Цели, задачи, принципы и приёмы утренней гимнастики в ДОУ
Утренняя гимнастика — это комплекс физических нагрузок, подобранный таким образом, чтобы разогреть мышцы и размять скелетную мускулатуру. Постановлением Министерства образования и науки РФ зарядка включена в обязательную образовательную программу всех детских садов. Название этого вида физкультуры подразумевает выполнение его после утреннего пробуждения, однако в настоящее время ночных групп в детских садах в нашей стране практически нет, поэтому упражнения проводятся до завтрака, когда малыши уже вполне активны. При этом те дети, которые уже успели набегаться, напрыгаться, благодаря умеренной физической активности немного успокоятся, а малоактивные малыши, наоборот, взбодрятся. Поэтому на первое место выходит цель организовать дошкольников на дальнейшую работу, а не пробудить организм после сна.
Утренняя зарядка помогает детям настроиться на весь последующий день
Цели
Основной целью утренней зарядки в ДОУ является формирование и совершенствование двигательных навыков, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика позволяет:
- укрепить двигательный аппарат ребёнка;
- провести профилактику нарушений развития опорно-двигательного аппарата (неправильной осанки, сколиоза, плоскостопия);
- повысить иммунитет;
- улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
- нормализовать дыхание;
- повысить работоспособность;
- воспитывать самостоятельность.
Задачи
Для достижения поставленных целей в процессе ежедневного проведения зарядки педагог совместно с малышами подготовительной группы решает следующие задачи:
- настраивает организм дошкольников на предстоящий день;
- приучает сохранять правильную осанку в повседневной жизни;
- тренирует ребят держать статическое и динамическое равновесие;
- развивает координацию движений и умение ориентироваться в пространстве;
- формирует спортивные навыки (скорость, выносливость, физическую силу) и поддерживает интерес детей к спорту.
Утренняя гимнастика состоит из 3 этапов, каждый из которых выполняет свои задачи:
- Вводный: организация внимания дошкольников, выработка согласованных действий, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
- Основной: укрепление основных мышц организма, формирование правильной осанки.
- Заключительный: восстановление сердечного и дыхательного ритма, расслабление организма после физической нагрузки.
Принципы и приёмы
Дети старшего дошкольного возраста требуют соблюдения ряда дидактических принципов и более тщательного выбора приёмов, которые позволят качественно и результативно реализовать задачи проведения утренней гимнастики, а главное, заинтересуют ребят в выполнении зарядки. К основным принципам проведения утренней гимнастики относят:
- доступность(все дети могут выполнить конкретное упражнение);
- постепенность (от простого — к сложному);
- наглядность;
- сюжетность;
- музыкальность;
- активность обучаемых.
В рамках данных принципов воспитателем могут быть реализованы разнообразные приёмы проведения утренней зарядки.
Наглядность
Зрительное восприятие образа — самый сильный источник накопления информации у детей. Поэтому важно организовать наличие картинок с изображением ребят, выполняющих упражнения, иллюстраций из известных мультфильмов, сказок с подходящим сюжетом (например, кадр, где Дядя Стёпа «быстро вскакивает с дивана, окна настежь открывает» поможет детям сформировать представление о правильном начале проведения зарядки). Кроме того, воспитатель показывает все движения на своём примере.
На начальных этапах знакомства с новым комплексом воспитатель помогает малышам усвоить информацию, показывая все движения на своём примере
Сюжетность
Это принцип заключается в том, что педагог предлагает комплекс упражнений, объединённый единой фабульной канвой. Проводить зарядку можно от лица девочки Маши, животных или персонажей книг и фильмов, попавших в какие-то необычные обстоятельства и взывающих к помощи ребят.
Сюжетная гимнастика помогает всем детям с интересом выполнять упражнения
Музыкальность
Проводить зарядку можно как под счёт, так и под звучание бубна в такт или ритмичную музыку. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют те или иные упражнения с музыкальным сопровождением. Рекомендуется вводить его после того, как весь комплекс гимнастики и его отдельные элементы хорошо освоены ребятами. Для вводного этапа, т.е. под ходьбу, бег, можно выбрать что-то энергичное, с бодрым ритмом, для подскоков и подпрыгиваний на втором этапе — ритмы плясового характера, для наклонов и плавных движений — монотонную, спокойную музыку, такими же мелодиями гимнастика завершается.
Видео: ритмическая гимнастика на степ-платформах
Игровые приёмы
Будучи ведущим видом деятельности детей, игра помогает малышам заинтересоваться заданием, быстрее включиться в работу и лучше запомнить движения, слова. Вот несколько примеров:
- «Здравствуй, сосед!» (русская народная игра). Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. Дети должны повторять движения ведущего, тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры, движения должны быть разнообразными: на левой ноге, на подскоках, на двух ногах, боком и т.д.
- «Кошка и птички». Дети бегают врассыпную по залу. По команде «Кошка» дети убегают на скамейку. Игра повторяется 3 раза.
- «Затейник». Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо или влево и произносят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем… вот так». Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны повторить его. После двух повторений выбирается другой водящий.
Обычно игры применяются на заключительном этапе зарядки, но, если это оправдано задачами, могут использоваться и на вводном. К игровым также относится и приём «замени меня», когда дети принимают на себя роль педагога, проводящего зарядку. Эту методику можно использовать только тогда, когда малыши уже достаточно хорошо знакомы с комплексом упражнений.
Игры — лучший способ донести до детей суть упражнений
Стихотворения
Малыши лучше запоминают движения, которые комментируются, поэтому при проведении комплекса упражнений целесообразно использовать рифмовки.
Таблица: примеры зарядки в стихах
Тема | Рифмовки |
Зима | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает (ходьба). На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (топают) И ладошками похлопать (хлопают). По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке (прыжки). Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога (идут широким шагом). А вокруг лежат сугробы. Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги (руки на поясе, поднимают колени). По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала (бег). С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме (ходьба, хлопки руками над головой). На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире (построение в круг). Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь (обнять себя руками). Подойдёт ко мне мороз, Тронет руки, тронет нос (дотронуться до рук, до носа), Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, Другой вперёд, А потом наоборот. Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу. Вверх летит одна рука, А другая вниз пока. Корпус вправо, корпус влево, Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. Это лёгкая забава Повороты влево-вправо. Ещё спинку разминаем, Взад-вперёд её сгибаем. Наклоняемся легко, Достаём руками пол. Сели встали, сели встали, Ванькой-встанькой словно стали. Приседаем раз, два, три, Не бездельничай, смотри. А теперь все дружно встали И подскоки делать стали. Раз, два, три, четыре, пять, Будем прыгать и скакать. А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом Шаг на месте не спеша, И погода хороша. По дорожкам мы гуляли, Прыгали, скакали. А теперь пора домой, В детский садик наш родной (ходьба). Мы размялись от души И на место вновь спешим (построение в шеренгу). Хоть зарядка коротка, Поразмялись мы слегка. Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые, Нам совсем не холодно, мы зарядку делаем. |
Весна | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка непростая, За собой нас увлекает (ходьба). Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Раз-два, раз-два, Вот берёзка, вот трава, Вот полянка, вот лужок, Веселей шагай, дружок (ходьба). Мы к лесной опушке вышли, Поднимаем ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенёчки (ходьба с высоким подниманием колен). У нас славная осанка, Мы свели лопатки, Мы походим на носочках, А потом на пятках. Пойдём легко, как лисята, И как мишка косолапый, И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка. Чудеса у нас на свете, Стали карликами дети, А потом мы дружно встали, Великанами все стали. А теперь мы — ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру бежим, Станет озеро большим. Стала тёплою погода. Светит солнце, и природа Пробудилась ото сна, В гости к нам пришла весна (бег). Апрель, апрель, На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи (ходьба). На лужайке поутру Мы затеяли игру. Ты — ромашка, я — вьюнок, Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире (построение в круг). Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. Далее следует комплекс упражнений. А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Гладит грудку, гладит шейку, Гладит носик, гладит лоб, Гладит ушки, гладит ручки (движения по тексту). Подул тёплый ветерок Ш — Ш — Ш, Зашелестела листва (дыхательная гимнастика, выполняется 2 раза). Подул холодный ветер С — С — С, Ветер затих, Не шелестят листочки (голова опущена, наклон, руки расслаблены). По дорожкам мы гуляли, Прыгали, скакали. А теперь пора домой, В детский садик наш родной. Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Построение) Зарядка всем полезна! Зарядка всем нужна! От лени и болезней Спасает нас она! |
Автор | Богатых Светлана Александровна |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-v-stihah-zima-vesna.html |
Проведение утренней гимнастики в средней группе
Отработка упражнений утренней гимнастики происходит в 3 этапа.
Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики
Этап | Цели | Виды упражнений | Время |
Вводный |
|
| 1–2 минуты |
Основной |
|
| 2–3 минуты |
Заключительный | Восстановление давления и пульса. |
| 1–2 минуты |
Упражнения на тренировку равновесия входят в основной этап гимнастики
Таблица: пример конспекта сюжетной гимнастики в средней группе (фрагмент)
Автор | Киселёва Т., воспитатель МБДОУ Д/с №64, г. Иваново. |
Вводный этап | В.: Ребята, вы знаете русскую народную сказку «Теремок»? (Да). Хотите помочь зверям построить теремок? (Да). Тогда вперёд! |
Основная часть | Дети строятся в одну шеренгу.
В.: Не устали малыши? (Нет). Встанем дружно мы в кружок и построим «теремок»…> |
Заключительный этап | <�… Игра «Теремок» (по пьесе С. Я. Маршака) Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenei-gimnastiki-v-srednei-grupe-624288.html |
Видео: комплекс сюжетной зарядки «Зима» в средней группе
Видео: комплекс утренней гимнастики в средней группе
Виды упражнений и правила проведения зарядки в детском саду
Как уже отмечалось, утренняя гимнастика — это часть программы физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Зарядка может включать различные виды упражнений:
- под музыку (либо отвлечённый музыкальный фон, либо песенки, описывающие все действия, которые должны выполнить малыши);
- сюжетная гимнастика (все задания объединены общим сюжетом, часто действует один персонаж, к примеру, зарядка с Крокодилом Геной или Машей);
- упражнения с предметами (массажными мячиками, гантелями, мешочками с песком, султанчиками и пр.), которые стимулируют интерес малышей;
Часто для выполнения гимнастики используются султанчики
- работа на тренажёрах (например, степ-платформах);
- игровая гимнастика (основанная на комбинации игровых приёмов, то есть построенная в форме игры, например, квеста «Помоги сестрице Алёнушке найти братца Иванушку», в которой дети выполняют задания и находят персонажа);
- зарядка в кровати (форма ленивой зарядки, которая проводится после дневного сна или в дошкольных учреждениях с ночными группами).
В ежедневный комплекс упражнений рекомендуется включать элементы 2–3 видов. В качестве тренировки мелкой моторики, оздоровления органов дыхания выполняются 1–2 упражнения для дыхательного аппарата и элементы пальчиковой гимнастики.
Это интересно. Во многих методических источниках описанные выше виды гимнастики относят к нетрадиционным видам зарядки.
Традиционная форма гимнастики подразумевает использование общеразвивающих упражнений.
Требования к утренней зарядке
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:
- Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
- Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
- Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
- Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.
Главное требование к одежде для гимнастики — удобство и практичность
- Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
- Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
- В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.
Занятие по утренней гимнастике в ДОУ, картотека упражнений
Длительность комплекса физической нагрузки перед завтраком для детей 6–7 лет составляет около 12 минут. Для малышей подготовительной группы все задания выполняются по 7–9 раз, наборы прыжков повторяются 3–4 раза. Основная поза — носки врозь, пятки вместе.
Упражнения одного комплекса включают задания на:
- тренировку мышц плечевого пояса, рук;
- развитие гибкости позвоночника и мышц спины;
- укрепление мышц пресса, ножек и свода стопы.
Временной план занятия
Учитывая необходимость включения заданий, всесторонне воздействующих на тело, при разработке комплекса на 2–4 недели педагог распределяет эту работу между 3 этапами:
- вводная часть (ходьба, построение в шеренги, колонны) – 1 минута;
- основная часть (махи ручками и ножками, приседания, бег) – 8–9 минут;
- заключительная часть (проводится в форме игры в умеренном темпе и/или ходьбы) – 2 минуты.
Таблица: картотека тематических комплексов упражнений
Дата | Этап | Название упражнения | Ход выполнения |
Сентябрь | Вводный | Разминка | Ходьба в колонне по одному: 10 с ─ ходьба, руки — в стороны, 10 с ─ ходьба, руки вверх, 10 с ─ ходьба, руки — в стороны, 10 с ─ ходьба, руки опущены, ходьба на пятках, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны. |
Основной | «Встретились» | И.п.: основная стойка, руки развести в стороны, улыбнуться, сказать «Ах!», потом опустить руки. Повторить 5 раз. | |
«Вверх-вниз» | И.п.: стоя руки — вперёд. На счёт 1 правая рука — вверх, левая — вниз, на счёт 2 — наоборот. Повторить это упражнение 6–8 раз. | ||
«Наклоны в стороны» | И.п.: стоя, руки на поясе. Наклониться влево, И.п., а затем выполняем то же вправо. Повторить по 3 раза. | ||
«Наклоны до пола» | И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. На счёт 1–2 — наклон, постараться коснуться носка правой ноги, ноги не сгибать, 3–4 ─ вернуться в И.п., 5–6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги, 7–8 ─ вернуться в И.п. | ||
«Пружинки» | И.п.: основная стойка 8–10 полуприседаний, разводя колени в стороны, поднять руки, согнутые в локтях, кисти рук изображают фонарики. | ||
Заключительный | Завершение | Ходьба в колонне по одному «По утрам зарядку делай, Будешь сильным, будешь смелым!» | |
Октябрь | Вводный | Разминка | Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба на пятках, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны. |
Основной | «Подсолнух» | И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Руки вверх, правую ногу назад ─ на носок, вдох. Вернуться в и.п., выдох. Руки вверх, левую ногу назад — на носок, вдох. Вернуться в И.п., выдох. Повторить это упражнение 2–3 раза. | |
«Ширина-высота» | И.п.: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. На счёт 1–2 ─ руки ─ в стороны, вдох, 3–4 — вернуться в И.п., выдох, 5–6 ─ руки — вверх, вдох, 7–8 ─ вернуться в И.п., выдох. Повторить это упражнение 3–5 раз. | ||
«Катушечки» | И.п.: стоя, руки в стороны. На счёт 1–4 ─ вращаем кистями вперёд, 5–8 ─ назад. Повторить упражнение 1–2 раза. | ||
«Приседания» | И.п.: стоя, руки опущены. На счёт 1 ─ присесть, руки ─ вперёд, спина прямая, пятки не отрывать от пола, 2 ─ вернуться в И.п. Повторить это упражнение 6–8 раз. | ||
«Наклоны» | И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. На счёт 1–2 — наклон, постараться коснуться носка правой ноги, ноги не сгибать, 3–4 ─ вернуться в И.п., 5–6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги, 7–8 ─ вернуться в И.п. Повторить 4 раза. | ||
Заключительный | Игра-массаж | Зарядка всем полезна (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 4 раза), Зарядка всем нужна (указательными пальцами провести по крыльям носа 4 раза), От лени и болезни спасает нас она (бег на месте). Ходьба в колонне по одному. | |
Ноябрь | Вводный | Разминка | Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, медленный бег, быстрый бег, ходьба врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны. |
Основной | «Жуки полетели» | И.п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу. Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти султанчиком — «жуки полетели»; опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Ж-ж-ж-ж» . Повторить 5 раз. | |
«Крылья» | И.п.: ноги широко расставлены, руки с султанчиком опущены вниз. Выполнение: наклон вперёд; прямые руки в стороны — «крылья»; выпрямиться. Повторить 4 раза. | ||
«Жуки» | И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, султанчик в одной руке. Выполнение: на слово «жуки» быстро сгибать и разгибать ноги, поднятые вверх; на слово «сон» — опустить руки и ноги. Повторить 3 раза по 5–10 секунд. | ||
«Кузнечики» | И.п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу. Выполнение: 8–10 прыжков-«кузнечиков», чередуя их с ходьбой. Повторить 3 раза. | ||
Заключительный | Игра «Солнышко и туча» | По команде «Солнце» — дети бегают врассыпную по залу, по команде «Туча» — приседают и обхватывают голову руками. Игра повторяется 3 раза. Ходьба в колонне по одному. | |
Февраль | Вводный | Разминка | Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием колен, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны. |
Основной | «Ловкая белка» | И.п.: основная стойка, наклонить голову вправо, руки на пояс. Вернуться в И.п., 3,4 — то же влево. Повторить 6 раз. | |
«Шустрый заяц» | И.п.: стоя, ноги шире плеч, руки вверх. Наклон вперёд, коснуться руками пяток с внутренней стороны. И.п. Повторить 7 раз. | ||
«Быстрый волк» | И.п.: основная стойка, руки на поясе. Поднять правую ногу вперёд, отвести её назад, снова поднять вперёд, И.п. Повторить 4 раза. | ||
«Ловкая лисица» | И.п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята. Выгнуть спину, опустить голову, вернуться в И.п. Повторить 4 раза | ||
Заключительный | Завершение | Перестроение в колонну по одному. Бег врассыпную с остановкой и выполнением задания «Изобрази животного». Воспитатель называет зверя, а дети показывают его с помощью движений, жестов и мимики. Ходьба в колонне по одному. | |
Цит. по: https://infourok.ru/kompleksi-utrenney-i-bodryaschey-gimnastiki-dlya-detey-sredney-gruppi-1699652.html |
Пример конспекта занятия гимнастикой до завтрака
Автор | Чернова Татьяна, педагог-организатор ДОУ № 57 г. Кострома |
Название | «Конспект занятия утренней гимнастики в подготовительной к школе группе «Волшебные султанчики» |
Этап занятия | Содержание |
Вводный | Построились по порядку на утреннюю зарядку. Подравнялись, подтянулись И друг другу улыбнулись. Направо раз-два. Шагом марш! Руки вверх, идём на носках. Руки на поясе, идём на пятках. Беговой галоп. Шагом, восстанавливаем дыхание. Вдох, выдох! А теперь поторопитесь, в три колонны становитесь. |
Основной |
|
Заключительный | А сейчас вы перестроитесь в колонну по одному и, держа султанчики в правой руке над головой, пройдёте. Все здоровы, всё в порядке, Дети: Спасибо утренней зарядке! |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenei-gimnastiki-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe-volshebnye-sultanchiki.html |
Комплекс 1
Разминка
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба друг за другом в колонне по одному.
- Ходьба на носках, руки на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием ног.
- Бег в медленном темпе в колонне по одному.
- Бег врассыпную и в колонне.
ОРУ
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – руки в стороны;
- 2 – руки вверх и подняться на носочки, потянувшись за руками;
- 3 – руки в стороны;
- 4 – и.п.
- И.п. — ноги расставить на ширину плеч, руки в стороны.
- 1 – наклониться с поворотом, так чтобы правой рукой коснуться пальцев левой ноги.
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогичный наклон в другую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – вынести руки вперед, присесть (держать спину ровно);
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, руки опущены.
- 1 – поднять руки вверх, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться;
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогично отставить левую ногу;
- 4 – и.п.
Завершение
- Прыжки попеременно на одной ноге.
- Прыжки на обеих ногах.
- Ходьба на месте.
- Дыхательное упражнение «Вдох (потянуться, руки поднять через стороны вверх) — выдох (наклониться, руки опустить).
Анализ и диагностика зарядки
Все элементы образовательного процесса в детском саду нуждаются в тщательном анализе и диагностике, не исключение составляет и гимнастика в утренние часы. Целью этого мониторинга является оценка эффективности мер, которые предпринимаются педагогическим коллективом детского сада для сохранения здоровья и укрепления иммунитета дошкольников, а также для формирования позитивного эмоционального фона в последующих видах деятельности.
Утренняя гимнастика поднимает настроение и детям, и взрослым на целый день
Воспитателю рекомендуется проводить анализ после окончания работы над комплексом упражнений, то есть 1–2 раза в месяц.
В начале указываются следующие моменты:
- название дошкольного учреждения и группы;
- имя педагога;
- дата проведения гимнастики;
- возраст детей;
- количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа утренней гимнастики
Этап занятия | Оборудование | Деятельность педагога | Деятельность детей | Используемые приёмы | Количество упражнений | Время выполнения задания | Вывод (достигнуты цели или нет, все ли дети справились, уложились ли в хронометраж) |
Вводный | 1 минута | ||||||
Основной | 8–9 минут | ||||||
Заключительный | 1–2 минуты |