Информационная карта учителя начальных классов Кишевой З.А.
I. Общие сведения | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Кишева Зарейта Анатольевна | МОУСОШ №1 С.Чегем-2 Чегемского района КБР | Учитель начальных классов, руководитель ШМО | 29 лет |
II.Сущностные характеристики опыта | |||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Воспитательная система класса «Я создаю себя сам» | ||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Основное направление работы – это дать школьнику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие. Хотя воспитание – один из важнейших факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к её саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребёнка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности. Какую бы сторону личностного развития человека мы не взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой его активности в этой деятельности и стремлением к собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребёнку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности. Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться ». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Исходя из этого, я определила
| ||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Организация занятий по программе опирается на следующие принципы: 1. Принцип рассуждения. Он предполагает, что в основе занятий должны лежать ситуации, наталкивающие детей на возникновение собственных мыслей, догадок, предположений и вызывающие желание открыто высказать их, т. е. ведущим должен быть диалог. | ||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Содержание воспитательной работы, её формы отбираются на основе выделенных тематических блоков: 1 блок — «Ценность человеческого «Я»», идея которого решение проблем, позволяющих детям сделать первые шаги в психологию, философию, медицину, осмыслить свой внутренний мир, получить представление о его компонентах, своем эмоциональном состоянии, своих склонностях и способностях, научиться общаться с собой языком раздумий и размышлений. 2 блок – «Человек и его созвездие». Человек рождается как звезда единственная и неповторимая, но он живёт в мире таких же звезд. Сила звезды в свете, сила человека в его знаниях! Своё созвездие человек создаёт сам, если живёт по законам добра, любви, красоты, если умеет делать правильный выбор. В созвездии человека разные звёзды, но самая яркая звезда — семья! Свет этих звёзд зависит от того, как человек заботится о своём созвездии». 3 блок – «Человек и природа». Идеи блока: помочь закрепить и осознать полученное в курсе изучения естественных дисциплин, единство природы и человека, воспринять культуру единения, накопленную историей человечества, заложить опыт использования даров природы для проявления человеческой благодарности природе. 4 блок – «Человек изменяет себя». Идея блока: учить детей конкретным приёмам саморегуляции и самоуправления, используя систему игр, тренинговых упражнений. Для достижения задач каждого блока в классе созданы благоприятные социально- психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. | ||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Как учитель я понимаю, что, принимаясь за важное и святое дело воспитания и обучение детей необходимо, как говорится «обдумать себя» и отношение к своему делу. Человека воспитывает только человек, а хорошего человека может воспитать только хороший человек. Таковым надо быть, а не казаться. Я стараюсь быть ответственной, запланированную работу стараюсь выполнить в срок. Мои ученики неоднократно становились призёрами различных школьных, муниципальных, республиканских соревнований. Мулаева Карина – победителница в республиканском интеллектуальном марафоне выпускников начальной школы по кабардинскому языку. г.Нальчик 2008г. Боготова Алина Мухамедовна призёр в республиканском мероприятии «Вернисаж Мастера Бума». Г.Нальчик 2009г. Созаев Тамирлан, Дышеков Тамерлан, Килов Амир, Кумыкова Сатаней- призёры районного тура республиканского фестиваля «Творчество. Развитие. Успех!» г.Чегем 2020г. Кумыкова Сатаней , Дышеков Тамерлан, Борсов Аскер – награждены дипломами за высокий результат во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» 15 апреля 2014г. Кадыкоева Джулиана , Кишева Алина, Алоев Аскер призёры школьного уровня в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру». 2016г | ||
6.Результат изменений | В результате осуществления основных направлений программы «Я создаю себя сам» к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть развито: — научное сознание, которое выражается в готовности личности определять границы своей компетентности, получать и классифицировать знания, правильно применять их в жизненной практике;
| ||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Опыт работы представила: -публикация в газете «Голос Чегема» 20116г. «Развитие личности – смысл и цель современного образования». |
III. Педагогическое эссе |
..Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка- Всё начинается с любви- С любви! Я это точно знаю. Р. Рождественский Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Как хотелось бы в нашей жизни встречать как можно больше хороших, а главное счастливых детей. А кто как не мы можем сделать их такими. Подчас только мы – учителя в силах подарить им счастье познания. Поэтому каждый день я с легким волнением открываю дверь школы, поднимаюсь в свой класс, где ждут меня детские глаза, улыбки. Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренний радостью. Всматриваясь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на все вопросы, а самой так хочется сказать вслух: «Дорогие мои ребята! Вы самые удивительные люди на свете. Ваша доброжелательность, открытость, приветливость ни с чем не сравнима. В вас нет пока взрослой подозрительности, вы верите в добро, в справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Смогу ли я, ваш учитель, указать к нему дорогу? Есть ли такие, кто сможет? Как оградить вас от всего дурного, грязного, что ещё есть в нашей жизни? Как закалить? Как помочь? Вот он, огонёк доверия. Его легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом». Как учитель я понимаю, что, принимаясь за важное и святое дело воспитания и обучение детей необходимо, как говорится «обдумать себя» и отношение к своему делу. Человека воспитывает только человек, а хорошего человека может воспитать только хороший человек. Таковым надо быть, а не казаться. Поэтому для себя я выделила ряд правил:
Когда я смотрю на эти светлые личики, на эти светящиеся глаза, полные жизни, любопытства, участия то понимаю, что ради этого стоит отдавать свои силы, стремиться с ними к новым вершинам, чтобы в итоге увидеть их счастливые глаза, полные радости. И, действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья, поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я, учитель, созидатель человеческой души, я – пахарь, я – сеятель. Я в ответе за них, своих учеников. |
IY.Экспертное заключение | |||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Кишева Зарейта Анатольевна 1962 года рождения имеет среднее специальное образование. В 1981 году окончила Нальчикское педагогическое училище по специальности, учитель начальных классов. Стаж педагогической работы 29 лет. В 2020 году прошла краткосрочные курсы повышения квалификации при ИПКиПРОКБГУ «Обновления содержания начального образования в условиях реализации приоритетного направления развития образования». В 2020 году прошла курсы при ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» на учебной площадке Чегемского района по «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Зарейта Анатольевна в совершенстве владеет методикой начального образования. В настоящее время она работает по программе «Школа России».Данный учитель большое внимание уделяет дифференцированному обучению, стремится, чтобы каждый урок был интересным, познавательным и развивающим, осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания обучающихся, серьёзное внимание обращает на развитие памяти, активной мыслительной деятельности, речи учащихся. Зарейта Анатольевна творчески подходит к отбору учебного материала, который соответствует реальным возможностям каждого ученика. Применяет нетрадиционные формы урока, новейшие информационные технологии. Сочетая парные формы работы, исследовательский и проблемно-поисковый методы обучения Кишева решает задачи формирования самостоятельности, развития мотивации учения младших школьников. Стремится дать им глубокие прочные знания. Важным этапом её работы является психолого-педагогическая диагностика. Она позволяет выявлять «сильные» и «слабые» стороны развития ученика, отследить продвижения каждого и скорректировать работу педагога. Постоянно повышает уровень самообразования, изучает методическую и психологическую литературу, посещает уроки у своих коллег, сама даёт открытые уроки. Работает над темой «Индивидуальный подход в воспитании и обучении ребёнка ». Опыт работы представила на педсовете 6.01.10г протокол №3. Данный учитель на высоком уровне организует воспитательный процесс в классе. Она разработала воспитательную программу класса «Я создаю себя сам» на основе воспитательной программы школы. Её ученики неоднократно занимают призовые места, как в школе, так и в муниципальных и республиканских конкурсах. Учебные года | класс | обучалось | успеваемость | Качество знаний |
2014-2015 | 2 | 25 | 100% | 64% | |
2015-2016 | 3 | 21 | 100% | 67% | |
2016-2017 | 4 | 21 | 100% | 66% |
Кишева З.А. принимает активное участие в общественной жизни коллектива школы.
За успешную работу по обучению и воспитанию обучающихся Кишевой Зарейте Анатольевна награждена значком «Отличник народного просвещения»
Приложение 1 Основные направления работы классного руководителя
Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года следует, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Основываясь на основные идеи воспитательной программы школы, мною была разработана воспитательная программа класса «Я создаю себя сам»
для младших школьников. Основное направление программы – это дать школьнику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие Исходя из этого, я определила
цель воспитательной программы класса как формирование человека, способного развивать и воспитывать самого себя.
Были выделены и основные задачи
программы:
- Дать почувствовать ребенку свое место в жизни, значимость каждого организма, каждого человека, ценности жизни всего живого, и на основе этого помочь осознать свое место в природе, в культурной, экономической и трудовой сфере.
- Научить детей управлять своими эмоциями, возбуждать ум, создавать мажорное настроение, находить правильные поведенческие формы в различных ситуациях.
- Научить радоваться каждому прожитому дню, маленькому успеху, своим новым знаниям, успехам товарищей, других людей, любить всех окружающих и главное, себя.
Многогранна деятельность, организуемая в классе. Это и работа внутри класса: создание эстетической среды в классной комнате, дежурство по классу, самообслуживание. Для развития классного коллектива и первоначальных основ самоуправления в классе организованы творческие группы, которые имеют названия «Спортсмены»(физорг и его помощники), «Затейники»(культмассовый сектор), «Контролёры»(звеньевые), «Экологи» (цветоводы). Название групп отражает их основную деятельность.
Будучи ориентированными, на самостоятельную деятельность, каждый ребёнок получает возможность реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Чтобы отследить, как развивается самоуправление в классе, мы систематически проводим диагностику показателя самоуправления. Для развития способностей детей, показывающих особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, я спланировала работу на основе школьной программы «Интеллект будущего», которая предусматривает обеспечение оптимальных условий для развития их личности. Цель работы:
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённости обучающихся. Чтобы достичь положительных результатов широко применяю различные формы и приёмы индивидуального обучения на уроках (групповые формы, творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии и т.д.) Организую внеурочную деятельность, вовлекая всех обучающихся в занятия по интересам (факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, исследовательская деятельность):
- Проводя беседы во время классного часа, ставлю перед собой задачу развития эмоциональной сферы обучающихся. Чтобы выжить в современном мире, полном противоречии, учу детей общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать других. Развиваю в детях открытость и умение выражать своё отношение к другим, показываю, как можно жить без насилия, помогаю им справиться со своими страхами и стрессами, помогаю овладеть искусством достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развиваю чувство юмора. В результате в классе сформирован благоприятный психологический климат, межличностные отношения. Дети толерантно относятся к окружающим.
- Стабильно повышается процент детей, посещающих учреждения дополнительного образования района, так как в классе организуется систематическая работа по вовлечению детей в спортивные секции и клубы, музыкальную и художественную школу, театральную студию при сельском Доме Культуры.
Темы исследовательских работ :
- «И подвигу народа жить в веках» о ветеране Великой Отечественной войны Кишеве Григории Темиржановиче – Кишев Кантемир, 2 класс 2017г
- «Комнатные растения нашего класса» — Кишева Алина, 3 класс 2016г
Темы учебных проектов :
- Проект озеленения школьного двора (учебный проект в курсе «Окружающий мир»), 2 класс.
- Новогоднее украшение классной комнаты (учебный проект в курсе «Технология»), 2 класс.
- Проект создания индивидуальной папки личных достижений «Портфолио ученика 3 класса».
- «Что такое мусор?» (учебный проект в курсе «Окружающий мир»), 3 класс.
Немаловажную роль в реализации основных идей программы играет решение вопросов, связанных с развитием и сохранением здоровья обучающихся. Эта проблема в России стала не только медицинской, но и педагогической, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание в нашей школе и классе, где мы, организуя учебно-воспитательный процесс, формируем у детей культуру здоровья, пропагандируем здоровый образ жизни.
Для профилактики и оздоровления детей веду совместную работу с медицинским персоналом ОУ, педагогами и родителями. Ежемесячно организую лекции и беседы для учащихся и родителей с врачами детской поликлиники, школьным врачом, различные внеклассные мероприятия: При всех созданных благоприятных условиях жизни детей в школе, я, как классный руководитель включаю здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрирую межпредметное взаимодействие, широко использую игровые практики, исследовательские методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни. В классе выстроена система профилактической работы с обучающимися и с семьями. личность единственную и неповторимую, но которая нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Кто как не мы можем помочь ребёнку видеть в этом мире следы человеческой души и средства для формирования уважительного и заботливого отношения к окружающим, а главное к самому себе.
Приложение 2
Взаимодействие классного руководителя и родителей, как залог успешного обучения и воспитания сельских школьников.
«Человек рождается как звезда единственная и неповторимая, но он живёт в мире таких же звезд. Сила звезды в свете, сила человека в его знаниях! Своё созвездие человек создаёт сам, если живёт по законам добра, любви, красоты, если умеет делать правильный выбор. В созвездии человека разные звёзды, но самая яркая звезда — семья! Свет этих звёзд зависит от того, как человек заботится о своём созвездии».
Сегодня одна из главных задач школы – создание открытой социально–педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Эффективность образовательного процесса в школе, в числе прочего, зависит и от тесноты контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Очень важно уже с первого года обучения детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. По определению семья
рассматривается как начальное звено членов общества, где люди совместно живут и несут друг за друга моральную ответственность. На селе это определение соотносится не с каждой семьёй. Многие живут друг с другом, но не несут моральную ответственность. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и приходится отмечать, что разрушение семьи усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- Однодетность или малодетность. Воспитываясь в таких условиях, дети недостаточно получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями.
- Неполнота семей. Многие психологи, социологи, педагоги доказали, что семейное обстоятельство и условия в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.
- Основательно утрачены традиции народной педагогики, которая предполагает, что воспитывать ребёнка надо пока он маленький, и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
- Увлечение родителей просмотром телепередач политического или сюжетного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, т. е. на их воспитание не остаётся времени.
- Многие родители не владеют, в достаточной мере, педагогическими методами воспитания детей, из-за чего процесс воспитания не приносит положительных результатов. А следствием этого является грубое поведение подростков по отношению друг к другу и взрослым, рост детской преступности, алкоголизация.
- Ухудшение социального положения семей. В наиболее активном возрасте (30-40 лет) родители имеют в основном средне-профессиональное образование. По социальной категории это рабочие и служащие, многие из них по разным причинам не работают (домохозяйки, безработные).
- Снижение образовательного уровня родителей. Не все родители могут оказать помощь своим детям в обучении, в развитии познавательных интересов. Вокруг ребёнка создаётся «голод» в интеллектуальном общении, который нередко заполняется воздействием негативных факторов.
Учитывая эти причины и многие другие, школа заинтересована в том, чтобы оказать помощь различным категориям семей в овладении содержанием и организацией воспитания в семье.
Информационная карта педагога-наставника,
Участника регионального конкурса педагогического мастерства «Педагогический дуэт»
_______________________________
Место для фото |
(фамилия, имя, отчество)
__________________________
(муниципальное образование)
1. Общие сведения | ||
Населённый пункт | ||
Дата рождения (день, месяц, год) | ||
Место рождения | ||
Адрес личного Интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | ||
Адрес сайта образовательной организации в Интернете | ||
2. Работа | ||
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом) | ||
Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) | ||
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | ||
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | ||
Дата установления квалификационной категории (если она имеется), какой именно категории | ||
Почётные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) | ||
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) | ||
3. Образование | ||
Название и год окончания организации профессионального образования | ||
Специальность, квалификация по диплому | ||
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) | ||
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | ||
Учёная степень | ||
Название диссертационной работы (работ) | ||
Основные публикации (в т. ч. книги) | ||
4. Общественная деятельность | ||
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | ||
Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации | ||
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | ||
5. Семья | ||
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | ||
Дети (имена и возраст) | ||
6. Досуг | ||
Хобби | ||
Спортивные увлечения | ||
Сценические таланты | ||
7. Контакты | ||
Рабочий адрес с индексом | ||
Домашний адрес с индексом | ||
Рабочий телефон с междугородним кодом | ||
Домашний телефон с междугородним кодом | ||
Мобильный телефон с междугородним кодом | ||
Факс с междугородним кодом | ||
Рабочая электронная почта | ||
Личная электронная почта |
*Поля информационной карты, выделенные курсивом
необязательны для заполнения.
Приложение №5
к Положению
Информационная карта молодого специалиста,
Участника регионального конкурса педагогического мастерства «Педагогический дуэт»
_______________________________
Место для фото |
(фамилия, имя, отчество)
__________________________
(муниципальное образование)
1. Общие сведения | ||
Населённый пункт | ||
Дата рождения (день, месяц, год) | ||
Место рождения | ||
Адрес личного Интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | ||
Адрес сайта образовательной организации в Интернете | ||
2. Работа | ||
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом) | ||
Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) | ||
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | ||
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | ||
Дата установления квалификационной категории (если она имеется), какой именно категории | ||
Почётные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) | ||
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) | ||
3. Образование | ||
Название и год окончания организации профессионального образования | ||
Специальность, квалификация по диплому | ||
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) | ||
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | ||
Учёная степень | ||
Название диссертационной работы (работ) | ||
Основные публикации (в т. ч. книги) | ||
4. Общественная деятельность | ||
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | ||
Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации | ||
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | ||
5. Семья | ||
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | ||
Дети (имена и возраст) | ||
6. Досуг | ||
Хобби | ||
Спортивные увлечения | ||
Сценические таланты | ||
7. Контакты | ||
Рабочий адрес с индексом | ||
Домашний адрес с индексом | ||
Рабочий телефон с междугородним кодом | ||
Домашний телефон с междугородним кодом | ||
Мобильный телефон с междугородним кодом | ||
Факс с междугородним кодом | ||
Рабочая электронная почта | ||
Личная электронная почта |
*Поля информационной карты, выделенные курсивом,
необязательны для заполнения.