Направление: Физическое развитие
Спортивное оборудование | Для мальчиков: гантели, кегли, боксёрская груша и т.д. для девочек: обручи, скакалки, мячи, ленты и т.д. |
Альбомы | «Мужские и женские виды спорта», «Портреты спортсменов мужчин и женщин», «Спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные сезоны». |
Картотека игр | Народные, хороводные, подвижные |
Папки — ширмы | «Неприятная вещь плоскостопие», «Держи осанку». |
Оборудование для закаливания | Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания; |
Положение о конкурсе: «Лучший центр физического развития»
СОГЛАСОВАНО методист НМЦ УО | УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления образования |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении муниципального конкурса
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
по физическому развитию дошкольников среди образовательных учреждений города, реализующих образовательную программу дошкольного образования»
- Общие положения
1.1. Муниципальный конкурс по организации развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию дошкольников (далее – Конкурс) проводится НМЦ , городской творческой площадкой воспитателей «Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ».
1.2. Содержание и построение развивающей предметно – пространственной среды ДОО (далее – РППС) определяется Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС).
1.3. РППС по физическому развитию представляет собой комплекс мероприятий по усовершенствованию условий для организации всех форм физического воспитания по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству и работы по приобщению детей и семьи к основам здорового образа жизни.
1.4. Положение определяет:
- сроки и порядок проведения Конкурса;
- требования к оформлению;
- критерии смотра-конкурса.
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса:
Выявление, поддержка и распространение педагогического опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
2.2. Задачи Конкурса:
1) Привлечение внимания всего педагогического коллектива и родительского сообщества к проблемам физического развития дошкольников в ДОУ.
2) Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам физического развития дошкольников (образовательная область «Физическое развитие») в аспекте ФГОС ДО. Активизировать работу по физическому развитию дошкольников через обогащение РППС.
3) Стимулировать педагогов к созданию развивающей предметно – пространственной среды в соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной программы ДОО.
4) Распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании предметно-развивающей базы физкультурных уголков в группах, развитие творческого потенциала педагогов и взаимного сотрудничества с родителями (законными представителями).
3. Участники конкурса
3.1. В конкурсе могут принимать участие педагоги образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
3.2. Участие может быть индивидуальным или групповым (принцип формирования авторского коллектива любой).
4. Порядок проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится в два этапа:
1 этап
- с 25 февраля по 28 февраля 2020 года — предоставление конкурсных работ. Конкурсные работы представляются в МДОАУ «Детский сад № 78 » в электронном виде (презентация в редакторе Power Point. Формат ppt, rar, zip) на электронный адрес:___))
- c 11 марта по 15 марта 2020 года — подведение итогов Конкурса (работа жюри).
2 этап
- 22 марта 2020 года в 13.00 часов в МДОАУ «Детский сад № 78» очная презентация конкурсных работ победителей заочного тура (в рамках городской творческой площадки воспитателей ДОУ «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками»).
4.2. Для участия в Конкурсе необходимо:
- до 28 февраля 2020 года в МДОАУ «Детский сад № 78» направить:
— заявку от образовательного учреждения по форме (приложение 1) .
— конкурсный материал.
- Критерии смотра -конкурса:
5.1. Оценка проводится по критериям, максимальная оценка каждого критерия 3 балла.
5.2. Презентация должна отражать:
- Цели, задачи и содержание РППС по физическому развитию дошкольников.
- Педагогическая ценность и полифункциональность дидактического материала.
- Применение педагогами современных образовательных технологий.
- Ресурсное обеспечение:
-Наличие паспорта Центра физического развития;
-Наличие атрибутов:
- для подвижных игр (маски, полумаски и т.п.);
- игр с прыжками (скакалки, обручи и т.п.);
- игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком и т.п.);
- спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, настольные спортивные игры и т.п.).
-Наличие нетрадиционного оборудования, атрибутов из бросового безлопастного материала, изготовленного своими руками воспитателем, родителями (законными представителями) и детьми.
-Наличие оборудования, атрибутов для профилактики плоскостопия
-Наличие иллюстративного материала для ознакомления обучающихся (воспитанников) с разными видами спорта (вырезки из газет, журналов, фотографии, альбомы и т.п.)
-Наличие информации «О здоровом образе жизни и формировании двигательной активности ребенка в семье» в родительских уголках групп.
-Использование центра физического развития в течение дня:
- доступность оборудования для использования воспитанниками;
- возможность использования оборудования в самостоятельной деятельности (наличие схем, алгоритмов, карточек для детей )
- знают ли воспитанники названия подвижных игр;
- знают ли воспитанники правила подвижных игр;
- какие атрибуты воспитанники используют в игре.
-Наличие в физкультурном уголке картотеки подвижных игр.
- Материалы, отражающие самостоятельную деятельность детей в центре физического развития.
- Безопасность всех компонентов среды.
- Возрастная адекватность, соответствие требованиям программы и возрастным особенностям.
- Творческий подход к оформлению пространства, эстетичность (выдержанность единого стиля в оформлении и цветовом решении, рациональность размещения, практичность в использовании, оригинальность названия).
- Доступность оборудования для свободной деятельности детей, расположение РППС по физическому развитию в соответствии с требованиями СанПиН.
- Построение РППС на основе поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, когда сам ребёнок становится активным в выборе содержания игр и упражнений.
- Творческий подход к оформлению презентации.
- Соответствие содержания «Центра физического развития» требованиям ФГОС ДО.
6. Руководство Конкурсом
6.1. Работу участников конкурса оценивает жюри, в компетенцию которого входит:
-анализ и оценка в баллах;
-вынесение решений по итогам Конкурса;
-выработка рекомендаций по итогам проведения Конкурса, использованию выявленного инновационного опыта.
6.2. Состав жюри Конкурса формируется из нечетного количества членов.
7. Подведение итогов Конкурса
- Номинации для награждения победителей определяются жюри конкурса.
- Все участники конкурса награждаются грамотами и подарками.
- По результатам экспертизы оформляется протокол заседания жюри Конкурса.
приложение 1
Заявка на участие в муниципальном конкурсе
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
по физическому развитию дошкольников
среди образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования».
| |
е-mail) | |
| |
|
«___»___________20___г. ______________________ _________________
Подпись (и) руководителя Расшифровка
Направление: Художественно – эстетическое развитие
Народные игрушки, росписи. | Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель. |
Репродукции картин | Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика |
схемы | Животных, птиц, людей, деревьев, транспорта идр. |
трафареты | Силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков |
Раскраски | «Забавные зверята», «Весёлые человечки» и др. |
Дидактические игры | «Угадай роспись», «Ателье дымковской модницы», «Угадай символ» и др. |
альбомы | «Мужской образ», «Женский образ», «Художники – иллюстраторы» и др. |
Музыкальный центр
Музыкальные инструменты | Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д. |
Портреты композиторов | И.С. Бах, Д.Кабалевский, П. Чайковский, Д.Шостакович, Л.Бетховен и др. |
иллюстрации | К песенному репертуару |
атрибуты | Платочки, ленточки, султанчики, маски. |
картотека | «Всё о музыке» /стихи, загадки/ |
Музыкально – дидактические игры | «Угадай, на чём играю», «Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др. |
ТСО | Музыкальный репуртуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации |
Разные виды театра | Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф |
костюмерная | Костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек |
атрибуты | Сумки, галстуки, ленты, бусы и др. |
Разные виды ширм, фланелеграф | Вращающийся барабан |
Иллюстрации к сказкам | «Три медведя», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» и др. |
альбомы | «Актёров, артистов театра и кино», «Все профессии хороши, выбирай на вкус» |
Двигательная активность дошкольника в режиме дня
Двигательная активность детей в режиме дня
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, в эти годы происходит становление двигательной деятельности детей.
Двигательная деятельность детей – это совокупность деятельности детей в движениях на утренней гимнастике, физкультминутках на занятиях, физкультурных занятиях, упражнениях после дневного сна – воздушных ваннах, в подвижных играх на прогулках, в самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность:
1.Утренняя гимнастика —
способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, создают положительный эмоциональный настрой, воспитывает потребность в движении и формируют основные двигательные навыки, что очень важно для правильного развития ребенка.
2.Физкультминутки —
Повышают двигательную активность детей такая организованная форма работы, как физкультминутка, которая должна проводиться от 2 до 3 минут. Какая речь может идти о двигательной деятельности детей, если иногда дети выполняют движения, стоя за столами. Упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10-15 подскоков, 10-12 приседаний, 30-40 секунд бега на месте), по возможности связанными с содержанием занятий.
Однако, следует отметить, что на некоторых занятиях, например, по изо, дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса в положении сидя.
В группах раннего возраста рекомендуется привлекать детей к двигательной деятельности, например, для лучшего заучивания стихотворения можно отождествлять слова-действия с движениями.
Физкультминутки для дошкольников
Ванька-встанька Ванька-встанька, (Прыжки на месте) Приседай-ка. (Приседания.) Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Физкультминутка. Весёлые гуси (Музыкальная физкультминутка) (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.) Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи — У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее! Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый — Гуси мои, гуси! Выходили гуси, Кланялись бабусе — Один серый, другой белый, Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолёт. Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.) А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре — Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре — И на месте походили. (Ходьба на месте.)
Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Вечером Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.) В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.) Брат ее мальчик Иван (Приседания.) Тоже разбил… стакан! (Хлопаем в ладоши.)
Видишь, бабочка летает Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.) — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) (Г. Виеру)
Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)
Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Во дворе стоит сосна Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Вот летит большая птица Вот летит большая птица, Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.) Наконец, она садится На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
Вот под елочкой Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
В понедельник В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Вы достать хотите крышу Потянитесь вверх повыше — Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Выполняем упражненье Выполняем упражненье, Быстро делаем движенья. Надо плечи нам размять, Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Выросли деревья в поле Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Вышел зайчик Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Вышел клоун Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед… Поклонился всем как мог. (Поклоны.)
Физкультминутка. Вышли мышки Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.) Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.) Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.) Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».) Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.) Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
3. Каковы способы повышения двигательной активности на занятиях по физкультуре
:
Важно, чтобы упражнения сочетались по характеру движений, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия. Нецелесообразно, например, в содержание одного занятия включать лазанье по гимнастической стенке и ползанье по бревну. Оба упражнения оказывают однотипную нагрузку на ребенка, выполнение того или другого требует страховки воспитателя, упражнения длительны по выполнению.
Наиболее удачно сочетаются упражнения в лазании или равновесии с прыжками в высоту, упражнения в равновесии и бег или действия с мячами, метание в цель и прыжки в длину с места.
Повысить двигательную активность детей помогают способы организации детей для выполнения упражнений:
- фронтальный
– при котором упражнения выполняются сразу всеми детьми. Он эффективен для обеспечения большой активности детей, применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением;
- поточный
– выполнение одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Этот способ позволяет наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений, он применяется при разучивании и совершенствовании движений. Потоком могут выполняться и несколько разных упражнений. Например, дети проползают по полу под дугу, встают, выпрямляются, подпрыгивают вверх, стараясь достать двумя руками подвешенный на веревке колокольчик, перешагивают через палку. Поточный способ применяется для закрепления и совершенствования умений, навыков;
- при подгрупповом
способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. К групповому способу прибегают в целях рационального использования временизанятия. При групповой организации одновременно разучиваются на занятии 2-3 вида упражнений, причем подгруппы поочередно меняются местами для выполнения заданий. Этот способ требует хорошей дисциплины в коллективе, умелого распределения внимания воспитателя. Деление на подгруппы происходит после того, как воспитатель объяснит и покажет все задяния.
Важным условием повышения двигательной активности детей на занятии является рациональное использование оборудования.
Таким образом. соблюдая, используя все способы повышения двигательной активности детей, мы способствуем решению задачи физического воспитания подрастающего поколения.
Паспорт экологического центра (средняя группа)
Энциклопедия | — «Новая детская энциклопедия». — «Тайны живой природы». — «Мир животных и растений. — Чудо – всюду». — «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии». — «Насекомые-рекордсмены. — «Рыбы. — «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого». — Познавательная литература для детей: Газина О.М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.; Крутов В.А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.; Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр.; Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр.; Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр.; Эршон В.Г. « Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр. |
Демонстрационный материал | — «Животные обитающие на территории нашей страны» |
Дидактические игры | — «Береги живое» /2ч./; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес». |
Географические карты, глобус | Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации. |
макеты | «Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др. |
Приборы, материалы для исследования | Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д. |
Альбомы по экспериментированию | «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др. |
альбом | «Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы». |
картотека | Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений. |
Комнатные растения | Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста. |
Календарь наблюдений | За живой и не живой природой. |
Аквариум | С разными видами рыб и набор по уходу за аквариумом. |
Организация двигательной активности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС
Цель:
- Уточнить знания педагогов по развитию двигательной активности в ДОУ.
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.
- Познакомить педагогов с инновационными подходами к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
- Систематизировать работу по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.
Что означает двигательная активность?
Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика,
- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
- может контролировать свои движения и управлять ими.
Сущность и значимость двигательной активности для детей?
- развитие нервной системы
- психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровья
- психолого-эмоциональное состояние
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний
детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.
Поэтому, можно сказать, что работа по реализации данной задачи актуальна в нашем ДОУ.
Понятие «двигательный режим
» включает в себя
продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня
. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Рассмотрим последовательность, план, условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
Первая половина дня
Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно- оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
1. Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика включается в режим со второй группы раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весеннее — летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.
В начале года детей второй группы раннего возраста перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную, стайкой. В дальнейшем детей начинают строить в шеренгу.
В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе — для выполнения отдельных элементов упражнения.
Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др.
2.
Физминутки
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребё
нка пут
ё
м двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всѐ
это выполняется в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). Она должна быть радостной, увлекательной
3.
Двигательная разминка
проводится в перерывах между образовательной деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4 игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
По длительности не менее 10 минут.
4. Прогулка
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.
На прогулке длительность игр и упражнений:
- 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, 30-40 минут в остальные дни;
- после утренней прогулки можно проводить дозированную ходьбу – 3 раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл.гр. – 600м., средняя – 800м., старшая – 1000м., подготовительная – 1.200м.
- рекомендуется проводить 1-2 игры, 1-2 физических упражнения, которые были изучены на физкультурном занятии.
Не следует забывать об играх – эстафетах, хороводных играх.
Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой- хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Вторая половина дня
Гимнастика после сна
– это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно-профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагает обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье».
Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами:
дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему
:
- Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки.
- Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
- Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
Например, если в этот день поводилось физкультурное занятие тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.
Организованная двигательная активность
включает в себя занятия по физической культуре.
Занятия по физической культуре
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. В работе используются следующие формы проведения занятий : учебно- тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств, контрольно- учетные, занятия на воздухе).
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
Инструктору по ФК на занятиях по физкультуре рекомендуется использовать степ – логоритмику, что позволяет скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность детей, направить на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Основная суть степ – логоритмики с музыкальным сопровождением заключается в триединстве воздействия движения, музыки и слова на общее развитие ребенка.
Самостоятельная двигательная активность
Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня.
При этом берется во внимание возрастные и психо-эмоциональные особенности детей.
Педагог, организуя двигательную деятельность, должен учитывать половые особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим ДА. Поэтому необходимо продумать дополнительные двигательные занятия для мальчиков. Следует помнить, что девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому следует их привлекать к организации подвижных игр.
Занимаясь самостоятельно, ребё
нок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
ФГОС ставит к развивающей предметно- пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Вывод:
Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы реб
ѐ
нка.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра — поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.