Статья «Средства и методы работы с незрячими детьми в условиях реализации ФГОС»
Средства и методы работы с незрячими детьми в условиях реализации ФГОС
В условиях реализации ФГОС ДО мы ведём речь в первую очередь о необходимости создавать равные условия и возможности для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно мы наблюдаем тенденцию увеличения количества детей со сложными нарушениями в развитии. Старшую группу нашего детского сада посещают 4 ребёнка-инвалида по зрению (слепые и слабовидящие дети, имеющие сложные нарушения в развитии). Каждый из них требует особого внимания, средств, приёмов и способов обучения. Сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы.
В ДОУ разработана адаптированная основная образовательная программа, в которой представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика всех категорий детей и определён содержательный компонент. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» и авторской парциальной программы для детей с нарушениями зрения под ред. Л.И. Плаксиной. Вместе с тем, в отношении детей со сложными нарушениями в развитии разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР).
Спецификой адаптированной основной образовательной программы ДОУ является:
— коррекционная направленность;
— непрерывность основного коррекционно-образовательного процесса;
— охрана и укрепление здоровья воспитанников;
— коррекция зрительных функций;
— сохранение, поддерживание индивидуальности;
— социальная адаптация.
Всеми специалистами детского сада реализуется комплексный, клинико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ.
В работе педагогов соблюдаются индивидуальный и дифференцированный подходы, включающие различные формы и методы работы с детьми с НЗ.
Слепые и слабовидящие дети наряду со всеми детьми принимают активное участие во всех видах детской деятельности: познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и других.
Обучение слепых и слабовидящих дошкольников пространственной ориентировке включает в себя:
-формирование потребности в самостоятельной ориентировке и передвижении;
-преодоление страха пространства и неуверенности в собственных силах;
-овладение навыками ориентировки в схеме собственного тела;
-обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги).
Как уже было сказано предыдущим выступающим, слепой ребёнок посещает все коррекционные и общеобразовательные занятия. В связи с чем, на занятиях требуют к себе особого внимания. Так, в ходе обследования предметов или же разъяснения инструкции требуется значительно больше времени. Согласно модели обучения и воспитания слепых детей в нашем ДОУ узкие специалисты в лице учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога взаимозаменяют друг друга и сопровождают детей со сложными нарушениями в развитии на занятиях, подбирают и адаптируют с учётом возможностей детей разнообразный стимульный и дидактический материалы.
Важным в формировании компенсаторных навыков является включение во все виды деятельности сохранных анализаторов (осязание, обоняние, слух, проприоцептивная чувствительность – мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).
Осязание имеет для слепого и слабовидящего дошкольника исключительное значение, так как это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Тактильная чувственность позволяет качественно обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов педагог управляет действиями ребёнка, накладывая свои руки на руки ребенка или действуя способом «рука в руку», стоя за спиной у ребёнка.
Приемы обследования:
1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.
2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.
Изначально дети очень избирательны в восприятии разнофактурных объектов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент необходимо заинтересовать ребенка или переключить внимание на другой вид деятельности (чтобы не сформировать негативное отношение, не отбить желание).
Вместе с тем, на занятиях физкультурно-оздоровительного цикла, в рамках коррекционной работы с детьми, мы формируем умение подошвами ног оценивать, определять, распознавать покрытия, качество напольной поверхности: коврики (ребристые, колючие, мягкие, шершавые), препятствия, ямы, бугры. Такие упражнения способствуют развитию восприятия пространства.
В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия окружающего пространства. В работе с детьми уделяется внимание слушанию голосов птиц, животных, звуков транспорта…Вместе с тем, детям предлагается сравнить как на одной и той же поверхности меняется звук предмета в зависимости от того, из какого материала он изготовлен (железо, дерево, ткань и т.д.).
Нарушения зрения отрицательно влияют на общее физическое развитие и состояние здоровья. У детей с НЗ снижена двигательная активность и общее функциональное здоровье.
Физическое воспитание осуществляется в форме утренней гимнастики, занятий, спортивных и подвижных игр.
На слайде вы можете видеть, как инструктор физической культуры в своей работе использует различные коррекционные приёмы и способы, комплексы упражнений, направленные на развитие мышечного тонуса и двигательной активности. На занятиях физической культурой присутствует музыкальное сопровождение, что задаёт дополнительное ритмичное оформление и тем самым облегчает ребёнку качественное выполнения упражнений. Упражнения выполняются ребенком изначально совместно с педагогом, а после формирования необходимых навыков ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.
Опыт работы в детском саду для детей с нарушениями зрения, позволил сделать вывод, что музыкальные занятия носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности, вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей, заинтересованность, радость.
Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют ребенку с нарушениями зрения преодолевать трудности пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.
Педагогами учреждения при активном участии родителей воспитанников, создаются различные дидактические игры и пособия, которые способствуют организации коррекционно-образовательной деятельности. Пособия разнообразны и направлены на развитие мелкой моторики и осязания, развитие навыков ориентировки на плоскости, развитие предметных представлений.
Также хочется определить важную роль конструктору Lego при работе с детьми с нарушениями зрения.
Использование конструктора LEGO в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми со сложными нарушениями в развитии положительно влияет на:
развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;
развитие мышления (анализ, синтез);
развитию математических представлений
развитие пространственной ориентировки;
развитие предметных представлений с использованием трёхмерных моделей LEGO окружающего предметного мира;
подготовка руки ребенка к чтению и письму по системе Л. Брайля.
На слайд
При подготовке к обучению грамоте слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля. При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его. Обучение проходит в игре. В ходе деятельности необходимо, чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.
Так при ознакомлении слепого, слабовидящего ребенка с шеститочием в своей работе мы используем работу с кирпичиками «LEGO» размерами 2х3. Данный кирпичик очень похож на прибор «Брайлевское шеститочие».
Ребенок по словесной инструкции педагога размещает кирпичики 1х1 на поверхности кирпичика 2х3. После чего может повторить выкладку на аналогичном кирпичике. Или самостоятельно придумать выкладку и скопировать ее.
Данный метод копирования выкладки в дальнейшем послужит знакомством с таким прибором, как Брайлевская строка.
Также благодаря конструктору легко можно строить макеты, лабиринты и многое другое, что повысит интерес воспитанника и способствует развитию ребёнка.
Рисование, лепка, аппликация – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и восприятия детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции компенсации зрительной недостаточности.
На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков выполнения задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей ребенка, его зрения и общего развития.
Для того чтоб дать детям полноценную возможность проявить свои художественные возможности, мы придумываем различные способы и приемы рисования, такие как: рисование пухлыми красками, рисование на фольге, рисование методом обкалывания, пластилиновая живопись и другое
Мне хочется выразить большую благодарность руководителю, коллегам, узким специалистам, воспитателям, помощникам воспитателей, родителям, т.к. сплоченность, тесное сотрудничество и взаимодействие, единая цель которую каждый из нас преследует, позволяет нашим воспитанникам чувствовать себя успешными, самостоятельными и конкурентоспособными.
Свое выступление мне хочется завершить следующими словами: «Мы не учим их – мы создаем условия, в которых они учатся» (Сеймурт Пейперт).