Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс «Школа России»


Задачи:

  • Знакомство с культурно-историческим наследием России, малой Родины и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,
  • осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
  • формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений
  • участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса,

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

– Знакомство с произведениями русских писателей, писателей и поэтов родного края происходит в процессе учебной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков чтения (правильного плавного чтения, приближающегося к темпу нормальной речи, чтения вслух, про себя, по ролям; выборочного, комментированного, др.) и овладение различными видами чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов).

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного

языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает

формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в

различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В третьем- четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских

представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников посредством включения в программу произведений

писателей и поэтов Омского Прииртышья..

Курс «Родная литература» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя

обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы, соответствующие

  • Устное народное творчество.
  • Поэтическая тетрадь
  • Великие русские писатели
  • Люби живое
  • Литературные сказки
  • Были-небылицы
  • Собирай по ягодке-наберешь кузовок
  • Летописи. Былины. Жития.
  • Чудесный мир классики
  • Делу время- потехе час
  • Страна детства
  • Природа и мы
  • Родина

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 3-4 классах и рассчитана на 17 часов.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в год
3 0,5 17
4 0,5 17
Итого 1 34

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в 3-4 классах – выразительное чтение

Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи);

Виды и формы контроля:

  • Устный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • устное сочинение, перессказ текста
  • проект.

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.

Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).

Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.

Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.

Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.

Коммуникативные УУД: Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
  • владеть диалогической формой коммуникации,
  • формулировать собственное мнение и позицию

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы.

Личностные результаты и и метапредметные УУД формируются поэтапно на всех предметах без исключения в том числе и на учебном предмете «Родная литература» к 3-4 классу уровень самостоятельности и осознанности применения УУД для решения учебно-познавательных и

учебно- практических задач становится выше.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Литературные сказки»

ТЕМА УРОКА. Обобщающий урок по теме ,,Литературные сказки”

Цель: — развивать речь, внимание, творческое мышление;

— формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;

— воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, снежинки для оценивания работы обучающихся на уроке, карточки с заданием, рисунки к сказкам, книжная выставка.

ХОД УРОКА

  1. Организационное начало урока.

Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей урока). Садитесь.

Навострите, дети, ушки, мы начнём издалека.

Мы не будим бить баклуши на уроке чтения.

— Что означает выражение ,,бить баклуши”? ( дети дают пояснение)

Вот и я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать снежинки. От количества снежинок будет зависеть ваша оценка за урок. Получив снежинку, выкладывайте её в ряд.

II. Мотивация учебной деятельности.

( Звучит мелодия из сказки? Видео ролик «В гостях у сказки»)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,

Они необходимы, как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,

О том, что может было, а, может быть, и нет.

Сегодня у нас итоговый урок по теме ,,Литературные сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах. Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать.

III. Подготовка к чтению.

Подготовим к работе речевой аппарат. Для этого выполним несколько упражнений.

  1. Дыхательная зарядка:

а) вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям

б) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

IV. Актуализация знаний.

  1. — Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы ,,Литературные сказки”

( за ответ давать снежинку)

( Городок в табакерке, Сказка о жабе и розе, Серебряное копытце, Аленький цветочек. )

— Поскольку сказки, которые мы читали – литературные, то они имеют авторов. И, конечно же мы не можем их не назвать. Ведь начиная читать любое произведение, мы должны всегда обратить внимание, кто его автор. Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.

( за ответ давать снежинку)

Одоевский Владимир Фёдорович – сказка ,,Городок в табакерке”

Гаршин Всеволод Михайлович- Сказка о жабе и розе

Бажов Павел Петрович — сказка ,,Серебряное копытце”

Аксаков Сергей Тимофеевич – сказка ,,Аленький цветочек”

  1. Давайте вспомним биографию этих писателей. ( за ответ давать снежинку)
  1. В каком веке они жили? ( в 19)
  2. Каким было происхождение каждого из них? ( Аксаков, Гаршин , Одоевский – из дворянских семей, Бажов из рабочей.)
  3. Кто из вышеназванных писателей прошёл службу в армии? ( Гаршин, Одоевский, Бажов)( все, кроме Аксакова)
  4. Чьи сказки являются литературными? (всех данных писателей)
  5. Какое из данных произведений стало классикой? ( все)

Молодцы, ребята.

  1. Теперь вспомним содержание сказок.

    Представители групп подойдут и выберут конверт с заданием № 1. Сейчас вы по очереди прочитаете описание героя сказки. А мы будем узнавать этого героя.
    ( за ответ давать снежинку)

  • Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)
  • Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)
  • Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)
  • Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)
  • Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)
  • Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)
  • Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)
  • Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди — сзади горбы великие верблюжьи. ( Чудище, Аленький цветочек)
  1. Выборочное чтение.

    Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.

V
Обобщение материала

  1. Прошу представителей групп подойти за конвертами № 2

    . Восстановите правильный порядок событий сказки ,,Аленький цветочек” . У каждой группы задание одинаковое.

  • Отправился купец в дальние страны.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Зависть сестёр
  • Купец встретился со зверем лесным
  • Превращение зверя в принца.

После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или — . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Прошу капитанов раздать снежинки активным участникам.

Правильные варианты ответов

( 1. Жил купец… 2. Три дня и …. 3. Отправился купец…. 4. Купец встретился…. 5 Младшая дочь у…. 6. Зависть сестёр…. 7. Превращение зверя…)

  1. Работа над выразительностью.

    А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?) прочитать любой отрывок из понравившейся сказки. (вызываю по 2 человека из группы, по очереди)Чтение «Диктор»

Физминутка для глаз.

  1. Задание на внимание.

    Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.

  • « Малахитовое копытце» ( «Серебряное копытце»)
  • «Сказка о жабе и тюльпане» ( «Сказка о жабе и розе»)
  • « Розовый цветочек» ( «Аленький цветочек»)
  • «Городок в сундучке» ( «Городок в табакерке»)
  1. Чтение ,,По – цепочке”.

    Представители групп подходят и выбирают конверт с № 3. В нём указано название сказки, которую будет читать группа. Читать надо по 2 предложения по – цепочке

( посмотреть предварительное количество снежинок)

  1. Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора.

    ( по1 к доске)

  1. А теперь небольшой тест

    . Будьте внимательны.

1. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:

  1. Миша;

    Б. Петя;

  2. Федя.

2. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:

  1. равнодушие; Б.ужас;
  2. радость.

3. Сколько лет было Дарёнке:

  1. 8; Б. 6;
  2. 7.

4. Как назвал Кокованя при первой встрече девочку:

  1. Дарья; Б. Дарёнка; в. Подарёнушка.

5. В какой сказке героине помог цветок:

А. О жабе и розе; Б. Аленький цветочек;

в. Серебряное Копытце

Проверяем тестовое задание. Взяли ручку другого цвета. Правильные ответы на экране. Проверьте сами. ( Снежинки не выдаю) Ответы высвечиваются на экране. Через несколько секунд читаю ответы я)

Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки. Эти дети получают снежинку.

  1. Работа с книжной выставкой.

    Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами. Это и Андерсен, и Пушкин, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.

VI
Итог урока.
Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как поняли, о чём эта притча?

Какого волка вы будете кормить в своей душе?

Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.

Что вам запомнилось с нашего урока?

Кому понравился урок, похлопайте в ладоши и скажите: что за прелесть эти сказки.

Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)

VII
Домашнее задание.
Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.

( если осталось время, задание пишем в дневник)

(Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)

Всем спасибо за урок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: