Виды и формы театрализованных игр в первой младшей группе ДОУ
Театрализованные игры делятся на 2 группы:
- те, в которых дети организуются взрослым и выступают артистами в образах с помощью вербальных и невербальных способов выражения, то есть драматизации;
- те, в которых ребята сами являются организаторами игрушек, кукол для создания условной ситуации, то есть режиссёрские игры.
Игры с пальчиковыми куклами развивают мелкую моторику
Таблица: виды драматизаций и режиссёрских игр в первой младшей группе
Группа игр | Вид | Описание |
Драматизация | Имитация | Дети воплощают образы животных, персонажей сказок. |
Сюжетно-ролевые сценки | Малыши разыгрывают короткие диалоги (1–2 реплики) на основе прослушанной сказки, просмотренного мультфильма или предложенной воспитателем ситуации. | |
Инсценировки | Малыши представляют заученные сценки, например, на утренниках, развлечениях. Такие драматизации используются нечасто из-за того, что многие дети в силу возраста плохо разговаривают и ещё не выработали навык запоминания текстов. | |
Режиссёрские игры (деление на виды основывается на типах театра, с которыми знакомятся воспитанники первой младшей группы) | Настольный | В качестве артистов выступают игрушки, каштаны (например, в роли машинок), жёлуди, осенние листья и пр. |
Стендовый | Дети производят действия фигурками на липучках на фланелеграфе или картинками на магнитах на специальной доске. Эти виды игр у детей 1,5–3 лет носят несколько иной характер, чем режиссёрские в прямом смысле: в них малыши выполняют действия по указанию воспитателя. Например, отправляют зверушек по подходящим домикам: собачку — в будку, кошку — в корзинку и т. д. | |
Кукольный | В первой младшей группе дети осваивают пальчиковые куклы, пытаясь ими проиллюстрировать услышанный сюжет. Манипуляции малыши производят только после того, как педагог детально продемонстрировал все действия персонажа. | |
Кулачковый | Презентация сюжета идёт от имени разрисованных или одетых в ткань кулачков. В первой младшей группе это обычно животные, которых малыши иллюстрируют подходящими звуками. | |
Баночный | «Артисты» сделаны из баночек, одноразовых стаканов и прочего бросового материала. Как правило, такие театрализованные игры вводятся во втором полугодии, когда ребята уже более или менее говорят и могут сами придумывать сюжеты на основе личного опыта. |
Это интересно. В первой младшей группе могут вводиться невербальные импровизации (танцевальные, с помощью мимики, жестов), так как для полноценного использования театрализованных игр необходимо хорошее владение речью.
Видео: сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» в первой младшей группе
Формы организации
С воспитанниками первой младшей группы могут проводиться разные формы организации театрализованных игр:
- Игра вместе со взрослым на занятиях, утренниках. Это наиболее привычный для малышей 1,5–3 лет способ организации игровой деятельности.
- Мини-игры. Эта форма театрализованных игр применяется на занятиях для решения познавательных задач. Например, на уроке рисования малыши, познакомившись с геометрической фигурой «круг», не просто повторяют её очертания на листочках, а рисуют бублик для голодной кошечки, которая заглянула к ним в гости, и показывают, с каким аппетитом кошка съедает эту еду.
Мини-игры — наиболее распространённая форма театрализованной деятельности воспитанников первой младшей группы
- Самостоятельная деятельность. Эта форма театрализованных игр в первой младшей группе является, скорее, исключением, ведь такая активность подразумевает включение малышей в театрализованную деятельность без участия педагога, например, разыгрывание новогоднего утренника в образах без взрослого в качестве координатора действий каждого участника. Самостоятельная деятельность возможна только в том случае, если уровень общей подготовки ребят позволяет её осуществить.
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Итоговое занятие для детей младшего дошкольного возраста «Спасем сказку вместе» (первая младшая группа) Цель занятия: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков детей, приобретенных детьми в течение учебного года. Задачи: 1. Закрепить знание детей об овощах, фруктах, транспорте, временах года, животных. 2. Развивать умение детей отгадывать загадки. 3. Систематизировать…
Конспект НОД по ФЭМП «В гости к сказке «Колобок» (вторая младшая группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА»
Конспект НОД по ФЭМП «В гости к сказке»(вторая младшая группа)
Подготовила воспитатель Абрамова О.В. Г.О. Мытищи 2020 г.
Конспект НОД во второй младшей группы по…
Проект «В гостях у русской народной сказки» (вторая младшая группа)
Проект
«В гостях у русской народной сказки»
(во второй младшей группе).
Автор проекта:
Позднякова Ирина Александровна.
Руководители проекта:
воспитатель Позднякова Ирина Александровна, воспитатель Осмачкина Ирина Александровна.
Методический паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: среднесрочный (1месяц)
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Дата проведения: с 18 марта по 12 апреля 2019 года
Место проведения: МБДОУ «ЦРР-ДС «Орлёнок» структурное подразделение
«ЦРР-ДС «Академия детства»
Участники проекта:
педагоги, дети, родители.
Актуальность проблемы:
В нашем 21 веке, когда происходит духовное обнищание, сказка, как и другие ценности нашей культуры, теряет своё наивысшее предназначение. В большей части этому помогают современные печатные издания и создание детских мультфильмов, которые искажают первоначальный замысел сказки, а также превращают сказочное действие из поучительного в развлекательное. Поэтому наш проект «В гостях у русской народной сказки» очень актуален. Русские народные сказки преподносят нашим детям поэтический образ сказочных героев, в тоже время они оставляют простор детскому воображению, позволяют возвратить и привнести в естественную среду жизни ребёнка и семьи христианские нормы православия; темы веры, милосердия, добра составляют духовно-нравственное содержание русских народных сказок.
Постановка проблемы:
Дети знают мало русских народных сказок.
Цель: Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения на основе русских народных сказок.
2.Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок.
3.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных.
Воспитательные:
1.Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
3.Воспитывать стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, радовать близких результатами своего труда.
Развивающие:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, их речи, обогащению словаря.
2. Развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3.Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
5. Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.
Информационные:
Донести до детей как можно больше информации о многообразии русских народных сказок, о том насколько они интересны и поучительны.
Предполагаемые итоги реализации проекта -Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
-Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
-Организация выставки рисунков и поделок : «Моя любимая сказка» (с привлечением родителей).
-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.
Методы проекта:
Познавательно-театральная деятельность, беседы, наблюдения, совместные игры.
Работа с родителями:
— познакомить с темой проекта.
— вызвать интерес родителей к чтению русских народных сказок.
— консультация для родителей «Русская народная сказка и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребёнка».
— подготовка выставки рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
— книжная выставка «Добрая сказка».
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
— определение проблемы и актуальности проекта;
— постановка цели и задач;
— определение форм и методов работы;
— сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
— работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; — создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС):
Внести в книжный центр русские народные сказки. Создание дидактических игр по проекту. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказок»; «Подвижные игры по сказкам».
2 этап: основной
-проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.
3 этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы)
-анализ полученных результатов,
— оформление книжного уголка «Добрая сказка»;
-выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»;
-оформление лэпбука «В гостях у сказки».
Реализация проекта.
Вначале нашего проекта педагоги совместно с родителями пополнили книжный уголок группы русскими народными сказками.
Так же был создан пальчиковый театр, кукольный театр на палочках, лэпбук «В гостях у сказки», составлен для родителей рекомендательный список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Собраны картотеки пальчиковых и подвижных игр по мотивам русских народных сказок.
Всё это в дальнейшем помогло при реализации образовательной и игровой деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие
.
1. Рассматривание лэпбука.
2.
Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
3. Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок» «Составь сказку» «Назови сказку» «Сложи картинку и узнай сказку»
4.Чтение художественной литературы:
«Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Рукавичка» «Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» «Колобок» «Репка» «Маша и медведь» «Теремок»
5.Отгадывание загадок на тему «Сказки».
Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Занятие — развлечение
«Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!» (ребята старших группу показали театрализованное представление по русским народным сказкам).
3. Экскурсия в библиотеку «В гости к книге».
Цель:
воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
Ребята посетили местную сельскую библиотеку, где познакомились с правилами поведения в читальном зале и помогли изготовить обложки для книг.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Н.А. Устинова, Е.М. Рачёва.
2. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
3. Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Тема: «
Наши книжки-малышки».
Цель:
Закрепить знание сказки «Колобок», учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; — Закрепить умение детей рисовать контур предмета, раскрашивать его, не заступая за края; — Закрепить знание основных цветов, правильно называть их; — Совершенствовать умение рисовать прямые линии, округлые предметы;
4.
Лепка по русской народной сказке «Три медведя».
Тема:
«Мишка-неваляшка»
Цель
: Формировать умение работать с пластилином.
Учить лепить предметы шарообразной формы; учить детей основным приемам работы с пластичным материалом: разминать двумя руками, разрывать на большие и маленькие части, соединять их, раскатывать круговыми движениями ладоней, прищипывать.
5. Аппликации по русской народной сказке «Репка»
Тема:
«Выросла репка большая- пребольшая»
Цель:
Продолжать формировать умение работать в технике обрывной аппликации и приклеивать на готовый силуэт в пределах заданного контура.
Развивать чувство формы и цвета, умение видеть целое раньше частей.
Воспитывать интерес к созданию выразительных образов по мотивам знакомых сказок.
ФЭМП по русским народным сказкам.
Тема:
«Поможем сказочным героям»
Цель:
формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Закреплять умение узнавать геометрические фигуры, закреплять название фигур (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник);
- На данном занятии дети помогали собрать бусы из геометрических фигур для Настасьи Петровны из сказки «Три медведя».
- Строили домик из геометрических фигур для зверей из сказки «Теремок».
3. Помогали Колобку собрать мыльные пузыри (круг из нескольких частей).
Конструирование по сказке «Теремок»
Тема: «Дом для Мишки и его друзей»
Цель:
формирование простых конструктивных навыков у детей младшего дошкольного возраста, развитие взаимопонимания между детьми. Воспитывать у детей умение работать в коллективе, способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Продолжать учить детей работать коллективно, помогая друг другу при совместной постройке. Воспитывать чувство сопереживания и сочувствия к персонажу (мишке), желание ему помочь, эмоционально откликаться на чью-либо просьбу.
Ребята, совместно с педагогом доп.образования по конструированию, выполнили коллективную работу — построили домик для зверей.
Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«Волк и семеро козлят» «У медведя во бору» «Гуси — лебеди» «Кот и мышь» «Курочка — хохлатка» «Золотые ворота».
2.Физминутки:
«Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
(Приложение)
- Сбор экспонатов для выставки « Моя любимая сказка».
Выставка работ родителей и детей «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
ВЫВОД:
Восприятие сказок позволяет нам:
— развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника проекта;
— создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием;
— прививать детям любовь к родной стране.
В результате совместной деятельности (воспитатели, родители и воспитанники), дети получили возможность восполнить кругозор о сказках, научились сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
9