Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему: «Дыхание растений» (ФГОС) Кириллов Алексей Анатольевич учитель биологии 1 категории МАОУ «Основная общеобразовательная. — презентация


Методическая разработка урока биологии на тему: «Дыхание растений»

Республика Адыгея,

г. Майкоп, МБОУ «Лицей №19»,

учитель биологии высшей категории

Петрова Лариса Константиновна

Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)

Тип урока:

комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Цели:

Дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления; образовательная — организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания; развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «знаю-хочу узнать-узнал» и чтение с остановками; воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование:

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.-М.,2005.
  2. Корчагина В.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., 1993.
  3. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
  4. Таблицы «Стебель», «Строение листа».

Ход урока

  1. Стадии вызова и целеполагания
  1. Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске).
  2. Составление учащимися схемы «Что я знаю о дыхании»

Дышат все организмы

Выделяется углекислый газ

ДЫХАНИЕ

Дышат растения

Поглощается кислород

  1. Обсуждение схемы
  2. Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю».
Знаю Хочу узнать Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
  1. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.
  2. Заполнение графы «Хочу знать».
Знаю Хочу узнать Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
  1. Стадия осмысления
  1. Демонстрация опыта

    , доказывающего, что растения при дыхании выделяют углекислый газ.

Инструкция для учащихся

  1. Возьмите три химических стакана; в первый поместите проросшие семена фасоли, во второй – смоченные корнеплоды моркови, в третий – веточки растения (например, традесканция).
  2. Стаканы плотно закройте пробками и поставьте в темное место.
  3. Через день проверьте, изменился ли состав воздуха, для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему свеча гаснет?
  2. Какой газ не поддерживает горение?
  3. Какой можно сделать вывод о дыхании?
  4. Все ли органы растения дышат? Дышат ли корни?
  1. Обсуждение рисунка

    «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» (см. Оборудование, 1, с.156)

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, о чем говорит опыт?

2. Для чего в первом варианте используется пульверизатор?

3. Для чего во второй стакан налили масло?

4. Почему растение во втором стакане погибло?

5. Для чего растению нужен кислород?

  1. Сравнение суждений учащихся с научной информацией:

    чтение текста №1; заполнение графы «Узнал» в таблице (для чего нужен кислород).

Вывод:

корень растения дышит; если доступ кислорода к корням прекращается, то растение погибает, кислород необходим растению для обмена веществ, при котором разрушаются органические вещества и высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности растения.

  1. Прием «чтение текста с остановкой»:

    чтение текстов № 2,3, обсуждение.

  2. Работа с таблицей «ЗХУ»

    — заполнение графы «Узнал»

  3. Самостоятельная работа с текстом:

    чтение текста №4; обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает?

2. Почему растение помещают в темноту?

  1. Самостоятельная работа с текстом №5

    : чтение, заполнение таблицы «Особенности процессов дыхания и фотосинтеза»; фронтальная проверка правильности выполнения задания.

Вопросы Фотосинтез Дыхание
1.Какой газ поглощается

2.Какой газ выделяется?

3.В какое время суток происходит?

4.В каких клетках происходит?

5.Значение для растения

Вывод:

процессы фотосинтеза и дыхания взаимосвязаны: при фотосинтезе образуются органические вещества, которые используются при дыхании.

  1. Стадия размышления и рефлексии
  1. Анализ записей.
  2. Что нового вы узнали на этом уроке?
  3. Заполнение таблицы ЗХУ, графы «Узнал»:
Знаю Хочу узнать Узнал
1.При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ Как дышат растения? У растений есть органы дыхания чечевички и устьица
2.Дыхание – это свойство всех живых организмов Зачем нужен кислород? При участии кислорода разрушаются органические вещества и высвобождается энергия

Домашнее задание:

изучение параграфа учебника (см. Оборудование,1, параграф 35), записи в тетради.

Приложение

Особенности процессов дыхания у растений

Текст №1

Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов.

Текст №2

Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мертвый (иногда, очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки.

Текст №3

Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло-расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в коже стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья.

Текст №4

Возьмет побег какого-либо растения, на котором не меньше 10-12 листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен ещё один стакан с прозрачной водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф.

Текст №5

В темноте растения не могут выделять кислород, так как фотосинтез прекращается. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакане известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (Оборудование, 1, с.151).

План конспект по биологии 6 класс Урок 10. Дыхание растений

Урок 10. Дыхание растений

Задачи урока:

  • продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений;
  • ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяс­нять их результаты;
  • научить учащихся применять знания о дыхании рас­тений при их выращивании и хранении урожая.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыха­ния в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о про­цессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно­популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, у них формируются ценностно-смыс­ловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отноше­ния к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: устьица, чечевички.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в рабочей тет­ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

Ход урока

  1. Проверка знаний
  1. Проверка знаний о дыхании как составной части обмена веществ, в процессе которого происходит посто­янный обмен газами между организмом и окружающей средой, об особенностях дыхания у животных (индиви­дуальный и фронтальный опрос).
  2. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
  1. Изучение нового материала
  1. Дыхание растений. Роль устьиц, чечевичек и меж­клетников в газообмене у растений. Сущность дыхания растений — образование энергии, используемой на про­цессы жизнедеятельности (рассказ учителя с демонстра­цией опытов, доказывающих выделение углекислого газа при дыхании, оформление результатов опыта — зада­ние 6 к уроку 10 в рабочей тетради).
  2. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая (беседа).
  1. Закрепление материала

1. Беседа о сходстве процессов дыхания у растений и животных (объяснение результатов опытов, приведён­ных на с. 110 учебника).

Дыхание у животных

Значение внутренней циркуляции для организма животных, осо­бенно крупных, очень велико. Для таких животных, как простейшие или очень мелкие многоклеточные, зачастую достаточно простой диффузии молекул кислорода, воды или пищи. Однако есть пределы и ограничения, которые накладывают законы диффузии, и тогда возни­кают специальные системы циркуляции газов и жидкостей: дыхание и кровообращение. Хотя эти процессы взаимосвязаны, удобнее рассматривать их раздельно.

Дыханием называют процессы поглощения кислорода и выделения углекислого газа.

Сказанное относится как к целому организму, так и к внутрикле­точным процессам. Водные животные извлекают кислород из воды, в которой он растворен (водное дыхание), а наземные — дышат кислородом атмосферного воздуха, где его неизмеримо больше (воздушное дыхание). Происходят эти процессы на ды­хательных поверхностях — обменных мембранах. Очень мелкие жи­вотные могут получать кислород прямо через покровы тела, но большинство животных имеют специальные органы дыхания (рис. 7).

Дыхание нередко называют энергетическим обменом, поскольку для получения энергии, необходимой животным, требуется окисление компонентов пищи с помощью кислорода. Важную роль в переносе энергии от питательных веществ («топлива») к энергопотребляющим процессам обмена веществ играет вещество АТФ (аденозинтрифос­фат).

Рис. 7. Типы дыхательных поверхностей

Некоторые животные могут использовать энергию органических соединений, полученную без кислорода (анаэробный обмен), но этот путь дает в 10-20 раз меньше энергии, чем при полном окислении мо­лекул пищи.

В процессе использования клетками кислорода для окисления пи­щевых веществ образуется CO2 который выходит из клеток и выделя­ется наружу через поверхность тела или дыхательные органы. Обра­зующаяся наряду с диоксидом углерода вода обычно включается в общий водный запас организма. Основная часть энергии, получаемой за счет дыхания, в конце концов превращается в тепло. Материал с сайта https://doklad-referat.ru

Главный физический процесс, обеспечивающий перемещение ки­слорода из внешней среды к клеткам организма, — это диффузия, т. е. движение растворенного газа в направлении градиента концентрации — от высоких концентраций к низким. Точно так же по градиенту кон­центрации, но в противоположном направлении перемещается CO2. Диффузии часто помогает циркуляция крови. Кровь многих животных содержит специализированные белки, которые называют дыхатель­ными пигментами. Они и переносят кислород, обратимо связывая его, а затем отдавая местам потребления. Это может быть гемоглобин, ге­моцианин, хлоркруорин и т. д.

Для удовлетворения своих энергетических потребностей большинство животных использует окисление компо­нентов пищи. Процесс высвобождения биологически полезной энергии из питательных веществ, главным образом углеводов, на­зывается дыханием. Поскольку этот процесс идет в присут­ствии кислорода, дыханием называют также потребление O2 и выделение CO2. Способы получения кислорода из воды или воздуха различ­ны, поэтому и органы дыхания водных и наземных животных различаются по своему строению. Невзирая на то, что дыхание у разных групп животных осуществляется с помощью разных органов и ап­паратов, сам процесс по своей сущности практически одина­ков.

На этой странице материал по темам:

  • Краткое сообщение о дыхании у животных

  • Зоология дыхание животных

  • Дыхание животных доклад

  • Дыхание животных маленький доклад

  • Доклад дыхание у животных

Урок биологии в 6 классе » Жизнедеятельность живых организмов».

Конспект

повторительно-обобщающего
урока по теме «Жизнедеятельность организмов»
6 класс

По программе В.В.Пасечника.

Цель

: систематизировать и обобщить знания учащихся о системах живых организмов, особенностях их строения и жизнедеятельности.

Задачи урока:

Обучающие:

систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности живых организмов;

— продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов;

Закрепить знания об особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции.

Развивающие:

-развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;

— продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

— способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, развивать мышление, память.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

— развивать умение работать в группе, слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

— содействовать воспитанию интереса к биологии.

Оборудование

: учебник В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся:

групповая, индивидуальная.

Время на каждый этап урока:

Оборудование

: учебник В.В. Пасечник “Биология. 5- 6 классы”, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: рейтинг — урок,

групповая технология, «мозговой штурм» (проблемные задачи), тестирование, использование ИКТ.

Структура урока:

Ход урока:

Учитель: мы с вами в течение полугода изучали, что растения и животные являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки живых организмов

-дыхание (поглощение и выделение газов)

-питание (поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего организма);

-размножение (воспроизведение себе подобных);

-рост (увеличение массы и размеров организмов);

-развитие (качественные изменения организмов);

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: