Урок окружающего мира, 4 класс с презентацией. Трудные времена Русской земле. УМК Плешакова («Школа России»)


По тексту учебника и карте (с. 61) проследите нашествие Батыя на Русь.

Орды Батыя двинулись на Русь из-за Волги. Первым городом на их пути стала Рязань. Рязань сопротивлялась шесть дней, но была захвачена и сожжена. Далее Батый двинулся на северо-запад и взял города Владимир, Переяславль и Ростов.
Перед ним открылась дорога на Новгород, но Батый повернул на юг.

Он взял города Тверь и Торжок, и подошел к Козельску.

Под этим городом Батый провел семь недель и только потом сумел взять отчаянно защищающийся город.

После этого Батый вернулся в степи.

Через два года Батый повторил нашествие, но в этот раз двинулся на южную Русь.

Он взял Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич. Потом вернулся в свои степи.

Нашествие Батыя

В 1227 году уходит из жизни Чингисхан, великий восточный воин. Произошло обычное перераспределение власти между родственниками. Один из внуков, Батый, обладал особо воинственным характером и организаторскими талантами. Он собрал огромнейшее по тем понятиям войско (где-то порядка 140 тысяч человек), состоящее из кочевников и наемников. Осенью 1237 началось вторжение.

трудные времена на русской земле нашествие батыя
Русское войско было менее многочисленно (до 100 тысяч человек) и разрознено. Поэтому и проиграло в трагической битве на Калке. Казалось бы, вот возможность объединиться и дружно противостоять врагу. Но правящая верхушка князей продолжала усобицы, а в Новгороде, на севере, с новыми силами вспыхнули народные волнения. Как результат – дальнейшее разорение княжеств. Сначала Рязанского, затем – Владимиро-Суздальского. Коломна, Москва… Разорив Владимир, Батый пошел на Новгород, но не доходя, повернул к югу и отправился в половецкие степи – восполнить силы. В 1240 орды Батыя разоряют Чернигов, Киев, войдя в Европу, монголо-татарские воины дошли аж до Адриатики. Но в дальнейшем прекратили войну на этих территориях. А после – настали трудные времена на русской земле. Двухсотлетнее иго установилось в течение двух десятилетий после нашествия и подразумевало уплату дани всеми завоеванными землями татарским правителям. Как считают историки, оно окончилось только в 1480 году.

трудные времена на русской земле окружающий мир 4 класс

Обсудим!

Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

В это время Русь представляла собой разрозненные княжества, которые не смогли объединиться перед лицом захватчиков.

А по одиночке Батый смог победить войска русских княжеств.

Почему шведы начали наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Шведы были уверены, что Русь не сможет организовать им отпор, потому что с другой стороны, с юга, по Руси шел хан Батый.

Русь в 13 веке

В те далекие времена Русь представляла собой раздробленную страну, поделенную на многочисленные княжества. Не было между ними единства и дружеских отношений: каждый князь стремился к единоличной власти и был сам за себя. В некоторых княжествах и вовсе не было князя, и управляли им бояре – местная богатая знать.

На Руси не было единого сплоченного войска, не было мудрого и сильного правителя, который смог бы защитить отчизну от врагов.

Неудивительно, то такая большая, богатая, но при этом ослабленная бесконечными раздорами страна была простой добычей для вражеских захватчиков.

Проверь себя

Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города.

Рассказ о монгольском нашествии на Русь по плану для 4 класса

Монголы — это кочевники, которые появились из восточных степей.

Еще до похода на Русь монголы захватили множество государств Востока.

Тогда ими руководил Чингиз-хан.

Первая встреча русских войск с монголами произошла на реке Калка в 1223 году.

Тогда монголы победили, но не стали вторгаться на Русь.

Это была только разведка.

После смерти Чингиз-хана руководство монголами отошло к его внуку, Батыю.

Именно Батый в 1237 году вторгся на Русь.

Первым городом на пути его нашествия оказалась Рязань.

Рязань стойко оборонялась пять дней, но на шестой пала и была сожжена.

Батый прошел по всей Северо-Западной Руси, захватил города Владимир, Ростов, Тверь.

Но не пошел на богатый Новгород.

Вместо этого он повернул на юг и вернулся в степи.

По дороге он осадил Козельск, но этот город сопротивлялся монголам долгие семь недель, за что его прозвали “злым городом”.

В 1240 году Батый вернулся на Русь и на этот раз захватил и сжег Киев.

Прошел огнем и мечом по всей Руси, и мало какой город остался в стороне от этого вторжения.

Урок № 44. «Трудные времена на Русской земле», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока:

комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать

учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать

на карте нашествие Батыя на Русь,
обсуждать
причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия,
описывать
по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов,
рассказывать
о монгольском нашествии по плану учебника,
находить
на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.
Заполнять
«Героическую летопись России» в рабочей тетради.
Работать
с терминологическим словариком.
Формулировать
выводы из изученного материала,
отвечать
на итоговые вопросы и
оценивать
достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать

понятия: дань, хан Батый,

Золотая орда,

Александр Невский.

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Р. — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. — формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи­мость. По карте и иллюстрациям сравним во­оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле­довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем­ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

Трудные времена на Русской земле

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са­мостоятельными и никому не подчиняться. Кар­та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис­пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока­залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан­цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа­но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном ~ути в южные степи Батыева рать семь недель ~ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль­шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ­ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла­чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре­шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Русские воины Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле­дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро- славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве­ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года.

Ледовое побоище

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.

В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа­лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Обсудим!

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го­ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

Вывод

В XIII веке Русь надолго попала в зависи­мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби­ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: дань, хан, Золотая Орда.

2.

По иллюстрациям учебника опиши вооруже­ние воинов: древнерусских, монгольских, рыца- рей-крестоносцев.

Нашествие Батыя глазами древнерусских летописцев

Монгольское нашествие на Древнюю Русь

Монгольские завоевания (рус.) История средних веков.

Ледовое
Побоище.Анимация
Александр
Невский.Ледовоепобоище
Александр
Невский.Учебныйфильм
Ледовое
побоище
Источники информации

:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт
YouTube
: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций
окружающий мир
— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: дань, хан, Золотая Орда.

По иллюстрациям учебника опиши вооружение воинов: древнерусских, монгольских, рыцарей-крестоносцев.

Древнерусский воин: одет в легкую кольчугу, шлем, сапоги. В бою использовал копья, мечи, булавы, луки. Для защиты использовал длинные щиты.

Монгольский воин: использовал легкую кольчугу, передвигался на конях. Из оружия применял лук и стрелы, легкие копья и кривые сабли.

Рыцарь-крестоносец: использовал тяжелые доспехи и шлемы, закрывающие тело со всех сторон. Передвигался на конях, в бою использовал длинные тяжелые мечи и длинные копья.

презентация трудные времена на русской земле презентация к уроку по истории (3, 4 класс)

Слайд 2

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испы-тания . С юга пришло монголо-татарское войско . Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Слайд 3

Они занимались разве-дением скота, поэтому часто переходили с места на место в поис-ках новых пастбищ. Жили монголы в юртах – лёгких домах из жердей и войлока, которые при переезде разбирались и грузились в повозки.

Слайд 4

Монголы были непри-хотливым и очень тер-пеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с други-ми племенами и наро-дами и подавно посто-янно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Слайд 5

Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много време-ни проводили на охоте, упражняясь в стрельбе из лука. Дети с 2-3 лет начинали ездить верхом и учиться стрелять. Женщины были прекрас-ными наездницами и умели обращаться с оружием, которое было всегда при них.

Слайд 6

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана хан Батый привёл к русским границам огром-ное войско. На его пути лежало рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу.

Слайд 7

Рязанский князь Юрий Ингваревич обратился за помощью к владимирскому и черниговским князьям, но те не откликнулись на его призыв. Пять дней держалась Рязань, на шестой – пала. Все жители погибли.

Слайд 8

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. За февраль 1238 года Батый захватил, разрушил и сжёг 14прекрасных русских городов.

Слайд 9

Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4 000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый призвал стереть с лица земли .

Слайд 10

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Слайд 11

Проследите по карте (с.61 учебника) последователь-ность нашествия Батыя на Русь. Обсудите, почему же Русь покорилась монголо-татарам. Работа в парах

Слайд 12

Почему Русь покорилась монголо-татарам? Не было мира и сог-ласия между русскими князьями: они сопер-ничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. Военная сила каждого княжества в отдель-ности не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов.

Слайд 13

Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголо-татар. Отныне Русь подчинялась приказам ханов , платила огромную дань , подвергалась опустошающим набегам . Ханы назначали князей по своему усмотрению.

Слайд 14

Но не только монголо-татары нападали на Рус-скую землю. В то время, когда Батый разорял Русь , в Новгороде княжил Александр, сын вели-кого князя Ярослава Всеволодовича . Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев .

Слайд 15

Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображён крест.

Слайд 16

В 1240 году по приказа-нию папы, король Шве-ции отправил большое войско против новгород-цев . Шведский воена-чальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Алек-сандру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», — передали послы слова Биргера .

Слайд 17

Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем» , — и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой.

Слайд 18

Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера , шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было ему всего 20 лет.

Слайд 19

Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Битва получила название Ледового побоища.

Слайд 20

Работа по учебнику Найдите на карте (с.61) места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками Прочитайте текст на с.63 учебника. — Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Слайд 21

Ледовое побоище. Рыцари особым образом строили свое войско — их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадни-ки , сзади — легкая конница и в центре – тяжелово-оруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.

Слайд 22

Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Ледовое побоище. Перед обозом выстроились основные силы — княжеская дружина . На флангах расположились полки правой и левой руки На правом фланге Александр спрятал засадный полк . Перед дружиной расположились лучники . Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза . Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки , а вскоре удар нанес и засадный полк.

Слайд 23

Крестоносцы, не ожидавшие такого поворота собы-тий , дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. Местами подтаявший весен-ний лёд начал трещать и ломаться. Рыцари в желез-ных доспехах камнем шли ко дну.

Слайд 24

Вскоре после сражения крестоносцы отказались от притязаний на русские земли и отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»

Слайд 25

Подведём итоги: Какие испытания обрушились на Русь в XIII веке?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: