Стихотворения
Небольшие стихи-считалки имеют четкую рифму, что позволяет детям быстрее запомнить сюжет. Постоянное изучение новых стихов помогает тренировать и улучшать память, развивать фантазию, сочиняя собственные стихотворения.
Дети охотно изучают четверостишия с интересным сюжетом, например:
- Совушка-сова, Огромная голова! На суку сидит и на все стороны глядит. Вдруг как полетит!
- Кошка, хочешь молоко?Идти домой нам далеко! Ждет нас очень длинный путь — тут за угол повернуть. Дальше – через реку мост! Я словил тебя за хвост!
Смешные
Считалочки для детей 4 лет или 12, которые содержат юморные слова или истории, помогут развить артистизм. Выучив смешной стишок, дети смогут рассказать его в коллективе, рассмешить и развеселить товарищей. Дополнительно это помогает стать ребенку более уверенным в себе.
Известной смешной считалкой является следующая:
Я маленькая девочка и я в школу не хожу. Купите вы мне туфельки — я замуж выхожу!
В смешных стихах содержатся также полезные сведения.
Например, такая считалка:
Жили как-то 3 селедки: Муля Пуля, и Балда. Пуля с Мулей вместе спали, А Балда спала одна.
Она знакомит детей со счетом и различными формами взаимодействия (в данном стихе на примере рыб). Забавные стишки часто применяются во время разнообразных развлечений.
Например, играя в молчанку, дети рассказывают один из следующих забавных стихов:
- Ехали бояре и кошку потеряли. А кошка сдохла, ее хвост облез, кто слово промолвит, тот эту кошку и съест.
- Бежал по крыше воробей – нес он баночку соплей. Первым, кто заговорит, тот ее и выпьет!
- Летели в небе 3 утки, помолчи ты 3 минутки!
- Ты рыбак, и я рыбак! Ловись, рыба и ловись, рак! Тишина, скорей молчок! Кто слово молвит – тот червячок!
- 1,2,3 – ничего не говори! Рты закрываем на замок, кто скажет слово, тому щелк!
Для школьников
Считалочки для детей 7-12 лет помогают детям лучше адаптироваться в школьном коллективе. А счет в стихе учит школьников справедливости и честности, ведь на выбор и течение игры не влияют посторонние факторы. Также считалки для школьников могут содержать полезную информацию по определенному предмету. Таким образом, дети смогут быстрее запомнить школьный материал.
Считалки для учеников разных возрастов представлены в таблице ниже.
Возраст школьников | Считалки |
7-8 лет |
|
9-10 лет |
|
11-12 лет |
|
Считалки часто используются и при изучении иностранного языка детьми. Учителя на уроках, а также преподаватели на курсах по изучению английского или другого иностранного языка применяют их в качестве эффективного метода преподавания. Считалки делают сложный, длительный процесс обучения более интересным, ведь запоминание новых слов в игровой форме происходит намного быстрее.
Проговаривание считалок позволяет формировать детям правильную дикцию, увеличивать словарный запас иностранных слов, развивать мелкую моторику (считалки часто сопровождаются выполнением определенных жестов и действий).
Популярной английской считалкой является следующая:
Rain, rain go away, Come again another day;
Little Jonny wants to play.
Rain, rain, go to Spain,
Do not show your face again.
Переводится эта считалочка следующим образом:
Дождик-дождик, ты уйди и приходи в другие дни! Джонни хочет погулять! Дождик, дождик, уйди в Испанию и не возвращайся!
Эту считалку (русский вариант) в немного измененном виде можно услышать в цикле развивающих мультиков.
При изучении немецкого языка часто применяются считалки с именами, например:
Wer ist das? Wer ist das?
Das ist Lene. Das ist Hans.
Wer ist das? Wer ist das?
Das ist Anna. Das ist Franz.
Дословно считалка переводится следующим образом:
Это кто? Это кто?
Это Лена, Это Ханс!
Кто это? Кто это?
Это Анна! Это – Франс!
Чтобы и школьники, и дети дошкольного возраста лучше запомнили считалки (не только иностранные, но и русские) рекомендуется их применять при разных ситуациях:
- Дома во время общения ребенка с родителями. Например, считалка поможет выбрать, какую надеть одежду, какую съесть конфету или распределить дела по дому.
- Во время игры. Например, какую куклу первой причесать и одеть, какой игрушке первой налить чай. После совместной игры со взрослыми, ребенок впоследствии будет применять считалки и играть самостоятельно без привлечения родителей. Считалки также можно использовать и во время сбора игрушек – какую из них первой отправить на свое место.
- При общении с друзьями. Между детьми часто возникают конфликты по разным причинам. Используя считалку, можно избежать их возникновения, ведь все будет решать случай, а не чье-то мнение. Это необходимо объяснить ребенку и, по возможности, предложить решение возникшей между друзьями проблемы с помощью считалки. Сначала взрослые помогут применить на практике считалку, а впоследствии дети самостоятельно будут использовать данный метод.
Развивающие
Развивающие считалки в любом возрасте помогают детям не только познакомиться со счетом, но и выполнять простые действия, задания.
Например:
Вот грибочки на лужочке В красных шапочках стоят. 2 грибочка, 3 грибочка, А вместе это будет? — 5.
Эта математическая считалка поможет детям научиться сложению цифр. Также немаловажным является и умение считать не только последовательно, но и в обратном порядке.
Помочь в этом может следующая считалка:
1, 2, 3, 4, 5 — солнце с неба не достать. 5, 4, 3, 2, раз — солнце нежно греет нас.
Кто умен, тот выйди вон!
Считалки для детей 3-4 лет
***
Я — зверек И ты — зверек. Я — мышонок, Ты — хорек. Ты хитер, А я умен. Кто умен, Тот выйди вон!
***
Бегал зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать.
***
Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки пили, мышки ели, Только сушками хрустели.
***
Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет.
***
Тише, мыши! Кот на крыше. А котята — ещё выше! Кот пошёл за молоком, А котята — кувырком, Кот пришёл без молока, А котята: — Ха-ха-ха!
***
Теремок миндальный, Теремок хрустальный, Теремок простой, Выходи, дружочек мой!
***
Раз! — Мышонок на дорожке! Два! — К нему крадётся кошка! Три! — Мышонок в норку шмыг! И смеётся, озорник!
***
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!
***
Конь ретивый Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки Играет.
***
Раз, два, три, Четыре, пять. Будем в прятки Мы играть. Небо, звёзды, Луг, цветы — Ты пойди-ка Поводи!
***
Вышел зайка на дорожку, Промочил бедняга ножки. Чтобы ног не застудить, Будет в валенках ходить, Будет в валенках ходить. А тебе пора водить.
***
Дин-дон, дин-дон, Колокольчики звенят. Дин-дон, дин-дон, Звоном радуют ребят. Дин-дон, дин-дон, Выходи из круга вон.
Особую категорию составляют пальчиковые считалки. Такие тексты произносятся с участием пальчиков малыша: их можно загибать и разгибать, легонько трясти или целовать
На зелёненький лужок выходи ко мне, дружок!
Считалки для детей 4-5 лет
***
Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича — За Петра Петровича! Он усат и полосат, Ну не кот, а просто клад!
***
Раз, два, три, четыре, пять! Природу надо охранять. Лес дремучий береги – Не пили и не руби. Леснику водить опять, Нам же можно убегать!
***
Раз, два, три, четыре, пять, шесть! В лесу деревьев много есть. Вот береза, вот осина, А здесь красная рябина. Ты, рябина, созревай, Нас, ребяток, догоняй.
***
Тили-тили-тили-тили. Мы с тобой гулять ходили. Мы с тобой гулять ходили, Хороводы мы водили, В речке брызгались, плескались И в траве густой валялись. Только вот подкралась ночь. Убегай скорее прочь!
***
Бежит заяц через мост, Длинны уши, куцый хвост. Ты далёко не беги, Посчитать нам помоги. Раз, два, три — Выйди ты!
***
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик — чистый стол. Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел.
***
За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке — теремок, На дверях висит замок. Кто к замочку ключ найдет, Тот из круга вон пойдет.
***
Мальчики, как зайчики, Девочки, как белочки, Прыгают и скачут, Упадут — не плачут. За окошком не сиди, К нам скорее выходи! На зелёненький лужок Выходи ко мне, дружок!
***
Петушочек-петушок Ел с изюмом пирожок! По крошечке клевал, По изюминке считал: Раз, два, три, Вы-хо-ди!
***
Жили-были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать — Начинай считать опять.
***
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай – ка, не робей!
Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму
Общая цель
Считалки являются небольшим стихом с четкой рифмой. Чаще всего, они используются детьми для распределения ролей в разнообразных играх (прятки, догонялки и прочее). Некоторые родители считают их бесполезными, часто не имеющими смысла стихами, которые не несут в себе никакой пользы для ребенка. Но кроме распределения ролей, считалка играет большое значение в развитии ребенка и формировании его личности.
С их помощью дети:
- Развивают и улучшают память, запоминая последовательность слов.
- Учатся счету, поскольку во многих считалках присутствует цифровая последовательность.
- Тренируют внимание и концентрированность.
- Развивают и улучшают логическое мышление.
- Запоминают буквы алфавита (в некоторых стихах есть перечисление букв).
- Вырабатывают и развивают чувство ритма.
- Развивают творческие способности (дети пробуют самостоятельно сочинить стихи и считалки).
- Избавляются от застенчивости. Ребенок, знающий интересные считалочки, вызывает интерес у своих сверстников, становясь популярным. Таким образом, дети постепенно обретают уверенность в себе.
- Увеличивают словарный запас, знакомясь с новыми словами.
- Учатся взаимодействию с окружающими людьми.
- Учатся соблюдать и следовать правилам, идти на компромисс.
- Развивают в себе чувство дружбы, помощи, учатся быть честными и справедливыми.
Многие считалки предусматривают непосредственное взаимодействие между участниками (например, касание рукой). Это способствует развитию между детьми дружеских и доверительных отношений. Также некоторые считалки сопровождаются определенными движениями и действиями (к примеру, нужно подпрыгнуть, похлопать в ладоши, станцевать). Благодаря этому, у детей улучшается координация движений и скорость физических реакций.
В настоящий момент неизвестно, откуда произошли и как появились считалки. Существует несколько версий. Одна из них гласит, что с помощью считалок люди в давние времена справедливо распределяли между собой работу и обязанности.
Другая история связана с религией – в древности люди боялись разозлить богов. Они решили пересчитывать свою добычу в непривычной форме, используя иносказательные выражения, скрывая свои успехи в охоте, чтобы боги не завидовали им. В древности считалки также считали одним из способов гадания – стоит или не стоит начинать определенное задание, дело. Считалки имеют различные квалификации.
Самыми популярными являются две:
- По содержанию (или словесному признаку). Бывают считалки-заменки (в стихе нет цифровой и счетной последовательности) заумные считалки (содержат непонятные или заумные слова, имеющие иностранное происхождение) и считалки, содержащие цифры, числа и последовательность причисления.
- По происхождению – авторские считалки, сочиненные детским поэтом, писателем, и народные считалки. Такие произведения не имеют конкретного автора. Обычно они передаются из поколения в поколение, дополняются новыми сюжетами, видоизменяются.
По порядку сосчитай, а не можешь — вылетай!
Считалки для детей 5-6 лет
***
Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты.
***
На скамье сидели в ряд Волк и семеро козлят. Царь Салтан и князь Гвидон, Айболит, лиса и слон, Дядя Степа, Несмеяна. Назови всех без обмана. По порядку сосчитай, А не можешь — вылетай.
***
Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон.
***
За высокими горами Стоит Мишка с пирогами. Здравствуй, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Пирожки не продаются, Они сами в рот кладутся, Но кто их возьмет, Тот водить пойдет.
***
Наша Маша Рано встала, Кукол всех Пересчитала: Две Матрёшки На окошке, Две Аринки На перинке, Две Танюшки На подушке, А Петрушка В колпачке На дубовом Сундучке!
***
Раз, два, три, четыре, пять, Научились мы считать. Ну а дальше мы не знаем, Может, вместе посчитаем? Шесть — конфеты любим есть, Семь — мы помогаем всем, Восемь — мы друзей В беде не бросим. Девять — учимся на пять, Десять — кончили считать.
***
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять — Можно всё пересчитать, Сосчитать, измерить, взвесить… Сколько в комнате углов, Сколько ног у воробьёв, Сколько пальцев на ногах, Сколько в садике скамеек, Сколько в пятачке копеек!
***
Тра-та-та! Тра-та-та! Вот какая красота: На горе стоит сосна, На сосне сидит без сна Пучеглазая сова, Вот такая голова. Всю ночь не спит, За порядком следит. А ты не следи, Раз, два, три, выходи.