Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.
- 2 Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп
2.1 Виды раздаточного материала2.1.1 Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
- 3.1 Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
3.1.1 Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
- 4.1 Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки
- 5.1 Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы
Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».
Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:
- конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
- используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
- возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).
Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше
Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:
- научным (соответствовать научным данным о счёте);
- педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
- санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
- эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)
Каковы свойства и задачи счетного материала
Главная задача счетного материала — визуализировать процесс счета и делать усвоение новых знаний более легким. Другой задачей является удержание неустойчивого детского внимания. Это происходит благодаря свойствам демонстрационного материала — яркой насыщенной окраске и содержанию, интересному для дошкольника (предметы для счета — игрушки или герои сказок).
Материал для обучения счету должен:
- отвечать санитарно-гигиеническим нормам (изготовлен из безвредных веществ, быть достаточно крупным);
- быть наполненным воспитательным и образовательным содержанием;
- быть эстетичным.
Свойства счетного материала диктуются возрастом обучаемых. Так для младших школьников с уже развивающимся отвлеченным мышлением подойдут неброские палочки, чтобы не отвлекать игровым содержанием детей от сути задачи.
Обратите внимание! Ребята в детсаду, напротив, нуждаются в ярких игровых наборах, использовании игровых сюжетов, чтобы понять механизмы счета.
Обучение счету в садике, как и получение других познавательных навыков, должно соответствовать федеральным стандартам — ФГОС ДО (приказ от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; вступил в силу с 1 января следующего года).
Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп
Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:
- крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
- мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.
Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.
- Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
- Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
- Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
- Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.
Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.
Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.
На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации
Виды раздаточного материала
Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:
- палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
- блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
- кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
- пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
- бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
- картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
- веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
- лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.
Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».
Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы
Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки
Веер с цифрами — это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду
На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах
Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры
Какой бывает раздаточный счетный материал
Для обучения счету и арифметическим действиям используют самый различный материал. Выбор его зависит от возраста детей, конкретной темы, используемых образовательных методик.
Кубики и игровые наборы
Детям младшего возраста лучше давать начальные математические знания, пользуясь кубиками или игровыми наборами.
Одинаковые по размеру и по окраске кубики, яблочки, груши, морковки, цыплята — все это составляет счетный материал по математике в детском саду. Сюда же относятся и специальные кубики, предназначенные для обучения счету по методике Зайцева.
В ходу и комплекты из дерева, выкрашенные в насыщенные цвета, и пластиковые наборы. Подобные пособия помогают малышам легко усвоить счетные операции, научиться складывать и вычитать. Кроме того, в результате манипуляций с мелкими предметами развивается моторика и координация движений.
Внимание! Необходимо убедиться, что пластиковые наборы изготовлены из высококачественного материала, соответствующего гигиеническим стандартам, установленным для детей.
Обучение счету в детском саду лучше проводить как игру. Например, можно собирать урожай яблочек с подсчетом их количества, покормить пять белочек.
Счетные палочки
Современные палочки для счета изготавливаются как из дерева, так и из пластика. В принципе это те же игровые наборы, но более формализованные, без привязки к игровым сюжетам. Это счетный материал для детей, обучающихся в начальной школе и посещающих подготовительную группу дошкольного учреждения. Задача счетных палочек — облегчить понимание математики, сделать наглядными совершаемые арифметические действия.
Пластиковые палочки разных цветов помогает детишкам постарше освоить счет до десяти
Простейшая модель наглядности — пальцы на руке. Их всегда использовали для обучения счету.
Аппликации в виде светофора в средних группах ДОУ, творчество на тему
Обратите внимание! В начальной школе обращаются и к счетам. Они отлично демонстрируют операции с разрядами — единицами, десятками, сотнями и т.д.
Картинки и карточки
Это визуализационный материал, но, в отличие от игровых наборов, необъемный — следующая ступень отвлеченности при обучении счету. Используется уже не сам предмет, а лишь его изображение. Хотя игра с карточками воспринимается ребенком с не меньшим интересом, чем действия с объемным счетным материалом.
Если речь идет о разрезных картинках, то это становится их дополнительным преимуществом: вырезание из бумаги различных цветов, животных, овощей тренирует мелкую моторику ребенка и расширяет его кругозор.
В эту же категорию пособий относятся двухполосные и однополосные карточки по математике в ДОУ. На первые карточки прикладывают картинки или объемные предметы, а на вторые — накладывают. При этом ребенок сопоставляет форму предметов, их характеристики, сравнивает размеры (больше или меньше, уже или шире).
Лэпбуки
Папку, в которой подобраны и оформлены материалы по определенной теме, называют лэпбуком. Готовит такое дидактическое пособие педагог, в некоторых случаях подготовка может быть поручена родителям. Оформляют материал в виде мини-книги, снабжают папку окошками и кармашками, где располагаются красочные карточки и т.п. В качестве обязательного компонента в лэпбуке предлагаются творческие задания. Применяются такие пособия для индивидуальных занятий с ребенком или в небольшой команде из двух-трех детей.
Яркие лэпбуки, посвященные конкретной арифметической теме, предназначены для занятий с двумя-тремя детьми
Можно выделить два основных типа счетных пособий:
- крупные предметы — плакаты, магнитные доски — относятся к категории демонстрационного материала по математике в детском саду и служат для показывания действий;
- мелкий материал — карточки, картинки, игрушки — является раздаточным, с помощью которого все ребята одновременно выполняют задания педагога.
Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»
Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.
Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.
Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».
- Закрепить умение считать до 10.
- Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
- Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
- Учиться писать цифры.
- Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
- Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
- Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
- Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.
После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.
Обычно в лэпбук входят:
- картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
- карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
- пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
- картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
- раскраски;
- прописи;
- загадки, считалки и т.д.
Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.
Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным
Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым
При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать
Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер
С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения
Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы
Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино
Математические пособия для детей своими руками
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы с вами поговорим о том, как привить ребенку любовь к точным наукам, таким, как математика. Как простым и доступным способом в игре научить ребенка считать и мыслить логически.
С какого возраста начинать учить математику с детьми
Начнем мы с самого распространенного вопроса: «С какого возраста начинать учить математику?»
Многие думают, что маленькому ребенку она еще не нужна и откладывают ее на потом.
Лично я убеждена, что математику можно и нужно объяснять ребенку практически с рождения. Это не значит, что вы должны учить таблицу умножения на следующий день после рождения, но рассказывать малышу такие понятия, как мало, много, ноль (пусто), больше, меньше и т.д. важно и нужно.
С чего же начать? С ручек и пальчиков. Все детки изучают свое тело и мамино лицо. Вот вы гладите малыша по ручке, вот он подносит ручку к глазам, трогает носик, «какая маленькая у тебя ручка, а сколько много на ней пальчиков! Вот первый пальчик — самый большой и толстый, а второй — потоньше и подлиннее, а за ним и третий идет, четвертый, пятый. Вон их сколько! На одной рученьке целых пять! Смотри и у мамы есть ручка, а на ней тоже пальчики. Много их?
Малыш растет, начинает ползать, ходить. Вы дружно считаете его шаги (а ведь это шаги и к математическим понятиям тоже ), считаете ложечки с кашей, которые он съел. И вот вы не заметили, как он уже умеет считать до 10. Может озвучить этого он еще не может, так как очень мал, но уверяю вас, он это помнит!!!
Давайте не будем останавливаться и пойдем дальше. Попробуем донести до ребенка понятия величин с помощью игрушек (так как они его сейчас окружают со всех сторон). Вы можете предложить ребенку покормить игрушки и раздать большому мишке большое яблоко (круг), а маленькому мишке – маленькое. Так как я сейчас делаю акцент именно на детках до года, то всегда есть вероятность, что мама помогает и даже делает большую часть того, что просит, но вы не должны этого пугаться. Когда вы в сотый раз сделаете одно и тоже, а ваш малыш, перешагнув годовой рубеж, а может и раньше сделает тоже самое, вы будете на 7 небе от счастья.
Точно также в игре, вы знакомитесь с понятиями много и мало (а эти понятия уже знакомы ему по играм с пальчиками). Например, вы идете летом гулять и любуетесь на деревья, а на одном столько яблок (много!), вы срываете одно яблоко (у вас мало или много? Мало), но зато какое оно большое