Самостоятельная двигательная активность в детском саду


Формы и виды организации двигательной активности детей в течение дня

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня.

1. Формы организации двигательной активности детей разных возрастных групп вне занятий.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

В теории и методике физического воспитания выделяют
: регламентированную, частично — регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность
.

Регламентированная двигательная активность

представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность

— это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность

включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность

— биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность

— это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

— чередование активной и пассивной деятельности;

— увеличение общей и мо торной плотности всех форм физического воспитания;

— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90 — средней и малой интенсивности, 10-15% — большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Педагогу следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания. Специалисты выделяют:

— малую подвижность и частые периоды бездействия у детей;

— большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность движений, их бесцельность;

— отсутствие творчества в двигательной деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество

.

Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей, рекомендуется закрепление специального времени для этого (утренняя, дневная, вечерняя прогулки, физкультурные паузы между занятиями и др.), а также многофункциональное использование помещений ДОУ для увеличения двигательного компонента в режиме дня.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога

.
При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря
(мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья (приложение 1).

Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми вида ми движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности,

позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика

, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка

снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

(Показ педагогами физкультминутки и двигательной разминки).

Пальчиковая гимнастика

развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.

На учебных занятиях

дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники

— это активный отдых.

Кружки

по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика

(назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логарифмическая гимнастика

необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.

2. Приоритеты двигательной активности дошкольников в режиме дня.

Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

— оздорови тельный бег на воздухе;

— пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

— гимнастика после дневного сна;

— двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

— индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

— прогулки-походы в парк;

— корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

— использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место
в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой полови не дня (одно на воздухе). Формирование под групп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 чело век).

Третье место
отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей
. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

Прогулка

– наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать игры, физические и строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.

Приложение 1

Игры для активной двигательной деятельности детей

в условиях группы.

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра «Классики»

Цель:

развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация:

коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд — два коврика рядом, 2-й — один коврик, 3-й — два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;

3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра «Гигантские шаги»

Цель:

развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация

: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра «Весёлая дорожка»

Цель:

развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закре пление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация

: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра «Займи свое место»

Цель:

развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация

: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: «Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине»). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

1 вариант — свои коврики;

2 вариант — любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: «Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник»).

Игры с тихим тренажером

Оборудование:

«Тихий тренажер» — наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) дли ной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра «Достань ягодку»

Цель:

развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право — лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация

: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены толь ко одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право — лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра «Пройди по стенке»

Цель:

развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Организация:

около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение «Берёзка».

Игра «Допрыгни до полочки»

Цель:

развитие координации, пространственных отношений (право — лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация:

дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра «Путаница»

Цель:

развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право — лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация:

на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право — лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант — ребёнок играет один и просто «ходит» руками по стенке;

2-й вариант — дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки?». При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант — один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (например, пра вая — красная, левая — зеленая и т. д.).

Самостоятельная двигательная активность в детском саду

Роль самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования [3]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях. Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.
Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17]. В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5]. При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: 1. активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, 2. 2. общественно полезной и трудовой деятельности; 3. физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой [9, с.22]. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование. Пути оптимизации двигательной активности детей. Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч движений в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч — для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч — для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч — для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении. Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях: — соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%; — в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления; — имеет место положительная динамика физической работоспособности детей; — артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме [4, с.41]. При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы. По степени активности детей можно разделить на три группы: — нормальные, — моторные, — малоподвижные. Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение. У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении. Задачами педагога в организации двигательного режима являются: — анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов, — выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора, — оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей, — выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения. Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников: — Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях. — Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия. — Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде. — Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия. — Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования. В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий: — стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений); — эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка); — направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка); — организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком); — обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать). Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику: — активно участвовать в занятиях; — чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости; — активно познавать окружающий мир; — реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности; — активизировать общение взрослого с ребенком. Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе. Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр. Заключение Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Двигательный режим — часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками. Список литературы 1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. — №1. — С.5-6. 2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981. 3. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999. 4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10. 5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. — С.5-8. 6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999. 7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999. 8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. — М.: АРКТИ, 2000. 9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. — Т.2. 10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. — №10. – С.8. 11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1972. 13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка — Пресс, 2000. 14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. 15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М., 2000. 16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. — М.: Академия, 2000. 17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. 18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с. 19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. — №9. — С.39-42. 20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. – 272 с. 21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. 22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984. 23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

Рекомендуем посмотреть:

Программа для детского сада по физической культуре ДОУ, Младшая — средняя группа Рабочая программа по физической культуре в ДОУ с учетом ФГОС. Старшая — подготовительная группа Организация двигательной активности детей на прогулке в ДОУ Центр двигательной активности в детском саду по ФГОС

Похожие статьи:

Роль фольклора в физическом воспитании дошкольников

Утренняя гимнастика во второй младшей группе в игровой форме

Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад №4 «Туллукчаан» с. Бяди» Усть — Алданского улуса Республика Саха (Якутия)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила: Сыроватская

Сардана Николаевна

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Характеристика двигательного режима в дошкольном учреждении….…………………….…………………………………………..5

2. Теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста…..……………………………..9

3. Условияорганизации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте…..….……………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

«Движение как таковое может по своему действию

заменить любое средство, но все лечебные средства мира

не могут заменить действия движения». Ж. Тиссо

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых, заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование самостоятельной двигательной деятельности детей.

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.[1]

Нужно отметить, что низкий уровень двигательной деятельности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной деятельности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Исходя из обозначенной проблемы,формулируем тему нашей работы: «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Цель работызаключается в раскрытии особенностей организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику двигательному режиму в дошкольном учреждении.
  2. Раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Изучить условию организации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой работыявляются труды РуновойМ.А., Степаненковой Э.Я., Козлова И.М., Снигур М.Е.ЛеонтьеваА.Н.ЗапорожецаА.В., УсовойА.П., и др.

Данная работа состоит из: введения, трех пунктов, рассматривающих теоретические аспекты самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, заключения, списка изученной литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКАДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования, сначала с внедрением Федеральных государственных требований, а затем и ФГОС ДО.

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Федеральным государственным образовательным стандартом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.[1]

Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации – малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Можем предположить, что работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашей республике.

Понятие двигательный режим включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. Ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года.

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:

— общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;

— согласно нормативно – правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями;

— объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;

— за время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;

— для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;

— содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

— определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

— каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению;

— обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки. [19.10]

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ должна быть, разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Данная модель вариативна, содержание может корректироваться и составлена с учетом примерной программы «Детство» (см. Приложение 1).

При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Нужно создать условия, так как это одно из требований ФГОС (физкультурные уголки в группах, картотека разнообразных игр и т.д.). Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно — пространственной среде определенные требования:

  • насыщенность
  • полифункциональность
  • вариативность
  • доступность
  • безопасность
  • трансформируемость.

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. временидвигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
  2. объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
  3. интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии при выполнении различных видов мышечной деятельности. [1]

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы дети уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игр, пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность – это совокупность двигательных актов.

Двигательная деятельность ребенка — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния ребенка, естественная биологическая потребность ребенка. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующий организм ребенка.

В детском возрасте двигательную деятельность можно условно разделить на 3 составные части:

  • Двигательная активность в процессе физического воспитания;
  • Физическая активность во время обучения общественно – полезной и трудовой деятельности;
  • Спонтанная физическая активность в свободное время.

Двигательная активность – это естественная и специально организованная двигательная деятельность ребенка, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой системы, так как связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальными в течение жизни человека играет разную роль. Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой, средней подвижности. [28.145].

Уровень потребности в самостоятельной двигательной деятельности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Выделяют 3 уровня двигательной активности:

  • Высокий уровень: для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную двигательную деятельность.
  • Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности высокий уровень двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.
  • Низкий уровень двигательной активности — малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка:

1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.

2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.

3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.

4. Умение действовать в новых условиях(поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.

5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.

6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.

Существует алгоритм построения самостоятельной деятельности детей:

Шаг 1 Определение и сообщение ребенку цели работы (индивидуально или в подгруппе)

Шаг 2 Ознакомление ребенка с последовательностью выполнения задания.

Шаг 3 Выбор ребенком с помощью взрослого способов действий ведущих к выполнению заданий.

Шаг 4 Планирование детьми своей самостоятельной деятельности по выполнению задания.

Шаг 5 Выполнение самостоятельной работы ребенком.

Шаг 6 Самоконтроль, самооценка.[24]

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна, и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Двигательная деятельность детей тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки. Пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать. [18.144]

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Занимаясь самостоятельно ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

В дошкольном образовательном учреждении этот вид деятельности может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями

Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются формой воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыковпозволяет применять самые разные игры и сюжетные, и бессюжетные игры, эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность включает в себя массу движений, выполняемых ребенком в процессе его жизнедеятельности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят организованные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и т.д.), а также самостоятельная двигательная деятельность.[15.с144]

Двигательная деятельность должна быть целенаправленна и соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации самостоятельной двигательной деятельности, ее разнообразии.

Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное и интересное для него занимательное дело, не подавляя его активности и инициативы?

Функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Организация самостоятельной двигательной деятельности подвижных детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности и управляемости. Полезны все виды метания, точные движения с мячами, ходьба и бег по ограниченной площади, действие с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди.

Содержание образовательной области в соответствии с ФГОС ДО направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Основные задачи для достижения поставленной цели это:

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • нормирование у воспитанников потребности двигательной деятельности и физическим совершенствованием;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Приемы руководства, двигательной деятельностьюдетей одинаковы для детей разной подвижности. Так необходимо предоставить детям для движения достаточные площади, при этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, провести куклу, держа ее за руку по дорожке, играть вдвоем в лошадки с использованием обруча, скакалки, ленточки, прокатывать мяч друг другу, вдвоем вращать скакалку и т.д.[5.18]

Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно повесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот потянуться, подняться на носки и т.п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику – лесенки высотой 100 см и т.п. [6.28]

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей характерна большая подражаемость. Увидев в руках у соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Постепенно по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке. Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, лопатки, санки, ледянки, велосипеды и т.п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, снеговики, разноцветные льдинки и т.п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующихболее эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.[25]

Таким образом, различные средства, методы и приемы организации самостоятельной двигательной деятельности содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению здоровья детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной деятельности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Самостоятельная двигательная деятельность определена как сумма всех движений, производимых ребенком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательный режим – часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально – мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Таким образом, при правильной организации самостоятельной двигательной деятельности у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М, 2014.
  2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан – Пин 24.1.3049 – 13 №26 от 15.05.2013.
  3. Абрамян Л.А. Приемы и методы обучения дошкольников- М,2000.
  4. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей. Ярославль, 1996.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М, Владос, 1999.
  6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание, № 1, 2004.
  7. Зайченко Е.К. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре// Дошкольное воспитание №4, 1999.
  8. Кулик Н.А. Диагностика физических навыков и качеств детей. М,2009.
  9. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методическое материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, 2000.
  11. Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет по ФГОС. Изд.-во: «Учитель», 2014.
  12. .Рубцова И.В, Готовцева Я.В, Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие для вузов. Воронеж, 2007.
  13. Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности//Дошкольное воспитание №6, 2007.
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: методич.пособие. М, 2000.
  15. Рунова М.А. Движение день за днем. М,. ЛИНКА — ПРЕСС, 2007.
  16. Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания, 2009.
  17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова . М, 2001.
  18. Степаненко Э.А. Физическое воспитание в детском саду. М,2008.
  19. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб, Детство – Пресс, 2001.
  20. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие . – М.1996.
  21. Шебеко.В.Н.Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко. М, 2000.
  22. Шмнина В. Творческие подвижные игры/ В.Шмонина // Двигательная деятельность ребенка в детском саду. Издательство «Мозаика», М, 2000.
  23. БритоваЕкатерина Владимировна Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Опубликовано: 28 февраля 2020 вhttps://www.maam.ru
  24. Тарасова Оксана Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: