древний Египет методическая разработка (5 класс) по теме


Тест по Древнему Египту с ответами

I вариант.

1. На берегах, какой реки возникло государство Египет: а) Тигр б) Евфрат в) Нил + г) Инд

2. Какой египетский фараон совершил самые крупные завоевания (около 1500 г) до н.е.) а) Тутмос + б) Рамзес в) Тутанхамон г) Эхнатон

3. Как называется письменность древних египтян? а) клинопись б) иероглифы + в) узелковое письмо г) кхароштхи

4. «Он состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро» Что это за механизм? а) канал б) дельта в) шадуф + г) дамба

5. Город, который стал столицей государства после объединения верхнего и Нижнего Египта а) Гермополь б) Мемфис + в) Ахетатон г) Абидос

6. Какой бог был самым главным среди египетских богов? а) Бог земли (Геб) б) Богиня неба (Нут) в) Бог мудрости (Тот) г) Бог Солнца (Ра, Амон, Амон-Ра) +

7. Когда была построена самая высокая пирамида – пирамида Хеопса а) около 2400 г) до н.е б) около 2500 г) до н.е в) около 2600 г) до н.е. + г) около 2700 г) до н.е

8. Гробница, какого египетского фараона была обнаружена археологами в том виде, в каком она была более 3 тысяч лет назад а) Тутмоса ІІ б) Хефрена в) Джосера г) Тутанхамона +

9. Что использовали в качестве материала для письма в Древнем Египте? а) бумагу б) папирус + в) пергамент г) глиняную дощечку

10. Когда появились первые государства на территории древнего Египта? а) более 6 тысяч лет назад б) более 5 тысяч лет назад + в) более 4 тысяч лет назад г) более 3 тысяч лет назад

11. Главным занятием древних египтян было а) скотоводство б) земледелие + в) собирательство г) торговля

12. Как называли правителей Древнего Египта? а) царь б) раджа в) жрец г) фараон +

13. В какое море впадает река Нил? а) Мертвое море б) Красное море в) Средиземное море + г) Черное море

14. В каком месяце начинается разлив Нила? а) апрель б) июнь + в) март г) август

15. На каком материке расположен Древний Египет? а) Азия б) Африка в) Европа г) Австралия

16. Из какого материала изготавливали наконечники копий, топорики и клинки для древнеегипетских воинов? а) медь б) бронза + в) железо г) камень

17. Как называются каменистые преграды на дне реки Нил? а) утесы б) пороги + в) рифы г) отмели

18. В каком месяце Нил возвращается в свои берега после разлива? а) август б) сентябрь в) октябрь г) ноябрь +

19. Какого цвета носил корону правитель Южного (Нижнего) Египта? а) белого + б) золотистого в) красного г) серебристого

20. Как зовут фараона и судью в царстве мертвых? а) Гор б) Анубис в) Осирис + г) Сет

II вариант.

1. Как древние египтяне называли священного быка? а) Апис + б) Маат в) Нут г) Апоп

2. Какую богатую золотом страну в Африке завоевали египетские фараоны? а) Палестину б) Нубию + в) Сирию г) Финикию

3. Область в долине реки Нил, похожая на треугольник а) ном б) 1-й порог в) 2-й порог г) дельта +

4. Орудие туда древнеегипетского земледельца а) палка-копалка б) мотыга + в) соха г) плуг

5. Какую древнеегипетскую богиню изображали в виде коши? а) Исида б) Бастет + в) Нут г) Маат

6. Как называется тело умершего, высушенное, пропитанное смолой и обмотанное тонкими бинтами а) останки б) мумия в) саркофаг г) житель «страны мертвых»

7. Какая высота пирамиды Хеопса? а) почти 120 метров б) почти 130 метров в) почти 140 метров г) почти 150 метров

8. Каким по счету чудом света древние считали египетские пирамиды? а) первым чудом + б) вторым чудом в) третьим чудом г) четвертым чудом

9. Животное с телом льва и с головой человека называется а) мехурт б) сехмет в) сфинкс+ г) нехбет

10. В каком музее Санкт-Петербурга можно увидеть египетские мумии и саркофаги? а) Кунсткамера б) Эрмитаж + в) Музей городской скульптуры г) Государственный музей истории религии

11. Определите название реки, которая протекает по территории Египта: а) Нил; б) Тигр; в) Евфрат

12. Как звали бога мудрости в Древнем Египте? а) Птах, б) Тот, + в) Геба

13. Как звали царских советников, знать в Древнем Египте? а) жрецы; б) вельможи; + в) писцы

14. Как назывался гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте: а) саркофаг; + б) пирамида; в) мумия

15. Где располагается Египет? а) в северо – восточной части Африки; + б) в центральной Азии; в) в центральной Африке

16. Этому фараону была построена самая большая пирамида: а) Эхнатон; б) Хеопс; + в) Тутанхамон

17. Вспомните, кто в Древнем Египте владел знаниями? а) писцы + б) вельможи в) жрецы

18. Какая религия была в Древнем Египте: а) первобытная; б) язычество; + в) буддизм; г) ислам.

19. Как называлась письменность Древнего Египта? а) клинопись; б) алфавит; в) кириллица; г) иероглифы;+

20. Египет омывают эти два моря: а) Средиземное море; + б) Красное море; + в) Чёрное море; г) Эгейское море.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 12

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Объясните значение слов:

  • Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.
  • Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
  • Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.
  • Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.
  • Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.

Проверьте себя

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

Причин этому было несколько. Во-первых, обучение детей в школе было не дешевым, немногие могли себе позволить это. Дети земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Во-вторых, в египетской письменности было более 700 иероглифов и сложная система их использования. Не многих было слишком сложно овладеть такой наукой.

2. Чему и как учили в школах Египта?

Детей в школах учили не только писать и читать, их учили еще математике и астрономии. Умение считать было полезно в работе писца, а астрономические знания использовались для составления календаря, предсказания разлива Нила и т.д.

3. Кем становились вы­пускники школ?

Выпускники школ могли стать писцами, чиновниками, а впоследствии, возможно, и вельможами. Окончить школу и стать писцом было очень престижно. Писцы освобождались от всех повинностей и физического труда, они могли позволить себе носить белые одежды.

4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.

Письменные принадлежности писцов состояли из тонкой заостренной тростинки, пенала с двумя углублениями, в которых разводили черную и красную краску водой из небольшого горшочка.

5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Древнеегипетские книги представляли собой склеенные друг с другом листы папируса. Для удобства хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).


Летом 1799 года в Египте находилась экспедиция Наполеона. Во время рытья окопов в окрестностях города Розетты из земли вырыли крупный камень, покрытый загадочными письменами. Его верхняя часть была обломана. На ней сохранились иероглифы, расположенные в четырнадцать строк. Причем они были выбиты слева направо, что нехарактерно для восточных языков.

Средняя часть поверхности камня содержала 32 строки иероглифов, выбитых справа налево. Они сохранились наиболее полно. На нижней части камня были выбиты письмена на греческом языке. Они расположились в 54 строки, но сохранились не полностью, потому что от камня был отломан угол.

Офицеры Наполеона поняли, что совершили важную находку. Греческие письмена сразу же перевели. Они повествовали о решении жрецов поставить статую правителя Египта, грека Птолемея Епифана, около статуи божества. И назначить храмовыми праздниками дни его рождения и восшествия на престол. Далее был текст о том, что данная надпись повторена священными иероглифами Египта и демоническими знаками. Известно, что Птолемей Епифан правил в 196 году до н. э. Другие письмена перевести никто не смог.

Камень поместили в Египетском институте, который основал Наполеон в Каире. Но английский флот разгромил французскую армию и укрепился в Египте. Загадочный камень был передан в Британский национальный музей. Тайна египетских иероглифов заинтересовала ученых всего мира. Но узнать ее разгадку было не так просто.


В начале 19 века профессор института Гренобля Жак-Франсуа Шампольон работал над загадкой Розеттского камня. Он понял, что иероглифов в три раза больше, чем слов в греческих письменах. Тогда Шампольона посетила мысль, что они являются подобием букв. В ходе дальнейшей работы он понял, что египетский алфавит содержал иероглифы трех видов. Первый вид – символы, которые высекали на камне. Они изображались большими и четкими, с тщательной художественной прорисовкой. Второй вид – иератические знаки, которые представляют собой те же иероглифы, но изображаемые не так четко. Эту письменность использовали на папирусе и известняке. Третий вид – коптский алфавит, состоящий из 24 греческих букв и 7 букв, согласных звуков.

Из надписи на греческом языке он знал место, где выбито имя Птолемея Епифана, которое на египетском языке звучало как Птолемайос. Он нашел в средней части камня знаки, соответствующие ему. Затем заменил их на иероглифы и отыскал получившиеся символы в верхней части камня. Он догадался, что древние египтяне часто пропускали гласные звуки, следовательно, имя фараона должно звучать иначе — Птолмис.

Зимой 1822 года Шампольон получил еще один предмет с надписями на греческом и египетском языках. Он легко прочитал имя царицы Клеопатры в греческой части и нашел соответствующие знаки в письменах Древнего Египта. Подобным образом он написал и другие имена – Тиберий, Германик, Александр и Домициан. Но его поразило, что среди них нет египетских имен. Тогда он решил, что это имена иностранных правителей, а для фараонов фонетические знаки не использовались.

В сентябре 1822 года ученый получил копии надписей со стен храма Рамзеса II. Вопреки своему убеждению не использовать фонетические знаки, он попытался разгадать имя на надписи. Так, символ за символом, у него получилось Р-е-м-с-с. Если добавить гласные, то получится Рамсес. Он был поражен этому факту. Решив подобным образом читать далее, он получил Тот, Тутмос. Постепенно мертвые символы ожили.

Это было невероятное открытие. Египетская письменность была звуковой! В конце сентября Шампольон сообщил о своем невероятном открытии Академии наук Франции. О войнах и победах фараонов, о жизни людей, о стране рассказывали египетские иероглифы. Расшифровка открыла новый этап в египтологии.

Подумайте

1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изо­бражением писца (см. рис. на с. 41)?

Этот иероглиф скорее всего обозначает понятие «писать». Красным цветом отмечено начало новой мысли, или по-нашему абзаца.

2. Как возникло выражение «пи­сать с красной строки»? Что оно означает?

Поскольку папирусы были не дешевыми, египтяне экономили место и обозначали каждую новую мысль красным символом в иероглифе. Таким образом, увидев красный символ в иероглифе, читающий мог понять, что начинается новый абзац. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответь­те, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши маль­чика на спине его»?

Для выпускников школ было весьма почетно занять должность писца на службе у фараона или вельможи. Писцы пользовались уважением, поскольку они находились «у ног правителя» и внимали его словам. Писцы освобождались от всяких повинностей и физического труда, носили белые одежды. Но для того, чтобы стать писцом, приходилось много учиться. Учителя в школах были строгими и поддерживали порядок плетью и розгами. Выражение «уши мальчика на спине его» означает, что по мнению учителей ребенок слышит и понимает слова, становится послушным и прилежным только тогда, когда его бьют плеткой по спине.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие природные условия Древнего Египта были благо­приятны для земледелия? Чем?

Древние Египтяне жили по берегам Нила и занимались земледелием. Исключительно жаркий и сухой климат, пустыни и засушливые степи сами по себе не очень способствовали развитию земледелия. Поэтому египтяне рассчитывали исключительно на разлив Нила. Каждый год летом в истоках реки Нил (в экваториальной Африке) начинался сезон дождей и таяние ледников в горах. Тогда русло реки наполнялось водой, Нил разливался, затапливая прибрежные поля и питая живительной влагой землю. Лишь в ноябре Нил возвращался в свое русло, оставляя на полях плодородный ил. После разлива Нила египтяне начинали пахотный сезон.

Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Египет был большой страной. Требовалось прокормить множество людей, обеспечить запасы на случай неурожая и т.д., следовательно необходимо было максимально повысить эффективность полей, а также расширить количество полей, пригодных для посева. Для этого египтяне устраивали специальные системы орошения, роя каналы и отводя воду к дальним полям. Также египтяне устраивали специальные земляные насыпи, огораживающие поля и задерживающие на них воду, после завершения разлива. Эти меры позволяли больше напитать водой землю и увеличить урожайность.

В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

И простые египтяне, и знатные вельможи были слугами фараона. Они все должны были подчиняться его воле и могли быть наказаны по его указанию.

В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим че­ловеком?

Египтяне верили, что после смерти человек отправляется на суд Осириса, на котором он убеждал богов в том, что жил праведной жизнью:

— Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. <-..> Я не грабил бедных. Я не делал того, что не угодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял <�…>.

Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:

— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. <�…> Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.

Хорошим человеком в Древнем Египте считали людей, не совершавших преступления против власти, религии, собственности, обещаний и клятв, а также другого человека.

Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

Ступенчатая пирамида Джосера — Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старое сооружение в мире, построенное из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру.

Великие пирамиды Гизы — самые узнаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от Каира, в районе Гизы. Среди них самая большая египетская пирамида — Хеопса. С ее 140 метрами в высоту пирамида Хеопса — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире.

Великий Сфинкс представляет из себя сильный и величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая простирается более чем на 70 метров в длину. Высота статуи внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

Карнакские храмы Египта располагаются на восточном берегу Реки Нила в Луксоре и являются свидетельством древней архитектуры Египта. Карнакские храмы состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости можно увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

Храм Хатшепсут — Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с древним Луксором. Здесь находятся многочисленные захоронения египетских фараонов, знаменитая гробница Тутанхамона, великие сидящие колоссы Мемнона.

Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

Древнеегипетская письменность была сложной наукой. Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, на глиняных табличках, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус.

Изначально египетское письмо было образным — т.е. один иероглиф обозначал один образ, одно понятие. Такое письмо ученые называют иератическим. Постепенно письмо развилось в более простую форму, послоговую — демотическую. Т.е. каждый иероглиф, означающий определенное понятие, стали использовать, чтобы показать согласные звуки, которые есть в слове, на которое указывает иероглиф. Так появилось слоговое письмо. Сложность такого письма заключалась в многозначной трактовке знаков. Потребовались дополнительные, уточняющие смысл, знаки-определители. Они не читались, а просто подсказывали, о чем идет речь. Такая система письма была довольно сложной для изучения, поэтому люди, которые могли читать и писать, считались настоящими мудрецами.

Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Древние египтяне считали, что жрецы обладают тайными знаниями, которые позволяют им общаться с богами. Жрецы были образованными, умели писать, читать, считать, были знакомы с астрономией и изучали законы движения небесных светил. Мы бы сказали, что они были умными, образованными и эрудированным. Для древних египтян это было сродни магии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: