Знаете ли вы?
Знаете ли Вы, что первым обстоятельным трудом о свойствах и методах применения магнита, в котором шла речь о магнитном камне и были даны указания, как находить у него полюса и намагничивать им железную иглу, был появившийся во Франции в 1269 году рукописный трактат «Послание о Магните Пьера де Марикур, по прозванию Перегрина, к рыцарю Сигеру де Фукокур». … еще Гильберт предположил, что в природе должны существовать «магнитные заряды» — северный и южный. Эти воззрения были развиты Кулоном, установившим закон взаимодействия таких «зарядов», в точности совпадающий с известным законом для зарядов электрических. И только Ампер, объяснив все магнитные явления с помощью элементарных электрических токов, сделал гипотезу об особых магнитных зарядах излишней. … любому вращающемуся телу, в том числе и планетам, должно быть присуще небольшое намагничивание. Попытки обнаружить его предпринимал еще выдающийся российский физик П.Н.Лебедев. Впоследствии, на более совершенном оборудовании, это явление подтвердилось, в частности было измерено намагничивание стержня при его вращении вокруг продольной оси. … суммарная магнитная проницаемость сплава диамагнитного золота и парамагнитной платины падает на два порядка по сравнению с обычными неферромагнитными веществами. … в отличие от парамагнетиков и диамагнетиков, магнитная проницаемость ферромагнитных веществ определяется интенсивностью внешнего магнитного поля. Так, у железа магнитная проницаемость в слабых полях может достигнуть значений в несколько тысяч единиц, а в сильных полях ее значения снижаются до сотен единиц и ниже. При температурах же выше так называемой точки Кюри (для железа она равна 767 °С) все ферромагнетики становятся парамагнетиками. … некоторые сплавы парамагнитных и диамагнитных металлов, например, так называемый сплав Гейслера из меди, марганца и алюминия, почти не уступают по своим магнитным свойствам железу. Сейчас получены вполне «работоспособные» магниты из… органических материалов. … магниты, изготовленные из соединений самария и кобальта, обладают огромной подъемной силой. Магнитке виде маленького шарика способен удерживать груз, в сотни раз превышающий по массе сам шарик. … не очень сильное магнитное поле, в которое помещен сверхпроводник, вытесняется из его толщи, а достаточно сильное магнитное поле разрушает сверхпроводящее состояние. Этот эффект можно использовать для создания логических элементов памяти в ЭВМ на сверхпроводниках. … благодаря новым открытиям в магнетизме, становится реальным производство устройств памяти со сверхплотной записью информации, когда на площади с ноготь большого пальца (любимое сравнение американских компьютерщиков) разместятся десятки тысяч копий «Одиссеи» Гомера. … в сверхсильных магнитных полях, например на поверхности нейтронных звезд, атомы вещества образуют полимерные цепочки, выстроенные вдоль линий поля. Они столь крепки, что даже при температуре в миллионы градусов вещество пребывает в кристаллическом состоянии. В подобных полях диэлектрик может стать металлом и наоборот. Источник: журнал «Квант»
Хотите знать больше? «Знаете ли вы»
Русский язык и литература
Цели урока:
Закрепление знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии. Знакомство с учебником.
Задачи:
- Создание условий для проявления интереса к теме урока.
- Обеспечение исследовательского характера учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.
- Обогащение словарного запаса учеников, отработка правописания.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 9 класс»/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е, карточки, рабочие тетради учеников, таблица звуков и букв русского языка, мел, доска.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть на занятии. Повторим материал, пройденный ранее, и узнаем кое-что новое.
Заниматься мы будем по учебнику Бархударова Степана Григорьевича. Давайте рассмотрим его. На титульном листе указано название учебника, его назначение, издательство, год издания. На стр. 3 вы видите условные обозначения, которые помогут получить дополнительную информацию. Обратите внимание на второе обозначение. Материал, выделенный в тексте параграфа таким образом, нужно заучивать наизусть. Вспомним цифры, соответствующие различным видам разбора. Планы разборов вы найдете в приложении на стр. 238-245. На стр. 246 и 249 вы увидите перечень пунктуационных и орфографических правил, которые вы изучали ранее и изучите в 9 классе и которые необходимы для выполнения тестирования в формате ОГЭ. На стр. 250-251 – орфографический словарь, следом орфоэпический словарь, на стр. 254 – содержание курса русского языка в 9 классе.
1. Формулирование темы урока. (Самоопределение к деятельности)
Прочитаем стихотворение (написано на доске)
Любовь
- Вот уж был день! Пришло
- к нам сразу столько людей.
- Они привели с собой каких-то
- совсем незнакомых. Ранее я
- не мог ничего о них расспросить.
- Хуже всего, что они говорили
- на языках совсем непонятных.
- И я улыбался, слушая их
- странные речи. Говор одних
- походил на клекот горных
- орлов. Другие шипели, как змеи.
- Волчий лай иногда узнавал я.
- Речи сверкали металлом. Слова
- становилися грозны. В них
- грохотали горные камни.
- В них град проливался.
- В них шумел водопад.
- А я улыбался. Как мог я
- знать смысл их речи? Они,
- может быть, на своем языке
- повторяли милое нам слово
- «любовь»?
Н.Рерих, 1920
Ответим на вопросы:
- 1. Что воспринимал лирический герой, а что было неподвластно его пониманию? (герой воспринимал звуки, но не понимал смысла того, о чем говорилось)
- 2. Какие ассоциации звучащей речи возникли у лирического героя? («говор одних» напоминал клекот орла, у других ему слышалось змеиное шипение, иногда слышался лай, речи «сверкали металлом», в них «грохотали камни», «шумел водопад», «град проливался»)
- 3. Почему лирический герой предположил, что пришедшие к нему люди произносили слово «любовь»?
- 4. В стихотворении встречаются слова «звук», «говор», «язык», «речь». Назовите раздел науки о языке, в определении которого есть или подразумеваются указанные слова. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства. Сегодня мы поговорим о фонетике, графике и орфографии. Запишем тему урока.
2. Актуализация знаний. Вспомним терминологию (работа в парах):
- 1. Назовите самую малую единицу языка?
- 2. На какие группы делятся звуки речи?
- 3. В чем различие между буквой и звуком?
- 4. Сколько букв в русском алфавите?
- 5. Когда гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
- 6. Приведите примеры на обозначение 2-х звуков буквами Е, Ё, Ю, Я. (слова написаны на доске)
- 7. Каковы функции Ъ и Ь?
- 8. Приведите примеры роли Ь и Ъ в языке. (слова написаны на доске)
- 9. Сколько звуков [т] и [д] в выделенных предложениях? (слова написаны на доске)
Обратите внимание на примеры и на ответ в последнем задании. Какой вывод можно сделать, глядя на них? (Звуки речи не всегда записываются так, как произносятся)
3. Локализация затруднений.
В качестве доказательства рассмотрим следующие задания и выполним их. (Работа в группах по рядам)
Упр. 1 (1 ряд)
Дана транскрипция слов, которые имеют двоякое написание. Запишите эти слова буквами. Как называются такие слова в лексикологии? (омонимы)
- [грус’т’]
- [сй’эст]
- [пр’идал]
- [абв’ивал]
- [валы]
- [разв’иваца]
Упр. 2 (2 ряд)
Напишите транскрипцию слов «счастье», «чувство», «сберечь», «дождь». Сделайте фонетический разбор слова «сберечь».
Упр. 3 (3 ряд)
Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:
лён, лещ, тушь, рай, тля, ель, торг, люк.
Решив предложенные фонетические задачи, мы обратили внимание на то, что слова иногда пишутся так, как слышатся, например, «рай», «дом», «кол» и т.п. А в большинстве случаев общие для однокоренных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, например, вода – воды. Это наблюдение подтверждает, что основной принцип русской орфографии – морфологический. Однако есть еще фонетический и исторический принципы. Рассмотрим примеры:
4. Выполнение задания, направленного на повторение пройденного материала с привлечением новой информации. Упр. 9 (стр.8) Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью согласование. (вспомнить схемы СС)
- Управление: гл./ сущ. + сущ./сущ. с предлогом, местоим.
- Согласование: сущ./мест. + прилаг., местоим., причастие, порядк. числит.
- Шутка без злобы – беззлобная шутка
- ночь без сна – бессонная ночь
- поступок без чести – бесчестный поступок
- семья без детей – бездетная семья
- общество без классов – бесклассовое общество
- фильм без сюжета – бессюжетный фильм
- работа без перебоев – бесперебойная работа
- фигура без формы – бесформенная фигура
- поступок без корысти – бескорыстный поступок.
Подчеркните предлоги, выделите приставки (во втором словосочетании). Какие принципы русской орфографии мы использовали при выполнении этого задания? От чего зависит правописание предлога и приставок на З/С?
В русском языке есть ещё одно правило, когда мы используем фонетический принцип при записи слова. Это написание гласных Ы и И после приставок.
- подытожить
- предыюльский
- взыскать
- межинститутский
- контригра, субинспектор, трансиорданский, постиндустриальный
- пединститут, спортинвентарь
Давайте попробуем отметить закономерности в примерах.
1. Когда я пишу после приставки гласный И, а когда Ы?
Прочитаем теоретический материал на стр. 9
Выполним упражнение 4:
Вставьте пропущенные буквы:Под…тожить, мед…нститут, пред…дущий, без…дейный, дез…нфекция, сверх…нтересный, без…нвентарный, супер…гра, меж…здательский, пред…нфарктное, от…скать.
Выделите приставки, подчеркните Ы или И.
Рефлексия. Сегодня мы повторили некоторые термины, правила, принципы. Давайте вспомним, какие принципы лежат в основе русской орфографии?
Когда мы пишем И, а когда – Ы после приставок?
Домашнее задание. Повторить, что такое орфоэпия. Выполнить упр 12+ слова из рамок (стр.8,9). Выучить ударение в словах. Подготовиться к самостоятельной работе.
Использованная литература:
- 1.Учебник. Русский язык 9 класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение, 2019
- 2. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Методика подготовки к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. Н.В.Егорова
- 3. Русский язык: сборник правил и упражнений /Д.Э.Розенталь. – Москва: Эксмо, 2020.
- 4. Презентация «Фонетика» Печказовой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.
- Обновлено: 2 августа, 2020
- Автором: Миронова Марина Викторовна
Физика — уроки, тесты, презентации, конспекты
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- Физика
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по физике для учителя и ученика.
- Все 8716
- Уроки 4118
- Презентации 1765
- Тесты 433
- Планирование 753
- Мероприятия 579
- Прочее 1068
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
Тем: «Грибы съедобные и несъедобные, Правила сбора грибов» Конспект занятия для детей старшей группы. Данное занятие позволяет научиться отличать съедобные о несъедобных, напоминает о првилах поведения в лесу… 16.06.2020 Васильева Галина Вячеславовна 80 0 |
Дидактический материал по физике «Домино» Применяя карточки домино можно быстро проверить изученный ранее материал. Для ребят это будет необычно и интересно, так как кадому вопросу нужно найти карточку с правильным ответом…. 30.09.2020 Зайцева Юлия Андреевна 14 0 |
Механические колебания На этом уроке Вы узнаете: Что такое колебательные движения. Что такое колебатель… 14.08.2020 Мария Владимировна Пронь 58 0 |
Жылу мөлшері. Денені қыздыруға қажетті немесе ол суығанда берілетін жылу мөлшерін есептеу. Заттың меншікті жылу сыйымдылығы Жылу құбылыстарына сабақ.Мұғалімдерге пайдалануға арналған… 07.10.2020 Бегимбаева Жумагуль Купжасаровна 13 0 |
Рабочая программа Разработка рабочей программы кружка «Увлекательная физика»… 25.09.2020 Агафонова Светлана Ивановна 28 1 |
§7.Жылу мөлшері. Заттың меншікті жылу сыйымдылығы &nb… 05.10.2020 Қожахметова Кульжанат Дүйсемхановна 11 0 |
Использование ИКТ на уроках физики в 7-8 классах Использование современных информационных технологий на уроках физики в 7-8 классах позволяет значительно повысить качество обучения, интерес детей к обучению, сотрудничес… 22.08.2020 Мельникова Елена Владимировна 49 0 |
Самостоятельная работа по физике «Расчет работы и мощности электрического тока» Самостоятельная работа по физике в 8 классе Тема: Расчет работы и мощности электрического тока…. 22.08.2020 Мельникова Елена Владимировна 34 0 |
Школьная научная конференция для учащихся 9-11 классов «От радиоприёмника Александра Попова до современной системы ГЛОНАСС России» Школьная научная конференция посвящалась дням Российской науки и рассматривала развитие как механических так и радиоволновых средств связи. Были рассмотрены такие, некогда опулярные виды связи, как… 11.05.2020 Никульников Валерий Дмитриевич 100 1 |
Анализ эффективности оценочных средств знаний, умений и освоенных компетенций на уроках физики. Выступление на методическиой комиссии естественно-научного цикла… 14.05.2020 Попова Анна Владимировна 77 0 |
Реализация прблемно — развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся Самыми глубокими и прочными являются знания, которые добыты в процессе умственного труда. … 20.08.2020 Канаичева Мария Викторовна 41 0 |
Домашние экспериментальные задания с кристаллами – основа творческого исследования учащихся по физике и химии В статье рассмотрены возможности использования домашних экспериментальных заданий по физике по выращиванию кристаллов…. 07.08.2020 Гадышева Надежда Сергеевна 45 0 |
Домашние экспериментальные задания как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении физики ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ… 03.10.2020 Торгонский Юрий Александрович 15 0 |
Бор постулаттары. Сутегі тектес атом үшін Бор теориясы. Франк-Герц тәжірибесі. Бор постулаттары. Сутегі тектес атом үшін Бор теориясы. Франк-Герц тәжірибесі…. 21.04.2020 Такенова Инкар Толегеновна 85 0 |
Проектирование образовательного процесса на основе модели «перевернутое обучение» Модель урока по типу «перевернутое» обучение, по теме «Импульс. Решение задач на закон сохранения импульса»… 03.06.2020 Григорьева Наталья Николаевна 91 0 |
Итоговый урок по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии» Учащимся предлагается на последнем итоговом уроке задание в котором они должны по данному разделу найти основные понятие, которые они узучали в этой шглаве…. 08.06.2020 Емельяненко Татьяна Сергеевна 66 0 |
Актуальная методика решения задач на законы сохранения при соударении тел методика решения задач на применение закона сохранения импульса и энергии, при неупругом и упругом ударе тел…. 02.09.2020 Дворник Петр Степанович 33 0 |
Самостоятельная работа по физике «Мощность» Самостоятельная работа по физике в 7 классе Тема «Мощность»… 22.08.2020 Мельникова Елена Владимировна 40 0 |
Исследовательская работа учащегося 10 класса по теме «Видимый звук» Цели работы — создать акустический индикатор в виде законченного портативного устройства; 12.03.2020 Маначинская Людмила Александровна 97 1 |
Презентация по физике в 7 классе по теме «Механическая работа» Урок презентация очень интересен для учащихся… 27.08.2020 Тепикина Лариса Федоровна 35 0 |
- ← Назад
- Дальше →