Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС. учебно-методический материал на тему


Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани­ем. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ­альной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де­тей и их эстетическому развитию. Огромное зна­чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш­но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор­ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны­ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные осо­бенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и пре­образовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на­правлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель­ности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста­точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут перено­сить для игры в другие места (например, в раз­девалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно из­готовить «пирамидки» и «кубы».

Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инстру­менты (маракасики, деревянные палочки и т. п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т. п. Музыкаль­ные кубы изготавливаются аналогично.

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за­висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в груп­повых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью воз­можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь­ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти­ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы­кально-дидактические игры должны быть разно­образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль­ном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда спо­собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте­тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо­ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчес­тва требуется большое количество наглядных по­собий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро­дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в
ДОУрекомендуется продумать:
1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон

:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор­ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

· с фиксированной мелодией (шарманки, ор­ганчики);

· с одним фиксированным звуком (дудки):

· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геомет- рические фигуры для условного обозначе­ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы­кальных способностей, знакомства с элемен­тами нотой грамоты (чаще всего по пособию «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

•куклы-леваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «тан­цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопреде­ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ­ки с колечками, погремушки, осенние листоч­ки, снежинки и т. п. для детского танцевально­го творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиоза­писей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые мо­гут быть выполнены на кубе и в виде большо­го альбома или отдельные красочные иллюс­трации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де­ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты дтя детского оркест­ра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил­люстрации к знакомым песенкам);

•фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три мед­ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор­кестр», «Цветик-семицветик», «Угадай коло­кольчик» и др.;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя­тиступенчатая), на которых находятся ма­ленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султан­чики и т. п. (атрибуты к танцевальным имп­ровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиоза­писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диато­ническим и хроматическим звуком (металло­фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Получить полный текст

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту­пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово­зик», «Угадай, что звучит и др.;

•атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в ле­су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым му­зыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти — и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального твор­чества: элементы костюмов к знакомым на­родным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

•магнитофон и набор программных аудиоза­писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный бук­варь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри­суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про­слушанных музыкальных произведениях и по­любившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо­циональными настроениями) для определе­ния характера мелодии при слушании про­изведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфони­ческий оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти — и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поро­сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ри, «Ритмические кубики», «Назови композито­ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль­ные птенчики» и т. д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

•атрибуты для детского танцевального твор­чества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: