Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
Авторская программа
Коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВЗ
(с задержкой психического развития)
Пояснительная записка
Задержка психического развития – это замедление темпа всего психического развития ребенка при наличии значительных потенциальных возможностей. Это временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка. Задержка психического развития у детей чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде. В психологии человека поведение рассматривается как внешнее проявление его деятельности, то есть динамической системы взаимодействия субъекта с миром.
Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Это одна из важнейших целей воспитательного процесса, с одной стороны, и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка с другой.
Воспитание социально одобряемого поведения – одна из важнейших и трудных целей коррекционной педагогики. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности.
Реализация задач по воспитанию нормативного поведения у детей с ЗПР осложнена ввиду дефицитного, ослабленного развития главным образом психофизиологической базы поведенческих механизмов. Речь идет о так называемой аффективно-волевой сфере личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой.
У детей с ЗПР расстройства в аффективной и поведенческой сферах значительно более часты, чем у детей с нормой. Именно по этим причинам коррекция поведенческой сферы является очень важной при работе с учащимися с задержкой психического развития. Коррекционная работа в данной сфере должна быть направлена на формировании у учащихся социально-адекватного поведения.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей.
Цель программы: развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками, раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей с ЗПР.
Основные задачи:
- развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире самим с собой;
- создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;
- повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
Программа предназначена для учащихся 2 класса.
Поскольку определенную тему занятий определить сложно, так как программа основывается на комплексном подходе, то занятие проходит не столько под столько по определенной теме, сколько под определенным сюжетом. На протяжение занятий учащиеся знакомятся с правилами «секретами» общения. Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определённых личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). В пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с лёгкими.
Занятия занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям младшего школьника с ЗПР, проводятся с группой учащихся 1 раз в неделю. Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей.
В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятий порядок игр и упражнений можно менять.
Основными методами обучения являются: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, дидактические, развивающие игры, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, рассказ взрослого и рассказы детей, аппликация-коллаж и др.
Перспективный тематический план
№ | Название занятий/ цель | Кол-во часов |
1 | Занятие № 1. Цель: формирование нового коллектива, ознакомление с понятием «настроение» и его влиянием на психическое здоровье человека; обогащение эмоциональной сферы позитивными переживаниями | 1 |
2 | Занятие № 2. Цель: развивать внимание к окружающим людям. | 1 |
3 | Занятие № 3. Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности. | 1 |
4 | Занятие № 4. Цель: развивать воображение. | 1 |
5 | Занятие № 5. Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям. | 1 |
6 | Занятие № 6. Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения. | 1 |
7 | Занятие № 7. Цель: развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого. | 1 |
8 | Занятие № 8. Цель: установление причин психологического дискомфорта, формирование умения учитывать позицию другого. | 1 |
9 | Занятие № 9. Цель: развитие умения обращаться и задавать вопросы. | 1 |
10 | Занятие № 10. Цель: обобщить основные знания и навыки, полученные во время занятий. | 1 |
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Разминка
- Основное содержание: беседа, игры, упражнения и т.д.
- Рефлексия: понравилось или нет. Почему?
Содержание занятий
Занятие № 1
Цель: формирование нового коллектива, ознакомление с понятием «настроение» и его влиянием на психическое здоровье человека; обогащение эмоциональной сферы позитивными переживаниями
Ритуал приветствия | |
Упражнение «Давайте знакомиться» | Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких занятиях. Педагог-психолог озвучивает первый «секрет общения»: Если ты будешь, обращается к человеку по имени, то и он будет называть тебя по имени. (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Игра «Больше всего я люблю…» | Учащиеся сидят в кругу. Педагог-психолог начинает игру со слов больше всего я люблю … И добавляет к этой фразе то, что он на самом деле любит (это может быть какое – то действие, или блюдо, или любимый предмет, или человек). Следующий игрок повторяет эту же фразу «Больше всего я люблю… » и добавляет к ней что-нибудь своё и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не скажут о том, что они любят. |
Игра «Покажи настроение» | Участники сидят за столом. Педагог-психолог раскладывает на столе карточки с изображением лиц людей, предлагает их рассмотреть и обсудить, какую эмоцию выражает каждое лицо. Затем участники берут по одной карточке и повторяют эмоцию, изображенную на ней. В процессе игры педагог-психолог обращает внимание детей на положительные и отрицательные эмоции, объясняет влияние эмоций на человека, в каких случаях люди огорчаются, радуются, злятся, акцентирует внимание, что приятнее дружить с веселыми и добрыми людьми, чем с сердитыми и недовольными. Психолог вводит понятие «Настроение» — это душевное состояние человека. Настроение зависит от эмоций, которые испытывает человек. |
Упражнение «Комплименты» | Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание «Нарисуй подарок» | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Детям предлагается нарисовать то, что они хотели подарить кому-то из группы. |
Занятие № 2
Цель: развивать внимание к окружающим людям.
Ритуал приветствия | |
Упражнение «Прошепчи мне имя» | Дети садятся в круг. Каждый шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева говорит: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя. |
Проверка домашнего задания | Выясняется, что хотел подарить ребенок и кому, почему именно этому ребенку. Повторяется материал предыдущего занятия. Второй «секрет общения» — Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя! (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Упражнение «Я дружу с тобой» | Педагог-психолог и участники сидят на стульях в кругу. Педагог-психолог протягивает руку соседу с любой стороны со словами: «Я дружу с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому участнику, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки. Педагог-психолог обращает внимание детей, какие они дружные и сплоченные. |
Упражнение «Художник». | Один из участников — «художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисовать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кого описывал художник. |
Игра «Тень» | Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д. |
Беседа. «По дороге в школу» | Педагог-психолог просит вспомнить, что дети видели по дороге в школу, что необычного они заметили сегодня. |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу». |
Занятие № 3
Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.
Ритуал приветствия | |
Игра «Назовем друг друга ласково» | Участники сидят на стульях по кругу. Педагог-психолог просит вспомнить, как их ласково называют мамы, бабушки и т.д.. Затем предлагается бросать друг другу мяч, при этом участник, к которому попадает мяч, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросают в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч. |
Проверка домашнего задания | Рассмотрение и обсуждение домашних рисунков. |
Упражнение «Сборы в дорогу» | Психолог просит детей представить себе, что они собираются в трудное путешествие и собирают чемодан. В чемодан можно, помимо прочих вещей, положить два важных качества. Дети должны назвать эти два важных качества и объяснить почему именно их они выбрали. |
Упражнение Испорченный телефон». | В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа становиться к нему спиной, и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам). Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел и т.д. Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя поза сравниваются. |
Упражнение «Слушаем тишину». | Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал. Третий «секрет» общения — Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Упражнение «Писатель». | Предлагается всем взять из коробки по одной картинке (сюжетные картинки), определить их последовательность и сочинить рассказ. Каждый ребенок должен придумать одно — два предложения, используя свою картинку. |
Совместная аппликация-коллаж | На столе раскладываются вырезки из журналов. Участникам предлагается выбрать тему аппликации (наша клумба, мы на экскурсии, любимые животные, мы плывем на корабле, путешествие и др.) и понравившиеся вырезки. В зависимости от темы каждый участник приклеивает свои картинки. Педагог-психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок поучаствовал в создании сюжета. По окончании работы педагог-психолог обращает внимание детей на то, что они составили такой интересный коллаж, потому что внимательно друг друга слушали. |
Упражнение «Похвастайся соседом» | Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем онможет понравиться? Вспомните, что он рассказывал о себе |
Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Моя мечта». |
Занятие № 4
Цель: развивать воображение.
Ритуал приветствия | |
Упражнение «Передай привет по кругу» | Участники сидят на стульях по кругу. Звучит легкая фоновая музыка. Участникам предлагается передать приветствие по кругу, дотрагиваясь до ладони соседа справа. Упражнение начинает педагог-психолог. Сосед справа принимает приветствие и точно таким же образом дотрагивается до ладони своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока привет не вернется снова к ведущему. Упражнение можно повторять до тех пор, пока все участники не побывают ведущими. |
Проверка домашнего задания | Обсуждается, о чем мечтают дети, есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась. |
Игра «Волшебный сундучок» | Педагог-психолог достает из сундучка картинку и руками, действиями показывает, что на ней изображено или что с этим предметом делают. Например, нюхает цветок, ест, копает лопатой и т.д. Кто первый отгадал, тот берет следующую картинку из сундучка и показывает остальным, что изображено на картинке. Игра проводится до тех пор, пока каждый участник не изобразит какое-нибудь действие |
Упражнение «Встреча». | Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки. |
Упражнение «Подарок». | Нужно выбрать одного человека из группы, которому нужно подарить подарок. По условиям игры подарок должен быть воображаемый, то есть описать его можно только при помощи мимики и жестов (каждый из группы должен получить подарок, дарящий должен объяснить, почему именно этот подарок он подарил). |
Упражнение «Я похож на…». | Педагог-психолог предлагает детям ответить на вопросы: на какой цветок ты похож, на какое дерево, на какое животное, на какое время года и т.д. А затем объяснить, почему они так ответили. |
Упражнение «Дорисуй». | Педагог-психолог раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигурами: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат. Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необходимые детали. Затем нужно обсудить, получившиеся рисунки. |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Я и мои друзья в группе». |
Занятие № 5
Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям.
Ритуал приветствия | |
Упражнение «Догадайся, кто это» | Участникам предлагается взять по одному листочку и написать на нем свое имя. Затем листочки складываются в коробочку. Участники по очереди достают по одному листочку с именем и рассказывают о том человеке, чье имя написано на листочке. Задача остальных — отгадать, о ком идет речь. Можно описывать одежду, цвет волос, глаз, поведение, характер. |
Проверка домашнего задания | Обсуждение на тему: «Кого и за, что можно назвать другом» |
Упражнение «Вежливые слова». | Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется. Педагог-психолог предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности). В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежливые слова. |
Упражнение «Магазин вежливых слов». | Педагог-психолог дает вводную: «На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойном ночи), но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам. Педагог-психолог заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки. Четвертый «секрет» общения — будь вежлив, и у тебя будет много друзей! (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Мой хороший поступок». |
Занятие № 6
Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.
Ритуал приветствия | |
Игра «Угадай, чей голосок» | Участники выбирают водящего (можно при помощи считалочки), который становится в круг и закрывает глаза. Участники произносят четверостишие: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Закрывай глаза, дружок, Отгадай, чей голосок. Педагог-психолог показывает рукой на любого участника, тот подходит к водящему, называет его имя и возвращается на место. Можно изменять голос, говорить шепотом. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто произнес его имя. Тот, кого водящий угадал, становится в середину круга и закрывает глаза. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут водящими. |
Проверка домашнего задания | Что значит хороший поступок? |
Упражнение «Хороший поступок». | Педагог-психолог читает рассказ В. Осеевой «Просто старушка». Затем задает вопросы: — Кто совершил хороший поступок? — Как мальчик помог старушке? Почему он поступил так? — Как бы поступила девочка, если бы была одна на улице? — Как бы ты повел себя на месте этих детей? Четвертый «секрет общения»: «Будь внимателен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!» (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Упражнение «Лужа». | Педагог-психолог дает вводную: Прошел сильный дождь, маленькая девочка осталась одна посредине большой лужи. Сама она не может выбраться. Помоги ей! Ребята, выполняя задание, предлагают перекинуть бревнышко, доску, подать руку и т.д. |
Упражнение «Прикосновения». | Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени). |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Я и мое настроение». |
Занятие № 7
Цель: развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.
Ритуал приветствия | |
Проверка домашнего задания | Что значит понимать настроение другого? |
Упражнение «Улыбнись другу» | Участники сидят в кругу. Педагог-психолог предлагает посмотреть на соседа и улыбнуться. Затем каждый ребенок по очереди поворачивается к своему соседу и улыбается, тем самым передавая улыбку по кругу |
Дидактическая игра «Азбука настроений» | Педагог-психолог раздает участникам несколько (4–6) карт с изображением лиц людей и предлагает разложить карточки по каждому виду настроения, если дети затрудняются, то уточнить, что в первую группу всех веселых, во вторую — всех грустных, далее всех сердитых и т.д. В ходе игры детям предлагается вспомнить, в каких ситуациях у них бывает такое выражение лица. |
Беседа. «Настроение и цвет». | Педагог-психолог объясняет, что настроению можно подобрать его цвет. Обычно «хорошие» чувства (позитивные) человек раскрашивает основными цветами (красный, желтый, синий),а «плохие» (негативные) – коричневым, черным, серым. |
Упражнение «Домики» | Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, на второй улице в домиках жильцы необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. Обозначения домиков: №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу, №3 – твое настроение на уроке чтения, №4 – твое настроение на уроке письма, №5 – твое настроение на уроке математики №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем, №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками, №8 – твое настроение, когда ты находишься дома, №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки, №10 – твое настроение на школьном празднике. |
Упражнение «Цветик-семицветик». | Это упражнение помогает определять эмоциональное состояние детей и может быть использовано на занятиях. В коробочках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов. Педагог-психолог предлагает каждому выбрать лепесток в соответствии с его настроением. Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок. |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Я и мои шалости». |
Занятие № 8
Цель: установление причин психологического дискомфорта, формирование умения учитывать позицию другого.
Ритуал приветствия | |
Игра «Волшебное слово» | Все стоят в кругу. Педагог-психолог называет различные движения, участники выполняют их, только если услышат волшебное слово «пожалуйста». Например: руки вверх, пожалуйста; правую ногу согни в колене, пожалуйста. Если педагог-психолог не произнес «волшебного слова», участники не выполняют движение. |
Проверка домашнего задания | Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков. |
Работа с карточками (эмоции и чувства) | Педагог-психолог зачитывает детям ситуацию и просит подобрать из имеющихся карточек с эмоциями и чувствами те, которые наиболее подходят под ситуацию. «Миша потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен (выражение горя). Но, вот ключ нашелся (выражение радости). 2. Ира дома одна. Ей скучно, грустно (выражение грусти). Но вот с работы пришла мама (выражение радости). |
Работа с рассказом | Педагог-психолог читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. «Почему ты так поступил?» — спросила мама. «Так будет справедливо», -ответил мальчик. Далее педагог-психолог задает вопросы детям: — Почему старший брат ответил так? — Как вы думаете, как дальше поступит мама? — Как бы ты повел себя на месте старшего брата? Пятый «секрет общения»: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. (правило вывешивается на демонстрационный стенд). |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Путешествие». |
Занятие № 9
Цель: развитие умения обращаться и задавать вопросы.
Ритуал приветствия | |
Упражнение «Имя+ качество» | Участники игры по порядку называют свое имя и одно качество, которое им нравится в себе, свое достоинство. Вариант выполнения упражнения — с использованием приема «снежный ком», когда перед называнием себя участник повторяет имена и качества участников, произнесенные до него, а только затем свое имя и качество. |
Проверка домашнего задания | Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков. |
Упражнение «На улице». | Педагог-психолог предлагает детям представить себе ситуацию, что они оказались в незнакомом городе и им нужно пройти в зоопарк, бассейн, музей и т.д. Им необходимо спросить у прохожих с помощью вежливых слов, как пройти в нужное им место. |
Упражнение «Интервью». | Педагог-психолог предлагает детям ситуацию: «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы». «Корреспондента» выбирают ребята или назначает педагог-психолог. Он задает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслушивает ответы. |
Игра «Разговор по телефону» | Игра начинается с обсуждения существующих правил общения по телефону и различных ситуаций, которые возникают, когда мы куда-нибудь звоним или кто-то звонит нам. Группа делится на пары. Каждая пара получает карточку с описанием ситуации и действующих в ней «звонящего» и «отвечающего на звонок». Они распределяют роли и подготавливают небольшую сценку. Во время подготовки психолог помогает тем, у кого возникают сложности. Примерные ситуации: 1)Ребенок звонит другу. Отвечает мама друга. Ребенок просит подозвать друга к телефону. 2) Ребенок дома один. Звонит женщина и просит к телефону его маму. Ребенок отвечает на звонок. 3) У человека заболел ребенок. Он звонит в больницу. Отвечает дежурный из регистратуры. Человек вызывает врача на дом. 4) Человек звонит другу. Отвечает друг. Ребята договариваются пойти в кино. 5) Человек дома один. Звонит другой человек и спрашивает незнакомую для хозяина дома женщину. Человек объясняет, что такая здесь не проживают. |
Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Рисунок на тему «Что мне запомнилось на занятиях». |
Занятие № 10 (заключительное)
Цель: обобщить основные знания и навыки, полученные во время занятий.
Ритуал приветствия | |
Игра «Давайте поздороваемся» | Играющие по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками. Разговаривать во время игры запрещается |
Проверка домашнего задания | Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков. |
Упражнение «О ком я забочусь» | Ребятам предлагается составить список объектов — живых и неживых, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Рефлексия — Какие чувства и переживания испытывают участники сейчас? — Что означает ваш список? — Вы есть в этом списке? |
Упражнение «Разожми кулак» | Выбирается пара. Один человек сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его. Важно предупредить ребят, что запрещено применять какие бы то ни было болевые приемы, а можно использовать просьбы, уговоры, хитрость. По окончании упражнения проводится небольшая дискуссия, во время которой обсуждается, кому и как удалось уговорить другого разжать пальцы, а кому так и не удалось и почему. |
Упражнение «Экзамен» | Педагог-психолог предлагает детям карточки с «Секретами общения», ребенок выбирает карточку и должен объяснить, то, как он понимает тот или иной секрет |
Упражнение «Пожелания». | Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания. |
Рефлексия. Ритуал прощания. | Занятие заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). |
Список литература:
1. Михайловская Е.Л. Коррекционная работа психолога в начальной школе.
2. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд., 2000 г.
3. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/ Автор-составитель Е.Д. Шваб. – Волгоград.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский , 1998
4. Ж-л «Справочник педагога-психолога».
5. Ж-л «Школьный психолог».
Коррекционные задания для коррекционных занятий в помощь учителю — дефектологу
1
Цель.
Выявление способности ребенка действовать в соответствии с инструкцией; закрепление понятия «величина предметов» (большой — маленький, больше — меньше).
• Назови геометрические фигуры, нарисованные в квадратах слева. «Перенеси» их в квадраты справа по указанию стрелочки. Фигуры большего размера уменьшай, а меньшего — увеличивай.
• Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигуры. Из каких фигур они состоят?
2
Цель.
Выявление уровня сформированности восприятия формы, его способности производить анализ расположения фигур в пространстве. Развитие устойчивости внимания, целенаправленности деятельности. Активизация словаря.
- Рассмотри и назови геометрические фигуры, помещенные на странице слева. Сначала называй меньшую по величине фигуру, затем — большую. Например, круг в квадрате, круг в овале, овал в круге.
- Тебе нужно перенести каждую меньшую по величине фигуру на новое место — на соответствующие фигуры большего размера.
3
Цель. Выявление способности детей устанавливать тождество, сходство и различие в рисунках. Развитие зрительного анализа, наблюдательности.
Рассмотри коврики. Чем они похожи? Чем отличаются? Нарисуй в рамках справа такие же коврики.
4.
Цель.
Выявление уровня сформированности мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Развитие наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
«Почини» наволочку на подушку. Подбери из разных кусочков ткани такой, который подходит по размеру, цвету и рисунку.
5
Цель.
Выявление умения устанавливать закономерности, способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Развитие внимания и зрительной памяти.
• Найди закономерность в изображении предметов. Что должно быть изображено в пустой клеточке?
• Назови грибы. Какой из них ядовитый? Какой гриб нужно нарисовать в пустой клеточке? Запомни последовательность рисунков в каждом ряду. Закрой таблицу листом бумаги. Заполни по памяти таблицу справа.
6
Цель.
Выявление способности зрительно воспринимать и дифференцировать цвета, правильно называть цвета и оттенки, узнавать и называть геометрические фигуры, указывать их цвет и величину; пересчитывать геометрические фигуры, указывать их количество; составлять рассказ-описание.
- Рассмотри клоуна. Какой формы заплатки на его костюме?
- Сравни заплатки одинакового цвета. Чем они отличаются?
- Сравни одинаковые по форме заплатки. Чем они отличаются?
Составь рассказ про клоуна.
Цель.
Определение целенаправленности восприятия, характера эмоциональных реакций. Формирование умения устанавливать идентичность предметов на основе зрительного соотнесения. Развитие внимания, самоконтроля, речи.
‘ассмотри рисунок. Найди в нем предметы, нарисованные в клетках, юставь рассказ по сюжетной картинке.
8
Цель. Выявление способности к поиску закономерности в расположении хорошо знакомых букв и цифр. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
- Найди последовательность букв, указанную на образце, в двух строчках букв. Рассмотри, как раскрашены буквы в первом ряду.
- Рассмотри второй и третий ряды. Найди закономерность в расположении букв. Отметь, как изменилась их раскраска. Определи, какая буква должна находиться в пустой клеточке. Как ее нужно раскрасить?
• Определи закономерность так же, как ты это сделал в первом задании с буквами. Нарисуй нужную цифру в пустой клеточке.
9
Цель.
Выявление сформированности процессов анализа, синтеза, сопоставления. Развитие способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
Рассмотри образец одеяла для куклы. Ира собирает из лоскутков такое же одеяло. Какие кусочки ткани ей нужно на него нашить?
Выбери фломастеры нужного цвета и заполни пустые клетки рисунками с образца.
10
Цель. Выявление особенностей зрительного восприятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.
Друзья пошли гулять со своими собаками, но поводки запутались. Определи, где чья собака. Скажи, как зовут собаку каждого мальчика.
//
Цель.
Выявление умений устанавливать закономерности в расположении рисунков, удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Наблюдение за деятельностью ребенка (ее темпом, а также ловкостью и коорди-нированностью движений рук).
Перед ребенком выкладывают вряд карточки, обращают его внимание на чередование рисунков, предлагают продолжить ряд.
Найди закономерность в расположении фигур и предметов и продолжи ряд.
12.
Цель. Выявление сформированности объемно-пространственного мышления, наблюдательности, особенностей речевого развития.
Двери замка закрыты на три замка. Помоги Коту в сапогах подобрать к ним ключи. Вспомни сказку. Расскажи, чем закончилась история для Кота и его хозяина.
13
Цель.
Выявление умения устанавливать закономерности в расположении фигур, определение способности удерживать инструкцию, особенностей самоконтроля. (Задание выполняется в определенном темпе, отмечается наличие ошибок.)
• Найди закономерность в расположении фигур и продолжи ряд.
14.
Цель. Определение уровня развития образного мышления, понимания нелепости ситуации.
Внимательно рассмотри картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник?
15
Цель. Формирование приемов соотносительного и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), умения работать в соответствии с образцом.
• Нарисуй справа лису, как показано на образце, и раскрась героев сказки. Из какой сказки эти персонажи? Вспомни и расскажи тот фрагмент сказки, который изображен на рисунке.
16.
Цель.
Формирование приема совмещения двух и более признаков, развитие зрительно-моторных навыков.
• Найди в нижней части страницы и нарисуй в пустом квадрате подходящую по цвету, форме и рисунку бабочку.
17
Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа, развитие тонкости анализа.
• Ученик, складывая геометрический рисунок из отдельных квадратов по образцу, допустил ошибки. Рассмотри работу ученика. Какие квадраты выложены неправильно?
• Выбери из предложенных квадратов такие, которые позволят исправить ошибки ученика.
• Помощь:
1 вид помощи — раздели образец и работу ученика на четыре квадрата. Для этого соедини точки сверху вниз и слева направо.
2 вид помощи — вырежь нужные квадраты и наложи их на рисунок в том месте, где допущена ошибка.
18
Цель.
Формирование приемов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку.
• Рассмотри рисунки. Назови, что изменяется от одного рисунка к другому. Не нарушая данного условия, дорисуй ряд.
* Те признаки, которые не чередуются, а изменяются, дети изменяют
произвольно, по своему усмотрению.
19
Цель.
Формирование приема соотносительного анализа, умения руководствоваться в работе образцом.
• Найди ошибки в работе ученика. Обведи их красным карандашом.
• Рассмотри рисунки. Дорисуй недостающие части в каждом рисунке так, чтобы они стали одинаковыми. Что у тебя получилось?*
* Задание рекомендуется для выполнения в
IIIчетверти.
20
Цель.
Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, умения работать по многозвеньевой инструкции.
• Раскрась цветы в вазе разными карандашами так, чтобы в середине букета был желтый цветок, а красный находился между желтым и голубым.
• Нарисуй ниже такие же фигуры так, чтобы квадрат был между ромбом и треугольником, а круг — справа от ромба.
21
Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков.
• Рассмотри ряды фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови и напиши над стрелкой признак или признаки, которые изменяются.
Признаки следует обозначать так: ЦВЕТ — Ц; ФОРМА — Ф; РАЗМЕР — Р; ТОЛЩИНА — Т.
22
Цель.
Формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.
• Определи эмоциональное состояние людей на каждом рисунке. Подбери подходящее по смыслу слово и закончи предложение.
• Измени каждое предложение по образцу:
«Из-за того, что Миша …., он ….».
Слова для справок: 1) рада, расстроен, сердита, зол;
- обрадовалась, расстроился, разозлился, рассердилась;
- радостная, сердитая, злой, расстроенный.
23
Цель. Формирование приемов синтезирования
объекта (восполнение недостающих звеньев
целого), восприятия объекта как целого.
• Рассмотри внимательно картинку. Догадайся, что на рисунке закрыто листом бумаги. Объясни свой ответ.
• Составь рассказ по картинке.
24
Цель. Формирование приема обобщения на основе выделения признаков предъявленного объекта (конкретного или абстрактного), различения существенных и несущественных признаков, объединения понятий по существенному признаку.
• Из шести картинок выбери две такие, которые можно объединить в группу и дать ей одно общее название. Объясни свой ответ.
• Из шести слов выбери два таких, которые можно объединить в одну группу по существенному признаку.
- мороз снег лед осень дождь коньки
- корень слово подлежащее окончание прилагательное правило
- остановка автобус колесо трамвай билет шофер
- сладкий хитрый яркий красный красивый добрый
25
Цель. Формирование приема синтезирования, восприятия объекта как целого.
• Рассмотри картинки. На них изображены начало и конец истории, которая произошла с мальчиками. Придумай, что случилось с мальчиками на реке. Нарисуй две недостающие картинки.
• Прочти начало и конец рассказа. Дополни очень коротко его содержание так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ в тетрадь.
Саша и Коля договорились в выходные пойти в кино.
Поэтому Коля остался у Саши и помог другу.
26
Цель.
Формирование приемов выделения и совмещения признаков, формирование умения располагать предметы в ряд по какому-либо признаку.
• Рассмотри ряды объемных фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови, какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным в каждом из рядов.
Ребенку для изображения толщины фигуры можно предложить использоватьее схематическое обозначение;*JKs*— толстая фигура;
А> —
тонкая фигура,
например:
27
Цель.
Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
• Прочитай задачу. Подчеркни красным карандашом только те данные в условии, которые потребуются, чтобы ответить на вопрос задачи. Зачеркни синим карандашом лишние данные из условия.
Андрей, Игорь, Сережа и Вова участвуют в соревнованиях по бегу-Андрей бежит за Игорем. Игорь бежит медленнее Вовы. Сережа бежит быстро. Кто из мальчиков бежит впереди всех?
• Используя рисунок, реши задачу. Проведи на файле отрезки, показывающие, как бежал каждый из мальчиков. Убери из файла лист бумаги, которым были закрыты правильные ответы, и проверь свою работу.
r-WIlJ|SlVrw
28
Цель.
Формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать переносный смысл пословиц.
- Прочти пословицы. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди лишнюю пословицу.
- Рассмотри рисунки. Соедини стрелками рисунок и подходящие ему по смыслу пословицы.
- Наряд соколий, а походка воронья.
- Очи орлиные, а крылья комариные.
- И воробей не живет без людей.
- Пчела жалит жалом, а человек-словом
- Одна пчелка не много меду натаскает.
- Одним конем всего поля не объедешь.
- За двумя зайцами погонишься -одного не поймаешь.
- Трусливому зайке и пенек — волк.
- Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
29
Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), развитие тонкости анализа.
• Какие детали в рисунке справа расположены не так как на рисунке слева?
• Какими квадратами нужно заменить детали в узоре справа, чтобы рисунки стали одинаковыми?
• Помощь: раздели рисунки на квадраты размером 1,5 см на 1,5 см. Сравни каждый элемент узоров в отдельности и найди несоответствующие части.
30
Цель.
Формирование умения правильно использовать (употреблять) предлоги, обозначающие пространственные отношения.
Покажи котенка внутри шкафа, собаку за коробкой и перед коробкой, абажур над столом, котенка под креслом, за шкафом, в шкафу, на стуле, в ящике стола.
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Куда спрятался котенок? (В шкаф, за шкаф, под кресло.)
- Где сидит котенок? (На стуле, в ящике.)
- Где находится собака? (За коробкой, перед коробкой.)
Составь словосочетания, отвечая на вопрос «Где находится…?». Например: Котенок
вшкафу.
31
Цель.
Формирование с помощью схемы навыков выделения предлогов как самостоятельных отдельных слов.
Я буду читать предлоги, а ты показывай, где находится человечек-предлог (в коробке,
подкоробкой,
на
коробке,
за
коробкой,
вылезает из коробки).
Запомни слова-предлоги «на», «за», «под» и др. Составь предложение с любым предлогом.
32
Цель. Развитие читательского интереса у детей ше-сти-семилетнего возраста в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, развитие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению. Закрепление употребления предлогов.
Помоги зайчатам спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчика к месту, куда он хочет спрятаться, согласно оставленной им записке.
Предварительная
работа.
Взрослый читает слова на отдельных карточках, предварительно сделав их ксерокопии с данного рисунка. Прочитав вслух карточку, взрослый размещает ее на рисунке, предлагая ребенку запомнить, что на ней написано. Так отрабатывается каждая карточка.
33
Цель. Профилактика биографии и дислексии. Выбор правильного изображения печатной буквы среди пар или рядов букв, напечатанных зеркально. Активизация лексикона.
Покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изображения пальчиком в каждой паре или ряду. Придумай 2-3 слова с каждой из этих букв в начале слова.
34
Цель.
Обучение детей глобальному чтению слогов и слов. Развитие памяти, внимания, интереса к буквам и слогам.
Прочти написанное на карточках (с помощью учителя). Рассмотри картинки. Соедини линиями карточки так, чтобы получились слова. Прочитай слова.
35
Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов.
Прочти написанное на карточках под картинками. Составь слова, со единив слоги на карточках линиями.
36
Цель.
Профилактика дисграфии и дислексии. Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изображенных буквами.
В каждом рисунке спряталось слово. Рассмотри внимательно первый рисунок. Догадайся, какое слово в нем спряталось. Прочитай его, обводя указкой буквы. Такие слова-картинки называются изографами. Разгадай остальные изографы, помогая себе указкой. Назови предметы, изображенные при помощи букв.
37
Разгадай изографы. Прочитай слова, обводя буквы указкой. Назови предметы, изображенные при помощи букв.
38
Цель.
Составление целого из семи асимметричных частей. Запоминание слов, прочитанных взрослым. Глобальное чтение доступных ребенку слов. Соотнесение слова и картинки.
Рассмотри рисунок. Прочитай слова на карточках. Соедини каждую часть картинки с подходящей карточкой. Сложи из частей целую картинку.
39
Цель.
Определение в тексте порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.
Рассмотри картинки по порядку. Прочитай выделенные слова. Подбери к каждой картинке соответствующее предложение.
40
Цель. Обучение составлению рассказа по серии последовательных картинок.
Рассмотри картинки. По ним можно составить рассказ. Картинки перепутаны. Подумай и определи последовательность событий. В маленьких квадратах поставь нужные цифры. Прочитай карточки с предложениями и подумай, к каким картинкам они относятся. Для какой картинки карточки не хватает? Составь предложение по этой картинке.
41
Цель. Упражнения в выделении и четком произнесении первого звука слов разной слоговой структуры. Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые», дифференциация указанных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группировка изображений по категориальному принципу (птицы — насекомые).
Рассмотри картинки, помещенные в верхнем ряду. Три из них можно
объединить в одну группу и назвать обобщающим (общим) словом, а
четвертая — лишняя. Назови обобщающее слово. Какой предмет
лишний? Почему?
Назови каждую картинку. Постарайся произносить слово так, чтобы
первый звук в нем был ясно слышен. Чем похожи эти слова? Напиши
в маленьком квадрате букву С.
Рассмотри картинки во втором ряду. Распредели все картинки на две
группы: насекомые и птицы.
42
Цель.
Обучение построению высказываний. Закрепление знания названий трудовых обязанностей, соответствующих различным строительным специальностям.
Прочитай каждую карточку и соедини ее с соответствующей картинкой. Расскажи о работе штукатура, плиточницы, монтера, стекольщика, маляра, которых ты видишь на рисунках. Как назвать общим словом все эти профессии?
Составь предложения, соединив карточки с названиями строительных специальностей и карточки с описанием трудовых действий. Кто какую работу должен выполнять?
43
Цель.
Обучение построению высказываний о назначении отдельных предметов (из 2—3 предложений). Формирование обобщающего понятия «медицинские принадлежности», введение в активный словарь точных наименований предметов.
Рассмотри рисунки. Расскажи, какие медицинские принадлежности нужны врачу, а какие — медицинской сестре.
ДОПОЛНИ РАССКАЗЫ.
Врач послушал сердце и легкие больного. Измерил давление тонометром. Потом измерил больному температуру тела. (Что было дальше?)
Медицинская сестра взяла вату, пипетку и глазные капли. (Что было дальше?)
Врач посмотрел горло больного, узнал, какая у него температура, и велел медицинской сестре срочно принести шприц. (Что было дальше?)
44
Цель. Исследование импрессивной речи (понимание значений слов, обозначающих предметы и действия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.
Найди картинки к следующим словам (предметам и действиям).
Ледоход, берлога, листопад, осень, скворцы, зима, ветер, озимые, поле, стога сена, всходы, льдины, грибы, скворечник, весна, гроздья рябины,новоселы.
Дует, всходят, прилетели, спит, плывут, срывает, висят, тает, зеленеют,
щебечут, кружатся, зимует, осыпаются.
Назови слова со звуком [л] ([л’]). Определи его место в слове.