Ведущий.
Добрый день, уважаемые зрители! Вы присутствуете на игре «Человек и профессия».
В мире насчитывается около 50 тыс. разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно…
Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход.
В нашей школе был проведён опрос среди учащихся 8 – 11 классов по теме «Мир профессий».
На вопрос «Кем ты хочешь быть?» получены следующие ответы: водителем, косметологом, врачом, юристом, парикмахером, программистом. Всего названо 22 профессии.
Профессиями XXI века учащиеся считают: программист, учитель, водитель, медицинский работник, менеджер, юрист, экономист. Всего названо 33 профессии.
Профессиями, ушедшими вглубь веков, по мнению опрошенных, можно считать следующие: уборщица, дворник, тракторист, агроном, пастух, доярка. Всего названо 37 профессий.
Из опросов общественного мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом. Сегодня мы проверим – знают ли о них игроки.
Представление жюри.
Итак, встречайте наших игроков. Сегодня играют две команды: команда 8 класса и команда 9 класса.
Представление команд.
Ведущий.
Прежде, чем перейти к гейму 1, я объясню правила.
1. Игра состоит из 5 теоритических конкурсов (геймов) и 2 практических.
2. Если команда не даёт правильного ответа, то на вопрос могут ответить болельщики и заработать для своей команды 1 балл.
3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
4. В командах, кроме постоянных участников, будут ещё и помощники из числа зрителей (родители, гости, педагоги).
— Уважаемые зрители! У вас есть цветовые карточки, которые подскажут, какой команде вы будете помогать. На карточках есть цифры, они показывают номер гейма, в котором вы примете участие.
Сейчас я объявляю начало гейма 1. Прошу зрителей, у которых на карточках стоит цифра 1, занять свои места в командах.
Гейм 1 «Разминка»
Условие:
команды по очереди дают ответ на вопрос. Время на обдумывание 30 секунд.
1. Назовите предмет, используемый в работе медика, в портняжном деле и на уроках музыки. (Игла)
2. Кем бы мог работать в наши дни кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Бизнесмен, животновод, председатель)
3. Кем бы мог работать в наши дни волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (Пародист)
4. Суровое время природы:
Стенает листва на ветру,
Не дни ускользают, а годы,
Но всё это мне – по нутру!
Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт)
5. Хоть была ещё девчонкой
Правила бензоколонкой.
И на лесозаготовках
Проявила в щах сноровку.
Назовите фамилию актрисы и название фильмов, о которых идёт речь. (Н.Румянцева «Королева бензоколонки», «Девчата»)
6. Кто из царей знал 14 ремёсел? Назовите царя и не менее 6 ремёсел, которыми он владел.
(Пётр
I– плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)
7. «Чёрный ящик» — вопрос для обеих команд.
В «чёрном ящике» находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Назовите это орудие труда. (Ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой)
Музыкальная пауза
Слово жюри (представление + гейм 1)
Гейм 2 «Заморочки из бочки»(команды по очереди достают из мешочка бочонок с номером вопроса)
Условие:
отгадать название профессии с помощью 5 подсказок ведущего. После каждой подсказки у игроков есть возможность дать ответ.
Вопрос №1
1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы – 5 баллов
2. Несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта –4балла.
3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет –3балла.
4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат –2балла.
5. Олег Газманов поёт, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1 балл
(ОФИЦЕР)
- Государственное образовательное учреждение «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (МПИ ФСБ РФ)
129328, г. Москва, ул. Осташковская, д. 15
- Пограничная академия Федеральной службы безопасности РФ (ПА ФСБ РФ)
125040, Москва, Ленинградский пр., д. 3, корп. 5
- Военный университет МО РФ
Адреса:
Территория №1, Маяковка: 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14;
Территория №2, Лефортово: 109033, Москва, ул. Волочаевская, 3/4;
Территория №3, Хамовники: Москва, Комсомольский пр-т, 20.
Вопрос №2
1. Эта профессия процветает во всём мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного — 5 баллов.
2. Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям –4балла.
3. Консультации этого специалиста чаще всего платные. Во многих странах он – друг и советчик у 50-80% населения –3балла.
4. Не жалейте денег на здоровье!
В жизни это главное условие.
Почему? Да просто потому,
Что без душевного здоровья
Деньги нам уж ни к чему!
Он изучает причины душевных расстройств –2балла.
5. Психотерапия существует с незапамятных времён. В XIX веке прославил её врач Зигмунд Фрейд — 1 балл
(врач-ПСИХОТЕРАПЕВТ)
- Тульский государственный университет
г. Тула, пр. Ленина, д. 92
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9
- Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский областной медицинский колледж»
300034, Тульская область, г. Тула, ул. Халтурина, д. 1
Специальности: фельдшер, медицинская сестра,медицинский лабораторный техник
- Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульское областное медицинское училище №1 (техникум)»
301600, Тульская область, г. Узловая, ул. Беклемищева, д. 83
Специальности:фельдшер, медицинская сестра
Вопрос №3
1.Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходится интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов — 5 баллов.
2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами –4балла.
3. Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами –3балла.
4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту приходится отстаивать истину, быть аккуратным, гибким –2балла.
5. Сегодня всё больше внимания уделяют вопросам правового регулирования бизнеса — 1 балл
(ЮРИСТ)
1.Тульский государственный университет
г. Тула, пр. Ленина, д. 92
2.Военный университет МО РФ
Адреса:
Территория №1, Маяковка: 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14;
Территория №2, Лефортово: 109033, Москва, ул. Волочаевская, 3/4;
Территория №3, Хамовники: Москва, Комсомольский пр-т, 20.
Вопрос №4
1. Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины — 5 баллов.
2. Консультирует клиентов по вопросам питания, проводит процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний –4балла.
3. Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. –3балла.
4. Они служат красоте:
Красота загадочней, ярче и шире,
Словно всюду от счастья висят ключи –2балла.
5. Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, ведут собственную практику — 1 балл
(КОСМЕТОЛОГ)
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9
Вопрос №5
1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют жизнь многие люди — 5 баллов.
2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами –4балла.
3. У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность –3балла.
4. Должен осуществлять подготовку всей полётной документации, быть готов работать в экстремальных условиях, иметь чувство безопасности и сочувствия людям –2балла.
5. Они могут петь:
Первым делом, первым делом самолёты,
Ну а девушки, а девушки потом — 1 балл
(ПИЛОТ)
Музыкальная пауза
Вопрос №6
1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие – расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1 млн. человек — 5 баллов.
2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде –4балла.
3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции –3балла.
4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счёт любят», «Деньги счётомкрепки » — 2балла.
5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчёт, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 году — 1 балл
(БУХГАЛТЕР)
1.Тульский государственный университет
г. Тула, пр. Ленина, д. 92
Профориентационная работа в начальной школе. учебно-методический материал на тему
«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным».
Сенека.
Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий .Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа.
2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы.
3 этап – -10-11 классы
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
- Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
- Понимание значения труда в жизни человека
- Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
- Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом .Первые профессии, о которых узнает ребенок, — это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.
Слова «работать, работа, на работе» — одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.
Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:
-уход за комнатными растениями; — уборка школьных территорий и классных комнат.
Уже с 1класса каждый классный руководитель начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.
Формы и методы профориентационной работы.
Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.
В своем классе мы с ребятами проводили такие занятия как:
- Классный час «Профессии наших родителей».
- Час общения «Кем я хочу стать?».
- Театрализованное представление «Горячий хлеб»
- Проводились встречи с родителями учащихся ,которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
- Конкурс поделок «Золотые руки бабушки (дедушки)».
- Конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап».
Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры которые можно использовать как на уроках так во внеурочной деятельности.
«Магазин» (на уроках математики),
«Библиотека» (на уроках литературного чтения),
«Редактор» (на уроках русского языка),
«Экскурсовод» (на уроках окружающего мира);
Ребятам очень понравилась ролевая игра «Я-Учитель!» посвященное Дню учителя которая проводилась во время внеурочной деятельности . В течении недели ребята в ходе голосования выбирали «учителя» на определенный урок. Данный ученик в совместной работе с родителями и учителем готовили определенные задания для класса, определяли систему оценивания и проводили свое занятие в форме игры или игрового занятия.
Очень увлекательны для детей внеклассные мероприятий
«Все профессии важны»,
«Ярмарка профессий»,
«Мир профессий».
Такие мероприятия дети любят еще и потому что ,вместе с ними в них принимают участие и их родители.
На внеурочных занятиях применяем игры и игровые упражнения, также связанные с профессией.
«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам»,
«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией»,
«Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией»
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Практически каждую тему урока можно связать с профессией. Например, в рамках изучения темы «Охрана природы» можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. В проекте «Кто нас защищает» ребята рассказывали о профессиях людей работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и даже о людях которые работают в газовой и лифтовой службах; в проекте «Богатства отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д), а один ученик Щабельский Арсений подготовил сообщение о своем прадедушке который был селикционером.
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).
На уроках русского языка при изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.
Большая профориентационная работа ведется на уроках ИЗО (ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор);
на уроках МУЗЫКИ пробуют свои силы в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов);
на уроках ТЕХНОЛОГИИ дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.
Так же дополнительными структурными элементами могут быть:
Беседы с приглашенными специалистами (не родители). Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, различный дидактический материал, интересные факты о профессии, пословицы о труде и загадки связанные с профессией.
Организация экскурсий на предприятия города или республики. С моим классом мы ходили в ПЧ №1 где знакомились с такой профессией как пожарный, в центральный отдел ГИБДД узнали о работе ГАИ.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио». В которое они вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.
В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Используя в своей практике все формы работы, я могу сделать вывод что наиболее интересными для моих учеников это ролевые игры и театрализованные постановки в которых дети раскрывают свой духовный и творческий потенциал и дает им реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей . Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.