Понятие режима дня
Режим дня представляет собой размеренный и последовательный распорядок действий на весь день.
Для воспитания и развития гармоничной личности большое значение имеют условия жизни ребенка, а именно рациональный распорядок дня. При составлении режима дня для ребенка дошкольного возраста в первую очередь необходимо учитывать возраст ребенка, его потребности в питании, сне, игровой и образовательной деятельности и т.д. Если режим дня в рамках семьи предусматривает только лишь последовательный распорядок режимных моментов в течение дня, то в рамках ДОУ, воспитатели этим не ограничиваются. Каждый режимный момент имеет определенное содержание и цель. Режим дня в ДОУ направлен на оздоровление и формирование личности ребенка и ее характеристик, таких как аккуратность, самостоятельность, ответственность и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Режим дня, его значение в воспитании детей 480 руб.
- Реферат Режим дня, его значение в воспитании детей 270 руб.
- Контрольная работа Режим дня, его значение в воспитании детей 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Значение режима дня заключается в том, что его правильное и точное соблюдение способствует нормальному функционированию организма ребенка, обеспечивает продуктивность деятельности, формирует адаптивность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Физиологические основы режима дня состоят правильной закономерности и периодичности жизненных процессов.
Ребенок, у которого устоявшийся режим дня с самого рождения более спокоен, легче засыпает и просыпается, бодр и весел в течение дня. Каждый режимный момент с течением времени превращается в ритуал. Как известно дети, особенно младшего дошкольного возраста и новорожденные, тяжело переносят изменения в своем жизненном укладе. Именно поэтому для них так важен режим дня. Дети уже знают, что за одним режимным моментом последует другой, у них формируется нужный настрой, в связи с чем, они спокойны и уравновешены, в отличие от детей, у которых нет режима дня, и они живут по принципу своих сиюминутных потребностей.
Замечание 1
Таким образом, правильно организованный режим дня, способствует оптимальной возбудимости ЦНС, благоприятно сказывается на ее работоспособности и эмоциональном настрое ребенка.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Один день в детском саду, примерный план
Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра — прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.
- Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
- Прием детей. День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей.
- Утренняя зарядка. Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).
- Завтрак. Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.
- Занятия (образовательная деятельность). Занятия воспитатель проводит в игровой форме для того, чтобы дети лучше усвоили материал. По продолжительности занятия варьируются в разных группах с учетом возраста детей. В среднем они длятся от 10 до 25 минут.
В режим дня детского сада включены следующие виды занятий:
— познавательное развитие,
— математическое развитие,
— речевое развитие,
— ознакомление с художественной литературой,
— продуктивная деятельность (лепка, конструирование, аппликация),
— изодеятельность,
— музыка,
— физическая культура.
- День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
- Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей. Она способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.
- После прогулки дети обедают. Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд.
- Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон, поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.
- Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.
- После того, как дети проснулись, они идут полдничать. Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.
- Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка.
- Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность. Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.
- Около пяти часов вечера дети садятся ужинать, а после их начинают забирать домой.
Значение каждого режимного процесса в воспитании детей
В воспитании ребенка большое значение имеет правильно организованный режим дня, а именно оптимальная и органичная последовательность режимных моментов.
Значение режимных моментов в воспитании ребенка:
- Утренняя гимнастика.
Основная цель утренней гимнастики – это «разбудить» организм ребенка, дать ему заряд бодрости, настроить на рабочий лад. Гимнастика положительно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность систем организма и работу внутренних органов. При ежедневном проведении гимнастики у детей формируется привычка и потребность в физических упражнениях по утрам. То есть утренняя гимнастика имеет большое значение для физического воспитания детей.
- Сон.
Во время сна ребенок имеет возможность восстановить не только свои физические силы, но отдохнуть нервной системе, успокоиться. Дневной сон обеспечивает ребенку активность во второй половине дня. С возрастом потребность в дневном сне у детей проходит, они способны обойтись без него. Однако необходимо правильно организовать ночной сон, а именно отход на сон, его продолжительность, спальное место ребенка, пробуждение.
- Закаливание.
Одним из важных режимных элементов является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма внешним воздействиям. Закаливание ребенка необходимо начинать с рождения, использую мягкие методы (воздушные ванные, обливание во время купания ножек прохладной водичкой и т.д.). Закаливание можно проводить как самостоятельный режимный момент (обливание водой, специально организованные воздушные ванны и т.д.), а можно в рамках иного режимного момента (например, во время дневного сна дети спят при открытых окнах, без сквозняков).
- Прием пищи.
Обязательным элементом режима дня является питание ребенка, которое состоит из нескольких приемов пищи через установленные промежутки времени и в установленном количестве. Строгое соблюдение приема пищи способствует ее усвояемости и формированию здорового аппетита у ребенка.
- Прогулка.
Способствует укреплению здоровья ребенка, так как прогулка на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, повышает аппетит, а также способствует закаливанию организма ребенка. Кроме того, на прогулке ребенок может максимально удовлетворить свои потребности в движении, общении со сверстниками во время совместных игр, исследовательской деятельности и т.д.
- Занятия (НОД).
НОД является одной из основных форм образовательной деятельности детей, способствуют всестороннему развитию детей, удовлетворяет их потребности в новых знаниях, развивают познавательные способности. Правильно организованный процесс обучения способствует нормальному психическому и физическому развитию ребенка. Так же от НОД и того как она организована во многом зависит общий уровень развития детей.
- Игра.
Игра ребенка, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.
Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей
Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания. Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.
С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.
Организация распорядка дня в ДОУ имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.
Распорядок дня в детском саду
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)
Инструктор по физической культуре Камашева Нафиса Имамовна
Режим дня в детском саду, школе, дома… Что такое режим и для чего он нужен?
Режимом называется распорядок, установленный для правильного чередования бодрствования, сна, еды, прогулок, игр и т.д. Всему должно быть отведено своё время. Ребёнок, живущий по режиму, бывает здоровее и спокойнее, чем тот который живёт не по установленному для его возраста режиму. Родителям следует обратиться к медработникам детского сада, которые посещает их ребёнок и получить у них рекомендуемый для своего ребёнка режим дня. Один очень важный тактический момент: не составляйте режим дня по собственному усмотрению — обязательно вместе с ребёнком, советуясь с ним, учитывая его пожелания. Начните с того, что согласуйте примерный режим дня ребёнка и со всеми членами семьи, чтобы у всех была возможность по очереди контролировать его выполнение. Не забудьте при составлении дневного распорядка учесть расстояние, которое предстоит ежедневно проходить ребёнку от школы до дома, общественную нагрузку детей и внешкольные интересы, работу по дому, занятия физической культурой и спортом.
Воспитание у ребёнка полезных привычек имеет огромную гигиеническую ценность: с их помощью достигается большая экономия сил, более совершенное приспособление к воздействиям внешней среды, высокий уровень работоспособности. Всё это говорит в пользу установления для ребёнка чёткого режима дня. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия родителей. Ребёнок должен в определённое время вставать и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать. Шумные подвижные игры должны сменяться более спокойными.
Составляя расписание, нужно прежде всего ориентироваться на возраст ребёнка, уровень его развития, состояние здоровья и бытовые условия, в которых вы живёте. При соблюдении режима дети правильно развиваются. В течении дня должно быть обязательно выделено конкретно время и для занятий гимнастикой, и для комплекса закаливающих процедур и для прогулок на свежем воздухе. Гулять с детьми надо в любое время года и при любой погоде. Это хорошо закалит их и сделает устойчивее к простудным заболеваниям. Нарушать режим можно лишь при заболевании ребёнка. Здоровье ребёнка складывается из четырёх основных компонентов режима жизни: физических нагрузок, закаливания, питания и психологического комфорта.
В организации здорового образа жизни важное место занимает сон, который имеет большое значение для нормального развития и здоровья ребёнка, ничуть не меньшее, чем питание. Только во время сна нервная система получает полный отдых и восстанавливается работоспособность нервных клеток. Ребёнок должен спать в тишине и на удобной кровати. Постель ребёнка не должна быть слишком мягкой, а подушка высокой.
Неправильная поза за столом и недостаточное освещение могут привести к развитию близорукости. Необходимо следить за тем, чтобы свет, когда ребёнок пишет, рисует, читает, падал на стол слева. Часто напоминать ребёнку, чтобы он держался прямо, расправив плечи, когда сидит, стоит или ходит.
Каждый день должен начинаться с утренней зарядки. Основная цель зарядки-разогнать застоявшуюся за ночь кровь, размять суставы и мышцы, активизировать работу сердца, лёгких и других внутренних органов и систем. Постепенно надо приучить ребёнка делать утреннюю гимнастику при открытой форточке или балконной двери и, желательно самостоятельно. Упражнения выбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Эффект зарядки дополняется водными процедурами. Поэтому сразу же после зарядки нужно выполнить обтирание, обливание или принятие душа.
Таким образом зарядка, водные процедуры, завтрак, взаимно дополняя друг друга, способствуют тому, что у ребёнка появляется бодрость, желание идти в детский сад, в школу.
Инструктор по физической культуре Камашева Н.И.
Следующая > |