнений;

Необходимо отметить, что как и всякое лечение, фитотерапия имеет свои показания и противопоказания и должна назначаться специалистом, особенно у детей. В целом, фитотерапия взрослых и детей не особенно отличается.

Лекарственные фитосборы при соблюдении правил заготовки и применения весьма редко вызывают аллергические реакции, но у детей, склонных к аллергии, желательно опробовать травяной сбор в течении 2-3 дней, внимательно наблюдая за состоянием ребенка ( наличие кожных высыпаний, кишечного дискомфорта и пр.) Если аллергических реакций не будет, то можно применять фитосбор для лечения.

Существуют основные принципы применения лекарственных растений:

  • приоритетность фитотерапии (основная или вспомогательная);
  • индивидуальный подход с учетом сопутствующих проблем;
  • принцип целесообразности ( от простого к сложному), то есть при начальных признаках заболевания применять пищевые растения, общеукрепляющие травы,
  • монофитотерапия предпочтительна для детей раннего возраста,
  • при усилении заболевания составление комплекса лекарственных трав.
  • при острых заболеваниях фитотерапия применяется в течение острого периода и 2-3 недели после стихания симптоматики.
  • при хронических заболеваниях фитотерапия применяется около 4-6 недель непрерывно и повторяется курсами 2-3 раза в год, а также при угрозе обострения.


Фитотерапия для детей привлекательна разнообразием форм для наружного и внутреннего применения.

Наиболее распространенными и оптимальными способами применения лекарственных растений у детей считаются энтеральный ( то есть внутренний), наружный и ингаляционный.

Внутрь в большинстве случаев применяются напары ( чаи), отвары, настои, экстракты. Часто используются микроклизмочки у маленьких детей.

Наружно- используются ванночки, аппликации, обтирания, ванны, ингаляции и пр.

Внутрь фитопрепараты принимаются за 15-20 минут до еды. Отвары или водные экстракты лучше готовить ежедневно, рассчитывая суточную дозу для ребенка. Спиртовые настойки разбавляются водой ( а у детей раннего возраста-до 3 лет, не применяются!)

Дозировки лекарственных трав для детей

Возраст ребенка (лет) Часть от взрослой дозы
До 6 месяцев 1/10
6–12 месяцев 1/8
1–2 1/7
2–4 1/5
4–5 1/4
5–7 1/3
7–10 1/2
10-12 3/4

Для детей старше 12 лет можно применять взрослую дозировку. Лечебные настойки, экстракты трав для детей дозируются из расчета 1-3 капли на год жизни на прием.

В детской практике отвары и настои лекарственных трав используются также в качестве полосканий.

Дети среднего и старшего возраста обычно полощут горло и рот без затруднений. Маленьких детей (3-4 года) необходимо обучить этому процессу и процедуру проводить под присмотром взрослых.

Детям раннего возраста( младше 3 лет) вместо полоскания горла дают теплый отвар пить маленькими глотками или закапывают их в нос по 8—10 капель. В этом случае отвар попадает в носоглотку и дает свой лечебный эффект.

Полоскания проводят часто, для наилучшего действия около 5-6 раз в сутки, в острые периоды можно полоскать каждые 1,5—2 часа.

Для лечения носоглотки также хорошо закапывать в нос масляные экстракты трав либо эмульсии водного настоя в растительном масле (оливкового либо подсолнечного).

Замечательно действуют различные ингаляции травяными сборами при лечении респираторных заболеваний.

У маленьких детей единственно возможным и достаточно эффективным методом проводить ингаляцию является так называемый “палаточный” метод.

Для этого достаточно соорудить небольшую палатку из полиэтиленовой пленки или любой другой непромокаемой ткани, поставить кастрюлю с отваром лечебных трав ( для хорошего парового эффекта объем должен быть 3-4 л) и посадить ребенка рядом ( внимание! только под присмотром взрослых!) или сесть самим, держа ребенка на руках.

В этом случае кроме ингаляционного эффекта ещё будет общий равномерный прогрев. Нужно учесть, что ингаляции и любые тепловые процедуры проводятся только при нормальной температуре тела. Если температура у ребенка повышена- эти мероприятия не проводятся!

У детей лекарственные растения для наружного действия применяются широко особенно в первый год жизни с целью профилактики опрелостей, очищения и защиты кожи ( ванночки и купания с чередой, ромашкой, календулой).

Очень хорошо применять лечебные витаминные пищевые растения с целью профилактики заболеваний.

Это различные плоды, ягоды, овощи, фрукты, лук и чеснок, салатные и зеленные овощи.

Их можно употреблять добавляя ежедневно в любую пищу(например, зеленные и листовые овощи, фрукты, ягоды) и в качестве питья в виде свежевыжатых овощных и фруктовых соков, желе, компотов, киселей, чаев, отваров.

В целом можно подытожить, что фитотерапию для детей назначают индивидуально с учетом терапевтического действия и возможных противопоказаний.

Обязательно учитываются сопутствующие заболевания и непереносимость некоторых трав ( если есть аллергия). В младшем возрасте у детей чаще используется монофитотерапия и сборы из 3-4 трав.

Траволечение требует длительного применения не менее 4-6 недель и при хроническом течении заболевания проводятся профилактические курсы фитотерапии в период сезонного обострения (весной и осенью).

Существуют и ограничения к фитотерапии:

  • острые и угрожающие жизни состояния, когда необходимо применение неотложной терапии,
  • наличие индивидуальной непереносимости,
  • детям до 14 лет не назначаются ядовитые и сильнодействующие фитопрепараты, в других случаях используется меньшая дозировка;
  • с осторожностью используются у детей растения, влияющие на эндокринную систему ( элеутерококк, женьшень, аралия, и др) во избежание гонадотропного действия ( раннего полового созревания).

Учитывая все вышеописанные рекомендации, грамотное применение у детей лекарственных растений с целью профилактики , повышения защитных сил организма и лечения заболеваний, позволит укрепить здоровье и избежать хронических болезней во взрослом возрасте.

«Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Шайхутдинова Ю.Л.

«Фитотерапия как направление здоровьесберегающих

технологий в ДОУ»

Россия, Самарская обл., г. Похвистнево

ГБОУ СОШ №7 «Планета детства»

На современном этапе в условиях инновационно- образовательного процесса и внедрении ФГОС ДО, отмечается тенденция и компетентность педагогов по формированию культуры здоровья у воспитанников дошкольных учреждений. Дошкольный возврат является наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания верхних дыхательных путей и пищеварительного тракта. Здоровье, как известно на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве.

Важной методикой в инновационно- образовательном процессе является организация фитотерапии. Она, на мой взгляд, эффективно влияет на формировании культуры здоровья воспитанников и решает проблему реабилитации в оздоровлении часто болеющих детей. По классификации «Всемирной организации здравоохранения» фитотерапия является одной из составных частей традиционной медицины. В последнее время во всем мире значительно вырос интерес населения к лекарственным средствам природного происхождения. Например, в Германии 80% людей постоянно применяют в своей практике средства растительного происхождения, более 80% населения во всех странах хотя бы однажды лечились фитопрепаратами.

Основной целью моей работы является организация фитотерапии как важной методики в формировании психофизического развития ребенка в условиях инновационно- образовательного процесса.

Задачи проведенной работы включают в себя следующие этапы:

  • Рассмотреть современные подходы к развитию здоровой личности ребенка в условиях инновационно- образовательного процесса через фитотерапию;
  • Провести анализ принципов сохранения здоровья детей;
  • Организовать фитобар с целью профилактической и оздоровительной работы;
  • Дать методические рекомендации при организации фитобара в условиях инновационно- образовательного процесса.

Приоритетной средой жизни детей дошкольного возраста является дошкольное образовательное учреждение. Наличие причинно- следственной зависимости в системе «здоровье детей- среда образовательного учреждения» сегодня приобретают особую актуальность.

Во- первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а во- вторых, с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании. Поэтому опираясь на результаты психолого- педагогических исследований, мы видим что физическое и психическое нездоровье детей- результат сложнейших социально- экономических процессов и экологических проблем.

Новизна методики заключается в комбинации давно известных технологий здоровьесбережения, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического процесса.

В частности: создание фитобара в детском саду с учетом социальных, педагогических условий, состоянием здоровья воспитанников, профессиональной способности и готовности коллектива осуществлять работу по здоровьесбережению детей.

Анализ используемой литературы показал, что в условиях инновационного процесса существуют современные подходы к развитию здоровой личности ребенка. В сферах инновационной деятельности в области культуры здоровья у воспитанников, необходимо большое внимание уделять поиску новых организационных форм здоровьесберегающей работы в рамках реализации ФГОС ДОУ. Формирование культуры здоровья у воспитанников возможно при следующих организационных педагогических условиях:

  • Сохранение индивидуальных приоритетов в создании собственной методики инновационно- образовательного процесса;
  • Использование фитотерапии как средство формирования культуры здоровья личности.

В нашем ДОУ организован фитобар, где дети получают фиточаи с трехлетнего возраста, с учетом индивидуальной непереносимости. Дизайн фитобара нашего детского сада это уютная обстановка с использованием теплой цветовой гаммы, деревянных скульптур, керамики, оформление живыми цветами и икебанами. Фитобар оснащен красочной информацией о составе чаев, способах их приготовления и показаниях. Технология и ассортимент фитобара, конечно же, во многом зависит материального обеспечения, но широкий ассортимент и передовые технологии будут служить прекрасным средством для оздоровления детей.

Лекарственные растения могут вводиться различными способами: внутрь, наружно, ингаляционно. Мы применяем пока только внутрь, в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов. Для приготовления чаев и отваров используются мелиса, мята, зверобой и шиповник. По показаниям почечный сбор, желудочно- кишечный и другие. В период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай.

Нами, совместно со старшей медицинской сестрой была разработана методика применения фитотерапии, и предложен план оздоровительных мероприятий, рекомендуемый для использования в ДОУ при оздоровлении и реабилитации часто болеющих детей. Были подобраны консультации, рекомендации, советы для воспитателей и родителей, конспекты занятий и развлечения для детей, которые содержали интересную и познавательную информацию по фитотерапии:

— рекомендации воспитателям « Ассортимент фитобара»,

— конспект педагогического совета на тему: «Обеспечение восхождения дошкольника к культуре здоровья через совершенствование здоровьесберегающей среды детского сада»,

— консультации для родителей «Общие сведения о лекарственных растениях»; «Лекарственные растения в быту»; «Живая аптека»,

— конспекты познавательных занятий для детей: «Путешествие в мир лекарственных растений»; «Растения, которые нас лечат».

Оздоровительная работа в ДОУ строится с учетом возвратных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, одной из которых является фитотерапия, учитывающая особенности здоровья и развития ребенка.

Преимущества фитотерапии в условиях инновационно- образовательного процесса предполагает: относительную безвредность, низкую токсичность, слабую способность вызывать побочные эффекты, большую доступность, простоту использования.

При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахарного сиропа, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа аптечного корня, варенье.

Система комплексной фитореабилитации разработанная нами способствует повышению интереса к проблеме фитотерапии, как одного из наиболее важных направлений в инновационном образовательном процессе и решает проблему реабилитации и оздоровления часто болеющих детей.

В основу работы положен компетентностный подход, который позволяет акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. При этом в качестве результата рассматриваем не сумму усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.(Знает- умеет- выполняет. Ведь каждый знает о пользе утренней гимнастики, а делают ее единицы из нас). Поэтому под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья.

Применение фитотерапии является эффективной методикой в формировании психофизического здоровья воспитанников в условиях инновационно- образовательного процесса. Прослеживается высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии валеологической грамотности родителей. Это в конечном итоге положительно влияет на уменьшение роста заболеваемости детей, в целом благоприятно сказывается на состоянии здоровья ребенка.

Список литературы:

  1. Барнаулов О.Д. «Введение в фитотерапию» Санкт – Петербург. Издательство «Лань», 2012 г.
  2. Бусловская Л.К. «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении». Белгород., 2011 г.
  3. Митяева А.М. «Здоровьесберегающие педагогические технологии» М., Академия, 2009 г.
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. «Здоровый образ жизни». Программа воспитания и развития детей для дошкольных образовательных учреждений. М., 2010 г.
  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

» Фитонцидотерапия в детском саду»

Фитонцидотерапия в детском саду

В условиях дошкольного учреждения закаливание является эффективным лишь при условии, что оно органично вписывается в комплекс оздоровительных мероприятий и распорядок дня.

Для оздоровления и закаливания детей мы используем как традиционные (физкультурные занятия, прогулки и подвижные игры на улице, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные праздники и развлечения), так и нетрадиционные формы оздоровления детей, такие как фитонцидотерапия).

Большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада. Микроклимат зданий характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, как бы провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания.

Огромное значение на состояние здоровья детей оказывает воздушный комфорт. Он определяется наличием кислорода, наличием отрицательных частичек-ионов — так называемых витаминов воздуха. Способствуют этому комнатные растения. Это уже не одно столетие подтверждает народная медицина, где растениям и травам отводится первое место.

Поэтому мы рассматриваем комнатные растения в дизайне помещений не только с точки зрения эстетики, наблюдения и труда детей, но и учитываем их воздействие на организм ребёнка и подбираем по экологическим свойствам.

С целью увлажнения воздуха целесообразно помещать в комнату, где находятся дети:

  • папоротник,
  • циперус.

Оказывают губительные действия на бактерии:

  • лимон,
  • туя,
  • алоэ,
  • герань,
  • роза,
  • бегония,
  • плющ,
  • аспарагус,
  • традесканция,
  • фикус.

Отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества:

  • хлорофитум,
  • аспидистра,
  • фикус.

Выходя с детьми на дневную прогулку мы организоваем дыхательную гимнастику вокруг кустиков можжевельника или деревьев: каштана, клена, ели (для снятия усталости).

Можжевельник выделяет в воздух большое количество фитонцидов, поэтому целесообразно использовать его в оздоровительной среде для детей. Имеются данные, что один гектар можжевельника выделяет в сутки 30 кг фитонцидов, которые способны очистить от болезнетворных микроорганизмов воздушное пространство среднего города. Верными союзниками в оздоровлении детей методом фитоцидотерапии стали родители. Они в условиях семьи продолжают работу, проводимую с их детьми в нашем ДОУ. Для этого мы знакомим их с перечнем растений, которые используются в дошкольном учреждении и их назначении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: