Важные аспекты составления лэпбука «Дикие животные»
Составителями пособия могут быть как педагоги, если лэпбук предназначен для детей младших групп, так и родители, например, если создание лэпбука является проектным заданием в детском саду, или мама и папа хотят систематизировать материалы, по которым они занимаются с ребёнком. В любом случае гораздо эффективнее пособие будет «работать», если к его созданию приобщить детей. Малыши и ребята среднего дошкольного возраста могут располагать и приклеивать картинки, а воспитанники старших групп могут даже участвовать в составлении подборки материалов.
Занятия с лэпбуком приучают ребят самостоятельно находить решения, делать выводы
Выбор темы
Тема «Дикие животные» очень обширная, поэтому более практичным будет сузить круг освещаемых вопросов, например:
- «Дикие животные России»;
- «Дикие животные родного края»;
- «Дикие животные средней полосы России»;
- «Экзотические животные»;
- «Группы животных по типу питания».
Форма пособия
Для лэпбука «Дикие животные» можно использовать следующие формы организации материалов:
- передвижная папка с раскрывающимися 3–4 разворотами или двумя створками — традиционно таким образом организуются материалы для младших групп, так как в пособии для этого возраста преобладают картинки, и форма передвижки позволяет обозревать сразу все иллюстрации;
- папка, вырезанная по силуэту животного, например, медведя;
- папка-гармошка — обычно так оформляются материалы для старших дошколят, так как младшие могут запутаться с открыванием-закрыванием страниц.
Какой способ и формат организации лэпбука выбрать
Кармашки являются самым удобным способом организации информации в пособии. Особенно востребован такой вариант хранения материалов для детей младшего и среднего дошкольного возраста. А вот для старших дошколят можно использовать и конверты, закрывающиеся при помощи «язычка» на верхнем клапане, который входит в отверстие на конверте.
Блоки с материалами можно хранить:
- в конвертах фигурных силуэтов (например, шишки или корзины для организации материалов, связанных с кормом для зимующих животных);
Даже если в пособии предполагается наличие фигурных конвертов, основой всё равно должны быть обычные, так как они наиболее удобны и практичны
- в книжках-раскладушках для оформления загадок, стихотворений или пословиц, поговорок, а также под картинки с текстами для практики правильного наименования самца, самки и детёныша животных;
- в дверцах, например, в лэпбуке для малышей так можно оформить стихотворение, которое является основой информационного блока всего пособия;
- в окошках — обычно так размещаются тематические картинки с изображением животных, местом их обитания и детёнышами;
- на крутящихся барабанах, где стрелки устанавливаются так, чтобы одна указывала на зверя, а вторая на «ребёнка».
Как и при создании пособий на другие темы, все материалы — тексты, картинки — размещаются на карточках.
Формат подачи информации может быть в виде:
- пазлов;
- иллюстраций (без текста для составления описаний малышами или для оформления информационного блока);
- игр;
- стихотворений;
- загадок (для первой младшей группы этот блок не нужен, а во второй загадки даются с ответами по рифме);
- пословиц, поговорок (этот блок включается только в пособия для старших дошкольников);
- раскрасок (для малышей рисунки должны быть с крупными элементами);
- дисков с аудио-, видеоматериалами по теме (записями звуков, которые издают животные, обучающими мультфильмами, презентацией).
Макеты для детского сада своими руками. Животный мир
Макеты животного мира для ДОУ своими руками
Актуальность: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Проблема: недостаточные представления детей о животных жарких и холодных стран (особенности внешнего вида, место обитания, пища). Цель: Расширять знания детей о животных жарких и холодных стран. Знакомство детей с характерными особенностями животных жарких и холодных стран. Задачи: 1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о животных; 2. Формирование умений узнавать новую информацию; 3. Определять значение животных жарких и холодных стран для экосистемы. 4. Называть и описывать характерные особенности животных. 5. Учить находить отличия и сходства среди животного мира жарких и холодных стран. 6. Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме. 7. Воспитывать бережное отношение к природе. Предполагаемый результат: 1. будут знать: название животных Африки, Арктики и Антарктики; особенности их внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе. 2. будут уметь: читать стихи о животных, загадывать загадки; определять животных по внешнему виду; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением животных; рисовать и лепить животных. 3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к животным. Мы редко задумываемся, что вокруг нас кипит другая жизнь. Пушистые, пернатые, рычащие, мяукающие существа живут своей удивительной жизнью. Сколько занимательных фактов о животных открыли ученые! Читая рассказы, сказки, рассматривая иллюстрации, ребята стали задавать множество вопросов, а что же такое животный мир? Это слон — он большой, а самый высокий — жираф, очень красивая птичка попугай может выучить до ста слов. Поэтому я решила сделать макеты с разными видами животных и их местом обитания. Чтобы ребенок не только мог отличить пантеру от домашней кошки, но составить интересные истории о необычных возможностях животных. Дети могут брать макеты и использовать в свободной игровой деятельности. Ребятам очень нравится находить новых животных, знакомится с ними, узнавать интересные факты, рассказывать о них, а самое главное придумывать различные истории. Ребятам также нравится наблюдать за подводным миром, находить золотые монеты и не только.
Рекомендуем посмотреть:
Макет по пожарной безопасности в детском саду Макеты для детского сада своими руками Макет фермы своими руками для детского сада Макет для детского сада своими руками. Скворечник
Похожие статьи:
Макет для детского сада своими руками по теме Осень
Материалы для лэпбука «Дикие животные»
Банк материалов может пополняться ежегодно.
Информационная часть
Этот блок включает:
- общую информацию о диких животных, в том числе сведения об образе жизни, питании и пр.;
- информацию о необычных животных – эти материалы можно включать даже в лэпбук для малышей;
- интересные факты о животных – такие материалы используются для пособия, начиная со средней группы;
- материалы о животных лесов;
- сведения об экзотических животных, в том числе и о тех, которых можно держать дома — материалы будут особенно интересны дошколятам, мечтающим о домашнем питомце;
- правила поведения при встрече с диким животным – эта информация должна включаться в лэпбуки начиная с младшего дошкольного возраста.
Стихотворения на тему «Дикие животные»
Для малышей рифмовки не должны быть слишком длинными:
- По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд Да малину с веток рвёт.
- Прокатился шум лесной — Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал.
- Знает лисонька-лиса: В шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.
- День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит волк молчком, Уши серые торчком.
Для ребят постарше и строк может быть больше, и ряд описываемых представителей фауны более широкий:
- Что за странный оленёнок? Он решил, что он ослёнок. Повторял он целый день: «Я осёл, я не олень!» И тогда сказала мама: «До чего же ты упрямый! Чуть с ума меня не свёл. Может, правда, ты осёл?»
- Рыжая белочка с рыжим хвостом Маленький рыжик нашла под кустом. Маленький рыжик она засолила. В банку большую его положила. Белке теперь не страшны холода: Есть у неё на всю зиму еда.
- Умный зверь кабан собою Любит землю разрывать. Он находит под землёю, То, что можно поедать. Кабаны сильны и ловки, Быстро бегают в лесах. Нестрашны им и зимовки. Шерсть густа на кабанах.
Блок загадок
Для малышей второй младшей группы подборка может быть такая:
- Я оранжевый зверёк, Шубка тёплая, как грелка, Хвостик мягкий, как пушок, Я — старательная … (белка);
- Колюч он, но не ёлочка, В иголках, но не сосёнка. В клубок свернуться может. Конечно, это… (ёжик);
- Веток хруст в лесу То тут, то там. Ищет жёлуди… (кабан).
Для детей средней группы загадки должны быть о животных, которых они хорошо знают:
- Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну. (Волк);
- Есть в реке работники, Не столяры, не плотники. А выстроят плотину, Хоть пиши картину. (Бобры);
- Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одёжка в два цвета — На зиму, на лето. (Заяц).
В лэпбук для старших дошколят можно включить загадки об экзотических животных:
- Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. (Жираф);
- Надели коняшки морские тельняшки. (Зебра);
- Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тыщу рос. (Слон).
Игры для лэпбука «Дикие животные»
В пособии должны быть представлены все виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные и пальчиковые.
Таблица: примеры игр для лэпбука «Дикие животные»
Название игры | Правила | Целевая аудитория |
Дидактические | ||
«Чья тень» | Дети соединяют тень с животным. | Младшая, средняя |
«Узнай зверя по описанию» | Педагог описывает животное, дети угадывают, о ком речь:
| Средняя, старшие группы |
«Четвёртый лишний» | Дети смотрят на картинку и выбирают «лишнего» зверя (обычно принцип выбора основывается на том, какое это животное: домашнее или дикое). Старшие дошкольники задание могут выполнять на скорость. | Средняя, старшие |
Пазлы | Ребята собирают изображение из фрагментов:
| |
Подвижные | ||
«На лесной опушке собрались зверушки» |
| Вторая младшая группа |
«Охотник и зайцы» |
| Средняя и старшие группы |
Театрализованные | ||
Игры-имитации | Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
| Младшая, средняя группы |
Пальчиковые | ||
«Белочка» |
| Младшая группа |
«Ёжик» |
|
Фотогалерея: материалы для игр «Чья тень», «Четвёртый лишний» и для пазлов
Игру «Чья тень» можно проводить на скорость
В игре «Четвёртый лишний» обычно среди диких животных есть одно домашнее
В игре «Четвёртый лишний» ребята тренируют скорость реакции, логику
Для малышей пазлы можно делать из картинок, а не из фотографий
Ребята средней и старшей группы могут складывать пазлы на время
Литературные произведения по теме
Тексты художественной литературы в форме отрывков для пересказа или в виде списка, рекомендованного для чтения с родителями, обязательно включаются в лэпбук. Подборка включает сказки и рассказы для ребят разного возраста.
Наглядность
Основой всего пособия является именно наглядность. С одной стороны, она обеспечивает эстетическую привлекательность лэпбука, а с другой — представляет собой материалы для работы с детьми по теме. Причём тематические картинки могут быть в виде отдельных изображений животных, а могут иметь более сложную форму, например, когда на иллюстрации даются сразу изображения и жилища зверя, и детёныша, и рациона.
Фотогалерея: примеры картинок по теме «Дикие животные»
Можно предложить детям посмотреть на картинку и вспомнить стихотворение об этом животном
Глядя на картинку, ребята могут называть сказки, где это животное было персонажем
Рассказывая о волке, дети делают акцент на том, что это хищник
В описание животного нужно обязательно включать его образ жизни в разное время года
В рассказ о животном включается описание его внешнего облика
В описание животного старшие дошкольники включают перечисление областей распространения зверя
Мультфильмы
В блок наглядных материалов также включаются CD с видеоматериалами по теме, работа с которыми подразумевает обсуждение после просмотра.
Видео: обучающий мультфильм «Животные Африки»
Видео: мультфильм «Тиг и Лео» для лэпбука «Животные тайги»
Видео: мультфильм «Семейство кенгуру» для лэпбука «Экзотические животные»
Видео: обучающий мультфильм «Лесные животные»
Раздел с ребусами и раскрасками
Картинки для ребят всех возрастов и задания на смекалку для воспитанников средней, старших групп также являются обязательными элементами лэпбука.
Фотогалерея: подборка картинок для раскрашивания на тему «Дикие животные»
На этой картинке дети отрабатывают точность штрихов, которые выполняются чёрным карандашом
По готовым рисункам дети могут сочинять истории
Для придания фактурности шерсти белки можно использовать технику раскрашивания штампом вилки
Кроме раскрашивания, можно предложить ребятам вспомнить интересный факт о животном
Для раскрашивания волка можно использовать простой карандаш, варьируя силу нажима для создания оттенков окраса
Для малышей нужно подбирать картинки с небольшим количеством деталей, одноцветные крупные хищники подойдут
Важно, чтобы дети точно знали название животного, которое раскрашивают
Фотогалерея: ребусы и кроссворды для лэпбука «Дикие животные»
Задания для кроссворда могут основываться на описании животных, на загадках
Ответы на этот ребус составляются по первым букам названий изображённых объектов
Ответ: лиса
Варианты использования пособия в группе и дома
Как уже говорилось ранее, применять пособие можно не только в детском саду, но и дома. Причём на разных этапах рассмотрения темы: при знакомстве с материалом дети могут описывать картинки, заучивать стихотворения. В процессе отработки материала — играть, раскрашивать, разгадывать ребусы.
При этом работу можно организовывать как индивидуально, так и в группе.
При подготовке занятия педагог может использовать лэпбук на каждом этапе НОД. Например, для актуализации опорных знаний можно использовать загадки, на основном этапе занятия — игры, работу с картинками, текстами художественной литературы, а на заключительном — ребусы и/или раскраски.
Что такое средняя полоса России?
Средней полосой России принято называть территорию европейской части нашей страны, характеризующуюся умеренно-континентальным климатом. Еще одно название ее – среднерусский регион. Именно так она называлась во времена Советского Союза. Природа средней полосы России разнообразна и удивительна. Некоторые животные и растения, населяющие европейскую территорию, практически больше не встречаются в отдаленных регионах нашей страны.