Картотека театрализованных игр на тематические недели в подготовительной к школе группе

Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев, дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.

Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов, рассказывает о его эмоциональном состоянии, уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.

Возраст для режиссерских упражнений

Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.

Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.

Примеры режиссерских игр

Важной особенностью режиссерской игры является то, что играть в нее ребенок может самостоятельно, со взрослыми, а позже – в компании других детей дома и на улице.

Куклы и пупсы

Куклы и пупсы могут быть персонажами как сюжетно-ролевых, так и режиссерских игр. Обычно, для последних ребенок выбирает небольшие игрушки, которые удобно удерживать в руках. Малыш приводит куколок в движение и озвучивает их.

Разнообразие кукол, их богатое «приданое» в виде одежды, мебели, посуды, миниатюрной бытовой техники, автомобилей и даже целых домов предоставляет ребенку возможность играть по огромному количеству сюжетов. Параллельно с готовым игровым инвентарем маленький режиссер успешно использует предметы-заменители (коробка из-под обуви – кровать, кубики – стулья, носовой платочек – одеяло, прочее).

Главные роли в игровой постановке малыша 2-4 лет, как правило, отводятся маме, папе, ребенку, другим членам семьи. Сюжет игры сводится к тому, что ребенок в действительности переживает в жизни: мама-кукла ухаживает за ребенком-пупсом (кормит, купает, укладывает спать, водит на прогулку), папа ездит на работу, семья выбирается в гости, едет в зоопарк, у кого-то из них День рождения, прочее.

Чуть позже, годам к 5, с куклами ребенок играет в магазин, больницу, детский сад, а также игры по мотивам сказочных и мультяшных сюжетов. А у старших дошкольников куклы начинают «жить своей собственной жизнью», игровой процесс становится все более отдаленным от реальности.

Посредством режиссерской игры с куколками и пупсами ребенок подражает взрослым, проигрывает многочисленные жизненные ситуации, передает игрушками свои чувства и переживания, фантазирует. В этом процессе происходит социальное развитие малыша.

Фигурки животных

Фигурки животных из готовых наборов или отдельные маленькие игрушки особенно нравятся дошкольникам обоих полов. Их удобно держать в руках (две и больше игрушек), носить с собой просто в кармане, брать в постель. На начальном этапе развития режиссерских игр ребенок наделяет игрушечных зверей человеческими качествами, использует их тем же образом, что и кукол: селит в домики, водит в садик, к врачу и в магазин. После появляются сюжеты «Зоопарк», «Сафари» или «Затерянный мир» (для него обязательно нужен набор с динозавриками). На этом этапе малышу понадобится огромное количество дополнительных предметов – кубики, конструкторы, игрушечные деревья, прочее. Предметы-заменители выполняют функцию декораций: накрытая покрывалом подушка превращается в гору, лоскут синей ткани, расстеленный по полу – глубокая река.

Игры с фигурками животных и динозавров позволяют ребенку расширить познания об окружающем мире, флоре и фауне планеты Земля.

Машинки и фигурки людей

Если годовалый кроха просто катает машинку и получает удовольствие от того, что привел ее в движение своими собственными усилиями, младший дошкольник манипулирует ею сознательно. Автобус возит пассажиров, грузовик – песок и веточки на «стройку», полицейский автомобиль под вой сирены (имитируемой ребенком) мчит на задержание хулиганов, а скорая помощь – лечить больную куклу. Машинки также могут быть наделены человеческими качествами, нередко они разговаривают между собой.

В четыре года малышу становится мало одной задействованной в игре машинки, он распределяет роли между несколькими. Создается настоящее дорожное движение. Трассой для ребенка служит пол в комнате, асфальт или песочница. Он начинает использовать дорожные знаки из игровых наборов или их заменители – палочки, веточки, прочее. Из кубиков и конструкторов малыш создает гаражи, стоянки, полицейские участки. Комната может превратиться в игрушечный город. Транспорт уже не ездит сам по себе, ребенку нужны водители – фигурки людей и животных, маленькие куколки, солдатики, роботы, прочее.

В рамках одного процесса объединяются несколько сюжетов. Например, грузовик наполняется кубиками-кирпичиками, едет по дороге, останавливаясь на светофорах, привозит груз на стройку, рабочие на стройке возводят из кирпичиков дом, в котором селятся куколки.

Игрушечный театр

В дошкольном возрасте дети просто обожают домашний театр, в котором они могут быть режиссерами и исполнителями главных ролей одновременно. В магазинах игрушек сегодня можно отыскать готовые наборы для театра с куклами-перчатками и даже марионетками. Что же, можно купить и такой. Но куда полезнее будет создать декорации самостоятельно, используя фантазию и творческий потенциал ребенка. Их можно нарисовать или сделать из предметов-заменителей. В качестве артистов могут выступать любимые игрушки малыша. Первые представления должны быть по мотивам простых детских сказок, хорошо известных малышу. Хорошо, если количество персонажей в них будет ограничено. Уже в 4 года ребенку будет по силам поставить «Колобка», «Репку» или «Курочку-Рябу». Ближе к школе уже можно организовывать представление с более сложным сюжетом, например, «Золушку», «Мойдодыра», «Красную Шапочку», прочее.

Значение режиссерских игр для дошкольников

Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:

  • Обучение детей свободному открытому общению.
  • Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
  • Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
  • Обучение детей внимательно слушать собеседника.
  • Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.

В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.

В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.

Игры в младшей группе

Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.

В младшей группе поиграйте в такие игры:

  • Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
  • Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.

Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.

Режиссерские игры в дошкольном возрасте

Ирина Меденцева

Режиссерские игры в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Из всех видов детской игровой деятельности наименее изученным является режиссерская игра. Это можно объяснить тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последние десятилетия. По мнению современных педагогов, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, чувства коллективизма. А так как режиссерская игра индивидуальна, то для этих целей не могла быть использована.

В настоящее время, когда наука обратилась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре — одновременном выполнении разных ролей — от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Режиссерская игра дошкольника, как уже отмечалось выше, имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании выступления – обе кланяются, затем выходит «новая певица»

; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды
(сцены)
в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном»

. В ролевых
режиссерскихиграх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.
В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе, но «активно действующих»

, т. е. тех, которых ребенок переставляет,
«связывает»
отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество
возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного — двух персонажей.
Ребенок делает то, что роднит его с настоящим режиссером — он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети могут использовать в играх предметы — заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая — зайчиком; кусок серой ткани — волком и т. д.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра)

завершает развитие
игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни,а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.)
. С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью
«созрел»
для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании
игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.
Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Таким образом, в режиссерской игре, как позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее социальный опыт, привлекает партнеров. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)

– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в
режиссерской игре умением «видеть»
картину
игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина — кубик, начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя «одежды»

различных персонажей жизненного театра —
«режиссер»
в ребенке на время уступает место
«актеру»
. Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других,имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок-Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно-ролевой
игры. Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном опыте дошкольника. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли, участвовал в самодеятельных постановках, знаком со специфическими играми, то он достаточно легко организует и участвует в образно-ролевой игре.
Позже ребенок начинает понимать,что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику — мама и папа, ребенку-Маугли — друзья. Следующий этап развития детской игры — сюжетно-ролевая игра, — если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными «актерами». Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много — не более двух — трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.

Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит «понарошку». Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

Вывод: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Игры для средней группы

Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:

  • Разыграйте сюжет сказки «Маша и медведь». Выберите детей, которым подойдет роль Маши, медведя, введите второстепенные роли: зайчик, ежик и т. д. Дети будут импровизировать, поскольку сказка им уже знакома, но воспитатели должны мотивировать их. Оденьте ребят в подходящие костюмы и в ходе игры рассказывайте сюжет сказки, чтобы малыши не запутались. Вы выступаете в роли ведущего.
  • Играйте с ребятами, сидя в кругу. Попросите представить себя в роли зайчика (или другого персонажа) и рассказать о себе. Поработайте так с каждым малышом в группе.

С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.

Игры для детей старшей группы

Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.

Театрализованные игры для старшей группы:

  • Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
  • Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
  • Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.

Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте

Белых К.И., Вовянко О.А. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 667313

Режиссерской именуется игра, в которую малыш играет один с несколькими игрушками, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и в одно и тоже время «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации. В иностранных и некоторых российских работах режиссерские игры подчас называются игрой «в окружающий нас мир», повествовательными, проекционными, комбинационными играми или же играми-инсценировками [2, с. 114].

У самого общительного ребенка время от времени появляется вожделение автономно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Зачастую можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошколят, в которой происходит формирование личности детей, их общественного развития и воспитание человечности [4, с.109].

Специфика режиссерской игры (в отличие от сюжетно-ролевой) в индивидуальной форме осуществления игры. А также в особенности замещения: если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет, а сам при этом находится за пределами сюжетного действия [8, с. 155].

Дошкольный возраст – этап приобщения малыша к познанию окружающего мира, период его исходной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высочайшая восприимчивость ребят-дошкольников, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

На фоне этих прогрессивных перемен развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточная забота в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, малыши стали меньше разговаривать с окружающими людьми, а ведь общение в значимой степени обогащает чувственную сферу. Современные дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Отношения с ними зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных способностей актуальна на этапе предшкольного образования.

Фактором, влияющим на общественное развитие дошкольников, считается установление тесноватого и плодотворного контакта ребят с находящейся вокруг реальностью и социумом. Степенью общественного развития малыша, общественной зрелостью его личности, его общественной компетентности определяется успешность социализации дошкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе отношений с людьми в находящемся вокруг мире: в группе детского сада и семье [6, с. 254].

В старшем дошкольном возрасте у ребят большущее значение приобретают дела с ровесниками, которые напрямую находятся в зависимости от навыка общения со взрослым.

В игре отображается содержание находящегося вокруг малыша мира, имеющих место быть в нем моральных общепризнанных норм и правил.

Всего 2 десятилетия назад был другим общественный заказ общества и лишь только сейчас, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, научные работники обратились к режиссерской этой игре. Все дело, по всей видимости, в том, собственно что режиссерскую игру непросто увидать со стороны: для начала, она буквально всякий раз индивидуальна; во-2-х, малыш постарается сберечь ее для себя, и вмешательство взрослого нередко ведет к тому, что игра прерывается; в-третьих, играть в нее малыш любит в скрытом пространстве, куда взрослый не всякий раз имеет возможность ввязаться. Все это и увело внимание воспитателей от режиссерской игры, и длительное время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как каждая персональная работа [3, с. 254].

Режиссерская игра содержит огромный смысл не только для становления коммуникации в поведении, но и для всего психологического развития дошколят. В режиссерской этой игре — одновременном выполнении различных ролей — от малыша потребуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и какие-то слова, сдерживать собственные движения. Игровые волнения оставляют бездонный отпечаток в сознании малыша. Множественное повторение поступков взрослых, подражание их моральным качествам воздействуют на воспитание этих же свойств у малыша [1, с. 220].

Режиссерская игра, как и иные творческие игры, имеет социальную природу и возводится на все расширяющемся представлении малыша о жизни взрослых. Новой сферой реальности, которая осваивается дошкольником в данной этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и работы взрослых. Поведение дошкольника опосредуется образом иного человека. Дошкольник встает на точку зрения различных людей и вступает с другими играющими в дела, отражающие настоящее взаимодействие взрослых. В одно и тоже время увеличивается умение показывать в этой игре дела меж людьми, методы поведения во всевозможных ситуациях, представления о коих ребята черпают из рассказов взрослых, прочтенных книжек, сказок, просмотренных кинокартин. В итоге перед ребенком раскрываются не только критерии поведения, но и их значения для установления и поддержания позитивных взаимоотношений с другими людьми.

Способность общаться – это дарование или же то, чему возможно научиться? Специалисты по психологии определяют коммуникативные возможности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и сопоставимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя [5, с. 404]:

  • вожделение вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  • умение осуществить общение («Я умею!»), включающее умение выслушать собеседника, умение чувственно сопереживать, умение улаживать конфликтные ситуации;
  • познание общепризнанных мер и правил, коим нужно идти по стопам при общении с окружающими («Я знаю!»).

Ребята старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже могут согласовывать собственные воздействия со сверстниками, членами общих игр, соотносить собственные действия с социальными, общепризнанными мерами поведения. Всему вышеперечисленному дошкольник учится в семье, в детской группе и в общении с взрослыми. Мальчик(девочка), который недостаточно разговаривает со сверстниками и не принимается ими по причине неумения осуществить общение, быть увлекательным, находящимся вокруг, испытывает себя уязвленным и отвергнутым. Чем прежде мы заметим данную сторону жизни дошкольника, тем меньше проблемных ситуаций у него станет в грядущей жизни. В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особенная коммуникативная работа, нацеленная на составление отношений. Задача взрослых – помочь дошкольнику вступить в трудный мир взаимоотношений и приспосабливаться к окружающей обстановке в нем, приобретать новых товарищей, отыскивать выход из каких-либо обстоятельств.

Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных способностей у старших дошкольников как части социального развития дошкольников – как зеркало отражает навык общения детей в реальной жизни [7, с. 198].

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. 234 с.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1990. 139 с.
  3. Корзун А.В. Весёлая дидактика: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Ульяновск, 2011. 298 с.
  4. Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1999. 151 с.
  5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981. 446 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 310 с.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 241 с.
  8. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 209 с.

Игры для подготовительной группы

Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:

  • Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
  • Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
  • Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.

Маленький режиссер: особенности игрового процесса у детей 4-6 лет

Режиссерскую игру ребенок осваивает одной из первых, как правило, еще в раннем детстве. По мере взросления малыша она совершенствуется и усложняется.

Некоторые педагоги считают, что режиссерская игра является прародительницей сюжетно-ролевой, как бы предпосылкой к ней. Но говорить о том, что какой-то из этих видов деятельность проще другого было бы несправедливо. Да, сюжетно-ролевая игра может даваться ребенку сложнее, так как во время нее часто необходимо взаимодействовать с другим детьми, не просто действовать по правилам, но и учитывать мнение других. В то же время режиссерская игра требует от малыша не меньшей усидчивости, смекалки, умения фантазировать. Посредством ее ребенок тренируется строить отношения со сверстниками и взрослыми, учится вести себя в той или иной ситуации.

У режиссерской и сюжетно-ролевой игр есть много общего:

  1. И там, и там деятельность ребенка осуществляется по определенному сюжету, созданной воображением ситуации;
  2. В обоих случаях происходит распределение ролей, только в сюжетно-ролевой игре их «исполняют» люди и предметы, а в режиссерской – только предметы;
  3. В процессе обоих игр ребенок переживает и воспроизводит реальные жизненные ситуации, учится и развивается;
  4. И режиссерскую, и сюжетно-ролевую игру взрослые могут использовать для достижения определенных педагогических целей.

Режиссерскому игровому процессу у дошкольников присущи такие черты:

  1. Ребенок самостоятельно выбирает тему игры. Как правило, в самом начале это – пережитые лично малышом события из жизни, позже – ситуации из сказок, мультфильмов, фильмов, спектаклей. В возрасте 5-6 лет игры ребенок уже умеет развивать сюжет или объединять несколько сюжетов в рамках одной игры.
  2. Помимо того, что малыш выступает режиссером собственной игры, он также «озвучивает» персонажей. Речь является основным инструментом данного вида детского творчества. Ребенок не просто говорит за свои игрушки, он наделяет их определенными голосами: подбирает тембр, интонацию, громкость. Иногда возможны имитация и пародирование.
  3. В роли «артистов» в равной степени могут выступать игрушки и предметы-заменители, которым ребенок задает определенные свойства и качества. Мелкий игровой инвентарь может быть представлен игровыми наборами животных, солдатиков, динозавров, пупсиками и куклами, фигурками мультипликационных персонажей, прочее.
  4. Не смотря на то, что в игре может быть задействовано большое количество игрушек, манипулирует малыш всего 2-4-мя.
  5. Ребенок выбирает себе игровое пространство, по сути, оно служит декорациями к его «спектаклю». Доски паркета могут быть дорожной разметкой, коробка из-под обуви – домиком, ковер – океаном.

Условия успешной постановки

Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:

  • Создавать у них положительные впечатления о жизни.
  • Создать комфортные условия, обеспечив реквизитами и костюмами.
  • Дать ребятам время на импровизацию.
  • Показать пример интересной постановки.

Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают полное руководство над играми детей, чтобы ребята не вступали в конфликтные ситуации. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: