Цель проведения тематической недели в детском саду:
систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов. Продолжать формировать умения выполнять задания в соответствии с алгоритмом. Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. Обогащать словарь детей. Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.
Понедельник: «Что вырастили люди».
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты. Закреплять умение изображать их силуэты на бумаге. Учить менять точку зрения на обычные объекты с помощью вращения себя в овощ или фрукт. Развивать познавательный интерес. Обогащать и расширять сферу чувств, придавать им осмысленность. Развивать эстетическое восприятие.
- Игра — соревнование: «Вопрос — ответ»
- Путешествие яблока по волшебной дорожке «Органы чувств».
- Дидактическая игра «Во саду ли в огороде»
- Творческая игра на развитие эмпатии: «Представь, что ты овощ, фрукт. Что ты чувствуешь?»
- «Мамины помощники» — приготовление салатов.
- Художественная продуктивная деятельность: рисование «Весёлые овощи и фрукты».
- Оформление выставки рисунков
Вторник: «Дары королевы Осени»
Цель: учить детей описывать признаки, давать чёткие характеристики по форме, цвету, вкусу. Закреплять умения определять и называть состав группы предметов (единиц) в пределах 5-ти. Воспитывать интерес к познанию мира природы. Развивать внимание, память, мышление.
- Сюрпризный момент: Появление королевы Осени
- Решение проблемного вопроса: «Что в корзине?»
- Обследование и сравнение объектов (овощей и фруктов).
- Игра-упражнение «По каким признакам можно разложить фрукты, овощи».
- Интеллектуально-развивающая игра «Разложи фрукты» (количественный состав числа 5 из двух меньших; понятия больше, меньше, равно).
- Поисково-исследовательская деятельность «Определи на вкус».
- Игры-загадки: «Умелые задачки».
- Длительные наблюдения за огородом (на участке дошкольного учреждения).
Планирование воспитательно-образовательной работы на тему «Огород. Овощи»(старшая группа)
Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (понедельник) «Огород. Овощи».
Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Вкусно и полезно».
Задачи: рассказать детям о важности регулярного употребления овощей.
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Дидактическая игра «Нарисуй столько же» (Дима, Лида, Даня Х.).
Задачи: закреплять у детей умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; закреплять понятия «столько же», «равное количество».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжет: «Овощной магазин».
Задачи: совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия.
Предложить родителям сходить с детьми на рынок (ярмарку), рассмотреть обилие даров природы (новый урожай).
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Цель: способствовать пониманию детьми термина «слово» и его правильному употреблению. Продолжать знакомить с простейшим моделированием, изображая слово в виде прямоугольника. Знакомить с разнообразием слов. Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. (Е.В. Колесникова «От слова к звуку», стр.4).
Рисование по содержанию загадок и стихов. Загадки с грядки.
Цель: учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. (И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 44).
Прогулка
Наблюдение за небом.
Задачи: предложить детям рассмотреть небо и описать его. Предложить вернуться к наблюдению в конце прогулки, рассказать что изменилось.
П/и «Карусель».
Задачи: упражнять детей в беге по кругу, держась за руки, со сменой темпа. Развивать координацию движений, внимание.
Труд: работа в огороде.
Подвижная игра «Прыжки через ров» (Полина, Юля, Тимофей, Саша).
Задачи: совершенствовать выполнение детьми прыжков на двух ногах через несколько линий подряд (учить принимать правильное исходное положение, приземляться на полусогнутые ноги).
Спортивная игра бадминтон.
Задачи: учить детей выполнять удар по летящему волану, подбрасывать и выполнять удар, познакомить с различными способами передвижения по площадке.
Развивать ловкость, подвижность суставов.
Игры с выносным материалом.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Чтение рассказа Н. Носова
«Огородники».
Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.
Дежурство по столовой
(Семен).
Задачи: воспитывать ответственность, добросовестность, формировать навыки труда в коллективе.
Самообслуживание: упражнение «Поможем Буратино одеться».
Задачи: учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик, соблюдать в нем порядок.
Вторая половина дня/вечер
Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения.
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций художников к знакомым детям русским народным сказкам.
Задачи: предложить детям попытаться вспомнить сказки по иллюстрациям, отметить средства выразительности, определяющие характеры образов.
Настольно-печатная игра «Азбука» (Сережа, Егор, Даня П., Даша Ф.).
Задачи: учить детей находить знакомые буквы, составлять слоги и короткие слова.
Игры со строительным материалом «Машины».
Задачи: формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; о колесах и осях, о способах их крепления, развивать любознательность, смекалку и творчество.
Организованная образовательная деятельность
Физкультура (по плану физ. руководителя)
Прогулка
Наблюдение за птицами: сорока.
Задачи: учить детей наблюдать за птицами, выявлять особенности внешнего вида, поведения, учить узнавать по голосу. Рассказать о характере и повадках сороки, о характеристиках, данных ей в поговорках и русских народных сказках.
П/и «Сделай, как скажу».
Задачи: формирование умения ориентироваться в пространстве, действовать по словесной инструкции, сопоставлять свои действия с правилами игры.
Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (вторник) «Огород. Овощи».
Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Таблетки растут на грядке».
Задачи: рассказать о полезных и лекарственных свойствах овощей.
Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Что, где?» (Леша, Дима, Даша Ф., Тимофей).
Задачи: закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе, обозначать его словами. Упражнять детей в счете в пределах 6.
Самостоятельная игровая деятельность.
Задачи: развивать у детей самостоятельность, инициативность, формировать умение выбирать игру по интересам.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Организованная образовательная деятельность
Познавательное развитие (ФЦКМ) «Огород».
Цель: закрепить умение различать фрукты и овощи; развивать сенсорное восприятие, навыки микроориентировки на столе, словесно обозначать пространственное расположение предметов; совершенствовать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения овощей и фруктов; развивать внимание, мышление, память, речь (Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр. 64).
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Цель: продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления; развивать координацию движений обеих рук; закреплять умение аккуратно наклеивать изображения
(Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр. 73).
Музыка (по плану муз. руководителя)
Прогулка
Наблюдение за трудом взрослых.
Задачи: обсудить с детьми, для чего перекапывают землю на клумбах, окапывают кустарники и деревья. Рассказать, как готовят растения к зиме.
Подвижные игра «Волк и козлята».
Задачи: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
развивать быстроту реакции; воспитывать смелость.
Труд: подметание веранды.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (Никита В., Полина, Юля, Лида).
Задачи: развивать аналитическое мышление, воображение, фантазию, формировать умение сопоставлять, отличать реальную ситуацию от нереальной.
Спортивная игра городки.
Задачи: продолжать знакомить детей с новой игрой, учить держать биту правильно, сбивать кегли, бросая ее сбоку или от плеча. Развивать интерес к спортивным играм.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Чтение художественной литературы по желанию детей.
Задачи: развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.
Дежурство по столовой (Егор).
Задачи: формировать навыки труда в коллективе, воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Игры со строительным материалом «Летальные аппараты».
Задачи: расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении. Развивать навыки конструирования.
Вторая половина дня/вечер
Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения.
Ознакомление с искусством живописи: «О какой тайне рассказывает нам натюрморт».
Задачи: вызвать у детей интерес к более сложному виду натюрморта, включающему изображение объектов живой природы.
Индивидуальная работа по развитию речи (Сережа, Саша, Семен).
Задачи: упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах, учить использовать качественные прилагательные.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Задачи: развивать интерес к игре, развивать знания о функции больницы, ее роли для людей.
Прогулка
Наблюдение: роса.
Задачи: обратить внимание детей на почву, траву, предложить высказать мнения о том, как возникает роса, рассказать о данном явлении. Развивать у детей наблюдательность, любовь к природе.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Задачи: формировать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге. Развивать внимание, координацию движений, ловкость выносливость.
Самостоятельная двигательная активность детей.
.
Планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь.
Тема месяца, недели, дня (среда) «Огород. Овощи».
Время
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Береги здоровье смолоду».
Задачи: развивать представления о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Развивать познавательный интерес.
Индивидуальная работа с Лидой, Тимофеем, Егором по художественной литературе
Задачи: упражнять в умении рассказывать небольшие стихотворения наизусть.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной магазин».
Задачи: учить детей использовать в игре свои представления о работе магазина, труде продавцов, грузчиков.
Индивидуальные беседы об успехах детей.
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи. Тема «Овощи».
Цель: учить детей называть овощи, закрепить в словаре обобщающее понятие «овощи», учить составлять рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Познакомить детей с многозначными словами, объяснить разницу в значениях этих слов. (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», стр. 5).
…
Среда: «Путешествие сеньора Помидора»
Цель: закреплять представление об продуктах питания из овощей и фруктов. Развивать умение представлять и оперировать невероятным, необычным, фантастическим. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувства радости от единения с природой. Развивать воображение, внимание, умения выслушать мнения сверстников.
- Сюрпризный момент: почтальон приносит сундучок (в грамзаписи голос сеньора Помидора с просьбой о помощи).
- Решение кроссворда (ключевое слово — Помидор).
- Игра-забава с Помидором «Хвастунишка».
- Творческое задание с использованием метода РТВ — ТРИЗ-технологии: работа с системным оператором.
- Опыт «Соковыжималка».
- Игра «Ищу друзей» (с использованием элементов РТВ — ТРИЗ-технологии).
- Художественная продуктивная деятельность: аппликация «Друзья сеньора Помидора».
Четверг: «Чудесные овощи и фрукты»
Цель: формировать умение выделять главные признаки объектов. Побудить к эмоциональному восприятию объектов природы. Учить на основе мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза соотносить гипотетическое предположение с реальностью. Развивать чувства ритма, пластичность и выразительность движений, оживлять фантазию.
- Создание театрализованной рекламы овощей и фруктов.
- Творческое задание с использованием метода РТВ — ТРИЗ-технологии: игра «Хорошо — плохо».
- Пластический этюд «Фруктовое дерево».
- Составление сказки по примете.
- Сравнение косточек в овощах и фруктах.
- Изготовление кокошников овощей и фруктов.
Пятница: «Я — садовником родился…»
Цель: активизировать и закрепить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей о характерных внешних и внутренних признаках овощей и фруктов. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Побуждать к использованию в речи рассуждений, объяснений. Развивать речевое творчество.
- Словесная игра: «Я — садовником родился…»
- Игра — путаница «Теремок»
- Познавательная игра: «Аналогии».
- Поисково-исследовательская деятельность: рассматривание под микроскопом кусочков киви, апельсина и др. фруктов.
- Театральная гостиная «Ну-ка, фрукты, дружно в ряд!»